Понятие и виды источников трудового права

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 23:01, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящего исследования является комплексное изучение понятий и видов источников трудового права, а также его единство и дифференциация. Для достижения указанной цели следует решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие, особенности, виды и классификацию источников современного трудового права;
-изучить международно-правовое регулирование трудовых отношений; --рассмотреть Конституцию Республики Беларусь в качестве источника трудового права;
-исследовать законы Республики Беларусь и подзаконные акты;
-рассмотреть акты высших судебных органов и органов местного самоуправления как источники белорусского трудового права;
-проанализировать соглашения, коллективные договоры и локальные акты организаций в качестве источников трудового права.

Файлы: 1 файл

основная часть 222.docx

— 52.11 Кб (Скачать)

Введение

Тема источников трудового  права на сегодняшний день весьма актуальна. Происходит изменение всей законодательно - нормативной базы страны, принимаются новые законы, а, следовательно, изменяются и источники.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что изучение процесса реализации источников трудового права позволяет выявить как способы, которые не привели нормы права в соответствующие отношения, так и способы, обеспечивающие реализацию норм трудового права. Рассмотрение материального аспекта источников трудового права позволяет выделить нормы, применение которых не вызывает затруднений, а также нормы, не преодолевшие путь от формального к материальному выражению. Выявление таких норм позволяет совершенствовать либо их содержание, либо процесс их реализации.

Под источником права в  юридическом смысле принято понимать его значение только как специфической  формы выражения правовых норм и  придания им обязательности.

Как идентичные понятию «источник  права» обычно рассматриваются термины  «форма права» или «внешняя форма  права». Чаще всего, употребляя термин «источник права», имеют в виду источник права в формальном, юридическом  смысле.

В современных условиях хозяйствования правовое регулирование трудовых отношений  требует большей гибкости и динамичности, которые позволяют учитывать  особенности экономического развития, производственной специализации отдельных  регионов, отраслей, профессий. Достижение этой задачи осуществляется посредством сочетания законодательного (централизованного) и договорного регулирования (социально-партнерского, коллективно-договорного и индивидуально-договорного) отношений в сфере труда.

Объектом являются общественные отношения, которые возникают в связи с применением источников трудового права.

Предметом курсовой работы является нормативно-правовое акты, регулирующие трудовые отношения.

Целью настоящего исследования является комплексное изучение понятий и видов источников трудового права, а также его единство и дифференциация. Для достижения указанной цели следует решить следующие задачи:

- рассмотреть понятие, особенности, виды и классификацию источников современного трудового права;

-изучить международно-правовое  регулирование трудовых отношений; --рассмотреть Конституцию Республики Беларусь в качестве источника трудового права;

-исследовать  законы  Республики Беларусь и подзаконные  акты;

-рассмотреть акты высших  судебных органов и органов  местного самоуправления как  источники белорусского трудового  права; 

-проанализировать соглашения, коллективные договоры и локальные  акты организаций в качестве  источников трудового права.

Раскрытие темы предполагает изучение ряда нормативных актов, в  частности, Конституции Республики Беларусь, Трудового кодекса Республики Беларусь с учетом последних изменений, других актов различной юридической силы, практики их применения, а также научной литературы, монографий, методических разработок, пособий и материалов периодических изданий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие  и классификация источников трудового права

«Источники права» - условное обозначение. Но без них и вне  их право не существует. Безотносительно  к сфере регулируемых общественных отношений нормативные акты, издаваемые компетентными органами, являются источниками  права. Для отнесения тех или  иных актов к источникам права  необходимо признание их в качестве таковых со стороны государства. Нормативные акты в одних случаях  могут содержать только нормы  трудового права, например Трудовой кодекс Республики Беларусь, а в  других - нормы различных отраслей права, например Конституция Республики Беларусь. Поэтому источники трудового  права - это различные нормативные  акты органов власти и управления, регулирующие трудовые и другие тесно  с ними связанные отношения.

Известным белорусским ученым Г.А. Василевичем справедливо отмечено, что тенденции развития правовых систем государств, в том числе  Республики Беларусь, свидетельствуют  о том, что в качестве источников права следует рассматривать  и общие принципы права. Должна возрастать роль международных правовых актов  и прецедентного права, при которой  судебному прецеденту отводится  по отношению к закону вторичная  вспомогательная роль. Эти тенденции  в полной мере относятся и к  трудовому праву [14, с.25].

Нормой ст. 8 Конституции  Республики Беларусь признается приоритет  общепризнанных принципов международного права, а следовательно, и принципов международного трудового права. В указанной статьей предусмотрено, что если международным договором (соглашением, конвенцией), в котором участвует Республика Беларусь, установлены иные правила по сравнению с предусмотренными в ее законодательстве о труде, то применяются правила этого договора (соглашения, конвенции) [1, ст.8].

Большое влияние на развитие трудового права оказывает Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной  Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. В преамбуле  декларации подчеркивается, что Генеральная  Ассамблея провозглашает Всеобщую декларацию прав человека в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства  с тем, чтобы каждый человек и  каждый орган общества, постоянно  имея в виду эту Декларацию, стремились путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод и обеспечению путем национальных и международных прогрессивных мероприятий всеобщего и эффективного признания и осуществления их как среди народов государств - членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией [3].

Во Всеобщей декларации и  Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах провозглашено  право на труд. Это право «включает  право каждого человека на получение  возможности заработать себе на жизнь  трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается» [4, ст.6].

Наряду с правом на труд во Всеобщей декларации и указанном  Международном пакте провозглашается  «право каждого на справедливые и  благоприятные условия труда». В  Декларации не уточняется понятие «справедливые  и благоприятные условия труда». Содержание этого понятия раскрывается в названном Международном пакте. К таким условиям ст. 7 Пакта относит:

♦ условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены;

♦ вознаграждение, обеспечивающее, как минимум, всем трудящимся справедливую зарплату и равное вознаграждение за равный труд без какого бы то ни было различия;

♦ периодические отпуска с сохранением зарплаты и вознаграждение за работу в праздничные дни, а также разумное ограничение числа рабочих часов [4, ст.7].

Эти демократические требования актуальны и для белорусского государства.

Не меньшее значение для  белорусского законодательства имеют  и конвенции Международной организации  труда, ратифицированные Республикой  Беларусь. Национальное законодательство должно соответствовать им. В некоторых  зарубежных странах, например во Франции, где существует приоритет международного права над внутригосударственным, некоторые ученые помещают международные источники на самой вершине национальной пирамиды источников права. Международные источники трудового права способствуют повышению защищенности работников, унификации законодательства и улучшению условий труда.

Республика Беларусь является участницей двусторонних межгосударственных соглашений по регулированию отношений  в сфере труда. В частности, заключено  Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о трудовой деятельности и социальной защите граждан Республики Беларусь, работающих на территории Российской Федерации, и граждан Российской Федерации, работающих на территории Республики Беларусь. Это Соглашение ратифицировано Верховным Советом Республики Беларусь 17 октября 1994 г.

Следующей особенностью источников трудового права является временное  применение на территории Республики Беларусь законодательства бывшего  Союза ССР. Нормы СССР применяются  в части, не противоречащей Конституции  и другим законодательным актам  Республики Беларусь, если эти отношения  еще не регулируются нормами белорусского законодательства. Такое решение  принято для того, чтобы предупредить вакуум в регулировании трудовых отношений.

Формирование рыночных отношений  обусловило возрастание роли локальных  норм права в регулировании трудовых и связанных с ними иных отношений. Эти нормы не должны снижать уровень  трудовых прав и социальных гарантий, установленных законодательством.

Для четкого представления  о видах нормативных правовых актов, входящих в систему законодательства о труде, их свойствах, взаимосвязях прибегают к их классификации: нормативные  правовые акты подразделяют на группы по какому-либо признаку.

До юридической силе нормативные  правовые акты классифицируются в зависимости  от их иерархии, т.е. соподчиненности:

1) Конституция Республики Беларусь;

2) международные договоры, действующие на территории Республики Беларусь;

3) законы, декреты, указы (при этом кодексы обладают большей юридической силой, чем другие за другие законы

4) постановления палат Парламента;

5) постановления Правительства;

6) постановления Национального банка;

7) акты министерств;

8) акты местных Советов депутатов (с учетом их уровня);

9) акты местных исполнительных и распорядительных

органов (с учетом их уровня);

10) нормативные правовые акты социальных партнеров: генеральные, тарифные и местные соглашения, коллективные договоры и другие локальные нормативные правовые акты [14, с.26-27].

По системе трудового  права нормативные правовые акты подразделяют на относящиеся:

♦ как к Общей части, так и ко всем институтам Особенной части трудового права (Конституция Республики Беларусь, Трудовой кодекс Республики Беларусь)

♦ лишь к определенным институтам Особенной части (например, Закон Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь»);

♦ к нескольким институтам Особенной части (например, Закон Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь»).

По форме акты делятся на:

• законы;

• декреты;

• указы;

• постановления;

• положения;

• решения;

• приказы;

• правила;

• рекомендации;

• разъяснения;

• и другие формы.

По сфере действия подразделяются на:

• республиканские;

• отраслевые (ведомственные);

• межотраслевые (правила, стандарты по технике безопасности, охране труда, занятости);

• местные и локальные.

По степени  обобщенности:

• кодифицированные;

• комплексные;

• иные нормативные правовые акты [14, с.27].

Все источники Трудового  права Республики Беларусь представляют собой взаимосвязанную систему. Система источников трудового права - это состав, соотношение, внутренняя взаимосвязь и расположение актов  трудового законодательства в едином их комплексе.

Однако следует различать  понятия «система источников» и  «система трудового законодательства». Эти понятия близки, но не тождественны, Так как система источников объективно определяется системой отрасли, ее предметом, а система трудового законодательства может зависеть и от усмотрения того, кто и для каких целей составляет эту систему. Так, одна система трудового  законодательства может быть предложена работникам кадровых служб и совсем другая - работникам службы занятости, а третья - профсоюзным активистам [13, с. 29-30].

Следовательно, система источников трудового права отражает объективные  требования системы данной отрасли, но в то же время не лишена такого субъективного фактора, как целенаправленное усмотрение законодателя при создании конкретного нормативного правового  акта или определенной группы актов. В связи с этим данные две системы (отрасли и источников) не всегда совпадают.

Таким образом, между формальным и материальным проявлениям источников трудового права находится процесс реализации.

Большинство из рассмотренных  критериев классификации источников трудового права относятся к  их формальному проявлению. Однако не исключено, что указанные критерии имеют значения в процессе реализации источников трудового права. Исследования источников трудового права в  процессе их реализации и материализации в конкретные отношения, составляющие предмет трудового права, с точки  зрения перечисленных критериев  их классификации, может позволить  определить влияние указанных критериев  на материализации источников трудового  права.

 

Глава 2. Виды источников трудового права

Важнейшим источником права  в целом, в том числе трудового, является Конституция Республики Беларусь. Она как Основной Закон Республики Беларусь обладает высшей юридической  силой. Законы и иные акты государственных  органов издаются на основе и в  соответствии с ней. Правовые акты либо их отдельные положения, признанные в установленном законом порядке, противоречащие Конституции, не имеют  юридической силы. Принятые ранее  нормативные акты действуют в  той части, в которой не противоречат Конституции.

Информация о работе Понятие и виды источников трудового права