Виды источников трудового права

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 09:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является исследование существующих в настоящее время источников трудового права в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
- определить основы трудового законодательства Российской Федерации;
- исследовать развитие трудового законодательства в истории России;
- изучить действующее трудовое законодательство Российской Федерации;
- выявить существующие виды источников трудового права и рассмотреть каждый из них в отдельности.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………….……2
1. Основы трудового законодательства ………………………………….….….5
1.1. Действующее трудовое законодательство ………………………….…..….5
2. Виды источников трудового права …………………………………….……10
2.1. Конституция Российской Федерации как основополагающий источник трудового права …………………………………………………………..……..10
2.2. Трудовой кодекс Российской Федерации - главный источник трудового права …………………………………………………………………………..….14
2.3. Коллективный договор как источник трудового права ………………….17
2.4. Обычай как источник трудового права ………………………………..….20
2.5. Судебное решение как источник трудового права ………………….…...22
Заключение ……………………………………………………………………...28
Список использованной литературы ……………………………………….….30

Файлы: 1 файл

Трудовое право.doc

— 143.00 Кб (Скачать)


Содержание

Введение …………………………………………………………………….……2

1. Основы трудового  законодательства ………………………………….….….5

1.1. Действующее трудовое законодательство ………………………….…..….5

2. Виды источников трудового  права …………………………………….……10

2.1. Конституция Российской Федерации как основополагающий источник трудового права …………………………………………………………..……..10

2.2. Трудовой кодекс Российской Федерации - главный источник трудового права …………………………………………………………………………..….14

2.3. Коллективный договор как источник трудового права ………………….17

2.4. Обычай как источник трудового права ………………………………..….20

2.5. Судебное решение как источник трудового права ………………….…...22

Заключение ……………………………………………………………………...28

Список использованной литературы ……………………………………….….30

 

Введение

Темой настоящей работы является "Источники трудового права".

Актуальность выбранной  темы обусловлена тем, что правовое регулирование трудовых отношений  с каждым годом становится все  более сложным, насыщенным, широко развернутым  и детально проработанным. С развитием  рыночной экономики существенно повышается роль правового регулирования трудовых отношений, представляющих собой ее организационную основу. При этом в условиях достаточно разветвленной системы действующих нормативных правовых актов базисом правового регулирования трудовых отношений необходимо является Трудовой кодекс Российской Федерации, который по праву можно назвать трудовой конституцией страны, фундаментом рыночных отношений.

Объектом исследования являются нормативные акты, принятые в сфере трудового права.

Предметом исследования в данной работе являются источники трудового права в Российской Федерации.

Целью настоящей работы является исследование существующих в  настоящее время источников трудового  права в Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:

- определить основы  трудового законодательства Российской  Федерации;

- исследовать развитие  трудового законодательства в  истории России;

- изучить действующее  трудовое законодательство Российской  Федерации;

- выявить существующие виды источников трудового права и рассмотреть каждый из них в отдельности.

При исследовании вопросов поставленных в работе использованы следующие методы:

- формальный метод, который позволил сделать вывод о месте источников трудового права в системе законодательства Российской Федерации, их составляющих, содержания и юридической силы,

- аналитический метод, использовался при выявлении структуры источников, выделении их взаимообусловленности влияния друг на друга,

- сравнительный метод  - сопоставление положений Конституции Российской Федерации, Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных актов, касающихся трудового права друг с другом, а также со сложившейся правовой теорией и практикой, что позволило найти наиболее оптимальные пути разрешения поставленных в работе проблемных вопросов.

На указанную тему имеется немалое количество литературы различных авторов, мнения которых  были внимательно изучены при  написании работы, некоторые из них  положены в ее основу.

 

1. Основы трудового законодательства

1.1. Действующее трудовое законодательство

Источники трудового  права различаются по тем юридическим  формам, в которых воплощаются  общеобязательные нормы или иные установления, издаваемые от имени  государства. Другими словами, источники  трудового права - это нормативные правовые акты: законы, указы, постановления и др., регулирующие трудовые и непосредственно связанные или производные от них иные отношения в сфере применения труда всех работников. Однако к источникам трудового права, с учетом особенностей их формирования, относятся и акты локального нормотворчества самих работников и работодателя (их представителей). Следует иметь в виду, что у работодателя (в организации) таким источником является коллективный договор либо иные локальные нормативные акты, принятые в установленном законом порядке. Своеобразными источниками трудового права являются соглашения на различном уровне (от генерального до отраслевого тарифного), принимаемые на основе двустороннего сотрудничества организациями работодателей и работников в лице их представителей, а на основе трехстороннего сотрудничества - с участием органов государственного управления. Коллективный договор и указанные соглашения называют также социально-партнерскими актами. Таким образом, в состав источников трудового права наряду с нормативными правовыми актами входят акты органов местного самоуправления и указанные социально-партнерские акты, иные локальные нормативные акты, действующие, как и коллективный договор, в рамках конкретной организации (у данного работодателя). 1

Такое разграничение  трудового законодательства, и, условно  говоря, источников права в широком  смысле слова, включающих как трудовое законодательство (все нормативные  правовые акты в области труда), так  и указанные акты, которые в  него не входят, получило свое закрепление в нормах трудового права. Статья 5 Трудового кодекса РФ названа следующим образом: "Трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права". Из этого следует, что содержание понятий (терминов) "трудовое законодательство" и "иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права" не совпадают. Но и те, и другие являются источниками трудового права. Источники же различаются по тем юридическим формам, в которых воплощаются общеобязательные нормы или иные установления, издаваемые от имени государства или принимаемые путем соглашений представителями работников, работодателей, как правило, с участием государства либо принимаемые работодателем и работниками, их представителями в рамках конкретной организации (у данного работодателя). Следовательно, понятие "источники трудового права" шире понятия "трудовое законодательство" и включает наряду с ним иные указанные акты. Поэтому источники трудового права включают как трудовое законодательство, так и иные акты.2

Среди источников трудового  права Конституция Российской Федерации  является Основным Законом, актом, обладающим высшей юридической силой. Действующая  Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 года. Она является документом прямого  действия и устанавливает основные положения правовой системы, закрепляет исходные начала, характерные для всех отраслей права, в том числе для трудового права.

После Конституции РФ среди законов в сфере труда  важнейшим является Трудовой кодекс РФ. Это кодифицированный источник трудового права.

Конституция Российской Федерации провозглашает приоритет  общепризнанных международных принципов  и норм по правам человека над национальным законодательством. Руководствуясь Всеобщей декларацией прав человека, принятой ООН в 1948 году, другими основополагающими, признанными Российской Федерацией международными актами о труде, они в первую очередь должны отражаться в основных принципах трудового права. Эти принципы являются каркасом и фундаментом всего строения правовой организации труда, отражая одновременно суть норм национального трудового законодательства.

Основные принципы трудового  права по сравнению с нормами  данной отрасли - более устойчивая категория, и она на каждом этапе развития государства имеет свои особенности, отражая суть изменившихся норм трудового законодательства, оставаясь в то же время основополагающими началами для дальнейшего развития трудового законодательства.

Все источники трудового  права находятся в определенной взаимосвязи и взаимозависимости. Система источников имеет свои особенности.

1. Система состоит  из общего и специального законодательства. Общее трудовое законодательство  относится ко всем работникам  на всей территории России. Специальное  законодательство отражает дифференциацию (различие) его норм и распространяется на определенные категории работников.

2. Система делится  на законы и подзаконные акты.

3. В систему источников  входят нормативные правовые  акты, принятые федеральными органами  государственной власти, и акты  субъектов Российской Федерации. В сфере трудового права наряду с Трудовым кодексом РФ действуют федеральные законы "О занятости населения в Российской Федерации", "Об основах охраны труда в Российской Федерации", "О коллективных договорах и соглашениях", "О порядке разрешения коллективных трудовых споров", "О минимальном размере оплаты труда", "О тарифной ставке (окладе) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы", "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" и др. Наиболее характерны региональные законы об охране труда, о профессиональных союзах, о социальном партнерстве.

4. Наличие в системе  источников ведомственных актов,  среди которых особое место  занимают акты Министерства труда  и социального развития Российской Федерации (сейчас - Министерства здравоохранения и социального развития РФ).

5. Наличие актов договорного  характера. Наряду с нормативными  правовыми актами, принятыми органами  государственной власти, и актами  органов местного самоуправления  сторонами социального партнерства могут заключаться нормативные соглашения. К ним относятся коллективные договоры и соглашения, которые заключаются после проведения коллективных переговоров. Трудового кодекса РФ относит коллективные договоры к правовым актам (ст. 40). Нормативные соглашения, хотя и не принимаются органами государственной власти, содержат правовые нормы.

6. В создании актов  трудового законодательства принимают  участие работодатели и работники  через своих представителей. Работодатель  вправе принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции (ст. 8 Трудового кодекса РФ). К локальным нормативным актам относят: штатное расписание, правила внутреннего трудового распорядка, положения о премировании, должностные инструкции, графики сменности и др. Локальные нормативные акты работодателя не подлежат применению, если они ухудшают положение работников в сравнении с трудовым законодательством федерального и регионального уровней или изданы с нарушением порядка учета мнения представительного органа работников. В этом случае законодатель называет их недействительными. Судебная практика исходит из того, что признание актов недействительными относится к компетенции Конституционного Суда РФ. Недействительность акта означает, что он не порождает правовых последствий с момента издания. Однако локальные акты не могут стать предметом рассмотрения их в Конституционном Суде. Поэтому правильно говорить о признании локальных актов работодателя, ущемляющих права работников, по заявлению заинтересованных лиц недействующими судом или соответствующей инспекцией труда.3

7. Существенным отличием  системы источников трудового  права от системы источников  других отраслей права выступает  действие принципа неухудшения  положения работника, то есть акт меньшей юридической силы не может ухудшать положение работника по сравнению с вышестоящим актом (ст. 5, 6, 8, 9 Трудового кодекса РФ).

И в результате, следует  отметить, что все источники трудового  законодательства можно разделить  на законы и подзаконные акты по степени их важности и субординации, по системе отрасли трудового права, сфере действия, органам, их принимающим.

 

2. Виды источников трудового  права

2.1. Конституция Российской Федерации как основополагающий источник трудового права

"Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации" (ч. 1 ст. 15). "Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору Российской Федерации... принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу". Следовательно, в этом случае истец может обратиться в суд с иском "о неприменении судом нормативного правового акта, противоречащего нормативному правовому акту, имеющему наибольшую юридическую силу". Суд, рассматривая конкретный спор и установив противоречие в нормативных правовых актах (иерархическую коллизию), должен принять решение в соответствии с нормативными правовыми актами, имеющими наибольшую юридическую силу.4

Часть 1 ст. 72 Конституции  РФ относит трудовое законодательство "к совместному ведению". В  ст. 26.4 "Участие органов государственной  власти субъекта Российской Федерации  в рассмотрении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов по предметам совместного ведения" Федерального Собрания "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", принятого 22 сентября 1999 года (с последующими изменениями и дополнениями), конкретизировано оценочное понятие "совместное ведение": "...проекты федеральных законов по предметам совместного ведения согласовываются с законодательными (представительными) и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей...".

Информация о работе Виды источников трудового права