Уголовный кодекс и его источники

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 22:32, реферат

Краткое описание

Трудовое законодательство в последние годы претерпело значительные
изменения. Приняты федеральные законы, полностью обновившие отдельные
правовые институты трудового законодательства, например Закон «О коллективных
договорах и соглашениях»; федеральные законы, определяющие правовой статус
новых для России организационно-правовых форм юридических лиц – акционерных
обществ и обществ с ограниченной ответственностью, которые заключают с
работниками трудовые договоры; федеральные законы, решающие частные, но
весьма важные вопросы – о возмещении морального вреда, о лицах имеющ

Файлы: 1 файл

Трудовое Право (реферат).docx

— 70.85 Кб (Скачать)

есть и не нормативные, а правоприменительные. Например, Указы о персональном

награждении, присвоении почетных званий - это правовые акты

правоприменительного характера, а Указ Президента РФ от 15 ноября 1991 г. «О

социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов) - это

нормативный акт трудового  права.

Источники трудового права, содержащие нормы трудового законодательства, надо

отличать от правовых актов  применения трудового законодательства. Решение

суда по конкретному трудовому спору - это акт применения норм трудового

законодательства, а не источник права.

В источниках трудового права  России отражены материальные условия жизни

нашего общества и с  их изменением меняются и источники трудового права. Ныне

это происходит часто, в связи, с чем трудовое законодательство быстро

обновляется. С изменением в настоящий период производственных отношений,

трансформацией форм собственности, разгосударствлением государственных и

муниципальных предприятий  изменяются трудовые отношения в  них. Меняется и

трудовое законодательство, и его источники в направлении  большего их

соответствия возникающим  рыночным отношениям. Устаревшие нормативные  акты

трудового права отменяются или исправляются, дополняются, а новые

появляются.

«Источники трудового  права не следует путать с актами тех же органов, изданными

и процессе правоприменительной деятельности. Так, постановление правительства

РФ от 10 июля 1988 г. «О составе  комиссии Правительства Российской Федерации

по экономической реформе» или отдельные указы Президента РФ о награждении за

заслуги перед государством тех или иных лиц правовых норм не содержат, а вот

Указ Президента РФ от 5 мая 1998 г. «О дополнительных мерах по обеспечению

выплаты заработной платы  работникам бюджетной сферы и  оздоровлению

государственных финансов»  носит правовой характер, ибо обладает нормативным

содержанием.1

Нормы трудового права  могут быть закреплены в актах, являющихся по своему

основному содержанию источниками  других отраслей права, например

государственного. Так, в  Конституции РФ, которая является юридической базой

текущего законодательства, закреплены основные права и обязанности граждан в

сфере труда».2

    

КЛАССИФИКАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ ТРУДОВОГО ПРАВА РОССИИ

 

Источники трудового права  многочисленны и разнообразны, их можно по-разному классифицировать. По характеру принятия источники трудового права можно разделить на принимаемые государственными органами (законы, указы и др.), принимаемые по соглашению между государственными органами, работодателями и профсоюзами (соглашения, коллективные договоры и др.), а также принимаемые органами международно-правового регулирования труда (пакты о правах человека,

конвенции и рекомендации Международной организации труда).

     По сфере действия источники трудового права можно разделить на действующие в пределах всей Российской Федерации, отдельных субъектов

Федерации, регионов, отдельных  организаций.

Наконец, можно классифицировать источники трудового права по их правовой иерархии, иначе говоря, по юридической силе. Эта классификация наиболее

удобна для изучения, она  позволяет охарактеризовать степень  и условия

применения того или иного  источника, ее мы и будем придерживаться в дальнейшем.

По юридической силе среди источников трудового права можно выделить (по

иерархии сверху вниз) Конституцию  Российской Федерации, акты международного

правового регулирования  труда, законы, подзаконные акты, акты судебных

органов, соглашения о труде, локальные акты.1

Учитывая, что правотворческая  деятельность в сфере труда осуществляется не

одним, а рядом государственных  органов, которые нередко привлекают к этой деятельности профсоюзы и  трудовые коллективы, следует, прежде всего, выделить классификацию источников трудового права по органам, принимающим нормативные акты различной юридической силы.

Особое место среди  источников российского права, в  том числе и трудового права, занимает ныне действующая Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. В соответствии со ст. 15 Конституции РФ Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.

Конституция РФ 1993 г. закрепила  ряд новых положений принципиального  характера, которые имеют непосредственное отношение к понятию и содержанию источников российского права вообще и трудового права в частности. Так, в ней отмечается, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления

и обеспечиваются правосудием (ст. 18). Общепризнанные принципы и нормы

международного права и международные договоры Российской Федерации являются

составной частью ее правовой системы. Если международным договором

Российской Федерации  установлены иные правила, чем предусмотренные  законом, то

применяются правила международного договора (ст. 15). Конституция РФ

законодательно закрепила свободу труда, запрет принудительного труда, право на

труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на

вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже

установленного федеральным  законом минимального размера оплаты труда, а также

право на защиту от безработицы. Она признала право работников на индивидуальные

и коллективные трудовые споры  с использованием установленных федеральным

законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Каждому

предоставляется право на отдых. Работающему по трудовому  договору гарантируются

установленные федеральным  законом продолжительность рабочего времени, выходные

и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск (ст. 37).

Следующим по юридической  иерархии источником трудового права  являются законы

Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией РФ федеральные законы принимаются

Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов  и в

течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный

закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало

более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение

четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае

отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать

согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего

федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной  Думой. При

несогласии Государственной  Думы с решением Совета Федерации федеральный

закон считается принятым, если при повторном голосовании за него

проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов  Государственной

Думы.

Принятый федеральный  закон в течение пяти дней направляется Президенту

Российской Федерации  для подписания и обнародования. Президент РФ в течение

четырнадцати дней со дня  поступления либо подписывает и обнародует закон,

либо отклоняет его. При отклонении закона Государственная Дума и Совет

Федерации в установленном  Конституцией порядке вновь рассматривают данный

закон. Если при повторном  рассмотрении федеральный закон  будет одобрен в

ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего

числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит

подписанию Президентом  РФ в течение семи дней и обнародованию.

Статья 108 Конституции РФ предусмотрела особую процедуру  принятия

федерального конституционного закона. Такой закон считается  принятым, если он

одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов

Совета Федерации и  не менее двух третей голосов от общего числа депутатов

Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение

четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и

обнародованию. Таким образом, здесь не предусматривается возможность

отклонения федерального конституционного закона Президентом РФ и повторного

в связи с этим рассмотрения его в обеих палатах Федерального Собрания.

Федеральные законы не могут  противоречить федеральным конституционным

законам, ибо последние имеют большую юридическую силу.

Поскольку Конституция РФ 1993 г. относит трудовое законодательство к

совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72, п. 1к),

следует различать среди  источников трудового права наряду с федеральными

законами законы субъектов Российской Федерации. Более того, вне

пределов ведения Российской Федерации, а также совместного  ведения Российской

Федерации и ее субъектов последние ( то есть республики, края, области,

города федерального значения, автономная область и автономные округа)

осуществляют собственное  правовое регулирование общественных отношений по

труду, включая принятие законом. При этом законы субъектов РФ не могут

противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным

законом и законом субъекта Российской Федерации действует  федеральный закон.

Среди законов субъектов  РФ в сфере труда также следует  различать

конституционные и обычные (текущие) законы. Все они принимаются

соответствующими органами государственной власти — законодательными

собраниями (думами) республик, областными, краевыми, городскими думами и

другими местными органами государственной власти, распространяя  свое действие

на соответствующие регионы.

Таким образом, законы как  источники трудового права России по органам их

принятия и юридической  силе можно классифицировать на следующие три

группы: 1) федеральные конституционные законы; 2) федеральные законы; 3)

законы субъектов Российской Федерации (конституционные и текущие).

В соответствии со ст. 104 Конституции  РФ право законодательной инициативы (в

том числе и по вопросам трудового права) принадлежит Президенту РФ, Совету

Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы,

Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов

Российской Федерации. Право  законодательной инициативы принадлежит  также

Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ по вопросам их ведения.

Важнейшее место среди  федеральных законов в области  трудового права занимает

Кодекс законов  о труде (КЗоТ) Российской Федерации. Будучи основным

кодифицированным источником трудового права России, он регулирует, по существу,

весь комплекс общественных отношений, который входит в предмет  данной отрасли

права. Ныне действующий КЗоТ РФ принят 9 декабря 1971 г. и введен в

действие с 1 апреля 1972 г. Со времени его принятия в КЗоТ неоднократно

вносились дополнения и изменения. Существенные новеллы были внесены  Законом

Российской Федерации  от 25 сентября 1992 г. «О внесении изменений  и дополнений

в Кодекс законов о труде  РСФСР». Они касались многих важных вопросов правового

регулирования труда в  условиях перехода страны к рыночной экономике и

затронули почти все главы  КЗоТ. Сейчас подготовлен ряд проектов нового

Трудового кодекса Российской Федерации.

Наряду с КЗоТ РФ, являющимся кодифицированным актом общего значения, среди

Информация о работе Уголовный кодекс и его источники