Трудовая пенсия по старости

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 13:36, курсовая работа

Краткое описание

Право на социальное обеспечение является одним из основных социально экономических прав человека. Оно закреплено в ст. 26 Всеобщей декларации прав человека 1948 года, в ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1996 года и других международных актах.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ ПО СТАРОСТИ…6
1.1 Понятие трудовой пенсии по старости………………………...…………….6
1.2 Общие основания, определяющие право на пенсию по старости…………8
1.3 Льготные основания, определяющие право на пенсию по старости……11

2 РАСЧЕТ ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ ПО СТАРОСТИ………………………16
2.1 Размер базовой части трудовой пенсии (БЧ)……………………...……..16
2.2 Размер страховой части трудовой пенсии (СЧ)……………………………19
2.3 Размер накопительной части трудовой пенсии (НЧ)……………………...23
2.4 Общий размер трудовой пенсии по старости……………………………25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………26
СПИСОКИ СПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….28

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 58.30 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

 

1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ ПО СТАРОСТИ…6

1.1 Понятие трудовой пенсии по старости………………………...…………….6

1.2 Общие основания, определяющие право на пенсию по старости…………8

1.3 Льготные основания, определяющие право на пенсию по старости……11

 

2 РАСЧЕТ ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ ПО СТАРОСТИ………………………16

2.1 Размер базовой части трудовой пенсии (БЧ)……………………...……..16

2.2 Размер страховой части трудовой пенсии (СЧ)……………………………19

2.3 Размер накопительной части трудовой пенсии (НЧ)……………………...23

2.4 Общий размер трудовой пенсии по старости……………………………25

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………26

СПИСОКИ СПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….28

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Право на социальное обеспечение является одним из основных социально экономических прав человека. Оно закреплено в ст. 26 Всеобщей декларации прав человека 1948 года, в ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1996 года и других международных актах.

В ст. 39 Конституции РФ 1993 года оно закреплено следующим образом: «каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом».

Социальное обеспечение в РФ не сводится к пенсионному. Однако по численности контингента и удельному весу расходуемых средств пенсии имеют преобладающее значение в общей системе материального обеспечения престарелых и нетрудоспособных граждан.

В переводе pension (лат.) – платеж, уплата. Пенсия – прежде всего наиболее распространенный и характерный вид социального обеспечения престарелых и нетрудоспособных граждан, она имеет денежную форму.

В соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц - заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств. Подготовленный Министерством экономического развития и торговли РФ Федеральный закон "Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации" предполагает установить правовые, организационные и экономические основы для создания и функционирования обязательных профессиональных пенсионных систем в Российской Федерации.

Выделение льготных профессиональных пенсий в самостоятельную пенсионную систему с автономным финансированием порождает дополнительные проблемы для получателей этого вида пенсий при достижении общеустановленного пенсионного возраста, то есть в то время, когда начинается выплата пенсий по старости.

Расчеты показывают, что размеры пенсий по старости для участников обязательной профессиональной пенсионной системы, т.е. для работающих на предприятиях с особыми условиями труда, относительно получаемой ими заработной платы в течение трудовой деятельности, будут значительно ниже, чем у работников, не участвующих в обязательной профессиональной пенсионной системе, т.е. работающих в обычных условиях труда. Связано это, прежде всего с меньшей продолжительностью периодов трудовой деятельности застрахованного лица на рабочих местах с особыми условиями труда, в течение которых в его пользу уплачивались взносы в профессиональную пенсионную систему.

          При написании работы ставилась следующая цель: изучить особенности назначения и размер трудовой пенсии по старости. 

          Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. раскрыть понятие трудовой пенсии по старости;
  2. выявить общие основания, определяющие право на пенсию по старости;
  3. выявить льготные основания, определяющие право на пенсию по старости;
  4. рассчитать размер трудовой пенсии по старости.

         В данной работе будут затронуты понятие и основные моменты и положения, касающиеся трудовой пенсиям по старости.

При написании работы были использованы труды авторов:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ ПО СТАРОСТИ

1.1 Понятие трудовой пенсии по старости

      Трудовая пенсия по старости представляет собой выплачиваемые ежемесячно государственные выплаты гражданам, достигшим установленного законодательством возраста и имеющим страховой стаж не менее пяти лет. Страховой стаж включает в себя все периоды трудовой или иной деятельности, осуществляемой лицом, в течение которых оно уплачивало страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.            Соответственно страховой стаж и трудовая деятельность – взаимосвязанные понятия, что позволяет установить право на трудовую пенсию, которая подразумевает под собой возмещение, за труд исходя из страхового стажа.   Надо сказать, что положение о том, что работник приобретает право на пенсию по старости, имея, всего лишь пять лет страхового стажа, стало новеллой российского законодательства. До пенсионной реформы законодательство устанавливало в качестве основания для приобретения права на пенсию по возрасту 20 лет трудового стажа для женщин и 25 лет трудового стажа для мужчин.

        В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О трудовых пенсиях» трудовая пенсия – ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц – заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом.1   Таким образом, как следует из данного законодателем определения трудовой пенсии, право на трудовую пенсию имеют те лица, которые застрахованы в системе обязательного пенсионного страхования. Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» устанавливает перечень лиц, подлежащих страхованию в системе обязательного пенсионного страхования и вместе с этим имеющих право на назначение им трудовой пенсии.2

       Вторым признаком трудовой пенсии, на который указывает законодательство, является периодичность этого вида выплат. Трудовая пенсия выплачивается, как было сказано, регулярно и с периодичностью один раз в месяц.

        Основным гарантом пенсионного обеспечения в Российской Федерации выступает государство. Государство обеспечивает за счет перечислений из федерального бюджета финансирование базовой части трудовых пенсий. Пенсионный фонд РФ как государственный орган выполняет все функции по пенсионному обеспечению, в первую очередь функции по аккумулированию финансов, необходимых для выплаты пенсий. ПФР обеспечивает регулярную ежемесячную выплату, своевременную доставку и выплату пенсий в полном объеме.

         Право на выплату трудовой пенсии имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.3

         Пенсии по старости подразделяются на трудовые пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению. Трудовыми называются пенсии, финансируемые за счет средств работодателей (страхователей) и работников (застрахованных), поступающих в виде соответствующей части единого социального налога и страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, т.е из средств фонда оплаты труда. Государственными пенсиями называются пенсии, финансируемые непосредственно за счет федеральных налоговых поступлений.

     Трудовая пенсия по старости может состоять из трех частей:

  1. базовой;
  2. страховой;
  3. накопительной.

1.2 Общие основания, определяющие право на пенсию по старости

      Права граждан на социальное обеспечение по возрасту обеспечиваются нормами как международного, так и российского законодательства. В первую очередь, к основаниям, определяющим право на пенсионное обеспечение по старости, относятся конституционные положения.

      Статья 7 Конституции РФ устанавливает, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

     Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому гражданину Российской Федерации социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаев установленных законом. В соответствии с Федеральным Законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливаются государственные пенсии и иные социальные пособия.4 Данные положения Конституции РФ являются основополагающими. На основе этих положений принимаются все законодательные акты, относящиеся к пенсионному обеспечению в России. К таким законодательным актам относится Федеральный закон «О трудовых пенсиях», который устанавливает положение о том, что трудовые пенсии, в том числе трудовая пенсия по старости, выплачиваются только в соответствии с этим законодательным актом. Положения Федерального закона «О трудовых пенсиях» дополняются и уточняются другими федеральными законами, содержащими положения о пенсионном обеспечении. К ним относятся в первую очередь: Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании» и Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», а также другие законы, подзаконные нормативные правовые акты и ряд постановлений Правительства Российской Федерации.

      Статья 15 Конституции Российской Федерации в п. 4 устанавливает приоритет общепризнанных принципов и норм международного права, а также международных договоров Российской Федерации, которые являются составной частью ее правовой  системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Указанные, конституционные положения применяются и к нормам о трудовых пенсиях. Если нормы Федерального закона о трудовых пенсиях не соответствуют действующим международным договорам Российской Федерации, то применяются нормы соответствующего международного договора Российской Федерации.

       Среди международных актов, предусматривающих права на социальное обеспечение, в том числе право на пенсию по старости, действующих на территории Российской Федерации в настоящее время, в первую очередь отметим Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., принятую на третьей сессии Генеральной ассамблеи ООН. Ст. 22 Всеобщей декларации прав человека устанавливает, что каждый человек как член общества имеет право на социальное обеспечение. В ст. 25 того же документа указывается, что каждый человек имеет право на социальное обеспечение в случае наступления старости. Данное положение является основополагающим признанием права на социальное обеспечение в случае наступления старости.

       Другим важным среди заключенных Российской Федерацией международных договоров является Соглашение от 13 марта 1992 г. о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, подписанное представителями России, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизстана, Молдовы, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины. В Соглашении указывается, что каждое государство – участник Содружества должно нести ответственность за пенсионное обеспечение своих граждан. При этом государства – участники, подписавшие данное соглашение, признают свои «обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в состав СССР и реализуют это право на территории государств – участников Соглашения, признавая необходимость неукоснительного соблюдения обязательств по международным соглашениям, заключенным СССР по вопросам пенсионного обеспечения». 5

       Среди иных международных актов о пенсионном обеспечении выделим акты, подписанные Правительством Советского Союза и действующие на территории Российской Федерации в настоящее время. К ним относятся: Соглашение между СССР и Чехословацкой Республикой о социальном обеспечении от 2 декабря 1959 г., Соглашение между СССР и Румынской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 декабря 1960 г., Соглашение между СССР и Венгерской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 20 декабря 1962 г., Соглашение между СССР и Монгольской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 6 апреля 1981 г., договор между Российской Федерацией и Королевством Испания о социальном обеспечении от 11 апреля 1994 г., Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10 февраля 1995 г., Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей города Байконур Республики Казахстан от 27 апреля 1996 г., Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16 мая 1997 г. и др.

Информация о работе Трудовая пенсия по старости