Трудовая пенсия

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 09:03, курсовая работа

Краткое описание

Пенсионное обеспечение, является одним из видов социального страхования. Задачами социального страхования является гарантия материального и социального благополучия каждого человека независимо от его индивидуальных возможностей участвовать в общественном производстве. 

Файлы: 1 файл

труд пенсии.docx

— 144.73 Кб (Скачать)

Введение.

 

 

Пенсионное обеспечение, является одним из видов социального  страхования. Задачами социального  страхования является гарантия материального  и социального благополучия каждого  человека независимо от его индивидуальных возможностей участвовать в общественном производстве. 

Законодательным основанием к пенсионному обеспечению на территории Российской Федерации является Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». 

Пенсия (от латинского pensio –  платёж) - регулярная и, как правило, пожизненная денежная выплата нетрудоспособным гражданам со стороны государства  или иных субъектов в качестве основного источника средств  существования, назначаемая в установленном  законом случаях: при достижении ими определенного пенсионного возраста, при установлении инвалидности, в случае смерти кормильца, а также в связи с длительной профессиональной деятельностью. Является формой социальной защиты населения.

Возникновение пенсионных правоотношений законодатель связывает с необходимостью наступления ряда юридических фактов. 

К юридическим фактам, определяющим право на получение трудовой пенсии по старости, относятся: достижение общеустановленного пенсионного возраста, наличие страхового стажа и волеизъявление застрахованного  лица, выраженное в письменной форме. 

Пенсионный возраст, необходимый  для установления пенсии по старости, остался неизменным. 

При прохождении Закона о  трудовых пенсиях в Государственной  Думе длительное время обсуждался вопрос о повышении общеустановленного пенсионного возраста в связи  с предстоящей тяжелой демографической  ситуацией в России в целях  оптимизации экономической нагрузки пенсионной системы. 

Для сравнения брались  во внимание данные развитых стран. Так, например, во Франции общеустановленный  пенсионный возраст для мужчин и  женщин одинаков и составляет 60 лет, в Германии и США - 65 лет. Вместе с  тем многие страны с более низким установленным законодательством  пенсионным возрастом поэтапно его  повышают. 

Однако учитывая, что увеличение пенсионной нагрузки в России связано  не с увеличением продолжительности  жизни граждан в отличие от других развитых стран, а лишь с сокращением  рождаемости и уменьшением общей  численности граждан до пенсионного  возраста, принято решение о сохранении ранее установленного пенсионного  возраста. 

Законодателем сохранен пониженный пенсионный возраст для всех категорий  граждан, которые ранее пользовались этой льготой.

Размер пенсий по старости для участников обязательной профессиональной пенсионной системы, т.е. для работающих на предприятиях с особыми условиями труда, относительно получаемой ими заработной платы в течении трудовой деятельности, будут значительно  ниже, чем у работников, не участвующих в обязательной профессиональной пенсионной системе, т.е. работающих в обычных условиях труда. Связано это, прежде всего с меньшей продолжительностью периодов трудовой деятельности застрахованного лица на рабочих местах с особыми условиями труда, в течении которых в его пользу уплачивались взносы в профессиональную пенсионную систему.

Актуальностью данной курсовой работы является то, что в большинстве  экономически развитых стран пенсионный возраст на 57 лет выше, чем в  России. Однако установление императивной нормы, увеличивающей пенсионный возраст, приведет к тому, что многие граждане России фактически не смогут реализовать свое право на пенсию в связи с сокращением средней продолжительности жизни в стране. В частности, уже сегодня средняя продолжительность жизни мужчин составляет только 57 лет.

Объектом  курсовой работы выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе трудовой пенсии по старости

Предметом исследования являются гражданские процессуальные нормы, регулирующие деятельность и условия назначения , размер трудовой пенсии по старости

             Целью данной работы является исследование особенностей назначения и размер трудовой пенсии по старости.

В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решения следующих задач:

- дать  определение трудовой пенсии, показать  ее отличие от социальной пенсии;

- рассмотреть  условия назначения пенсии по  старости;

- изучить  перечень документов, необходимых  для назначения пенсии;

- проанализировать  условия перерасчета пенсии;

- изучить  порядок выплаты пенсий,

- изучить  порядок прекращения выплаты  пенсии;

- рассмотреть  механизм начисления пенсии;

- проанализировать  порядок расчета этих частей  пенсии;

Методологической  основой курсовой работы является диалектический метод познания. При решении конкретных вопросов исследуемой проблемы использовались общенаучные и частные методы познания (сравнительного и логического  анализа и синтеза, системного подхода  к изучаемым процессам и др.).

Теоретическую и нормативно-правовую базу настоящей работы составляют труды ведущих ученых в области социального обеспечения, законодательство Российской Федерации, а также общетеоретические и специальные труды российских отечественных ученых по теории права, истории права, праву пенсионного обеспечения: В.Г. Белякина, Л. Вульфа, В.П. Галаганова, И.В. Гейца, В.А. Долотова, М. Захарова, Э. Тучковой ТУТ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ТРУДЫ КОТОРЫЕ ТЫ ИСПОЛЬЗОВАЛ СООТВЕТСТВЕННО ТЕ КОТОРЫЕ УКАЗАНЫ В СПИСКЕ ЛИТЕРАТУРЫ, ЭТИХ КНИГ У ТЕБЯ В СПИСКЕ НЕТ

Структура настоящей работы представлена введением, основной частью, состоящей из трех глав, заключения, списка использованной литературы и заключения. В качестве приложений прилагаются схемы и диаграммы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие и структура трудовой пенсии по старости

 

 

1.1. Понятие трудовой пенсии по старости

 

 

Трудовая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц - заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ". При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств./4/

Трудовая пенсия по старости - один из видов трудовой пенсии (еще закон выделяет: по инвалидности и по случаю потери кормильца). Она назначается пожизненно.

Трудовая пенсия по старости может состоять из следующих частей:

  1. страховой части;
  2. накопительной части.

Трудовая пенсия по старости, как вид социального обеспечения, имеет ряд отличительных признаков  по сравнению с другими выплатами./7/

Во-первых, она назначается  пожизненно.

Во-вторых, право на нее  обусловливается трудовым стажем, который  по мере реализации пенсионной реформы  будет заменен страховым.

В-третьих, пенсия предоставляется  только лицам, достигшим установленного в законе возраста.

С учетом названных признаков  можно сформулировать понятие пенсии по старости.

Трудовая пенсия по старости - это пожизненная ежемесячная  выплата, назначаемая за счет средств  Пенсионного фонда Российской Федерации  и служащая основным источником средств  существования для лиц, достигших  установленного законом возраста и  имеющих необходимый трудовой стаж.

Разработчики Закона "О  государственных пенсиях в Российской Федерации" исходили из концепции "заработанной пенсии", поэтому они закрепили  правило, в соответствии с которым  работающим пенсионерам пенсия выплачивается  в полной сумме.

Этот вопрос остается дискуссионным. Существует мнение, что право на одновременное получение пенсии и заработной платы противоречит целевому назначению пенсии. Пенсия должна служить основным источником средств  существования в тот период, когда  человек уже не может или не хочет трудиться в связи с  достижением установленного возраста. Такой подход довольно четко прослеживается в Концепции и Программе пенсионной реформы.

Однако помимо прямого  запрета, можно создать более  гибкие механизмы. Задача заключается  в том, чтобы пенсионер был  экономически заинтересован в отказе от получения пенсии в случае продолжения  работы. Одним из возможных вариантов  является увеличение размера пенсии за каждый год работы после достижения пенсионного возраста без получения  заработной платы.

Вступивший в силу с 1 января 2002 года Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях  в Российской Федерации" определяет виды трудовых пенсий и устанавливает  основания и условия их назначения, правила исчисления, перерасчета  и индексации. В нем не содержится понятия "досрочные пенсии", однако основания и условия назначения досрочных пенсий сохранены.

Как и ранее действовавшим  Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года "О государственных  пенсиях в Российской Федерации", Законом о трудовых пенсиях предусматривается  три вида трудовых пенсий:

  1. по старости;
  2. по инвалидности;
  3. по случаю потери кормильца.

Прежним остался и возраст  выхода на пенсию: для женщин - 55 лет; для мужчин - 60 лет.

Трудовые пенсии по старости и инвалидности могут состоять из трех частей:/5/

  1. базовой;
  2. страховой;
  3. накопительной.

 

1.2. Общие основания, определяющие право на пенсию по старости

 

Федеральный закон Российской Федерации «о трудовых пенсиях в  Российской Федерации» предусматривает  общие и льготные основания для  получения пенсии по старости.

На общих основаниях трудовая пенсия назначается: мужчинам – по достижении 60 лет, при общем трудовом стаже не менее 25 лет; женщинам –  по достижении 55 лет и при общем  трудовом стаже не менее 20 лет./6/

Концепция пенсионной реформы  прямо не предусматривает увеличения пенсионного возраста. В ней лишь подчеркнута объективная тенденция  – старение населения.

Эта тенденция наблюдается  во всех странах мира. В 90-х годах  в странах ЕЭС пенсионный возраст  был повышен (например, в Греции для  мужчин и женщин до 65 лет с 1992 года, в Италии с 1995 года с 55 до 57 лет для  женщин, с 60 до 65 лет для мужчин и  др.).

В Великобритании постепенное увеличение возраста ухода на пенсию для женщин с 60 до 65 лет запланировано с 2010 года до 2020 года; в Германии повышение для мужчин с 63 лет до 65 лет, для женщин с 60 лет до 65 лет будет осуществляться с 2001 года до 2012 года. /17/

 

В большинстве экономически развитых странах пенсионный возраст на 57 лет выше, чем в России. Однако установление императивной нормы, увеличивающей пенсионный возраст, приведет к тому, что многие граждане России фактически не смогут реализовать свое право на пенсию в связи с сокращением средней продолжительности жизни в стране. В частности, уже сегодня средняя продолжительность жизни мужчин составляет только 57 лет.

В случае введения накопительного механизма финансирования пенсий по старости величина пенсии будет определяться путем деления условного капитала, отраженного на условно-накопительном  счете в Пенсионном Фонде России, на ожидаемую продолжительность  жизни в месяцах после достижения пенсионного возраста.

Таки образом, женщины, достигшие 55 лет, будут получать значительно  меньше, чем 60-летние мужчины, а, следовательно, у них возникнут стимулы для отсрочки фактического ухода на пенсию. Таким образом, без изменения законодательной нормы на практике произведет выравнивание пенсионного возраста мужчин и женщин.

Однако в таком подходе  содержится элемент дискриминации  по признаку пола. «Ожидаемая» продолжительность  жизни является слишком неопределенным среднестатистическим показателем, тогда  как речь идет о субъективном праве  на пенсию конкретного лица. Женщины и мужчины одинакового возраста, имеющие одинаковую сумму пенсионных накоплений, должны получать одинаковую по размеру пенсию. Но на практике женщины вряд ли смогут приобрести одинаковый с мужчинами объем накоплений, так как средняя заработная плата у женщин ниже, чем у мужчин. Продолжительность их страхового  стажа также в большинстве случаев будет меньше чем у мужчин из-за перерывов в работе, связанных с уходом за малолетними детьми. Следовательно, размер пенсии женщин в среднем будет ниже, чем у мужчин и без учета «ожидаемой» продолжительности жизни./23/

Думается, что ставить  точку в дискуссии о пенсионном возрасте преждевременно. Заслуживает внимания и детального изучения опыт стран, в которых действует гибкий пенсионный возраст. Он позволяет уходить на пенсию в установленном временном промежутке, например, от 60 до 65 лет с сокращением размера пенсии пропорционально количеству недоработанных лет.

Информация о работе Трудовая пенсия