Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 22:07, контрольная работа
Дается характеристика источников уголовного права Германии: Конституция Федеративной республики Германия 1949года, Уголовный кодекс ФРГ 1871года, специальные федеральные уголовные законы, уголовное законодательство земель, иностранное уголовное законодательство.
Тема: Источники уголовного права Германии
Источниками уголовного права Германии являются: Конституция Федеративной республики Германия 1949года, Уголовный кодекс ФРГ 1871года, специальные федеральные уголовные законы, уголовное законодательство земель, иностранное уголовное законодательство.
Особенностью уголовного права ФРГ является то, что оно не полностью кодифицировано. Наряду с Уголовным кодексом существуют и многочисленные некодифицированные уголовно-правовые нормы, содержащиеся в различных законах. Поэтому следует различать собственно Уголовный кодекс (федеральный кодифицированный акт) и более широкое понятие - «уголовное право», которое включает и УК ФРГ, и другие уголовно-правовые предписания различных законов, составляющих так называемое дополнительное уголовное право.
Конституция ФРГ закрепляет ряд уголовно-правовых принципов. В ст. 102 говорится об отмене смертной казни, в ст. 103 (2) - о том, что деяние подлежит наказанию только в случае, когда его наказуемость была установлена законом до совершения деяния, в ст. 103 (3) - о том, что никто не может быть подвергнут многократному наказанию за одно и то же деяние, в ст. 104 - о допустимости лишения свободы только на основании уголовного закона и по судебному приговору.
ФРГ является федерацией земель. Для нее, так же, как и для США, характерен дуализм уголовного законодательства: оно может исходить как от федеративной республики в целом, так и от каждой из входящих в ее состав земель. Этим объясняется параллельное существование федерального уголовного права и уголовного права земель. Соотношение между ними издавна (еще со времен имперской Конституции 1871г.) основывалось на принципе так называемого «конкурирующего законодательства». Сущность этого принципа может быть выражена в следующей формуле, введенной еще Веймарской конституцией: «Имперское право ломает право земель».1
Другими словами, если федеральный законодатель воспользовался предоставленными ему полномочиями и издал нормы в какой-либо области уголовного права, то в этой области утрачивают силу все прежде изданные уголовные законы отдельных земель и впредь в данной области исключается их законодательная деятельность. Напротив, в той области уголовного права, которая не урегулирована федеральным законодательством, правовые нормы отдельных земель существуют как основной источник уголовного права. Эти нормы могут приниматься и по тем вопросам, которые остались неурегулированными в результате отмены федерального закона, при условии, что он не был заменен новым законом, регламентирующим ту же область общественных отношений.
Действующее федеральное уголовное право сосуществует, кроме того, с законами земель. Последние регулируют полномочия и обязанности работников полиции и также непосредственно влияют на отдельные нормы УК Германии.
Согласно п. 1 ст. 74 Конституции ФРГ уголовное право, включая нормы об исполнении наказаний (т. е. значительную часть уголовно-исполнительного права), относится к сфере конкурирующего законодательства, а значит, может регулироваться как федеральным законодательством, так и законодательством земель. Однако компетенция федерации объявляется здесь «условной». Это означает, что федеральный законодатель вмешивается в сферу уголовного права лишь в случаях необходимости единого регулирования того или иного вопроса на всей территории Германии.
Такая необходимость может существовать в следующих случаях:
а) когда этот вопрос не может быть урегулирован законодательством земель достаточно эффективно;
б)
когда регулирование вопроса
уголовным законодательством
в) когда регулирование вопроса федеральным законодательством требуется для сохранения «правового или экономического единства» ФРГ.2
Однако, согласно примечанию к ст. 72 Конституции, установление того, существует или нет необходимость в федеральном регулировании определенного вопроса, отнесено к ведению самого федерального законодателя.
Важнейшим федеральным уголовным законом является Уголовный кодекс ФРГ 1871года. В основе действующего УК ФРГ лежит Уголовное уложение Германской империи от 15 мая 1871года. Последующие «редакции» Уложения существенно изменили его внешний облик и содержание, в редакции от 25 августа 1953г. из названия было изъято выражение «для Германской империи» и установлено его официальное наименование «Уголовный кодекс». УК ФРГ в его последней редакции представляет собой современный правовой документ, хотя основные свои институты он черпает именно в Уголовном уложении 1871г.
Уголовное уложение 1871года основывалось на философии Канта и Гегеля, в нем нашли отражение идеи классической школы уголовного права с ее теорией психологической вины и свободы воли, с объективными основаниями уголовной ответственности за причинение вреда правовому благу, с концепцией наказания как возмездия за зло. Этот закон (в первоначальной редакции) отличался относительным либерализмом: в первый год его действия 75% преступников осуждали к штрафным санкциям.
В
течение всего периода
а)
буржуазно-демократическая
б) национал-социалистское уголовное право (периода фашизма - 1933-1945);
в)
уголовное право периода
г)
либерализация уголовной
д) в настоящее время - борьба прогрессивного и консервативного направлений в уголовной политике.3
Основной закон ФРГ 1949г. относится к источникам уголовного права Германии, поскольку содержит ряд основополагающих уголовно-правовых принципов. Так, ст. 102 провозглашает отмену смертной казни. Статья 103(2) закрепляет принцип законности: «Деяние подлежит наказанию, если его наказуемость была установлена законом до совершения деяния. В ст. 103(3) формулируется положение, согласно которому «никто не может быть подвергнут наказанию дважды за одно и то же действие на основании общего уголовного закона». Статья 104 допускает лишение свободы только на основании изданного закона и по приговору суда.
Ведущим источником уголовного права Германии является Уголовный кодекс. В основе современного УК лежит УК Германской империи 1871г., который так же, как и УК Франции 1810г. И Баварский УК 1813г., основывался на философии Канта и Гегеля, впитал в себя идеи классической школы уголовного права с ее теорией вины и свободы воли, с объективными основаниями уголовной ответственности за причинение вреда правовому благу, с концепцией наказания как возмездия за причиненное зло.
УК ФРГ подвергался неоднократным изменениям, что в первую очередь было связано с появлением новых видов общественно опасных деяний, подлежащих криминализации. Среди таких деяний геноцид, «отмывание» незаконно полученных денег, транспортные, экологические и другие преступления. Указанные изменения вносились путем принятия специальных законов - Законов о реформе уголовного права и Законов об изменении УК.
Особо следует отметить Шестой закон о реформе уголовного права 1998г., посредством которого фактически была принята новая редакция УК, действующая в настоящее время. Принятие этого нормативного акта стало логическим продолжением работы по реформированию современного уголовного права, основа для которого была заложена первыми пятью Законами о реформе уголовного права, принятыми в 1969-1974 гг. Основной целью, которую преследовал законодатель Германии при принятии данного закона, была «гармонизация пределов наказания, изменение уголовно-правовых норм, их дополнение и принятие новой редакции для улучшения уголовно-правовой защиты и облегчения применения права, а также исключение из УК неприменяемых и ставших ненужными уголовно-правовых норм». Перед Шестым законом стояла задача создания новых границ наказания с учетом приоритетной охраны жизни человека, его телесной неприкосновенности, личной свободы, полового самоопределения. Это, тем не менее, не означало автоматического повышения санкций одних норм и снижения других.4
Закон о борьбе с сексуальными деликтами и иными опасными преступными деяниями, принятый вместе с Шестым законом, изменил главным образом Общую часть УК ФРГ. Он реформировал норму об условно-досрочном освобождении от наказания при отбытии срочного лишения свободы (абз. 1 §57), распространил применение превентивного заключения на определенные сексуальные деликты, телесные повреждения и ряд преступных деяний, совершенных в состоянии опьянения. Этим же законом судам была предоставлена возможность устанавливать надзор на неопределенный срок в том случае если осужденный не согласен с указанием пройти курс лечения или не следует такому указанию (§68с).
Внесение изменений в УК продолжалось и в последующем. Так, Законом от 20 декабря 2001г. были внесены изменения в §180а, устанавливающий уголовную ответственность за эксплуатацию лиц, занимающихся проституцией. В 2002г. был принят Закон о введении в действие Уголовного кодекса о международных преступлениях, на основании которого из УК была исключена норма о геноциде (§220а), а также были внесены другие редакционные изменения.
Впоследствии с середины 2002г. по апрель 2006г. законодателем было принято более 20 законов, повлекших изменения в УК.
В настоящее время высказываются предложения о введении в УК норм, имеющих своей целью охрану интересов Европейского сообщества. Дискутируется вопрос о необходимости создания Европейского уголовного права как самостоятельной отрасли права. С учетом достижений научно-технического прогресса предлагается введение новых норм в области «компьютерной» преступности и охраны окружающей среды.
Как уже отмечалось, источником уголовного права ФРГ являются и другие законы, образующие так называемое дополнительное уголовное право. Это те законы, которые содержат правовые предписания, ставящие определенные действия под угрозу наказания. Такие уголовно-правовые запреты содержатся во многих законах, число которых затрудняются назвать даже германские юристы. В большинстве своем эти нормы регулируют публично-правовые или гражданско-правовые отношения: например, в области экономического права (§45 Закона об атомной энергии, §35 Закона о федеральном банке, §54 Закона о кредитных учреждениях), в области здравоохранения (§63 Федерального закона о борьбе с эпидемиями), в области производства продовольственных товаров и предметов потребления (§11 Закона о соответствии продовольственных товаров требованиям гигиены и качества) и многие другие.5
Уголовный кодекс ФРГ о международных преступлениях 2002г. предусматривает ответственность за такие деяния, как геноцид, преступления против человечества, военные преступления. Они преследуются правоохранительными органами ФРГ вне зависимости от места совершения и нарушения интересов Германии. В рассматриваемом законе предусмотрено обстоятельство, исключающее вину и уголовную ответственность, - исполнение приказа или распоряжения. Наличие такой нормы в данном нормативном акте можно объяснить тем, что в УК ФРГ подобная норма отсутствует, в то время как большинство военных преступлений совершается во исполнение обязательного приказа или распоряжения военачальника.
Согласно УК ФРГ о международных преступлениях «без вины действует тот, кто совершает предусмотренное в §§8-14 деяние во исполнение военного приказа или распоряжения, находясь в отношениях фактической подчиненности, если лицо, исполняющее приказ, не осознает, что приказ или распоряжение являются противоправными или их противоправность не является очевидной».
Здесь же содержится положение, согласно которому если военачальник или начальник по гражданской службе бездействует и не препятствует своему подчиненному совершить предусмотренное данным кодексом преступление, то он наказывается как исполнитель деяния, совершенного подчиненным. При этом военачальником считается лицо, фактически осуществляющее в войсках функции, связанные с отдачей приказов, руководством и контролем, а к начальнику по гражданской службе приравнивается лицо, которое в гражданской организации или на гражданском предприятии фактически осуществляет функции, связанные с руководством и контролем.
Источником уголовного права ФРГ является также Закон об отправлении правосудия по делам несовершеннолетних 1953г., который применяется к несовершеннолетним лицам, точнее - достигшим ко времени совершения преступного Деяния 14 лет, но не достигшим 18 лет, и в отношении молодых лиц, которые ко времени совершения преступления достигли 18 лет, но не достигли 21 одного года (§1).
Закон является своеобразным правовым документом, который содержит нормы уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права, на которых строится отправление правосудия по делам несовершеннолетних и молодежи. Закон преследует в основном воспитательные цели. К примеру, суд по делам молодежи вправе запретить курение или употребление спиртных напитков, назначить в качестве исправительных мер общественно-полезные работы возмещение нанесенного ущерба, предупреждение. Для несовершеннолетних преступников наиболее строгим наказанием является лишение свободы сроком от шести месяцев до пяти лет. В настоящее время подобный приговор выносится только в том случае, если судья приходит к выводу о наличии у несовершеннолетнего «вредных наклонностей» и после назначения других видов исправительных мер он повторно совершил уголовно наказуемое деяние.
Среди иных уголовно-правовых источников следует назвать Закон об ответственности за воинские преступления в редакции 1974г., Закон о порядке проведения собраний в редакции 1978г., Закон о дорожном движении в редакции 2003г.