Понятие и виды источников трудового права. Единство и дифференциация трудового права

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 19:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящего исследования является комплексное изучение понятий и видов источников трудового права, а также его единство и дифференциация.

Для достижения указанной цели следует решить следующие задачи:

- рассмотреть понятие, особенности, виды и классификацию источников современного трудового права;

- изучить международно-правовое регулирование трудовых отношений;

- рассмотреть Конституцию РФ в качестве источника трудового права;

- исследовать федеральные законы и подзаконные акты, а также законы и подзаконные акты субъектов РФ и органов местного самоуправления в системе источников трудового права;

- рассмотреть акты высших судебных органов и органов местного самоуправления как источники российского трудового права;

- проанализировать соглашения, коллективные договоры и локальные акты организаций в качестве источников трудового права.

Оглавление

Введение 3

1. Понятие и виды источников трудового права

1.1. Понятие и особенности источников трудового права. Единство и дифференциация правового регулирования труда 5

1.2. Классификация источников трудового права 9

2. Характеристика отдельных видов источников трудового права

2.1. Международно-правовое регулирование трудовых отношений 12

2.2. Конституция РФ в системе источников трудового права 14

2.3. Федеральные законы и подзаконные акты 16

2.4. Законы и подзаконные акты субъектов РФ в системе источников трудового права 20

2.5. Акты высших судебных органов как источники российского трудового права 22

2.6. Правовые акты органов местного самоуправления 23

2.7. Соглашения, коллективные договоры и локальные акты организаций как источники трудового права 24

Заключение 32

Список использованной литературы 35

Файлы: 1 файл

курсовая 1.doc

— 196.00 Кб (Скачать)

     С точки зрения формального выражения  организации общего правопорядка в  сфере труда, Конституция РФ является источником трудового права. Материальное выражение Конституции РФ в конкретных отношениях при регулировании труда связано с применением ее отдельных норм. При регулировании отношений, составляющих предмет трудового права, применяются, а следовательно, и проявляются в материальном смысле отдельные конституционные нормы.

     В соответствии со ст. 2 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина должны стать высшей ценностью, охрана которых объявлена обязанностью государства.

     В ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация  провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охрану труда и здоровье людей. Государством, исходя из перечисленных требований, должен устанавливаться гарантированный минимальный размер оплаты труда.

     В ст. 37 Конституции РФ провозглашены  свобода труда, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на получение вознаграждения за труд без какой бы то ни было дискриминации, право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, право на отдых и запрещение принудительного труда.

     В ст. 39 Конституции РФ гарантируется  социальное обеспечение, в том числе  при утрате трудоспособности. Данное право реализуется и при получении работником трудового увечья или профессионального заболевания.

     В ст. 43 Конституции РФ сказано, что  каждый имеет право на образование. Указанная конституционная норма  может применяться при реализации обучающимися предоставленных трудовым законодательством льгот в связи с обучением.

     В ч. 2 ст. 45 Конституции РФ каждому предоставлено право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. В связи с чем следует признать, что данный в ст. 379 ТК РФ перечень форм защиты работниками трудовых прав и свобод не является исчерпывающим.

     В ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется право на судебную защиту, в том числе и прав в сфере труда.

     При разработке и принятии нормативных  правовых актов на федеральном, региональном, местном и локальном уровнях  должны быть соблюдены требования ст. ст. 72, 76 Конституции РФ, в которых определена компетенция органов государственной власти по регулированию отношений, составляющих предмет трудового права.

     В свою очередь, органы местного самоуправления, работодатели не могут вторгаться в  сферу предоставленных органам государственной власти Российской Федерации и ее субъектов прав.

     Таким образом, главное место среди  источников трудового права отводится  Конституции РФ. В ней закреплены основные трудовые права, свободы и гарантии их обеспечения.  

     2.3. Федеральные законы и подзаконные акты

     Следующим по значимости источником трудового  права являются законы (как федеральные, так и субъектов Федерации). Источники  трудового права, как известно, должны отражать федеративный характер российского  государства, в рамках которого установлено разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и ее субъектов. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 72) трудовое законодательство находится в совместном ведении Федерации и ее субъектов, а разграничение их компетенции осуществляется также на основе Конституции. К ведению Федерации, как следует из ст. 71 (п. "в") Конституции РФ, относится достаточно большое число блоков норм (вопросов) трудового законодательства, которые закреплены в ряде статей гл. 2 Конституции, составляющей основы правового статуса личности в России (ст. 19, 30, 37, 41 и др.). Законы о труде и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации издаются в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами и не должны им противоречить (ст. 76 Конституции РФ).

     Основным  Федеральным законом, регулирующим отношения, составляющие предмет трудового  права, с 1 февраля 2002 года является Трудовой кодекс РФ (ТК РФ). Другие федеральные  законы и подзаконные акты федерального уровня не могут ухудшать положение работников по сравнению с нормами ТК РФ. Подобные ограничения должны появляться лишь с соблюдением требований ч. 3 ст. 55 Конституции РФ и только после внесения соответствующих изменений в ТК РФ. До внесения изменений в ТК РФ нормы, ограничивающие гарантированные им права и свободы, не должны применяться.

     Источниками трудового права продолжают оставаться федеральные законы, принятые до введения в действие ТК РФ. Однако их материальное выражение возможно с соблюдением  правила о недопустимости ухудшения положения работников по сравнению с ТК РФ.

     К числу источников трудового права  относится Федеральный закон «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений»22 от 2 апреля 1999 года. Введение в действие ТК РФ не должно повлиять на применение данного Закона, поскольку он дополняет ТК РФ в части, регламентирующей формирование и деятельность Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

     Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»23 от 8 декабря 1995 года с последующими изменениями и дополнениями также остается в числе источников трудового права. Однако данный Закон будет применяться с изъятиями, установленными ТК РФ. Эти изъятия коснулись, прежде всего, прав профсоюзных работников.

     Следует также отметить также Федеральный  закон от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации»24, который внес более 300 изменений в статьи ТК РФ.

     Данный  перечень федеральных законов, положения которых относятся к источникам трудового права, не является исчерпывающим. В частности, положения гражданского процессуального законодательства используются при разрешении трудовых споров, в том числе и комиссиями по рассмотрению трудовых споров.

     Источниками трудового права, принятыми на федеральном уровне, являются указы Президента РФ. Перечень указов Президента РФ, направленных на регулирование отношений, входящих в предмет трудового права, также невозможно определить исчерпывающим образом. Однако при их применении следует соблюдать правило о недопустимости ущемления прав и законных интересов работников, гарантированных в ТК РФ и других федеральных законах.

       На федеральном уровне принимаются постановления Правительства РФ, направленные на регулирование отношений, входящих в предмет трудового права. При применении постановлений Правительства РФ при регулировании трудовых отношений должно соблюдаться правило о недопустимости ухудшения положения работников по сравнению с ТК РФ, федеральными законами и указами Президента РФ.

     К числу источников трудового права  федерального уровня относятся нормативные правовые акты Министерства труда и социального развития РФ (Минтруда РФ), которые обязательны для исполнения. Нормативные правовые акты Минтруда РФ не должны ущемлять права работников, гарантированные в ТК РФ и других федеральных законах, указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ. Перечислить исчерпывающим образом нормативные правовые акты Минтруда РФ, направленные на регулирование отношений, составляющих предмет трудового права, практически невозможно. Деятельность Минтруда РФ по их изданию и изменению не прекращается. Поэтому с небольшими промежутками времени появляются как новые акты, так и вносятся изменения в действующие акты, направленные на регулирование трудовых отношений.

     Федеральные министерства и ведомства также издают нормативные акты отраслевого и межотраслевого характера, направленные на регулирование трудовых отношений.

     Перечисленные акты, являющиеся источниками трудового  права, должны соответствовать ТК РФ и другим федеральным законам. Подзаконные акты нижестоящего уровня должны соответствовать вышестоящим по юридической силе подзаконным нормативным актам. Нормативные правовые акты федерального уровня, вступающие в противоречие с ТК РФ и федеральными законами, нормативными правовыми актами, вышестоящими по юридической силе, могут быть обжалованы в Верховный Суд РФ на предмет признания их недействующими. Признание нормативного правового акта недействующим означает утрату им юридической силы с момента вступления решения суда об этом в законную силу.

     Также необходимо учитывать изменения, произошедшие в структуре федеральных органов исполнительной власти в связи с принятием Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»25. Так, функции Минтруда России переданы Министерству здравоохранения и социального развития РФ, которое осуществляет координацию и контроль за деятельностью находящейся, в частности, в его ведении Федеральной службы по труду и занятости.  

     2.4. Законы и подзаконные  акты субъектов РФ в системе источников трудового права

     В соответствии со ст. 72 Конституции РФ трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. В силу чего субъекты Российской Федерации вправе осуществлять в пределах имеющихся у них полномочий собственное регулирование отношений, входящих в предмет трудового права. Разграничения полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами в области регламентации отношений по труду проводится не только на основании ст. 6 ТК РФ, но и на основании Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 20 июня 2003 года. В соответствии с Законом от 20 июня 2003 года субъекты Российской Федерации при отсутствии федерального закона вправе осуществлять собственное регулирование, в том числе и по вопросам, отнесенным ст. 6 ТК РФ к ведению федеральных органов государственной власти. Однако после появления федерального нормативного правового акта субъекты Российской Федерации обязаны привести свое законодательство в соответствие с ним. Применительно к трудовым отношениям сказанное означает, что в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации не допускается умалять трудовые права и свободы, гарантированные на федеральном уровне.

     Статья 6 ТК РФ регламентирует разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

     К ведению федеральных органов  государственной власти в сфере  трудовых отношений и иных непосредственно  связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов.

     Органы  государственной власти субъектов  Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации.

            В случаях, если закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу или иным федеральным законам либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный ТК РФ или иными федеральными законами, применяется ТК РФ или иной федеральный закон.

     Субъекты  Российской Федерации осуществляют регламентацию трудовых отношений  путем издания законов и подзаконных  актов. Естественно, законы имеют приоритет  перед подзаконными актами. В связи, с чем подзаконные акты не могут отменять льготы, предусмотренные законом субъекта Российской Федерации.

     Содержание  данного Закона должно соответствовать федеральному законодательству. В тех случаях, когда нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации вступает в противоречие с федеральным законодательством, он может быть признан недействующим судом этого субъекта Российской Федерации. Соответствие этих актов Конституции РФ проверяется Конституционном Судом РФ.  

     2.5. Акты высших судебных  органов как источники  российского трудового  права 

     Практика высших судебных инстанций признана источником трудового права авторами Словаря по трудовому праву (1998 г.)26, а правовой обычай и судебные решения трактуются в качестве источника права М.В. Лушниковой и А.М. Лушниковым27.

Информация о работе Понятие и виды источников трудового права. Единство и дифференциация трудового права