Трудовые пенсии

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 21:28, курсовая работа

Краткое описание

В декабре 2001 года были приняты важнейшие законодательные акты, способствующие обеспечению устойчивости, всемерному укреплению и дальнейшему развитию трудовых отношений.

С 1 января 2002г. Вступили в действие 4 федеральных закона, относящиеся к пенсионной реформе: «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.201г. №166-ФЗ; «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001г. №167-ФЗ; «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. №173-ФЗ; «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» от 31 декабря 2001г. №198-ФЗ.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Предпосылки реформирования пенсионной системы……………………5

2.Виды, составные части и условия назначения трудовой пенсии……….14

2.1.Пенсия по старости………………………………………………..20

2.2.Особенности назначения льготных(досрочных) пенсий……….25

2.3. Пенсия по инвалидности ………………………………………..33

2.4.Пенсии по случаю потери кормильца………………………….43

2.5. Конвертация и индексация трудовых пенсий………………..53

3. Проблемы и перспективы пенсионного законодательства………..62

Заключение……………………………………………………………….70

Список использованной литературы……………………………………74

Приложения

Файлы: 1 файл

Имиль.doc

— 386.00 Кб (Скачать)

      7)  мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении  возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;

      8)  мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении  возраста 50 лет, если они проработали  соответственно не 20 и 15 лет в  качестве механизаторов (докеров-механизаторов)  комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;

      9)  мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении  возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых  судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;

      10)  мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении  возраста 50 лет, если они проработали  в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах соответственно не менее 20 и 15 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;

      11)  лицам, непосредственно занятым  полный рабочий день на подземных   и  открытых  горных  работах  (включая  личный  состав горно-спасательных  частей) по добыче угля, сланца, руды  и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий — горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет;

      12)  мужчинам и женщинам, проработавшим  соответственно не менее 25 и  20 лет на судах морского флота  рыбной промышленности на работах  по добыче, обработке рыбы и  морепродуктов, приему готовой продукции на промысле (независимо от характера выполняемой работы), а также на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности;

      13)  мужчинам, проработавшим не менее  25 лет, и женщинам, проработавшим  не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья — мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации;

      14)  мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и не менее 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;

      15)  мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении  возраста 50 лет, если они проработали  в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 20 и 15 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации соответственно не менее 25 и 20 лет.

      Списки   соответствующих   работ,   производств,   профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых  назначается трудовая пенсия, предусмотренная пунктом 1 ст.27 Закона о трудовых пенсиях правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

      Условия назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренные пунктом 1 ст.27 Закона о трудовых пенсиях, применяются в том случае, если застрахованное лицо проработало на соответствующих видах работ не менее половины требуемого срока по состоянию на 1 января 2003 года, а в случае назначения трудовой пенсии по старости в период с 1 января по 31 декабря 2002 года — на день, с которого назначается эта пенсия. Лицам, проработавшим на соответствующих видах работ менее половины требуемого срока, а также принятым для выполнения этих работ после 1 января 2003 года, устанавливаются профессиональные пенсии, регулируемые соответствующим федеральным законом6.

Сохранение  права на досрочное назначение трудовой пенсии отдельным категориям граждан

      Трудовая  пенсия по старости назначается ранее  достижения возраста, установленного статьей 7 Закона о трудовых пенсиях, следующим гражданам(Список №2):

      1)  женщинам, родившим пять и более  детей и воспитавшим их до  достижения ими возраста 8 лет,  а также матерям инвалидов  с детства, воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет;

      2)  женщинам, родившим двух и более  детей, по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях;

      3)  инвалидам вследствие военной  травмы: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;

      4)  инвалидам по зрению, имеющим  ограничение способности к трудовой  деятельности III степени: мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 40 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 15 и 10 лет;

      5)  гражданам,  больным  гипофизарным  нанизмом  (лилипутам), и диспропорциональным карликам: мужчинам по достижении возраста 45 лет и женщинам по достижении возраста 40 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет;

      6)  мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

      Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к  ним местностях, трудовая пенсия устанавливается  за 15 календарных лет работы на Крайнем  Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

      Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением  возраста, установленного ст.7 ФЗ о трудовых пенсиях, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.

      7)  лицам, проработавшим не менее  15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях  Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста;

      8)  мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, Министерства юстиции Российской Федерации соответственно не менее 15 и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;

      9)  мужчинам и женщинам по достижении  возраста 50 лет, если они проработали  не менее 25 лет на должностях  Государственной противопожарной  службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

      10)  лицам,  не менее 25 лет осуществлявшим  педагогическую деятельность в  государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста;

      11)  лицам, осуществлявшим лечебную  и иную деятельность по охране  здоровья населения в государственных  и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста;

      12)  лицам, осуществлявшим творческую  деятельность на сцене в государственных  и муниципальных театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности) не менее 15-30 лет и достигшим возраста 50-55 лет либо независимо от возраста;

13) мужчинам  по достижении возраста 50 лет,  женщинам по достижении возраста 45 лет, постоянно проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, проработавшим соответственно не менее 25 и 20 лет в качестве оленеводов, рыбаков, охотников-промысловиков7.

        При назначении трудовой пенсии  по старости в соответствии  с пп.пп. 2, 6 и 13 п. 1 ст.27 Закона о трудовых пенсиях применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 года( Приложение 1).

      Льготы, установленные законодателем для  работников, указанных в п. 1 ст. 27 и пп.пп.7.-13 п. 1 ст. 28 Закона о трудовых пенсиях, выражаются, как уже говорилось, не только в досрочном назначении им пенсии, но и в ее повышенном размере, если пенсионеры имели определенный стаж работы в особых условиях. Причем увеличение размера пенсии зависит от продолжительности специального трудового стажа и возраста выхода на пенсию конкретного пенсионера.

      Подведу итоги. Существенное увеличение страховой части пенсии для пенсионеров-льготников чаще всего перекрывает уменьшение стажевого коэффициента при исчислении расчетной пенсии по специальному стажу. Для тех, кто выходит на пенсию на 10 и более лет раньше общеустановленного срока, уже при специальном стаже, равном полному (а это -7,5 лет для женщин и 10 лет для мужчин по Списку № 1 или 15 лет для спасателей по пп 7 п. 1 ст. 28 и т.д.), выгоднее рассчитывать пенсию по специальному стажу. В эту группу, кроме ранее упомянутых «вредников» по Списку № 1 и спасателей, входят также работники противопожарных служб, некоторые категории медработников. Увеличение размера пенсии у лиц перечисленных категорий в этом случае составляет от 9 до 58% (Список № 1) или даже более (у спасателей).

      Для уходящих на пенсию на 5 и менее лет раньше общего срока определить заранее выгодность того или другого варианта расчета затруднительно. Этим пенсионерам-льготникам рассчитывать пенсию по специальному стажу предпочтительнее в том случае, если их специальный стаж превышает полный на 3-5 лет или более. На вопрос, сколько точно в годах должно составлять это превышение, можно ответить только с учетом конкретной ситуации пенсионера, его общего и специального стажа и условий предыдущей работы. Увеличение пенсии для тех, кому она назначается по Списку № 2, может достигать 29% ее размера. 

    2.3. Пенсия по инвалидности 

     С 1 января 2002 г. трудовые пенсии по инвалидности назначаются в соответствии с  Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ. Новые условия пенсионного обеспечения по инвалидности существенно отличаются от прежних.                        

     Прежде  всего, Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ (далее - Закон о трудовых пенсиях) введено иное понятие инвалидности. Законодатель отказался от ее деления на три группы. Теперь вместо группы инвалидности необходимо подтвердить ограничение способности к труду одной из трех степеней, определяемое по медицинским показаниям (п. 1 ст. 8 Закона о трудовых пенсиях). Порядок признания гражданина инвалидом, установления   периода   инвалидности и степени ограничения способности   к   трудовой   деятельности органами   Государственной   медико-социальной экспертизы утверждается Правительством РФ (п. 2 ст. 8 Закона о трудовых пенсиях). В   настоящее   время   эти   органы руководствуются   Постановлением Правительства РФ «О порядке признания  граждан  инвалидами» от 13 августа 1996 г. № 965 (в ред. от   26   октября   2000   г.,   а   также Классификациями  и временными критериями,   используемыми   при осуществлении   медико-социальной   экспертизы,   утвержденными Приказом Минздрава РФ № 30 и Постановлением Минтруда РФ № 1  от 29 января 1997 г. Согласно этим нормативно-правовым актам  инвалидность определяется как социальная недостаточность   вследствие   нарушения здоровья   со   стойким   расстройством функций организма, приводящая  к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты. При этом ограничение  жизнедеятельности  характеризуется ограничением не только способности к труду, но также к самообслуживанию,   передвижению, ориентации, общению, контролю за своим поведением и(или) обучению. Например, критерием для определения I группы инвалидности является такое нарушение здоровья со стойким значительно выраженным расстройством функций организма, которое приводит к резко выраженному ограничению хотя бы одной из следующих категорий жизнедеятельности: способности к самообслуживанию, либо к передвижению, ориентации, общению, контролю за своим поведением. При этом вопрос о степени способности к трудовой деятельности даже не ставится. Среди критериев ограничения жизнедеятельности, при которых устанавливается II группа инвалидности, называется ограничение способности к трудовой деятельности третьей либо второй степени. Третья степень ограничения способности к труду свидетельствует о полной неспособности к трудовой деятельности. Вторая степень - это способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях с использованием вспомогательных средств, и (или) специально оборудованного рабочего места, с помощью других лиц. Среди нескольких категорий ограничений жизнедеятельности, дающих основание для определения III группы инвалидности, значится ограничение способности к трудовой деятельности первой степени. Под ней понимается способность к выполнению трудовой деятельности при условии снижения квалификации или уменьшения объема производственной деятельности, невозможность выполнения работы по своей профессии. Очевидно, что при переходе к новому понятию инвалидности для целей пенсионного обеспечения критерии деления ограничений способности к труду будут применяться в нынешнем их понимании, учитываться же впредь будут наличие и степень ограничения лишь этой категории жизнедеятельности. Так, сегодня, например, лица со стойким значительно выраженным расстройством функции зрения (слепые) признаются инвалидами I группы безотносительно к тому, могут ли они работать. Если же такой инвалид работает (например, музыкантом, преподавателем вуза, массажистом, станочником, сборщиком деталей и т.п.), очевидно, что он не может быть признан нетрудоспособным, т.е. имеющим ограничения к трудовой деятельности третьей степени. Речь в таких случаях может идти о второй либо даже первой степени такого ограничения и, соответственно, о пенсии, соответствующей наличию II либо III группы инвалидности. При этом такие социальные показатели, как нуждаемость в постоянной посторонней помощи или уходе, потребность в дополнительных расходах, вызванных отсутствием зрения, низкая оплата труда не должны приниматься во внимание.

Информация о работе Трудовые пенсии