Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 13:36, курсовая работа
Право на социальное обеспечение является одним из основных социально экономических прав человека. Оно закреплено в ст. 26 Всеобщей декларации прав человека 1948 года, в ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1996 года и других международных актах.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ ПО СТАРОСТИ…6
1.1 Понятие трудовой пенсии по старости………………………...…………….6
1.2 Общие основания, определяющие право на пенсию по старости…………8
1.3 Льготные основания, определяющие право на пенсию по старости……11
2 РАСЧЕТ ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ ПО СТАРОСТИ………………………16
2.1 Размер базовой части трудовой пенсии (БЧ)……………………...……..16
2.2 Размер страховой части трудовой пенсии (СЧ)……………………………19
2.3 Размер накопительной части трудовой пенсии (НЧ)……………………...23
2.4 Общий размер трудовой пенсии по старости……………………………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………26
СПИСОКИ СПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….28
Пример исчисления страховой части трудовой пенсии по старости: расчетный пенсионный капитал составил 200 000 руб., а пенсия назначается с 1 января 2013 г. Для того чтобы определить страховую часть трудовой пенсии по старости, необходимо разделить сумму расчетного капитала на количество месяцев, входящих в ожидаемый период выплаты на 2013 г. Таким образом, мы делим 200 000 руб. на 228 – количество месяцев ожидаемого периода в 2013 г. Мы получаем, что страховая часть трудовой пенсии в этом случае будет составлять 877 руб. 19 коп. Если та же пенсия будет назначена в 2014 г., то размер ее страховой части будет составлять 200 000 / 240 = 833 руб. 33 коп.
Так рассчитывается страховая часть пенсии.
Если трудовая пенсия по старости назначается мужчинам после 60 лет, а женщинам после 55 лет, то ожидаемый период выплаты сокращается на один год за каждый год, истекший со дня достижения указанного возраста. Например, если мужчина получил право на назначение трудовой пенсии по старости в 2013 г. и его возраст в момент назначения пенсии составлял 61 год, то количество месяцев, входящих в ожидаемый период выплаты, будет составлять не 228 месяцев, как предусмотрено установленным законом правилом, а 216 месяца.
Законодательство устанавливает правило, согласно которому ожидаемый период выплаты не может составлять менее 14 лет (168 месяцев). Данное правило установлено в связи с тем, что не всегда момент наступления пенсионного возраста и момент обращения за пенсией совпадают. Чем позже гражданин обратится за назначением ему трудовой пенсии по старости, тем меньше будет ожидаемый период выплаты. Отметим, что данное правило не действует в отношении граждан, которые в соответствии со ст. 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях» имеют право на назначение пенсии по старости до наступления установленного законом возраста. Точно так же правило о сокращении ожидаемого периода выплаты не действует в отношении тех лиц, которые отказываются от страховой части пенсии после ее назначения.
Граждане имеют право отказаться от страховой части трудовой пенсии путем подачи заявления в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации. Если гражданин отказывается от назначения страховой части пенсии в момент обращения за трудовой пенсией, то в отношении него сохраняется правило о сокращении ожидаемого периода выплаты.
Пример:
10 февраля 2011 г. мужчине исполнилось 60 лет, и в тот же день он подал письменное заявление в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации о назначении ему трудовой пенсии по старости. Вместе с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости мужчина подал второе заявление об отказе от назначения страховой части трудовой пенсии. 10 февраля 2013 г. этот мужчина обратился в органы Пенсионного фонда РФ с заявлением о назначении ему страховой части трудовой пенсии. С 1 января по 31 декабря 2013 г. ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости составляет 228 месяцев. Поскольку гражданин обратился за назначением страховой части пенсии спустя два года после того, как ему была назначена трудовая пенсия по старости, он имеет право на сокращение ожидаемого периода выплаты, то его ожидаемый период выплаты сокращается на два года и составляет 204 месяца.
В тех случаях, когда пенсионер после назначения ему страховой части трудовой пенсии вновь начинает заниматься трудовой деятельностью или отказывается от страховой части трудовой пенсии, страховая часть пенсии подлежит перерасчету после прекращения трудовой деятельности или после повторного обращения за назначением страховой части трудовой пенсии соответственно. В этих случаях ожидаемый период выплаты подлежит сокращению на один год за каждый, полный год трудовой деятельности, осуществляемой после назначения трудовой пенсии по старости или на один год за каждый, полный год, истекший с момента отказа от страховой части пенсии. При этом пенсионеры имеют право на отказ от страховой части пенсии неоднократно; каждый раз после того, как страховая часть пенсии вновь назначается, осуществляется перерасчет этой части пенсии.
2.3 Размер накопительной части трудовой пенсии (НЧ)
Размер накопительной части трудовой пенсии, так же как и размер страховой ее части, исчисляется по математической формуле, в соответствии с которой накопительная часть трудовой пенсии определяется как отношение суммы пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета по состоянию на день, с которого ему назначена накопительная часть трудовой пенсии по старости, к количеству месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости. Установленная п. 23 ст. 14 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» формула расчета накопительной части трудовой пенсии по старости выглядит следующим образом:
НЧ = ПН / Т, где
НЧ – размер накопительной части трудовой пенсии;
ПН – сумма пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета, по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная часть трудовой пенсии по старости;
Т – количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, которая применяется для расчета накопительной части трудовой пенсии.
Исходя из смысла нормы, установленной п. 23 ст. 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», расчет ожидаемого периода выплаты накопительной части трудовой пенсии осуществляется по иным правилам, чем расчет ожидаемого периода выплаты страховой части пенсии.
Если в соответствии с действующим пенсионным законодательством трудовая пенсия подлежит перерасчету, а суммы, содержащиеся на индивидуальном лицевом счете или в специальной части индивидуального лицевого счета, уже однажды были учтены при назначении трудовой пенсии, то при осуществлении перерасчета трудовой пенсии, эти суммы не принимаются во внимание.
До сегодняшнего дня для лиц моложе 1967 года рождения отчисления в накопительную часть были равны 6% официально начисленной зарплаты. С 1 января 2014 года этот процент снижается до 2%. Оставшиеся 4% добавятся в страховую часть. Для тех, кто старше 1967 года, накопительная часть вообще не предусмотрена.
Пример:
Предположим, с 2002 по 2012 год вы получали 10.000 руб/мес. официальной зарплаты. Тогда 6% от общей суммы накопительных отчислений будут 10.000 руб. х 10 лет х 12 мес. = 1.200.000 х 0.06 = 72.000 рублей. В расчете на месяц получаете: 72.000 : 216 = 333.33 рубля.
Но ровно на эту сумму будет меньше ваша страховая часть трудовой пенсии, т.е в результате вы получите то же самое, что и человек, старше 1967 года рождении.
Накопительной частью трудовой пенсии вы можете распорядиться самостоятельно, правда, в очень ограниченных рамках. А именно:
Накопительная часть пенсии состоит только для лиц моложе 1967 года из отчислений от официальной заработной платы. Для всех категорий и возрастов допускает добровольные вклады. Допускает распоряжение по усмотрению пенсионера в определенных законом рамках.
2.4 Общий размер трудовой пенсии по старости
Общий размер трудовой пенсии по старости определяется в соответствии с установленной п. 25 ст. 14 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» формулой расчета:
П = СЧ + НЧ, где
П – размер трудовой пенсии;
СЧ – страховая часть трудовой пенсии по старости;
НЧ – накопительная часть трудовой пенсии по старости.
Общий размер трудовой пенсии определяется путем сложения двух ее частей: страховой и накопительной.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) - один из наиболее значимых социальных институтов страны. Это крупнейшая федеральная система оказания государственных услуг в области социального обеспечения в России.
Пенсионная система России является составной частью государственного социального страхования. Эта система имеет всеобъемлющий характер и включает страхование по старости, инвалидности, потере кормильца, временной нетрудоспособности, беременности и родам, на случай безработицы и медицинское страхование.
Пенсионное обеспечение базируется на общенациональном законодательстве, его финансирование осуществляется на основе обязательных страховых взносов работодателей, работников и самозанятого населения, а также ассигнований из федерального бюджета. Основные принципы пенсионного обеспечения у нас в стране сегодня соответствуют международной практике и не требуют какой-либо ломки, однако организация пенсионной системы, ее механизмы должны быть адаптированы к сегодняшней реальности. Первый шаг в организации новой для России, но успешно действующей в развитых странах пенсионной системе был сделан в 1991 году с созданием Пенсионного фонда РФ: бюджет пенсионной системы отделен от бюджета государства. Временно свободные средства Пенсионного фонда могут капитализироваться и доходы направляться на создание ресурсов при ухудшении экономической и демографической ситуаций.
Пенсионное обеспечение остается в числе главных социальных гарантий граждан России, а пенсионная система РФ представляет собой многозвенный комплекс государственных органов социальной защиты, ответственных за назначение и выплату пенсий и органов Пенсионного фонда России (ПФРФ). Легко дать оценку того состояния, в котором находится общество. Сложнее, но все же возможно, описать то состояние, которое она пытается достичь. Но самое сложное – предложить программу перехода из одного состояния в другое.
Перед Россией стоит задача в ближайшие 10 лет окончательно выбрать направление дальнейшей реформы и, абстрагируясь от мнений заинтересованных структур, кардинальным образом изменить систему пенсионного обеспечения в соответствие с реалиями времени. Нам предстоит прийти путь, который развитые страны проходят десятилетиями, причём в более благоприятных условиях.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.93 г. // “Российская газета”, 25 декабря 1993 г.
2. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г., принятая на третьей сессии Генеральной ассамблеи ООН.
3. Соглашение от 13 марта 1992 г. о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, подписанное представителями России, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизстана, Молдовы, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины.
7. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ // “Российская газета”, № 17, 27.01.1996 г.
8. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном суде Российской Федерации».
9. Закон РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
10. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
11. Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
12. Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».
13. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования».
14. Федеральный закон от 6 марта 2001 г. № 21-ФЗ «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации».
15. Федеральный закон от 27 ноября 2001 г. № 155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации».
16. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
17. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».