Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 14:35, реферат
Гостиничное хозяйство является составной частью туристской индустрии и во многом предопределяет развитие туризма в целом. Строительство новых гостиниц может существенно повысить привлекательность туристского направления, увеличив поток туристов, и наоборот, устаревшая гостиничная база может стать причиной спада туристской активности в регионе и снижения его конкурентоспособности на туристском рынке.
12
Введение
Понятие гостеприимство появилось еще на заре человеческой цивилизации. Веками совершенствуясь и обретая новые функции, понятие гостеприимство дошло и до наших дней, превратившись в сильную и значительную отрасль, приносящую существенный доход, как владельцам, так и государству. Сегодня гостиничный бизнес не только способствует экономическому росту отдельных государств, но и играет важную роль в улучшении быта людей, становящихся все более мобильными в условиях глобализации. Россия в этом процессе не исключение. В последнее десятилетие отечественный рынок туристских услуг и, соответственно, индустрия гостеприимства развиваются быстрыми темпами, особенно в крупных промышленных и финансовых центрах страны, однако, надо отметить, значимость этого сегмента для отечественной экономики в целом пока существенно ниже, чем это имеет место в развитых странах.
Само понятие "гостиница" происходит от латинского эквивалента этому слову "hostеl", а также англо-саксонского "hospitality", что значит гостеприимство (от старофранцузского «хоспис», что значит странно-приемный дом).
Позднее данное название модернизировалось уже в более привычное нам, имеющее французские корни - "hotel".
Гостиничное хозяйство является составной частью туристской индустрии и во многом предопределяет развитие туризма в целом. Строительство новых гостиниц может существенно повысить привлекательность туристского направления, увеличив поток туристов, и наоборот, устаревшая гостиничная база может стать причиной спада туристской активности в регионе и снижения его конкурентоспособности на туристском рынке.
Появление первых прообразов гостиниц, как и самой профессии по обслуживанию людей, останавливающихся на ночлег, уходит своими корнями в далекое прошлое.
Гостиные дома располагались в городах и на дорогах, ведущих из одних стран в другие. Помимо путешественников услугами гостиных домов пользовались гонцы, курьеры, правительственные служащие. Здесь людям предоставляли ночлег, убежище, пищу, там же кормили и меняли лошадей.
В средние века в Европе постоялые дворы начинали создаваться при монастырях. Церковь обязывала организовывать “госпиции” для путешественников, паломников, священников, путешествующих по святым местам. Со временем из бесплатного приюта они становятся предприятиями, рассчитанными на получение дохода.
В XVIII – начало XXI вв. в Европе значительный вклад в развитие гостиничного дела внес швейцарец Цезарь Ритц, имя которого до сих пор носит одна из самых знаменитых и дорогих европейских гостиничных сетей, хотя сам Ритц был всю жизнь лишь наемным управляющим и не владел ни одним отелем. Из наиболее известных нововведений Ритца можно отметить появление оркестра в ресторане. Во времена Ритца оркестр играл музыку Штрауса. Музыка в ресторане удлиняла процесс еды и повышала доходы от напитков. Швейцарец Ритц и американец Статлер были фанатиками гостиничного бизнеса. Они обращали внимание на самые, казалось бы, незначительные детали. Так Ритц долго экспериментировал с освещением в ресторане отеля, добиваясь того, чтобы драгоценности на дамах «заиграли» (при этом в качестве манекена он использовал свою жену). Статлер хронометрировал время наполнения водой ванны и время спуска воды в унитазе. Другим любимым его приемом было лечь в ванну и обозревать вид на санузел: нет ли потеков на потолке или каких-либо уродливых неэстетичных сантехнических деталей, которые не бросаются в глаза человеку, осматривающему санузел от входа. Благодаря Статлеру в гостиничном номере появились большое зеркало, лампочки над кроватью, выключатель рядом с дверью, телефон, канцелярская бумага. Он же ввел униформу для гостиничного персонала и предложил при строительстве гостиниц размещать номера попарно, симметрично относительно вертикальных сантехнических труб, общих для этих двух номеров, что дало значительную экономию строительных затрат. Статлер также является автором лозунга «Клиент всегда прав», который и в настоящее время служит основой «научного» подхода в обслуживании.
В Конце XIX - начале XX в. в крупных городах Европы и Америки появились роскошные пятизвездочные (5* в современной терминологии) гостиницы, рассчитанные на удовлетворение спроса со стороны новых миллионеров и старой знати, для которых путешествия стали модным времяпровождением. Несколько таких гостиниц были построены и в России, например «Метрополь» и «Националь» - в Москве, «Европа» - в Петербурге.
До конца XVIII века роль гостиниц в России играли монастырские подворья, трактиры, ямские станции и герберги. В конце XVIII века законодательно был определен перечень услуг, предоставляемых в трактирах и гостиницах, которые подразделялись на несколько разрядов. На рубеже XVIII и XIX вв. в столицах, а затем и в губерниях и уездных городах, начинается массовое строительство гостиниц, как правило, двухэтажных с внутренним двором, где должны были размещаться лошади и экипажи. Некоторые из этих зданий сохранились до середины XX века.
Согласно Положению 1821 г. в гостиницах предоставлялись не только услуги по проживанию, но и питание с широким выбором блюд и напитков, как российских, так и иностранных. Причем продажа напитков разрешалась строго с 9 часов утра до 23 вечера. Музыка и пляски запрещались. В трактирах и ресторанах запрет на музыку не распространялся, позднее он был отменен и в ресторанах гостиниц.
На рубеже XIX и начало XX века - расцвет гостеприимства и ресторанного дела в России. Строительство гостиниц, подготовка кадров, вопросами ценообразования начинают заниматься гостиничные объединения, синдикаты, акционерные общества, корпорации. В 1906 году организовывается Международный союз владельцев гостиниц, объединивший владельцев 1700 гостиниц из различных стран мира. Становится модным выписывать из Франции поваров, причем сразу нескольких для приготовления каждого вида блюд. Любопытно, например, что повара по соусам нанимались в возрасте до 40 лет, так как считалось, что повар старше 40 лет теряет тонкость вкуса. В ресторанах и трактирах выступали венгерские, цыганские, русские хоры, проводились торжественные мероприятия.
В России в 1910 году насчитывалось 4685 гостиниц, находящихся в частном владении, не считая постоялых дворов и трактиров с номерами.
Из достижений советского гостиничного дела можно отметить рекорд по количеству номеров - 3182, кроватей - 5890, который держала гостиница «Россия» с 1967 года. Этот рекорд был перекрыт лишь в 1984 г. «Grand Hotel» Лас Вегаса - 5005 номеров.
В настоящее время в мире насчитывается более 300 тысяч мест размещения туристов, таких как: гостиницы, отели, мотели, гостевые дома, пансионаты, хостелы, кемпинги, туристические базы, санатории и комнаты отдыха. Их разнообразие не поддается описанию: есть отели одноэтажные и 88-этажные, подводные и плавучие, маленькие и большие, дешевые и дорогие, шумные отели-казино и тихие уединенные на берегу моря и многие другие.
Гостиничная индустрия Европы подобно американской, наиболее развитая, однако развивается более стабильно с устойчивыми темпами увеличения доходов. В Европе гостиничный бизнес сегодня приносит рекордные доходы и дает возможность компаниям достаточно средств для модернизации и инвестирования капитала.
В этом регионе значительно выше доля независимых предприятий, разнообразят рынок гостиничных услуг, обусловливают высокую его гибкость. Однако, мировые процессы интеграции и глобализации дают основания прогнозировать в ближайшем будущем более интенсивное поглощение крупными гостиничными компаниями менее конкурентоспособных. Прогнозируемая ситуация достаточно вероятна, поскольку на европейском рынке доля гостиничных цепей значительно меньше чем в США.
Европейская гостиничная индустрия по сравнению с североамериканской характеризуется высокой долей независимых гостиничных предприятий. Однако с развитием франчайзинга, дает возможность быстрого расширения деятельности при незначительных инвестициях, все больше известных гостиничных корпораций поглощает независимые предприятия. Чаще продвижение известных компаний осуществляется путем строительства в большом городе отеля класса «люкс» и нескольких отелей среднего и низшего класса, которые конкурируют с независимыми отелями. В частности, в России такую стратегию проводит компания «Marriott», в планах которой строительство пятизвездочных гостиниц в Санкт-Петербурге, Москве, в других городах – Нижнем Новгороде, Казани, Екатеринбурге – предусмотрено создать сеть отелей среднего класса. В Украине аналогичную стратегию проводит французская корпорация «Accor», который планирует строительство в Киеве трех - пятизвездочных и трех – четырехзвездочных гостиниц в Харькове, Днепропетровске, Одессе, Донецке и Львове, вместе 10-12 гостиниц до 2010 г.
Учитывая тенденции к консолидации и создания новых гостиничных корпораций в последнее десятилетие, в Европе почти 70% отелей остаются независимыми. Исследование 83 европейских гостиничных сетей выявило лишь 16, охватывающие более 100 гостиниц.
Крупнейшей сетью является «Ibis» (483 отели), и «Mercure», «Companile» и «Formule 1». Наибольшее количество гостиниц с известными торговыми марками сосредоточена во Франции, меньше всего в Италии и Австрии.
Для Европы характерны гостиницы и гостиничные корпорации, предлагающие оригинальные услуги, каждый из которых выделяется нестандартным профилем.
Наибольшую долю гостиниц – 71,6% охватывает лишь девять гостиничных корпораций, среди которых крупнейшими являются английский «Six Continents» и французская «Accor». Процесс объединения активно происходит в Испании, где в последние годы зафиксировано несколько значительных торговых операций по купле отелей. Наибольшей гостиничной корпорацией в стране является «Sol Melia», которая занимает 11 место в рейтинге мировом рейтинге и сегодня активно продвигается на рынок Южной Азии.
Крупнейшие европейские гостиничные корпорации сегодня активно продвигаются на региональные рынки Восточной и Северной Европы. В частности, в 2002-2004 гг , «Accor» приобрела контрольный пакет акций польской сети «Orbis» (56 отелей), «Hilton International» купила шведскую сеть «Scandic», в которую входит 150 гостиниц.
Последние исследования, проведенные компанией STR Global, указывают на улучшение ситуации в гостиничной индустрии Италии.
Показатель занятости отелей Рима в августе 2011 года увеличился на 17,9% по сравнению с тем же периодом предыдущего года. Отели Флоренции и Неаполя также показывают неплохой результат, говоря о том, что, по крайней мере, сектор отдыха восполняет предыдущие значительные потери.
«Рост продолжается », говорит Марко Малачрида, директор филиала компании STR Global в Италии. Эти улучшения должны рассматриваться в национальном и региональном контекстах. Гостиничная индустрия Италии по состоянию на август 2011 года демонстрирует уменьшение показателя на 18,1%. Это не так плохо, как уменьшение на 19,4% в Европе.
Сеть гостиниц Travelodge, основной пакет акуций которой принадлежит компании из Дубаи Dubai International Capital, в Лондоне заняла ведущее положение. Это случилось после того,как в столице Британии был открыт новый отель на Ealing Broadway.
В настоящее время сеть недорогих отелей Travelodge, которую около 5 лет назад приобрела компания Dubai International Capital, владеет в Лондоне больше чем 40 отелями. Число гостиничных номеров в общей сложности составляет 5714 штук. Таким образом, сеть отелей дубайской компании по количеству номеров в Лондоне обогнала гостиничный концерн Hilton.
Управляющий директор Travelodge Пол Харви, заявил, что в ближайшее время компания планирует увеличить лондонский актив до 14 тысячи номеров. Такая перспектива рассчитана до 2016 года. Более долгосрочная перспектива предполагает увеличение активов до 30 тысяч номеров. При этом Харви отмечает, что, несмотря на относительную дешевизну номеров, гостиничные комплексы будут оснащаться всем необходимым, включая постельное белье, котлы отопления, мебель.
Первая сеть недорогих отелей в Британии , получившая название Travelodge, была основана в 1985 году. На сегодняшний день в сеть входят 380 отелей, которые предоставляют 26 тысяч номеров не только в Британии, а и в Ирландии и Испании.
После рекордных успехов ноября 20010 года, когда гостиничный бизнес Франции показал рост в 14,3%, в последующие месяцы наметилися незначительный спад в 2,3%. Первый квартал 2008 года показал хорошее состояние гостиничной отрасли во Франции. Рост рейтинга PevPAR составил 7,1%. Пока темпы роста в 2011 году превосходят аналогичные показатели прошлого года. Стоит напомнить, что номерной фонд столицы Франции - Парижа, увеличился за прошлый год на 35%.
Экономические показатели за первый квартал текущего года, наглядно показывают положительную тенденцию в гостиничной отрасли Франции. Рост стоимости акций гостиничных компаний составил порядка +5,9% и это несмотря на экономический спад в Европе, который с начала 2008 года уже составил порядка - 0,7%.
Гостиницы категории 3 звезды укрепились на рынке. Темпы экономического роста в этом секторе составляют порядка 8,6%. Рост сектора 4 звезды несколько скромнее - 7,1%, при средней стоимости номера в $197. Сегмент отелей эконом-класса и хостелов показал более скромные результаты - рост 0,1% и 2% соответственно.
Некоторые эксперты опасаются возможного спада в гостиничной отрасли Франции, который может не выдержать экономического кризиса в Европе, в первую очередь банковского, поскольку для устойчивого роста гостиничного бизнеса необходимы программы кредитования в довольно больших масштабах, что, в сложившейся ситуации могут позволить далеко не все банки Франции.
Туристическая инфраструктура Испании прекрасно развита, обладает качеством и разнообразием. По данным испанского Национального института туризма, в Испании насчитываются 11598 отелей, из которых 1872 гостиниц относятся к категории 4-5 звезд. (Это 16% всех Испанских отелей и почти треть от общего количества мест размещения), пансионатов на 125. тыс. мест и кемпингов на 1,2 млн. мест. В этом секторе работают 144 тыс. служащих. В целом общее количество мест размещения в Испании составляет 1.04 млн., из которых 86% принадлежит отелям. Наибольше количество гостиниц расположено в Каталонии (1197 отелей и гостиничных заведений) а Балеарские острова предлагают самое большое число мест размещения (301957). К услугам туристов также 58.8 тыс. ресторанов и 226 тыс. баров, 172 площадки для гольфа, 27 горнолыжных станций, 226 спортивных портов, предназначенных для занятий парусным спортом. Туристов обслуживают 2.992 туристических агентств с филиалами.
По данным 2010 года 71% туристов предпочитали останавливаться в гостиницах (34,1 миллион человек), У родственников и друзей размещалось 15% туристов (7,4 миллиона). 7% туристов останавливались в снимаемом помещении. Средний период проживания туристов в гостиницах составил 7 дней ровно, в то время как бесплатное проживание (у друзей, в семье или в собственном доме) длилось в среднем 13 дней, а во временно-снятом помещении- 11 дней.
Заключение
Ведущее место в гостиничной индустрии занимает Европа и Северная Америка, на которые приходится более 75% доходов всего мирового гостиничного сектора. Тем не менее, по темпам роста в мировой гостиничной индустрии лидером является Азиатско-Тихоокеанский регион, который ежегодно увеличивает количество мест в средствах размещения на 11%, в сравнении с европейским гостиничным рынком, который ежегодно возрастает в среднем на 2-2,5%. В тоже время европейский и американский гостиничные рынки близки к насыщению и развиваются больше качественно, чем количественно, что и выражается в относительно низких темпах прироста количественных показателей.
В России рынок гостиничных услуг в настоящее время развивается несколько ниже уровня западных стандартов. Коэффициент загрузки гостиниц в России находится на уровне 39%, так в Европе этот показатель составляет 61%, в Северной Америке - 65 %, в Азии -70%. Ситуация в регионах России складывается не одинаковая. В настоящее время можно с уверенностью говорить о полноценном действии рыночных механизмов на рынке гостиничных услуг только в Москве, Санкт-Петербурге и Сочи. Ограничение конкуренции на рынке гостиничных услуг, сдерживаемой по причине низких темпов развития этой сферы, низкая культура управления и слабая профессиональная подготовка персонала, - всё это не способствует развитию российской гостиничной индустрии.