Понятие и виды источников трудового права

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 23:01, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящего исследования является комплексное изучение понятий и видов источников трудового права, а также его единство и дифференциация. Для достижения указанной цели следует решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие, особенности, виды и классификацию источников современного трудового права;
-изучить международно-правовое регулирование трудовых отношений; --рассмотреть Конституцию Республики Беларусь в качестве источника трудового права;
-исследовать законы Республики Беларусь и подзаконные акты;
-рассмотреть акты высших судебных органов и органов местного самоуправления как источники белорусского трудового права;
-проанализировать соглашения, коллективные договоры и локальные акты организаций в качестве источников трудового права.

Файлы: 1 файл

основная часть 222.docx

— 52.11 Кб (Скачать)

По некоторым вопросам трудового права нормативные  акты принимают местные органы власти. Этими нормативными актами определяется режим работы организаций, а также  регулируется деятельность органов  по трудоустройству населения.

Особое место среди  источников права занимают локальные  нормы права. Локальный нормативный  правовой акт - это нормативный правовой акт, действие которого ограничено рамками  одной или нескольких организаций (ст. 1 Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 г. «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»). Эти  нормы применяются нанимателем, как правило, с учетом мнения, совместно  либо по согласованию с профсоюзом. Полномочия нанимателя на локальное  регулирование устанавливаются  Трудовым кодексом, Законом от 15 июня 1992 г. «О предпринимательстве в Республике Беларусь» и др. В этих актах  содержатся нормы, которыми государство  дает правомочие нанимателю на локальное  регулирование, наделяет его необходимыми правами, а подчас возлагает обязанности. Задача актов - в конкретизации, дополнении актов, принятых в централизованном порядке, а также в восполнении  пробелов. Переход к экономическим методам управления требует гибкости в правовом регулировании труда, чему способствует и локальное регулирование трудовых отношений.

К локальным нормативным  актам относятся уставы, правила  внутреннего трудового распорядка, положения о премировании, коллективный договор и др.

Особая роль локальному нормотворчеству  должна уделяться в акционерных  обществах, поскольку правовое обеспечение  управления персоналом осуществляется не только на основе норм трудового, но и гражданского права, а также  следует учитывать, что интересы различных категорий акционеров могут не совпадать, ибо они обладают как неимущественными (например, права, связанные с участием в управлении акционерным обществом), так и  имущественными правами (например, право  на участие в доходах общества и ликвидационную квоту). Обеспечение прав и интересов акционеров должно быть урегулировано комплексом локальных нормативных актов, предусматривающих реальный механизм защиты этих прав [13, с.85].

От локальных нормативных  актов следует отличать акты применения норм трудового права. Акт применения - это индивидуальное государственно-властное веление (предписание), вынесенное в  результате решения определенного  дела. Как локальные нормативные  акты, так и акты применения норм трудового права издаются на основе общих норм права одними и теми же субъектами. Но локальные акты распространяются на персонально не определенный круг лиц и используются неоднократно. Акты применения имеют разовый характер, и в результате их издания не появляются нормы права, а возникают, изменяются либо прекращаются права и обязанности  их адресатов. Примером правоприменительного акта может служить приказ нанимателя об увольнении либо переводе работника.

На совершенствование  законодательства о труде оказывают  влияние заключения Конституционного Суда, которому предоставлено право  признавать неконституционными нормативные акты в целом либо в определенной части.

Трудовое право объемное и сложное по содержанию. Важным средством обеспечения точного  применения норм права являются постановления  Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, которые дают разъяснения  по применению законодательства. Они  раскрывают содержание оценочных понятий, которые дают разъяснения по приме-нению законодательства и которые используются для юридической характеристики определенных ситуаций, действий и т.д.

Акты Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь, Генерального прокурора  Республики Беларусь - нормативные  правовые акты, принятые в пределах их компетенции [9, ст. 2].

Судебный прецедент источником права, в том числе трудового, не является. Каждое дело решается судьями  на основе самостоятельного исследования ими его фактических обстоятельств. Вместе с тем решения судебных коллегий Верховного Суда Республики Беларусь по конкретным делам помогают судьям овладеть мастерством полного, всестороннего и объективного исследования обстоятельств дела, тонкостями юридического анализа, способствуют уяснению смысла соответствующих правовых норм. (В  некоторых странах, например в Германии и во Франции, решение судов высшей инстанции является источником права.)

Таким образом, главное место  среди источников  трудового права  отводится Конституция Республики Беларусь. В ней закреплены основные трудовые права, свободы и гарантии  их обеспечения.

Общепринятые нормы и  принципы международного права являются источником трудового права, наполняя его международными стандартами  в области  международных трудовых правоотношений.

И так, в качество общих  выводов  отметим, что локальным  правовым актам присущи  все признаки, характерные для правовых актов. Они являются низовым звеном трудового  законодательства, могут быть отнесены как к источником права так и к правовым актам. Локальные акты обладают специфическими принципами. В частности их отличает  приближенность к работнику, так как содержание трудового договора, вопросы персональных данных сотрудников, получение дополнительных  льгот и преимуществ регулируется локальными источниками. Они закрепляют  социальные ориентиры организации, направленные на смягчение негативных последствий рыночных отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Единство и дифференциация трудового права

Правовое регулирование  трудовых отношений основывается на принципе единства основных условий  труда и равенства трудовых прав и обязанностей различных категорий работников. Однако это не исключает дифференциацию (различие) правового регулирования трудовых отношений некоторых категорий работников, но для этого необходимы основания. Ими являются: объективные обстоятельства, т.е. не зависимые от свойств личности обстоятельства, и субъективные обстоятельства, обусловленные качествами работника (пол, возраст, состояние трудоспособности). К объективным обстоятельствам относятся:

♦ особенности производства, требующие повышенной дисциплины, напряженности труда (например, работа на железнодорожном транспорте);

♦ территориальное расположение нанимателя (например, работа на территориях, загрязненных радиоактивными веществами);

♦ длительность трудовой связи между работником и нанимателем (временные, сезонные работники, лица, работающие по контракту) [13, с. 87].

Дифференциация осуществляется и в зависимости от субъективных обстоятельств. К работникам, в отношении  которых проводится дифференциация по этому основанию, относятся: женщины, молодежь в возрасте от 14 до 18 лет, инвалиды, участники ликвидации последствий  катастрофы на Чернобыльской АЭС. Вопросам правового регулирования труда  женщин и молодежи в ТК посвящены  специальные главы: труд женщин, молодежи, гарантии и льготы семьям, имеющим  детей. Так, с учетом физиологических особенностей организма женщин и несовершеннолетних предусмотрен ряд гарантий права на труд и на здоровые и безопасные условия труда.

Законодательством предусмотрены  облегченные условия труда для  лиц с пониженной трудоспособностью  по состоянию здоровья (инвалидам). Предписания медико- реабилитационной экспертной комиссии об условиях труда инвалидов для нанимателя обязательны.

Особые гарантии и льготы в соответствии с Трудовым кодексом, Законом от 6 января 2009 г. № 9-З «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий» и другими  нормативными актами предоставляются  участникам ликвидации последствий  катастрофы на Чернобыльской АЭС [13, с. 88].

Дифференциация может  быть проведена и в зависимости  от сферы действия правовых норм. По этому основанию правовые нормы  подразделяются на общие и специальные. 

Общие нормы распространяются на всех работников независимо от условий  труда, пола, возраста, физиологических  особенностей организма, профессии  и т.д.

Специальные нормы распространяются на определенный круг работников и  отражают дифференциацию трудового  права, особенности применения общих  принципов к отдельным работникам. Дифференцированное регулирование  осуществляется тремя видами норм - нормами-дополнениями, нормами-изъятиями  и нормами-приспособлениями.

Нормы-дополнения устанавливают  дополнительные гарантии и льготы работникам. Их большинство среди специальных  норм. Нормы-изъятия предусматривают исключение из общих норм. Эти нормы ограничивают права отдельных категорий работников (временных, сезонных, совместителей, надомников). Так, по общему правилу, при прекращении трудового договора по основаниям, не связанным с виновными действиями, работникам выплачивается выходное пособие в размере не менее двухнедельного среднего заработка, а работники-надомники и совместители права на выходное пособие не имеют.

Глава 27 ТК посвящена особенностям регулирования труда работников лесной промышленности и лесного  хозяйства, строительно-монтажных организаций, сельского хозяйства, т.е. устанавливается  отраслевая дифференциация трудового  права.

Нормы-приспособления приспосабливают  общие нормы применительно к  специфике условий труда соответствующей  категории работников. Они регулируют такие условия труда, как рабочее  время и время отдыха, техника  безопасности. Специальные нормы, предусматривая дополнительные льготы либо устанавливая изъятия из общей нормы, тем самым  отменяют действие общих норм в отношении  соответствующих категорий работников. В случае изменения общей нормы  специальная норма сохраняет  юридическую силу, если иное не предусмотрено  законом.

Однако основной формой действия нормативных актов трудового  права является их общее действие.

С введением различных  форм собственности стал развиваться  новый вид дифференциации, учитывающий  отношение работника к собственности. Соответствующая дифференциация влечет за собой различие в правовом регулировании  отношений с собственниками и  наемными работниками. Так, ст. 43 Конституции, закрепив право на отдых всех трудящихся, одновременно провела различие между этими группами работников. Право на сокращенную продолжительность работы в ночное время, ежегодные оплачиваемые отпуска, на 40-часовую рабочую неделю имеют, как сказано в этой статье, лишь работающие по найму [1, ст.43].

Обобщая различные точки  зрения ученых по проблеме дифференциации правового регулирования, к объективным  факторам дифференциации труда работников железнодорожного транспорта можно  отнести следующие: характер трудовой деятельности; природно-климатические  условия; особенности организации  трудового процесса.

В науке трудового права  к субъектным факторам, определяющим необходимость дифференциации правового  регулирования условий труда, принято  относить следующие: физиологические  особенности женского организма, материнская  функция, психофизиологические особенности  организма подростков, состояние  здоровья (труд инвалидов), социальное положение работников (наличие детей, совмещение работы с обучением).

Единство трудового права  выражается в его общих конституционных  принципах, в единых трудовых правах и обязанностях работников и нанимателей, в распространении основных актов  трудового законодательства на всю  территорию Беларуси, на все категории  работников.

 

 

 

 

 

Глава 4. Действие нормативных правовых актов в  пространстве, во времени, по кругу  лиц

Действие нормативных  правовых актов в пространстве. Нормативные  правовые акты республиканских (центральных) государственных органов распространяются на всю территорию Республики Беларусь; органов местного управления и самоуправления - на соответствующую территорию Республики Беларусь, локальные нормативные  правовые акты о труде распространяются лишь в пределах конкретной организации.

Во времени нормативные  правовые акты действуют бессрочно, если в них не оговорено иное.

Временный срок действия может  быть установлен для всего нормативного правового акта или его частей. По истечении указанного срока или  при наступлении указанного в  нормативном правовом акте события  нормативный акт (его часть) утрачивает силу. До истечения установленного срока орган (должностное лицо), принявший (издавший) нормативный правовой акт, может принять решение о продлении  срока действия на иной срок или  придании ему бессрочного характера.

Порядок официального опубликования  и вступления в силу правовых актов  Республики Беларусь урегулирован Положением об официальном опубликовании и  вступлении в силу правовых актов  Республики Беларусь.

Официальным опубликованием является доведений правовых актов  до всеобщего сведения путем воспроизведения  их текстов в полном соответствии с подписанным подлинниками в  следующих официальных изданиях:

• издании Национального, реестра правовых актов Республики Беларусь и его электронной версии;

• газете «Советская Белоруссия» (решения республиканских референдумов, декреты, указы, распоряжения Президента Республики Беларусь, межгосударственные и межправительственные договоры, согласие на обязательность которых для Республики Беларусь было выражено в форме указа Президента Республики Беларусь или постановления Совета Министров Республики Беларусь, постановления пленумов Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда);

Информация о работе Понятие и виды источников трудового права