Понятие и виды источников трудового права

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 23:01, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящего исследования является комплексное изучение понятий и видов источников трудового права, а также его единство и дифференциация. Для достижения указанной цели следует решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие, особенности, виды и классификацию источников современного трудового права;
-изучить международно-правовое регулирование трудовых отношений; --рассмотреть Конституцию Республики Беларусь в качестве источника трудового права;
-исследовать законы Республики Беларусь и подзаконные акты;
-рассмотреть акты высших судебных органов и органов местного самоуправления как источники белорусского трудового права;
-проанализировать соглашения, коллективные договоры и локальные акты организаций в качестве источников трудового права.

Файлы: 1 файл

основная часть 222.docx

— 52.11 Кб (Скачать)

В Основном Законе закреплено жизненно важное право граждан - право  на труд. Однако его содержание определено по-новому. В основе права лежит  свобода выбора профессии, рода занятий  и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также право на здоровые и безопасные условия труда.

Статьей 8 Конституции установлено, что наша страна признает приоритет  общепризнанных принципов международного права, и обеспечивает соответствие им законодательства. Согласно ч. 4 ст. 8 ТК если международным договором  Республики Беларусь или конвенцией Международной организации труда, участницей которой является Республика Беларусь, установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством о труде Республика Беларусь, то применяются правила международного договора или конвенции.

Основными субъектами, устанавливающими международные стандарты по регулированию  трудовых и связанных с ними отношений, являются Организация Объединенных наций и Международная организация труда (МОТ). МОТ образована в 1919 г., объединяет 175 государств (Республика Беларусь входит с 1954 г.). Она является специализированным учреждением ООН и в соответствии со своим уставом наделяется полномочиями по принятию международных конвенций и рекомендаций, в том числе по вопросам трудовых й связанных с ними отношений [14, с.29].

Международная организация  труда осуществляет свою деятельность через три основных органа:

♦ Международную конфедерацию труда (высший орган);

♦ Административный совет (исполнительный орган);

♦ Международное бюро труда (постоянный секретариат МОТ, являющийся центром всей деятельности, которую осуществляет организация) [14, с.29].

Субъектами международно-правового  регулирования труда на региональном уровне или на двусторонней основе являются различные объединения  государств: Совет Европы, Содружество  Независимых Государств (СНГ), Союз Беларуси и России.

Источниками международно-правового  регулирования трудовых и связанных  с ними отношений служат акты ООН  и МОТ, региональных объединений  государств (например: Совета Европы, СНГ), двусторонние и многосторонние  договоры.

Важнейшими международно-правовыми  актами, устанавливающими международные  стандарты по регулированию труда, являются:

• Всеобщая декларация прав человека, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.;

• Международный пакт о гражданских и политических правах

• Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах [14, с.29-30].

Эти документы закрепляют право на труд, на благоприятные  и справедливые условия труда, на справедливое и равное вознаграждение за равный труд, на социальное обеспечение, на запрещение принудительного труда, провозглашается право на свободу  ассоциаций и др.

В развитие актов Организации  Объединенных Наций, МОТ принимает  конвенции и рекомендации по проблемам  труда. Нормативные  акты МОТ принято  подразделять на следующие группы:

♦ по осуществлению защиты основных прав и свобод человека в области труда;

♦ по обеспечению занятости, защите от безработицы;

♦ по регулированию условий труда;

♦ по технике безопасности и производственной санитарии;

♦ по регулированию труда работников, нуждающихся в повышенной правовой защите;

♦ по регулированию труда отдельных категорий работников; по регулированию сотрудничества организаций работников и нанимателей государств [14, с.30].

Конституция закрепила ряд  других социально-экономических прав граждан: право на заключение коллективных договоров (соглашений), на объединение  в профессиональные союзы, на забастовку, на отдых, на социальное обеспечение  в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца  и в других случаях. Провозглашено  важнейшее положение о том, что «Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства»[1, ст.8].

Развитие закрепленных Конституцией общих направлений правового  регулирования труда работников осуществляется при помощи кодифицированных и текущих законов.

Кодифицированный закон - это юридически и логически цельный, внутренне согласованный акт. Таким  является Трудовой кодекс Республики Беларусь, принятый Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 8 июня 1999 г., одобренный Советом  Республики 30 июня 1999 г. и подписанный  Президентом Республики Беларусь 26 июля 1999 г. Трудовой кодекс состоит  из 6 разделов, объединяющих 39 глав, в  которых насчитывается 468 статей. Он закрепляет широкую сферу действия трудового права, что соответствует новым экономическим отношениям, которые не могут развиваться в рамках узкой сферы действия трудового права; все трудовые отношения независимо от того, где они возникают, находятся под защитой государства; одна из форм такой защиты - трудовое законодательство с его широкой сферой действия [13, с.78-79].

Трудовой кодекс устанавливает, что трудовым правом регулируются отношения  всех работников и нанимателей, заключивших  трудовой договор, а также лиц, связанных  отношениями членства (участия) в  организациях различных организационно-правовых форм. Вместе с тем ст. 5 ТК предусматривает, что особенность регулирования  труда отдельных категорий работников (служащих государственного аппарата, военнослужащих) устанавливается специальными законодательными актами. Кодекс содержит минимальные, но исключительно важные стандарты в сфере труда (продолжительность рабочего времени и времени отдыха, основания расторжения трудового договора по инициативе нанимателя и др.) [2, ст.5].

В механизм правового регулирования  труда заложен принцип социального  партнерства. Этот механизм строится на основе индивидуально-договорного, коллективно- договорного и государственно-нормативного регулирования труда. При этом усилена роль договорного регулирования труда, установления его условий, но локальные нормативные акты не могут ухудшать положение работников по сравнению с законодательством о труде.

Устранена монополия профсоюзов в этой сфере отношений. Работники  сами определяют орган, которому они  доверяют. Так, в соответствии со ст. 354 ТК представительство интересов  работников могут осуществлять соответствующие  профессиональные союзы и иные представительные органы работников, действующие на основании актов законодательства [2, ст.354].

Кодекс установил основные задачи трудового права, которые  направлены на достижение определенных целей правового регулирования  труда.

Если в ранее действовавшем  законодательстве основной задачей  трудового права была защита интересов  государства, то в ст. 2 ТК приоритет  отдан установлению и защите взаимных прав и обязанностей работников и  нанимателей, развитию социального  партнерства между нанимателями (их объединениями), работниками (их объединениями) и органами государственного управления.

Впервые в Трудовом кодексе  уделено большое внимание понятийному  аппарату. Статья 1 предусматривает  основные термины, используемые в Кодексе, а каждая глава, как правило, начинается с определения определенного  правового явления [13, с.80].

Закон всегда имеет нормативный  характер. Он обладает наибольшей юридической  силой по отношению к другим нормативным  актам. Закон может быть отменен  или изменен только тем органом, которым принят. Ни один акт любого органа государственного управления не должен противоречить или не соответствовать  закону. Контроль за конституционностью нормативных актов осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь [13, с.80].

Трудовой кодекс - не единственный источник трудового права, выраженный в форме закона. Отдельные разделы  трудового права регулируются специальными законами. Так, Закон Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. «О занятости населения  Республики Беларусь» устанавливает  правовые меры по материальному обеспечению  безработных и их трудоустройству, запрещает принуждение к труду  в административном порядке, за исключением  случаев, предусмотренных законодательством (например, исправительные работы по приговору  суда) [6].

Закон Республики Беларусь от 28.05.1991 г. «О предпринимательстве  в Республике Беларусь» предоставил  право предпринимателю самостоятельно нанимать и увольнять работников, устанавливать формы, системы и  размеры оплаты труда и другие виды доходов лиц, работающих по найму.

Конституция Республики Беларусь закрепила полномочия различных  ветвей власти на правотворческую деятельность. Согласно ст. 99 Основного Закона право законодательной инициативы принадлежит Президенту, депутатам Палаты представителей, Совету Республики Беларусь, Правительству, а также гражданам, обладающим избирательным правом, в количестве не менее 50 тыс. человек. Наибольшими полномочиями в этой сфере обладает Президент [1, ст.99].

Новым источником трудового  права являются акты Президента - декреты, имеющие силу закона. Президент вправе издавать два вида декретов: временные  и обычные (текущие) декреты. Порядок  издания декрета зависит от его  вида. Так, временные декреты Президент  может издавать по своей инициативе либо по предложению Правительства. Декреты, издаваемые по предложению  Правительства, скрепляются подписью Премьер-министра. Временные декреты  должны быть в трехдневный срок представлены для последующего рассмотрения Палатой  представителей, а затем Советом  Республики. Эти декреты сохраняют  силу, если они не отменены большинством не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат.

Обычные (текущие) декреты  Президент вправе издавать, если Парламент  делегирует ему законодательные  полномочия на издание декретов.

Президент Республики Беларусь как Глава государства, гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина, в пределах своих полномочий издает указы и распоряжения, организует и контролирует их исполнение. Согласно ст. 100 Конституции Президент подписывает  законы и вправе их возвратить со своими возражениями в Палату представителей для повторного обсуждения и голосования [13, с.82].

Для реализации полномочий исполнительной власти при Президенте создано Правительство - Совет Министров  Республики Беларусь. Оно издает постановления. Если указы Президент принимает  единолично, то постановления Правительства - акты коллегиального органа, так как  Правительство - это Премьер-министр, его заместители и министры. В  состав Правительства могут входить  и руководители иных республиканских  органов государственного управления.

Постановления Правительства  издаются на основе и во исполнение законов, декретов, указов в целях  их конкретизации. Они содержат и  новые нормы права, не противоречащие законам, декретам, указам.

По вопросам правового  регулирования трудовых отношений  Правительством приняты такие акты, как постановление от   Постановление  от 26 мая 2000 г. № 764 «Об утверждении  примерного перечня должностей и  работ, замещаемых или выполняемых  работниками, с которыми нанимателем  могут заключаться письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности, и примерного договора о полной индивидуальной материальной ответственности» и др.

В систему нормативных  актов входят соглашения. Они могут  заключаться на республиканском  уровне (генеральное соглашение), отраслевом (тарифное соглашение) и на местном (местное соглашение). Содержание соглашений определяется его сторонами. Предметом  соглашения могут быть положения: об оплате труда, условиях и охране труда, режиме труда и отдыха и т.д.

Важную роль в деле единообразного применения законодательства о труде  играет Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь. На него возложена обязанность разработки и реализации единой государственной политики в области труда, занятости и миграции населения, предоставления ему социальных гарантий и компенсаций, государственного контроля за соблюдением законодательства о труде. Указанное министерство издает постановления и разъяснения, в которых устанавливается порядок применения закона. Так, им было принято постановление от 5 апреля 2000 г. № 46 «Об утверждении Типовых правил внутреннего трудового распорядка».

По наиболее важным вопросам Министерство труда и социальной защиты принимает нормативные акты совместно или по согласованию с  другими органами. Так, 28 марта 2000 г. принято постановление Минтруда, Минфина, Минэкономики Республики Беларусь «Об утверждении Правил установления доплат за работу в ночное время  и их включение в себестоимость  продукции (работ, услуг)».

Разновидностью подзаконных  актов являются ведомственные акты. Они издаются министерствами, комитетами и ведомствами. Юридическая сила ведомственных актов зависит  от функций издавшего их органа. Так, акт, изданный в порядке осуществления  межотраслевых функций, распространяется на другие ведомства, он обладает более  широкой сферой действия по сравнению  с нормативным актом, регулирующим отношения внутри министерства, ведомства, комитета.

В юридической литературе нет единого мнения по вопросу  юридической природы нормативных  актов коллегий. В связи с тем, что решения коллегии подписываются  руководителем министерства, ведомства (либо его заместителем), их следует  считать ведомственными актами. На практике имеют место случаи, когда  нормативный акт принимают структурные  подразделения министерств, комитетов, ведомств. Эти акты приравниваются к актам ведомства в целом.

Информация о работе Понятие и виды источников трудового права