Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 22:32, реферат
Трудовое законодательство в последние годы претерпело значительные
изменения. Приняты федеральные законы, полностью обновившие отдельные
правовые институты трудового законодательства, например Закон «О коллективных
договорах и соглашениях»; федеральные законы, определяющие правовой статус
новых для России организационно-правовых форм юридических лиц – акционерных
обществ и обществ с ограниченной ответственностью, которые заключают с
работниками трудовые договоры; федеральные законы, решающие частные, но
весьма важные вопросы – о возмещении морального вреда, о лицах имеющ
ВВЕДЕНИЕ
Трудовое законодательство в последние годы претерпело значительные
изменения. Приняты федеральные законы, полностью обновившие отдельные
правовые институты трудового законодательства, например Закон «О коллективных
договорах и соглашениях»; федеральные законы, определяющие правовой статус
новых для России организационно-правовых форм юридических лиц – акционерных
обществ и обществ с ограниченной ответственностью, которые заключают с
работниками трудовые договоры; федеральные законы, решающие частные, но
весьма важные вопросы – о возмещении морального вреда, о лицах имеющих право
на льготы при обучении без отрыва от работы, и т. д. Существуют и другие
новые положения, применение на практике которых играет важную роль для
защиты, как работников, так и работодателей.
Таким образом, значительное обновление трудового законодательства повлекло за
собой количественное и качественное изменение источников трудового права.
Новые формы экономических и социальных отношений потребовали пересмотра и
изменения многих институтов трудового права как науки, превратив Советское
трудовое право в Трудовое право России.
Тема источников трудового права на сегодняшний день весьма актуальна.
Происходит изменение
всей законодательно-нормативной
новые законы, а, следовательно, изменяются и источники.
Становление рыночных отношений заставляет пересмотреть российские
нормотворческие органы свое отношение к международному трудовому праву и
трудовому праву капиталистических стран, как имеющих больший опыт правового
регулирования в данных условиях общественного строя. «В настоящее время со всей
очевидностью растет влияние международного права не только на право
международного сообщества, но и на внутреннее право государств, входящих в
данное сообщество. Особенно велика роль международного права в деле защиты прав
человека, к числу которых относятся и трудовые права».
1
Категория «источники права» в науке обычно толкуется в двух взаимосвязанных
аспектах. Во-первых, к ним относят объективные факторы, «порождающие» право
как социальное явление. В качестве таких факторов выступают материальные
условия жизни общества, экономические, политические и социальные
потребности господствующего класса и иных социальных групп. Иначе говоря, в
данном случае речь идет об источнике права в материальном смысле слова. Во-
вторых, понятие источника
права связывают и с
уполномоченных органов государства по формированию права, приданию ему формы
законов, указов, постановлений и других нормативно-юридических документов.
Здесь мы имеем дело с понятием источников права в формальном или юридическом
смысле слова.
Необходимо отметить, что со вторым понятием источника права чаще всего
приходится сталкиваться не только в науке трудового права, но и на практике,
в повседневной жизни, ибо оно дает возможность познать трудовое право с
позиций нормативного содержания и его принадлежности к конкретным субъектам
— работникам, работодателям, трудовому коллективу.
В данной дипломной работе поставлены следующие цели:
1. Определить понятие источников трудового права
2. Выявить место
трудового законодательства
праве России.
3. Рассмотреть
значение Закона РФ «О
как источника трудового права в новых условиях социально-экономических
отношений
4. Определить
влияние международных норм
ПОНЯТИЕ ИСТОЧНИКОВ ТРУДОВОГО ПРАВА РОССИИ, ИХ ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
«Источник права» — условное юридическое обозначение смысл, которого может
быть раскрыт исходя из исторического подхода к вопросу о происхождении права
вообще. С точки зрения
возникновения права его
материальные условия жизни общества, господствующий тип производственных
отношений. В сфере материального производства возникают общественные
отношения, которые нуждаются в правовом регулировании. Происходит процесс
формирования права (правотворчество), который завершается формулированием
соответствующих правил поведения, юридических норм, выраженных в форме
государственных актов (законов) или иных актов, издаваемых по поручению или с
санкции высшего органа государственной власти (законодателя). Изучение
процедуры и формы выражения права представляет собой самостоятельный раздел
юридической науки.
Конкретные формы выражения права могут быть различными в зависимости от
степени важности регулируемых Общественных отношений, отраслевой
принадлежности, компетенции нормотворческого органа. Это могут быть законы,
указы, постановления, приказы и другие нормативно-правовые акты.
Применительно к конкретной сфере общественных отношений нормативные акты
являются источниками права в формальном смысле, т. е. выраженными в
определенной форме. Именно в этом смысле термин «источник права» используется
в юридической науке при изучении конкретных правовых систем и правоотношений,
регулируемых данной системой права.
В этом специфическом понимании термин «источник права» является синонимом
таких юридических выражений, как «законодательство», «нормативные акты»,
«форма права», «внешняя форма права». Все они выражают одно и то же явление:
форму, в которую облекается результат нормотворчества, воля законодателя. В
настоящей работе термин «источник трудового права» будет использоваться
именно в названном смысле, т. е. для обозначения конкретных форм выражения
правовых предписаний в сфере трудовых отношений, исходящих, как от
государственных органов власти (законодателя), так и от органов
государственного управления, издающих нормативные акты в пределах своей
компетенции, на основе и во исполнение действующего законодательства.
Трудовое право как система юридических норм, регулирующих общественно-
трудовые отношения, состоит из множества нормативных актов: законов, указов,
постановлений правительства, различных ведомственных актов, а также локальных
норм, действующих в конкретных производственных и непроизводственных
структурах—предприятиях, объединениях, институтах, кооперативах, учреждениях
и т. д. Все они должны быть подчинены единым конституционным принципам
общественной организации труда, находиться между собой в определенной
субординационной зависимости.
При изучении источников трудового права следует обратить внимание на
некоторые особенности формирования трудового законодательства и иных
нормативных актов о труде, обусловленные сложностью и исключительной
важностью социальной роли трудового права в обществе.
Во-первых, трудовое право России должно отражать федеративный характер
государства, действующего в условиях разграничения предметов ведения и
полномочий между федеральными органами государственной, власти России и
органами власти входящих в ее состав республик. Во-вторых, трудовое право
России формируется при широком участии трудовых коллективов и профсоюзов.
Именно в трудовом праве, единственном в общей системе права страны, большое
значение имеет локальное нормотворчество, т. е. нормотворчество самих
трудящихся в лице их трудовых коллективов и профсоюзных организаций.
Локальные нормы права призваны обеспечить наибольшую эффективность трудового
законодательства в конкретных условиях производства. Локальные нормы права
позволяют использовать инициативу трудового коллектива в решении
производственных и социальных проблем, возникших в его жизни. Участие
трудящихся в разработке локальных норм права — одна из форм привлечения их к
управлению делами предприятий и осуществления контроля за деятельностью
администрации и предпринимателей.
При изучении трудового законодательства следует обратить внимание на
некоторые особенности современного состояния законности вообще и в
регулировании трудовых отношений в частности. Последние 20 лет трудовое
законодательство республик, входивших в СССР, формировалось в строгом
соответствии с Основами законодательства СССР и союзных республик о труде.
Поэтому единство трудового законодательства в масштабах Союза было неизбежно
и вполне объяснимо. Каждая республика придерживалась единых принципов в
подходе к регулированию трудовых отношений. Она могла включать в свой кодекс
незначительные детали, не меняющие существа правового предписания, более
удачные формулировки. Теперь же, после распада СССР и в связи с принятием
Закона РФ «О внесении изменений и дополнений в КЗоТ РСФСР от 25 сентября 1992
r. применение на территории России основ законодательства о труде СССР и
союзных республик исключено.
Закон от 25 сентября 1992 г. воспринял все положения законодательства СССР,
приемлемые в условиях перехода России к рыночным отношениям. Именно поэтому
упоминание о законодательстве СССР в новом тексте КЗоТ РФ полностью
отсутствует. Иначе говоря, все, что представлялось ценным в
законодательстве СССР, включено в содержание КЗоТ РФ. Исключена,
естественно, и ст. 256 КЗоТ РСФСР, устанавливающая приоритет законодательства
СССР перед законами РФ.
Трудовое законодательство России обладает большой степенью дифференциации в
правовом регулировании труда в зависимости от ряда объективных и
субъективных особенностей применения общих норм права к отдельным категориям
работников.
С учетом сказанного можно
рекомендовать следующее
трудового права: под источниками трудового права следует понимать
результаты (продукты) правотворческой деятельности компетентных органов
государства в сфере регулирования трудовых и иных общественных отношений,
составляющих предмет этой отрасли права.1
Источники трудового права, таким образом, могут быть отождествлены с понятием
нормативно-правовых актов, регулирующих рынок труда, отношения по
организации и применению труда наемных работников.
Источники — нормативные акты, относящиеся к трудовому праву России,
составляют определенную систему, которая включает в себя разнообразные по
своему характеру, юридической силе и сфере действия нормативные акты. Такую
систему обычно именуют системой трудового законодательства, подразумевая,
однако, в одних случаях совокупность всех нормативных актов — источников
трудового права, в других — только законы о труде. Иначе говоря, различают
понятие трудового законодательства в широком и узком смысле слова.
Из теории права известно, что в отличие от других правовых актов нормативные
акты рассчитаны на неоднократное применение при описанной в них ситуации,
т.е. они содержат нормы права. Так, есть Указы Президента РФ нормативные, а