Анализ эффективности деятельности гостиничного комплекса

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 16:32, курсовая работа

Краткое описание

Эффективная деятельность гостиничного предприятия в условиях постоянно меняющегося рынка невозможно без долгосрочного перспективного планирования, основанного на экономических, производственных, социальных и других целях предприятия. Так, экономические цели могут включать - увеличение объема реализации и прибыли, социальные – общественное признание, удостоверение запросов потребителей, производственные – прочные позиции на рынке, расширения ассортимента предложения. Удостоверение и запросов потенциальных посетителей является смыслом функционирования гостиничного предприятия.
Таким образом, цель написания данной курсовой работы - исследование общих закономерностей эффективности деятельности гостиничного предприятия.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...4
1. Эффективность хозяйственной деятельности гостиничного комплекса …….5
Сущность и характеристика показателей экономической эффективности ………………………..…………………………………………………………...5
1.2 Показатели экономической эффективности деятельности гостиничного комплекса.………………………………………………………………...………...7
2 Анализ эффективности деятельности гостиницы «Намба-Ван»………….....17
2.1 Общая характеристика гостиницы «Намба-Ван»……………………..……17
2.2 Анализ выручки от реализации услуг …………………………..…………19
2.3 Анализ экономической эффективности гостиницы……………... …………24
3.Пути повышения эффективности деятельности гостиницы…………………..32
3.1 Разработка мероприятий по повышению экономической эффективности деятельности предприятия…………………………………………………….…32
3.2 Пути повышения эффективности деятельности гостиницы «Намба-Ван».34
Заключение………………………………………………………………………….40
Список использованных источников………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 150.40 Кб (Скачать)

Одним из основных показателей эффективности деятельности фирмы является её прибыль. В зависимости от методов исчисления рассчитываю следующие показатели прибыли:

    1. прибыль балансовая (валовая) – это финансовые результаты от реализации продукции (работ, услуг), основных средств и другого имущества субъектов , а также доходов от внереализационных операций, за вычетом убытков от различных хозяйственных операций.
    2. прибыль от реализации продукции (работ, услуг) рассчитывается, как разность между выручкой от реализации и затратами на производство включаемых в себестоимость. Поэтому для каждого хозяйствующего субъекта важной задачей является получение большей прибыли при наименьших затратах.
    3. чистая прибыль представляет собой разность между балансовой прибылью и суммой платежей в бюджет. Чистая прибыль расходуется на финансовый резерв, инвестиции в развитие, финансирование социально-культурной сферы, фонд материального поощрения.

Показатели прибыли выражают абсолютный эффект деятельности предприятия. [12]

Прибыль является конечным финансовым результатом деятельности предприятия. Для характеристики эффективности применяемых ресурсов и текущих затрат на туристском предприятии используется рентабельность – показатель, отражающий уровень прибыльности относительно определенной базы, вычисляемый как отношение прибыли к одному из показателей функционирования гостиницы, выраженный в процентах. Рентабельность – это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом. Он более полно, чем прибыль, характеризует окончательные результаты хозяйствования. При расчете показателя рентабельности могут быть применены различные показатели прибыли, что позволяет выявить не только общую экономическую эффективность работы организации, но и оценить другие стороны его деятельности.

Предприятие рентабельно, если суммы выручки от реализации продукта достаточны не только для покрытия затрат, но и для образования прибыли.

Различают:

    1. Рентабельность предприятия общая = Прибыль балансовая / Стоимость имущества
    2. Рентабельность предприятия чистая = Прибыль чистая / Стоимость имущества. Анализ чистой рентабельности продаж носит долгосрочный характер, так как он определяет решение инвестора о вложении средств в капитал фирмы посредством покупки её ценных бумаг.
    3. Рентабельность продаж = Прибыль / Выручка от реализации. Рентабельность продаж является индикатором ценовой политики компании и ее способности контролировать издержки.
    4. Рентабельность продукции (деятельности) = Прибыль балансовая / Себестоимость продукции
    5. Рентабельность собственных средств = Прибыль / Собственные средства
    6. Рентабельность капитала = Прибыль балансовая / Капитальные вложения.

   Также важнейшим из показателей  эффективности использования финансовых  ресурсов является ликвидность – способность активов превращаться в деньги, т.е. в абсолютно ликвидные средства, быстро и легко, сохраняя фиксированной свою номинальную стоимость. Платежеспособность предприятия характеризует способность выполнять обязательства в момент наступления сроков платежа. Показатели ликвидности предприятия позволяют описать и проанализировать способность предприятия отвечать по своим текущим обязательствам. В основу расчета показателей заложена идея сопоставления текущих активов, т.е. оборотных средств, с краткосрочной кредиторской задолженностью. В результате устанавливается в достаточной ли степени предприятие обеспечено оборотными средствами необходимыми для расчетов с кредиторами по текущим операциям. Поскольку различные виды оборотных средств обладают разной ликвидностью, то рассчитывают несколько коэффициентов ликвидности:

Коэффициент быстрой (срочной) ликвидности, или коэффициент «критической оценки» – показывает, насколько ликвидные средства предприятия покрывают его краткосрочную задолженность. Коэффициент отражает способность компании погашать свои текущие обязательства в случае возникновения сложностей с реализацией продукции.

Коэффициент быстрой ликвидности  рассчитывается по формуле (1)

 

Кбл = (Текущие активы — Запасы) / Текущие обязательства       (1)

 

Коэффициент текущей ликвидности является промежуточным коэффициентом покрытия и показывает, какую часть можно погасить текущими активами за минус запасов. Коэффициент текущей ликвидности рассчитывается по формуле (2)

 

       (2)

 

Он помогает оценить возможность погашения краткосрочных обязательств организации в случае ее критического положения, когда не будет возможности продать запасы.

Значение этого показателя рекомендуется в пределах от 0,8 до 1, но его значение во многом зависит от отрасли, в которой ведет деятельность предприятие.

Коэффициент абсолютной ликвидности определяется отношением наиболее ликвидных активов к текущим обязательствам и рассчитывается по формуле (3):

             (3)

Этот коэффициент является наиболее жестким критерием ликвидности предприятия и показывает, какую часть краткосрочной задолженности оно может погасить в ближайшее время. Величина его должна быть не ниже 0.2.

Важными показателями оценки эффективной деятельности  предприятия являются показатели использования основных фондов, а именно, фондоотдача и фондоемкость. Фондоотдача (Фо) показывает, сколько рублей, вырученных за оказание услуг в течение какого-то периода времени, приходится на рубль стоимости основных фондов. Исчисляется по формуле (4):

                (4)

 

Рост фондоотдачи может происходить за счет повышение производительности труда и эффективности использования основных фондов.

Фондоемкость (Фе) является величиной, обратной фондоотдаче (5):

                                                            (5)

Повышение фондоотдачи (и соответственно снижение фондоемкости) свидетельствует о повышении эффективности использования основных фондов и ведет к экономии капитальных вложений.

Обобщающую оценку движения основных фондов дают коэффициенты обновления, выбытия, прироста и воспроизводства.

Коэффициент обновления (Ко) отражает интенсивность обновления основных фондов, рассчитывается по формуле (6):

                                                              (6)

где Фп — стоимость поступивших в отчетом году основных фондов, млн.руб.;

Фк — стоимость основных фондов на конец отчетного года, млн.руб.

Коэффициент выбытия (Квыб) характеризует степень интенсивности выбытия основных фондов, рассчитывается по формуле(7):

                                                           (7)

где Фвыб— стоимость выбывших в отчетному году основных фондов, млн.руб.;

Фн — стоимость основных фондов на начало года, млн. руб.

Коэффициент прироста основных фондов (Кпр) характеризует уровень прироста основных средств, рассчитывается по формуле (8):

                                                           (8)

где Фпр — прирост основных фондов, млн.руб.

Фн — стоимость основных фондов на начало года, млн.руб.

Техническое состояние основных фондов характеризует коэффициент годности (Кг), исчисляется по формуле (9):

                                   (9)

где Фо — остаточная стоимость основных фондов, млн.руб.;

Ф — первоначальная стоимость основных фондов, млн.руб.

Следует учитывать также показатель рентабельности основных фондов, который определяется, как отношение балансовой прибыли к стоимости основных фондов (10):

                                Rосн = Пбал/Фосн                                                  (10)

где Пбал - балансовая прибыль предприятия, руб.

Рентабельность основных фондов является синтетическим показателем, который характеризует в общем виде фактическую эффективность использования основных фондов, не раскрывая резервов улучшения их использования, и не определяя путей их реализации.

Улучшение использования основных производственных фондов позволяет без дополнительных капиталовложений увеличить выпуск продукции, улучшить технико-экономические показатели производства, такие, как фондоотдача, производительность труда, себестоимость продукции и др., т.е. позволяет повысить эффективность производства.

Для анализа эффективности деятельности гостиничного комплекса, и определения потенциальных возможностей гостиницы следует также проводить исследование эксплуатационной программы гостиницы.

В основу расчетов берется инвентарное количество мест в гостинице или емкость номерного фонда. Номерной фонд представляет собой количество номеров в гостинице, которые могут быть заселены одновременно. Емкость номерного фонда учитывает количество кроватей, установленных в номерном фонде.

Различают общее количество койко-мест гостиницы и число койко-суток, предоставляемых в гостинице для эксплуатации (заселения). Первый показатель обозначает возможную пропускную способность гостиницы при 100%-ном использовании всех инвентарных мест, которыми располагает гостиница в планируемом календарном периоде. Показатель общего количества койко-суток определяется умножением единовременной вместимости гостиницы на число календарных дней в планируемом периоде(11):

     (11)

где Кобщ – общее количество койко-суток;

Ми – число инвентарных мест в гостинице;

Д – число дней в планируемом периоде.

Показатель койко-суток, предоставляемых гостиницей для эксплуатации (заселения), дает представление о пропускной способности гостиницы на планируемый период и обозначает число мест, которые фактически будут эксплуатироваться в течение календарного периода с учетом технически допустимых простоев (санитарная обработка, время на ремонт и т.д.). Этот показатель рассчитывают как разность между числом койко-суток, имеющихся в гостинице, и числом койко-суток пребывания в технически допустимом простое. Время простоя определяется следующим образом(12):

,     (12)

где Пр – время простоя под плановых ремонтом;

Ц – цикличность ремонта номерного фонда гостиниц;

Р – средняя продолжительность ремонта.

Пропускная способность гостиницы определяется по формуле (13):

     (13)

Показателем, характеризующим использование гостиничных ресурсов, является коэффициент использования вместимости или коэффициент загрузки (14):

,    (14)

где Нк – количество ночевок;

Ркн – вместимость отеля (число мест в отеле).

Количество койко-суток, предоставленных гостиницей, определяется путем умножения общего количества клиентов на среднюю продолжительность (в днях) пребывания в конкретной гостинице(15):

,      (15)

где N - количество ночевок, предоставленных гостиницей;

M - количество клиентов;

t - средняя продолжительность пребывания одного человека в конкретной гостинице.

Заселение любой гостиницы идет неравномерно, особенно в определенные времена года. Характеристика неравномерностей заселения определяется коэффициентом сезонных колебаний загрузки (16):

,    (16)

где К кол. сез. - коэффициент сезонных колебаний загрузки гостиницы, %;

Qmin - количество койко-суток в месяце минимальной загрузки;

Qmax - количество койко-суток в месяце максимальной загрузки.

Среднемесячный показатель величины койко-суток в гостинице определяется делением годового количества койко-мест на число месяцев в году(17):

,       (17)

где Ксред – среднемесячный показатель койко-суток;

J - годовой  показатель койко-суток;

T - число  месяцев в году активного функционирования  гостиницы.

Важным показателем, характеризующем интенсивность номерного фонда гостиницы за определенный период, является оборачиваемость койко-места. Первоначально определяется среднее время проживания гостя(18):

,      (18)

где Пс – пропускная способность гостиницы;

Гк – количество гостей, обслуженных за год.

После определения среднего времени проживания гостя, определяется количество оборотов гостиничного места в год (19):

.      (19)

Однако сам коэффициент загрузки гостиницы не дает точных данных по загрузке отдельных категорий номеров, составляющих общий номерной фонд. Учитывая важность в настоящее время подобного показателя, предлагается аналогично определять коэффициент загрузки всех категорий номерного фонда, имеющихся в гостинице.

Рыночные отношения требуют от руководства гостиниц ежедневных сведений о доходности производства.

Эффективность ценовой политики гостиницы определяется показателем доходности номерного фонда (фактической его стоимости) по формуле (20):

          (20)

где Д – показатель доходности номерного фонда;

О – выручка истекших суток;

N - количество  номеров, востребованных клиентурой.

Информация о работе Анализ эффективности деятельности гостиничного комплекса