Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 22:32, реферат
Трудовое законодательство в последние годы претерпело значительные
изменения. Приняты федеральные законы, полностью обновившие отдельные
правовые институты трудового законодательства, например Закон «О коллективных
договорах и соглашениях»; федеральные законы, определяющие правовой статус
новых для России организационно-правовых форм юридических лиц – акционерных
обществ и обществ с ограниченной ответственностью, которые заключают с
работниками трудовые договоры; федеральные законы, решающие частные, но
весьма важные вопросы – о возмещении морального вреда, о лицах имеющ
законодательством; о содействии занятости, переобучения работников; об
обеспечении экологической безопасности и охране здоровья работников на
производстве; о специальных мероприятиях по социальной защите работников и
членов их семей; о соблюдении интересов работников при приватизации
государственных и муниципальных предприятий; о льготах предприятиям,
создающим дополнительные рабочие места с использованием труда инвалидов,
молодежи (в том числе подростков); о развитии социального партнерства и
трехстороннего сотрудничества, содействии заключению коллективных договоров,
предотвращении трудовых конфликтов и забастовок, укреплении трудовой
дисциплины. В соглашениях могут содержаться положения по другим трудовым и
социально-экономическим вопросам, не противоречащим законодательству. При
этом важно подчеркнуть, что в тех случаях, когда на работников одновременно
распространяется действие различных соглашений, действуют наиболее
благоприятные для работников условия соглашений.
В соответствии с Законом РФ от 24 ноября 1995 г. (ст. 20) для обеспечения
регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров
и подготовки проекта генерального соглашения образуется постоянно
действующая Российская трехсторонняя комиссия по урегулированию социально-
трудовых отношений, в которую входят представители федеральных органов
государственной власти, общероссийских объединений профсоюзов и
представителей общероссийских объединений работодателей. Положение об этой
комиссии и координатор комиссии утверждаются Президентом РФ.
Применительно к юридической иерархии источников трудового права соглашения
стоят между законодательными (централизованными) и локальными нормативными
актами, то есть занимают промежуточное положение.
1
Локальные нормативно-правовые акты. Эта разновидность источников трудового
права связана, как правило, с социально-партнерской нормотворческой
деятельностью, осуществляемой непосредственно в организациях между
работодателем (администрацией предприятия, предпринимателем) и наемными
работниками. С переходом на рыночные экономические отношения коллективный
договор, соглашения по охране труда и другие акты совместного нормотворчества
постепенно приобретают ведущее значение в количественном и качественном
(содержательном) отношениях. К локальным нормативным актам относятся также
приказы администрации организаций, принятые в пределах ее компетенции.
Локальные нормативно-правовые
акты относятся к категории
источников права, стоящих на низшем уровне юридической иерархии. Они имеют
ограниченную сферу действия (пределами данной организации) и не должны
противоречить законам и другим подзаконным актам.
Действующее трудовое законодательство детально регламентирует порядок
разработки и принятия локальных нормативных актов. Особенно это относится к
коллективным договорам, которые становятся своеобразными кодексами в рамках
конкретных организаций. Коллективный договор — одна из форм локального
правотворчества, осуществляемая в целях установления автономной системы
условий труда в организациях и повышения ее эффективности.
Как общее правило, принадлежность нормативных актов к источникам трудового
права определяется, прежде всего, по их наименованию, например «Кодекс
законов о труде (КЗоТ)», Указ Президента РФ «Об ответственности за нарушение
трудовых прав граждан» от 10 марта 1994 г. Это так называемые «традиционные»
источники трудового права. Однако иногда отдельные нормативные положения,
относящиеся к источникам трудового права, содержатся в нормативных актах
других отраслей права. Так, в Гражданском кодексе РФ (ст. 23, 25—27, 30, 50
и др.) имеются нормы, регламентирующие отдельные стороны правового положения
(статуса) работников, предпринимателей, а также работодателей. Таким образом,
следует различать традиционные и нетрадиционные источники трудового права.
Вышеприведенная классификация является классической для учебников трудового
права, классификация по сфере действия встречается реже, поэтому здесь
хотелось бы рассмотреть ее более подробно.
Действие нормативных актов во времени. Для нормативных актов, являющихся
источниками трудового права, важное практическое значение имеет установление
времени начала и окончания их действия, то есть их временных границ. Такое
установление осуществляется, как правило, актами высших органов
государственной власти и государственного управления.
Нормы и положения Конституции РФ, регламентирующие социально-трудовые
отношения, вступают в силу, как и другие статьи этого основного источника
российского права, со дня официального ее опубликования по результатам
всенародного голосования. День всенародного голосования 12 декабря 1993 г.
считается днем принятия Конституции Российской Федерации. Законы и другие
правовые акты, действовавшие на территории России до вступления в силу
настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции
РФ. Отдельные нормативные положения Конституции РФ, как и она сама в целом,
действуют до принятия в установленном порядке новой Конституции либо до
принятия конституционного федерального закона, вносящего изменения и
дополнения в эти положения.
Федеральные законы о труде вступают в силу, как правило, с той даты, которая
определена органом, принявшим закон. Так, например, КЗоТ РСФСР принят
Верховным Советом РСФСР 9 декабря 1971 г., а введен в действие с 1 апреля
1972 г.; Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 17 июля
1992 г. введен в действие
Закон РФ «О внесении
Кодекс законов о труде РСФСР» с момента его опубликования.
В соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1994 г. «О порядке
опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов,
федеральных законов, актов палат Федерального собрания»', если в федеральном
законе не предусмотрен срок введения его в действие, он вступает в силу на
всей территории РФ одновременно по истечении 10 дней со дня его
опубликования. Опубликование этих законов производится в информационном
бюллетене «Собрание законодательства Российской Федерации». Кроме того,
федеральные законы публикуются в «Российской газете» и передаются для
внесения в эталонный банк правовой информации научно-технического центра
правовой информации «Система». Опубликования в указанных изданиях являются
официальными. Федеральные законы могут быть также опубликованы в иных
печатных изданиях, обнародованы по телевидению и радио. Акты Президента
Российской Федерации в соответствии с Указом от 23 мая 1996 г. «О порядке
опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации,
Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов, федеральных
органов исполнительной власти»,
если они имеют нормативный
в силу на всей территории России одновременно по истечении 7 дней после их
опубликования в официальных изданиях. Указанные сроки вступления нормативных
актов в силу не применяются в тех случаях, когда при принятии установлен
другой срок введения их в действие. Вышеназванным Указом Президента РФ
установлено, что акты Правительства Российской Федерации вступают в силу со
дня их подписания Председателем Правительства РФ.
Особый порядок вступления в силу установлен для нормативных актов центральных
органов государственного управления Российской Федерации. Он во многом
зависит от соблюдения таких
условий, как государственная
Минюсте РФ, официальное опубликование. Согласно Указу Президента РФ от 23 мая
1996 г. вышеназванные акты, затрагивающие права, свободы и законные интересы
граждан или носящие межведомственный характер и прошедшие государственную
регистрацию в Минюсте РФ, подлежат официальному опубликованию. Официальное
опубликование актов осуществляется не позднее 10 дней после их
государственной регистрации.
Акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные,
но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых
последствий как не вступившие в силу и не могут служить законным основанием
для регулирования соответствующих правоотношений, применения каких бы то ни
было санкций к гражданам,
должностным лицам и
содержащихся в них предписаний; на указанные акты нельзя ссылаться при
разрешении споров.
Акты социального партнерства — Генеральные соглашения, отраслевые (тарифные)
соглашения и другие — вступают в силу с момента их подписания сторонами либо
со дня, установленного в соглашениях. Срок действия соглашений не может
превышать трех лет.
Локальные нормативные акты не имеют строго установленных временных границ
своего действия. Однако для некоторых актов трудовое законодательство все же
такие границы регламентирует. Так, в соответствии с Законом РФ «О
коллективных договорах и соглашениях» (в ред. 24 ноября 1995 г.) установлено,
что коллективный договор вступает в силу с момента подписания его сторонами
либо со дня, установленного в коллективном договоре. Этот договор заключается
на срок от одного года до трех лет. По истечении установленного срока
коллективный договор действует до тех пор, пока стороны не заключают новый
или не изменят и дополнят действующий. При смене собственника имущества
организации действие коллективного договора сохраняется в течение трех
месяцев.
По иным нормативным соглашениям действует общее правило: они вступают в силу
с момента подписания сторонами, срок их действия определяется также сторонами
либо они действуют до принятия нового нормативного соглашения. Локальные
нормативные акты индивидуального характера (приказы руководителя
организации) вступают в силу с момента их подписания либо со дня, указанного
в этом акте, и действуют до их отмены либо до изменения или дополнения
руководителем (собственником) организации.
Регламентация времени вступления в силу нормативных актов в сфере труда
имеет существенное значение, ибо с этого момента они подлежат обязательному
исполнению. Новые законы о труде и иные нормативные акты, являющиеся
источниками трудового права, распространяются только на те действия и
отношения, которые возникают после вступления данных актов в силу. Они не
имеют обратной силы. Исключение из этого правила допускается лишь в случае,
если в законе или другом нормативном акте есть прямое указание об обратной
силе его действия. Важным правилом действия нормативных актов по времени
является положение о том, что в случае коллизии одновидовых нормативных
актов подлежит применению акт, более поздний по времени вступления в силу.
Действие нормативных актов в пространстве. Правовое пространство для
действия источников трудового права России тесно связано с понятием