Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2015 в 15:25, курсовая работа
Цель работы – изучить особенности досрочных трудовых пенсий по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с действующим законодательством и правоприменительной практикой.
Задачи:
1. Рассмотреть общие положения назначения досрочных трудовых пенсий по старости в связи с педагогической деятельностью;
2. Выявить особенности новых и старых правил назначения досрочных трудовых пенсий по старости в связи с педагогической деятельностью;
Введение
Глава 1.Общая характеристика пенсионного обеспечения.
Понятие пенсионного обеспечения.
Понятие трудовой пенсии по старости.
Глава 2. Досрочное назначение трудовых пенсий по старости педагогическим работникам.
2.1. Педагогический стаж и его особенности.
2.2. Порядок досрочного назначения трудовой пенсии по старости педагогическим работникам.
2.3. Основания досрочного назначения трудовой пенсии по старости педагогическим работникам.
2.4. Размер трудовой пенсии по старости педагогическим работникам.
2.5. Порядок перерасчета и доставки трудовой пенсии по старости педагогическим работникам.
Глава 3. Судебная практика по делам досрочного назначения трудовых пенсий по старости педагогическим работникам.
Заключение.
Список использованной литературы и нормативных актов.
Содержание
Введение
Глава 1.Общая характеристика пенсионного обеспечения.
Глава 2. Досрочное назначение трудовых пенсий по старости педагогическим работникам.
2.1. Педагогический стаж и его особенности.
2.2. Порядок досрочного назначения трудовой пенсии по старости педагогическим работникам.
2.3. Основания досрочного назначения трудовой пенсии по старости педагогическим работникам.
2.4. Размер трудовой пенсии по старости педагогическим работникам.
2.5. Порядок перерасчета и доставки трудовой пенсии по старости педагогическим работникам.
Глава 3. Судебная практика по делам досрочного назначения трудовых пенсий по старости педагогическим работникам.
Заключение.
Список использованной литературы и нормативных актов.
Введение
Актуальность темы данного дипломного исследования состоит в том, что российское законодательство гарантирует всем работающим право на пенсию по возрасту: для женщин - с 55 лет, для мужчин - с 60 лет. Но педагоги имеют льготу - они могут уйти на пенсию раньше. Кто из них получает право на досрочную пенсию? При каких условиях можно это право реализовать? Что такое педагогический стаж? Как правильно его рассчитать?
Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 173-ФЗ) сохраняет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости гражданам, которым ранее назначалась пенсия за выслугу лет.1
Пенсия по старости назначается при наличии не менее 5 лет страхового стажа женщинам, достигшим возраста 55 лет, и мужчинам, достигшим возраста 60 лет (ст.7 Закона N 173-ФЗ).
Досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью предусмотрено в подпункте 10 пункта 1 статьи 28 этого Закона и производится независимо от достижения общеустановленного возраста.
Следует отметить, что в законодательстве не дается четкой формулировки понятия "стаж на соответствующих видах работ". Из правового смысла формулировки следует, что такой стаж - это суммарная продолжительность периодов профессиональной трудовой деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
Трудовая пенсия по старости досрочно назначается педагогам только государственных и муниципальных учреждений для детей. В ранее действовавшем законе таких ограничений не было - пенсия за выслугу лет предоставлялась педагогам независимо от формы собственности учреждения.
Кроме 25-летнего педагогического стажа в законе определены и другие условия для получения досрочной пенсии. Они перечислены в пункте 3 статьи 28 Закона N 173-ФЗ.
Цель работы – изучить особенности досрочных трудовых пенсий по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с действующим законодательством и правоприменительной практикой.
Задачи:
1. Рассмотреть
общие положения назначения
2. Выявить особенности
новых и старых правил
3. Рассмотреть
судебную практику по вопросу
досрочных трудовых пенсий по
старости в связи с
При написании данной курсовой работы использовались труды следующих авторов: Сергеевой Т.Ю., Середа Т.П., Г.В. Сулеймановой, а также нормативная база: Конституция Российской Федерации, ФЗ № 173-ФЗ от 17.12.2001. « О трудовых пенсиях в Российской Федерации и другие.
Глава 1.Общая характеристика пенсионного обеспечения.
Пенсионное обеспечение - один из важнейших видов материального обеспечения лиц при наступлении определённых жизненных условий.
Обострение проблем с реализацией права граждан на пенсионное обеспечение в РФ - закономерность, обусловленная совокупностью экономических, социальных и политических условий развития российского общества. Основная причина пересмотра основ пенсионного обеспечения - ухудшение демографической ситуации, в которой отражаются все экономические проблемы общества, переходящего на рыночные начала хозяйствования. В этой связи требует изменения и структура правового механизма реализации прав граждан на пенсионное обеспечение.2
В настоящее время преобразование основ системы пенсионного, обеспечения в РФ проводится в рамках пенсионной реформы. При этом основными параметрами, подлежащими обновлению, являются:
- механизм правового регулирования реализации прав граждан на пенсионное обеспечение;
- экономический механизм накопления, аккумулирования и распределения финансов системы пенсионного обеспечения;
- социальная сущность системы пенсионного обеспечения.
В процессе проведения реформы данной системы видоизменяются принципы пенсионного обеспечения, его виды и формы, комплекс органов, управляющих системой. Появляются инструменты оптимизации управления системой пенсионного обеспечения. Все эти инструменты в настоящее время прорабатываются в законотворческой деятельности государства и в практике работы соответствующих органов.
Мерами по совершенствованию механизма правового регулирования реализации прав граждан РФ на пенсионное обеспечение можно назвать активизацию нормотворческой деятельности, в основном по направлению усовершенствования финансовых механизмов системы в правовых актах различного уровня, и, в целом, полную правовую урегулированность данного вопроса.
На современном этапе формирования правового механизма реализации прав граждан на пенсионное обеспечение ведущее место в нём должны занять административно-правовые средства. Сделано это должно быть не для усиления подчинения участников пенсионных правоотношений управляющей воле государства, а для наиболее эффективного построения таких отношений через применение тех административных форм и методов, которые реально способствуют удовлетворению интересов каждого конкретного получателя пенсии. В пенсионном правоотношении только материальная его часть регулируется нормами права социального обеспечения, а вся процедурная его часть, предшествующая материальному обеспечению пенсией, регулируется нормами других отраслей права, и, в частности, административным правом. Административное право регулирует:
- сбор и аккумулирование средств на эти цели;
- процедуру назначения и перерасчёта пенсий;
- вопросы функционирования
сектора негосударственного
- порядок применения
мер ответственности за
- порядок решения
спорных вопросов в
Административными формами регулирования пенсионных правоотношений в настоящее время в свете проводящихся преобразований являются: правовые формы - издание правовых и индивидуальных актов, заключение административных договоров; неправовые формы индивидуальный (персонифицированный) учёт в системе обязательного пенсионного страхования; совершенствование автоматизированной базы в рамках создания единой автоматизированной системы управления.
К административным методам регулирования пенсионных правоотношений относятся: лицензирование и контроль (особенно ярко проявляются в деятельности негосударственных пенсионных фондов), финансирование и налогообложение (специализированный вид налога - единый социальный).
В настоящее время функционирование административно-правовых форм и методов не обходится без изъянов и проблемных моментов, среди которых можно выделить следующие:
Во-первых, отставание правового регулирования от потребностей развития системы пенсионного обеспечения. Отсутствует полностью проработанный механизм обращения за назначением пенсии.
Во-вторых, функционирование системы индивидуального (персонифицированного) учёта сопровождается нестабильностью технического оснащения и недостаточной квалификацией кадров.
В-третьих, контроль и лицензирование в деятельности негосударственных пенсионных фондов сопровождаются недостаточностью правового урегулирования и практическим отсутствием механизма, гарантирующего стабильность деятельности таких структур.
В-четвёртых, финансирование - одна из наиболее острых проблем в свете меняющихся видов и форм пенсионного обеспечения. Первоочередное внимание следует уделять вопросам управления финансами. Именно финансирование называют наиболее острой проблемой меняющейся системы пенсионного обеспечения;
Урегулировать все выше обозначенные проблемные моменты в настоящее время можно лишь при помощи комплексного подхода, предполагающего:
- совершенствование нормативно-правовой базы, обязательным условием разработки которой должно быть научное обоснование, финансовое и материальное подкрепление
1.2. Понятие трудовой пенсии по старости.
Трудовая пенсия по старости представляет собой выплачиваемые ежемесячно государственные выплаты гражданам, достигшим установленного законодательством возраста и имеющим страховой стаж не менее пяти лет. Страховой стаж включает в себя все периоды трудовой или иной деятельности, осуществляемой лицом, в течение которых оно уплачивало страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Соответственно страховой стаж и трудовая деятельность – взаимосвязанные понятия, что позволяет установить право на трудовую пенсию, которая подразумевает под собой возмещение за труд исходя из страхового стажа. Надо сказать, что положение о том, что работник приобретает право на пенсию по старости, имея всего лишь пять лет страхового стажа, стало новеллой российского законодательства. До пенсионной реформы законодательство устанавливало в качестве основания для приобретения права на пенсию по возрасту 20 лет трудового стажа для женщин и 25 лет трудового стажа для мужчин.4
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О трудовых пенсиях» трудовая пенсия – это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом «О трудовых пенсиях». Таким образом, как следует из данного законодателем определения трудовой пенсии, право на трудовую пенсию имеют те лица, которые застрахованы в системе обязательного пенсионного страхования. Статья 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» устанавливает перечень лиц, подлежащих страхованию в системе обязательного пенсионного страхования и вместе с этим имеющих право на назначение им трудовой пенсии. Какие именно категории лиц имеют право на получение трудовой пенсии, в том числе трудовой пенсии по старости, уже рассматривалось в этой работе в Главе 2 п. 2.2.
Вторым признаком трудовой пенсии, на который указывает законодательство, является периодичность этого вида выплат. Трудовая пенсия выплачивается, как было сказано, регулярно и с периодичностью один раз в месяц.
Основным гарантом пенсионного обеспечения в Российской Федерации выступает государство. Государство обеспечивает за счет перечислений из федерального бюджета финансирование базовой части трудовых пенсий. Пенсионный фонд РФ как государственный орган выполняет все функции по пенсионному обеспечению, в первую очередь функции по аккумулированию финансов, необходимых для выплаты пенсий. ПФР обеспечивает регулярную ежемесячную выплату, своевременную доставку и выплату пенсий в полном объеме.5
Право на выплату трудовой пенсии возникает у мужчин по наступлении возраста 60 лет, у женщин по наступлении возраста 55 лет, за исключением тех случаев, когда право на трудовую пенсию по старости возникает на льготных основаниях, которые устанавливают право на трудовую пенсию для некоторых категорий лиц в возрасте моложе 60 и 55 лет соответственно.
Права граждан на социальное обеспечение по возрасту обеспечиваются нормами как международного, так и российского законодательства. В первую очередь, к основаниям, определяющим право на пенсионное обеспечение по старости, относятся конституционные положения. Статья 7 Конституции РФ устанавливает, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается минимальный гарантированный минимальный размер оплаты труда, а также обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому гражданину Российской Федерации социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных установленных законом случаях. В соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливаются государственные пенсии и иные социальные пособия. Данные положения Конституции РФ являются основополагающими. На основе этих положений принимаются все законодательные акты, относящиеся к пенсионному обеспечению в России. К таким законодательным актам относится Федеральный закон «О трудовых пенсиях», который устанавливает положение о том, что трудовые пенсии, в том числе трудовая пенсия по старости, выплачиваются только в соответствии с этим законодательным актом. Положения Федерального закона «О трудовых пенсиях» дополняются и уточняются другими федеральными законами, содержащими положения о пенсионном обеспечении. К ним относятся в первую очередь: Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании» и Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», а также другие законы, подзаконные нормативные правовые акты и ряд постановлений Правительства РФ.6