Понятие и виды источников трудового права. Единство и дифференциация трудового права

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 19:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящего исследования является комплексное изучение понятий и видов источников трудового права, а также его единство и дифференциация.

Для достижения указанной цели следует решить следующие задачи:

- рассмотреть понятие, особенности, виды и классификацию источников современного трудового права;

- изучить международно-правовое регулирование трудовых отношений;

- рассмотреть Конституцию РФ в качестве источника трудового права;

- исследовать федеральные законы и подзаконные акты, а также законы и подзаконные акты субъектов РФ и органов местного самоуправления в системе источников трудового права;

- рассмотреть акты высших судебных органов и органов местного самоуправления как источники российского трудового права;

- проанализировать соглашения, коллективные договоры и локальные акты организаций в качестве источников трудового права.

Оглавление

Введение 3

1. Понятие и виды источников трудового права

1.1. Понятие и особенности источников трудового права. Единство и дифференциация правового регулирования труда 5

1.2. Классификация источников трудового права 9

2. Характеристика отдельных видов источников трудового права

2.1. Международно-правовое регулирование трудовых отношений 12

2.2. Конституция РФ в системе источников трудового права 14

2.3. Федеральные законы и подзаконные акты 16

2.4. Законы и подзаконные акты субъектов РФ в системе источников трудового права 20

2.5. Акты высших судебных органов как источники российского трудового права 22

2.6. Правовые акты органов местного самоуправления 23

2.7. Соглашения, коллективные договоры и локальные акты организаций как источники трудового права 24

Заключение 32

Список использованной литературы 35

Файлы: 1 файл

курсовая 1.doc

— 196.00 Кб (Скачать)

     Говоря  о подзаконном характере локальных  актов, необходимо отметить, что в  основе их формирования лежат правовые нормы общего действия, которые с учетом условий труда в организации могут дополняться, уточняться или конкретизироваться. В соответствии со ст. 5 ТК РФ локальные акты вместе с актами органов местного самоуправления замыкают общую систему источников трудового права.

     Основным, доминирующим субъектом локального нормотворчества является работодатель, который может (а в отдельных случаях - обязан) принимать локальные нормативные акты в пределах своей компетенции.

     Локальные акты, принятые в случаях, не предусмотренных законодательством о труде, полностью находятся во власти работодателя, который, однако, должен руководствоваться предписаниями законодателя относительно их содержания и письменного уведомления о них работников за два месяца до их введения в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 73 ТК РФ.

     Признак локальных нормативных актов, свидетельствующий о их предназначенности для внутреннего использования в рамках конкретной организации, наиболее важен из всех перечисленных. Так, регулируя трудовые и иные тесно связанные с ними отношения, локальные акты отличаются наибольшей по сравнению с другими правовыми актами приближенностью к работнику. Это выражается в том, что с их помощью формируется содержание каждого трудового договора, устанавливаются перечень информации о работнике и иные вопросы, связанные с его персональными данными. Как правило, посредством реализации локальных норм работник получает вознаграждение за труд, дополнительные по сравнению с законодательством льготы и преимущества, выплачиваемые за счет средств организации.

     Локальные акты закрепляют правила поведения между участниками совместного труда, характерные для данной организации. Помимо правовых норм, составляющих основное содержание локального нормативного акта, в нем закрепляются деловые обычаи (например, обходные листки при увольнении работника), деловые обыкновения (проведение "планерок" или выдача работникам письменных заданий), корпоративные традиции (чествование передовиков производства), этические нормы (встречать каждого клиента фирмы приветствием), эстетические нормы (ношение фирменной одежды)32.

     Локальные нормы отличает быстрота реагирования на изменения в общественной организации труда, и это также является специфической особенностью локальных нормативных правовых актов. Локальные нормы могут достаточно оперативно удовлетворять производственные потребности при узаконении различных интересов сторон.

     Нельзя  не отметить и социальную направленность локальных норм, поскольку их принятие нередко связано со смягчением негативных последствий рыночных отношений. И еще одно существенное назначение локальных норм - это гармонизация интересов работников и работодателя путем зафиксированных во внутренних актах "сдержек" и "противовесов" сторон. Уступки сторон друг другу, взаимные обязательства и взаимная ответственность способствуют построению в коллективах цивилизованных отношений.

     Итак, в качестве общих выводов отметим, что локальным нормативным актам присущи все признаки, характерные для правовых актов. Они, являясь низовым звеном системы трудового законодательства, могут быть отнесены как к источникам права, так и к правовым актам. Локальные акты обладают также специфическими признаками. В частности, их отличает приближенность к работнику, так как содержание трудового договора, вопросы персональных данных сотрудников, получение дополнительных льгот и преимуществ регулируются локальными источниками. Они закрепляют социальные ориентиры организации, направленные на смягчение негативных последствий рыночных отношений.

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы:

     1. Источниками трудового права  называются результаты правотворческой  деятельности компетентных органов  в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, составляющих предмет данной отрасли права.

     2. Классификацию источников трудового права можно проводить по юридической силе. По этому критерию источники трудового права могут быть распределены следующим образом: Конституция РФ; международно-правовые акты о труде; Федеральные конституционные законы, федеральные законы, подзаконные акты нормативного характера федерального уровня; постановления Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ; законы и подзаконные акты субъектов Российской Федерации; нормативные правовые акты органов местного самоуправления; соглашения и коллективные договоры; локальные акты организации, рассчитанные на неоднократное применение к неопределенному кругу лиц.

     3. Международные трудовые стандарты  - главный результат международно-правового  регулирования труда. Формальным  выражением такого регулирования  являются нормы, закрепленные  в актах ООН, Международной  организации труда (МОТ), соглашениях  государств. В науке трудового права нет единой позиции по природе, сущности и значении международных договоров и конвенций МОТ. Отсутствие единства в понимании не лучшим образом сказывается на уровне включения норм международного права в сферу российских трудовых отношений.

     4. Главное место среди источников  трудового права отводится Конституции  РФ. В ней закреплены основные  трудовые права, свободы и гарантии их обеспечения.

     5. Следующим по значимости источником  трудового права являются законы (как федеральные, так и субъектов Федерации). Источники трудового права, как известно, должны отражать федеративный характер российского государства, в рамках которого установлено разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и ее субъектов. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 72) трудовое законодательство находится в совместном ведении Федерации и ее субъектов, а разграничение их компетенции осуществляется также на основе Конституции.

     6. Органы государственной власти  субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации.

     7. Акты Верховного Суда РФ не  являются источником трудового  права, но постановления Пленума  Верховного Суда РФ и другие разъяснения играют немаловажную роль в правоприменении. Решения Верховного Суда РФ как суда высшей инстанции рассматриваются на уровне "руководящих разъяснений". Из-за пробелов в праве эти решения имеют большое значение. Акты Конституционного Суда РФ хотя и не рассматриваются как источник трудового права, но решения Конституционного Суда РФ играют важную роль в правоприменительной практике. Судебная практика (судебный прецедент), на мой взгляд, не является источником права в общепринятом смысле, однако играет существенную роль для правильного понимания и применения закона.

     8. Органы местного самоуправления  имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

9. Локальным  нормативным актам присущи все  признаки, характерные для правовых  актов. Они, являясь низовым  звеном системы трудового законодательства, могут быть отнесены как к источникам права, так и к правовым актам. Локальные акты обладают также специфическими признаками. В частности, их отличает приближенность к работнику, так как содержание трудового договора, вопросы персональных данных сотрудников, получение дополнительных льгот и преимуществ регулируются локальными источниками. Они закрепляют социальные ориентиры организации, направленные на смягчение негативных последствий рыночных отношений.     Подводя итог работе можно сказать о значительном изменении всей законодательно-нормативной базе страны. Задача нормотворческих органов состоит в том, чтобы обновить общие положения трудового законодательства, привести их в соответствие с существующими экономическими реалиями, а так же достаточно подробно решить вопросы, возникающие в сфере труда между работниками и работодателями, на базе социального партнерства и учета обеих сторон трудового договора. Таким образом изменение социально-экономической обстановки в стране повлекло за собой значительное изменение законодательства, а следовательно и источников трудового права.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  используемой литературы

    1. Конституция Российской Федерации. 12 декабря 1993г. // Российская газета. 1993. 25 декабря. 320с.
    2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 июня 2001г. № 197-ФЗ  // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. №1. – 420с.
    3. Федеральный закон  от 12.01.1996 №10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» // Собрание законодательства РФ. 1996. №3. – 215с.
    4. Федеральный закон от 01.05.1999 № 92-ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» // Собрание законодательства РФ. 1999. №18. – 157с.
    5. Федеральный закон от 30 июня 2006г. №90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» // Российская газета. 2006. 7 июля. - 245с
    6. Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ. 2004. №11. –  98с.
    7. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 // Российская газета. 1998. 10 декабря.
    8. Декларация Международной организации труда «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда» от 18.06.1998 // Российская газета.1998. 16 декабря. - 178с.
    9. Конвенция МОТ от 23 июня 1981г. №156 «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин, трудящихся с семейными обязанностями» // Бюллетень международных договоров. 1998. №6. – 450с.
    10. Букреева Л. Правовая природа и функции локальных источников трудового права в условиях рыночной экономики // Законодательство и экономика. 2007. №1. – 350с.
    11. Горохов Б.А., Маврин С.П., Хохлов Е.Б. Источники трудового права и источники правового регулирования общественно-трудовых отношений // Правоведение. 2003. №6. – 530с.
    12. Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России. М.: Проспект, 2006. – 600с.
    13. Кашанина Т.В. Корпоративное (внутрифирменное) право. М.: Юристъ. 2003. – 270с.
    14. Колобова С.В. Трудовое право России. М.: ЗАО Юстицинформ. 2005. – 500с.
    15. Лебедев В.М. Трудовое право: проблемы общей части. Томск. 1999. – 300с.
    16. Лушников А.М., Лушникова М.В. Курс трудового права. Собр.соч.: В 2т. Т.1. М.: Норма, 2003. Т.1. - 680с.
    17. Миронов В.И. Трудовое право России. М.: Управление персоналом, 2006. – 260с.
    18. Мицкевич А.В. Формы выражения, или источники права // Общая теория государства и права. Акад. курс в 2т. / Под ред. М.Н. Марченко. Т.2. М.: Статут, 1998. Т.2. – 870с.
    19. Никонов Д.А., Стремоухов А.В. Трудовое право. М.: Норма. 2007.- 487с.
    20. Нуртдинова А.Ф. Проблемы совершенствования Трудового кодекса Российской Федерации // Трудовое право. 2004. № 4-5. – 258с.
    21. Сафонов В.А. О некоторых принципах регулирования трудовых отношений // Государство и право. 1996. №7. – 550с.
    22. Словарь по трудовому праву / Отв.ред. Ю.П.Орловский. М.: Статут. 1998. – 690с.
    23. Сыроватская Л.А. Трудовое право. М.: Статут. 1997. - 785с.
    24. Трудовое право России: Учебник для вузов / Отв.ред. Р.З. Лившиц и Ю.П. Орловский. М.: Норма. 1998. – 654с.

Информация о работе Понятие и виды источников трудового права. Единство и дифференциация трудового права