Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 19:59, курсовая работа
Целью настоящего исследования является комплексное изучение понятий и видов источников трудового права, а также его единство и дифференциация.
Для достижения указанной цели следует решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие, особенности, виды и классификацию источников современного трудового права;
- изучить международно-правовое регулирование трудовых отношений;
- рассмотреть Конституцию РФ в качестве источника трудового права;
- исследовать федеральные законы и подзаконные акты, а также законы и подзаконные акты субъектов РФ и органов местного самоуправления в системе источников трудового права;
- рассмотреть акты высших судебных органов и органов местного самоуправления как источники российского трудового права;
- проанализировать соглашения, коллективные договоры и локальные акты организаций в качестве источников трудового права.
Введение 3
1. Понятие и виды источников трудового права
1.1. Понятие и особенности источников трудового права. Единство и дифференциация правового регулирования труда 5
1.2. Классификация источников трудового права 9
2. Характеристика отдельных видов источников трудового права
2.1. Международно-правовое регулирование трудовых отношений 12
2.2. Конституция РФ в системе источников трудового права 14
2.3. Федеральные законы и подзаконные акты 16
2.4. Законы и подзаконные акты субъектов РФ в системе источников трудового права 20
2.5. Акты высших судебных органов как источники российского трудового права 22
2.6. Правовые акты органов местного самоуправления 23
2.7. Соглашения, коллективные договоры и локальные акты организаций как источники трудового права 24
Заключение 32
Список использованной литературы 35
Единство проявляется в общих нормах трудового права, распространяющихся на всех работников и всех работодателей на территории Российской Федерации, что получило свое закрепление, как известно, в ТК (ст. 11).
Единство трудового права выражается в его общих конституционных принципах, в единых трудовых правах и обязанностях работников и работодателей, в распространении основных актов трудового законодательства на всю территорию России, на все категории работников10.
Дифференциация норм трудового права, т.е. разграничение, подразумевает определенные отличия в регулировании трудовых правоотношений. Труд применяется разными людьми, в различных отраслях производства, в разный период времени, на разных территориях. Необходимо учитывать индивидуальные характеристики каждого работника – его пол, возраст, состояние здоровья, чтобы наилучшим образом регулировать отношения, возникающие между этим работником и конкретным работодателем11.
Специфические черты правового регулирования трудовых отношений как единство и дифференциация применимы к работникам железнодорожного транспорта.
По мнению Н.Д. Потаповой, объективная необходимость дифференциации в правовом регулировании трудовых отношений работников железнодорожного транспорта» обусловлена необходимостью дифференцированного подхода к регулированию трудовых отношений работников транспорта, в т.ч. железнодорожного, что связано с особой ролью транспорта в экономике страны и ее обороноспособности, спецификой и содержанием профессиональной деятельности, связанной с обслуживанием источника повышенной опасности и с особым режимом работы. Необходимость дифференциации правового регулирования условий труда указанных работников состоит в том, чтобы обеспечить им равные возможности и условия для реализации права на труд наравне с другими работниками.
Обобщая различные точки зрения ученых по проблеме дифференциации правового регулирования, к объективным факторам дифференциации труда работников железнодорожного транспорта можно отнести следующие: характер трудовой деятельности; природно–климатические условия; особенности организации трудового процесса.
В
науке трудового права к
1.2. Классификация источников трудового права
Поскольку источник права является следствием нормотворческой деятельности, то и вид источников, и их юридическая сила находятся в прямой зависимости от иерархии государственных органов, их конституционных полномочий и компетенции, которой они наделены по действующим законам, а также от компетенции конкретного работодателя.
В сфере применения труда работников правотворческая деятельность осуществляется рядом государственных органов, а в установленных законом случаях к этому привлекаются работники, их представители, с одной стороны, и работодатели, их объединения - с другой. Исходя из этого, целесообразно классифицировать источники трудового права по их юридической силе и органам, принимающим те или иные акты. Соответственно, можно определить систему источников российского трудового права с присущей ей структурой и выделением актов в соответствии с их иерархией12.
Классификацию источников трудового права можно проводить по юридической силе. По этому критерию источники трудового права могут быть распределены следующим образом:
1. Конституция РФ.
2. Международно-правовые акты о труде.
3.
Федеральные конституционные
4.
Постановления
5. Законы и подзаконные акты субъектов Российской Федерации.
6.
Нормативные правовые акты
7.
Соглашения и коллективные
8.
Локальные акты организации,
Данная классификация имеет решающее значение в других отраслях права. Однако при применении норм трудового права может быть использован акт, имеющий меньшую юридическую силу, но создающий для работников более благоприятные условия труда по сравнению с вышестоящим по юридической силе законодательством13.
В ст. 5 ТК РФ определено соотношение нормативных правовых актов, регулирующих трудовые отношения.
В частности, нормы трудового права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу. В случае противоречий между ТК РФ и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применению подлежит Кодекс. Если вновь принятый федеральный закон противоречит ТК РФ, то он может быть применен лишь после внесения соответствующих изменений в Кодекс. Однако при применении данного правила следует помнить об особенностях источников трудового права. Противоречащими ТК РФ могут быть признаны лишь федеральные законы, ограничивающие гарантированные в нем права и свободы человека и гражданина, являющиеся в силу ст.ст. 2, 7, 18 Конституции РФ высшей ценностью.
Источники трудового права могут быть классифицированы по форме акта. По этому критерию они могут быть подразделены на законы, указы, постановления и распоряжения Правительства РФ, разъяснения, правила, положения, решения, приказы, соглашения, коллективные договоры, рекомендации. Данная классификация имеет непосредственное отношение к формальному выражению источников трудового права. Для материализации в отношения форма акта едва ли может иметь существенное значение.
Источники трудового права могут быть классифицированы и по степени обобщенности на кодифицированные и некодифицированные. К числу кодифицированных относится ТК РФ, с его принятием начинается кодификация трудового права. Другие источники трудового права являются некодифицированными.
По субъектам, к которым применяются источники трудового права, они могут быть классифицированы на общие и специальные. Общие призваны регулировать отношения всех работников. Специальные рассчитаны на применение к отдельным категориям работников, например к женщинам, молодежи, инвалидам14.
По
предмету правового регулирования
источники трудового права
Большинство
из рассмотренных критериев классификации
источников трудового права относятся
к их формальному проявлению. Однако не
исключено, что указанные критерии имеют
значение в процессе реализации источников
трудового права. Исследование источников
трудового права в процессе их реализации
и материализации в конкретные отношения,
составляющие предмет трудового права,
с точки зрения перечисленных критериев
их классификации, может позволить определить
влияние указанных критериев на материализацию
источников трудового права.
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ИСТОЧНИКОВ ТРУДОВОГО ПРАВА
2.1. Международно-правовое регулирование трудовых отношений
Сегодня любое государство прочно «связано» нормами международного права. Но они не всегда легко входят в российский правовой массив. Международные трудовые стандарты - главный результат международно-правового регулирования труда. Формальным выражением такого регулирования являются нормы, закрепленные в актах ООН, Международной организации труда (МОТ), соглашениях государств. В науке трудового права нет единой позиции по природе, сущности и значении международных договоров и конвенций МОТ. Отсутствие единства в понимании не лучшим образом сказывается на уровне включения норм международного права в сферу российских трудовых отношений15.
Большинство ученых конвенции МОТ и международные договоры считают источниками российского трудового права, указывая при этом, что они обязательны для использования в практике национального законотворчества и правоприменительной деятельности. Некоторые исследователи (например, Л.А. Сыроватская) утверждают, что конвенции МОТ имеют значение для российского законодательства, но в буквальном смысле источниками права не являются, т.к. национальное законодательство не воспроизводит их содержания16.
Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Эти принципиальные положения очень важны для развития источников трудового права. В современных условиях придается большое значение нормам трудового права, принимаемым МОТ. Не все конвенции МОТ ратифицированы Россией, но многие положения не только конвенций, но и рекомендаций МОТ принимаются во внимание в правотворческой деятельности государственных органов Российской Федерации и в правоприменительной деятельности социальных партнеров.
Принцип приоритета норм международного права отражен в ст. 10 ТК РФ, где воспроизведена конституционная норма о том, что "общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы Российской Федерации". Часть 2 названной статьи гласит: "Если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора". Как справедливо отмечает А.Ф. Нуртдинова, "для трудового права имеет значение не сам факт существования в международном договоре другого правила, а его характер (более или менее благоприятные условия для работников), а ст. 10 ТК РФ не учитывает отраслевой принцип неухудшения положения работников"17. Действительно, этот принцип является важным, потому что определяет особенности построения системы источников трудового права, и в этой связи его необходимо закрепить в Кодексе.
Приобретение конвенциями МОТ характера источника трудового права означает, что при рассмотрении трудового спора в суде работники вправе ссылаться на них для защиты своего права, а суд обязан принять их во внимание. Следует отметить, что обоснование судебных решений ссылками на конвенции МОТ становится все более распространенным.
Общепризнанные принципы и нормы находят свое отражение в декларациях (Всеобщая декларация прав человека 1948 г.18, Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда 1998 г.19), пактах (Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.). Наиболее распространенным видом международного договора в сфере труда являются конвенции Международной организации труда. Значительная часть конвенций МОТ обязательна для России в силу их ратификации еще Союзом ССР и самой Российской Федерацией.
В настоящее время в России действует 58 конвенций МОТ. Среди основных можно назвать Конвенцию 1948 г. «О свободе ассоциации и защите права на организацию», Конвенция «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин, трудящихся с семейными обязанностями»20 и др.
Таким
образом, общепринятые нормы и принципы
международного права являются источником
российского трудового права, наполняя
его международными стандартами в области
международных трудовых правоотношений.
2.2. Конституция РФ в системе источников трудового права
Конституция РФ21 занимает высшую ступеньку в иерархии источников трудового права. Другие источники трудового права должны соответствовать конституционным требованиям. Действующая Конституция РФ предполагает организацию определенного правопорядка, в том числе и в сфере труда. С принятием Конституции РФ обеспечено и применение международно-правовых актов о труде. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Российской Федерации. До появления данного правила в Конституции РФ нормы международно-правовой регламентации труда не применялись. Однако до принятия Конституции РФ нормы международно-правовой регламентации труда не были включены в правовую систему России. Поэтому их применение стало возможным с момента принятия Конституции РФ, то есть с 1993 года. В связи с изложенным следует признать, что нормы Конституции РФ имеют приоритет и перед международно-правовой регламентацией труда.