Органы, контролирующие кадровую службу

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 08:37, курсовая работа

Краткое описание

Сама работа кадровой службы должна быть регламентирована. Законы, постановления, инструкции и другие документы, содержащие нормы трудового права, необходимы для профессиональной работы кадрового специалиста. Поэтому первый шаг в создании службы персонала – это формирование достаточной базы нормативных документов.

Оглавление

Глава 1. Кадровая служба – лицо компании
Глава 2. Формирование персонала кадровой службы
2.1. Требования, предъявляемые к сотрудникам кадровой службы
2.2. Кадровая этика
Глава 3 Полномочия кадровой службы
3.1. Функциональные обязанности кадровой службы
3.2. Должностная инструкция сотрудников кадровой службы
Глава 4. Внешние и внутренние взаимодействия кадровой службы
4.1. Пенсионный фонд РФ
4.2. Региональные отделы медицинского страхования
4.3. Военкоматы
4.4. Другие службы организации
Глава 5. Органы, контролирующие кадровую службу
5.1. Федеральная инспекция труда РФ
5.2. Прокуратура РФ
Заключение
Список нормативных актов
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая по трудовому праву.doc

— 303.00 Кб (Скачать)

Начальник кадровой службы (отдела кадров) должен иметь высшее профессиональное образование и  стаж работы по организации управления кадрами на инженерно-технических и руководящих должностях не менее 5 лет.

Инженер по кадрам должен знать: законодательные и нормативные  правовые акты, методические материалы  по вопросам подготовки и повышения  квалификации кадров на производстве; структуру и штаты предприятия, профиль, специализацию и перспективы его развития; кадровую политику и стратегию предприятия; основные технологические процессы производства продукции предприятия; формы, виды и методы профессионального обучения; порядок разработки планов подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, учебных планов и программ, другой учебно-методической документации; порядок оформления договоров с учебными заведениями; порядок составления смет затрат на подготовку и повышение квалификации кадров и оформления трудовых договоров (контрактов) с преподавателями и инструкторами; прогрессивные формы, методы и средства обучения; порядок финансирования затрат на обучение; организацию работы по профориентации и профотбору; систему оплаты труда преподавателей и инструкторов; порядок ведения учета и составления отчетности по подготовке и повышению квалификации кадров; основы педагогики, социологии и психологии; основы экономики, организации производства, труда и управления; трудовое законодательство; правила и нормы охраны труда.

Инженер по подготовке кадров I категории должен иметь высшее профессиональное (техническое или  инженерно-экономическое) образование  и стаж работы в должности инженера по подготовке кадров II категории не менее 3 лет.

Инженер по подготовке кадров II категории должен иметь высшее профессиональное (техническое или  инженерно-экономическое) образование  и стаж работы в должности инженера по подготовке кадров либо других инженерно-технических  должностях, замещаемых специалистами с высшим профессиональным образованием, не менее 3 лет.

Инженер по подготовке кадров должен иметь высшее профессиональное (техническое или инженерно-экономическое) образование без предъявления требований к стажу работы либо среднее профессиональное (техническое или инженерно-экономическое) образование и стаж работы в должности техника I категории не менее 3 лет или других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным образованием, не менее 5 лет.

Специалист по кадрам должен знать: законодательные и нормативные правовые акты, методические материалы по управлению персоналом; трудовое законодательство; структуру и штаты предприятия, его профиль, специализацию и перспективы развития; порядок определения перспективной и текущей потребности в кадрах; источники обеспечения предприятия кадрами; методы анализа профессионально-квалификационной структуры кадров; положения о проведении аттестации и квалификационных испытаний; порядок избрания (назначения) на должность; порядок оформления, ведения и хранения документации, связанной с кадрами и их движением; порядок формирования и ведения банка данных о персонале предприятия; порядок составления отчетности по кадрам; основы психологии и социологии труда; основы экономики, организации труда и управления; трудовое законодательство; средства вычислительной техники, коммуникаций и связи; правила и нормы охраны труда.

Специалист по кадрам должен иметь высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы.

Инспектор по кадрам должен знать: законодательные и нормативные правовые акты, методические материалы по ведению документации по учету и движению персонала; трудовое законодательство; структуру и штаты предприятия; порядок оформления, ведения и хранения трудовых книжек и личных дел работников предприятия; порядок установления наименований профессий рабочих и должностей служащих, общего и непрерывного стажа работы, льгот, компенсаций, оформления пенсий работникам; порядок учета движения кадров и составления установленной отчетности; порядок ведения банка данных о персонале предприятия; основы делопроизводства; средства вычислительной техники, коммуникаций и связи; основы трудового законодательства; правила и нормы охраны труда.

Инспектор по кадрам должен иметь среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или начальное профессиональное образование, специальная подготовка по установленной программе и стаж работы по профилю не менее 3 лет, в том числе на данном предприятии не менее 1 года.

Приведенные требования руководители организаций должны рассматривать  как не обязательные, а как предполагаемые, так как в Квалификационном справочнике  применяется глагол «должен», а не «обязан». На наш взгляд, необходимо рассматривать каждую кандидатуру индивидуально. В практике автора встречалось много кадровиков без необходимого образования, но очень хорошие специалисты в своей области. И не надо зацикливаться на образовании, пусть потенциальный кадровик покажет вам свои знания на деле, раскроет свой профессионализм.

Кроме профессиональных качеств, необходимо, конечно, рассмотреть  личностные качества кадровика.

Как уже было замечено, конечно же кадровик должен иметь  презентабельную внешность, то есть быть аккуратным, ухоженным, в общем, располагать к себе, должен обладать хорошо поставленной речью, грамотно выражать свои мысли.

Еще одна необходимая  черта – владение своими эмоциями.

Кадровая служба (отдел) непосредственно связана со всеми  сотрудниками организации, как говорится  – сколько людей, столько и характеров. И к каждому сотруднику кадровик должен найти индивидуальный подход. Сколько раз автору приходилось сталкиваться с недовольными сотрудниками, которые, к примеру, не были довольны тем, что их отправляют в очередной оплачиваемый отпуск, а они бы хотели поработать еще года – два без отпуска. Приходилось объяснять, что согласно трудовому законодательству каждый сотрудник обязан раз в год воспользоваться своим правом на отпуск. Иной раз приходится декламировать почти весь Трудовой кодекс, чтобы сотрудник понял, что он не прав. И все это делается «без эмоций», спокойно и профессионально.

Конечно же, в кадровую службу надо принимать людей уравновешенных и поэтому, на наш взгляд, будет  нелишним проводить с потенциальным  сотрудником тест на эмоциональную устойчивость.

2.2. Кадровая  этика

Вопросы этики чрезвычайно  важны для любой службы организации. Этика является неотъемлемым компонентом  кадровой службы (отдела).

Что же такое кадровая этика?

Этика – это учение о том, как должен поступать человек  в той или иной ситуации, какими принципами и нормами должен руководствоваться.

Принципами, которыми должен руководствоваться кадровик, являются – справедливость, долг, совесть, ответственность, достоинство и честь (категории  этики).

Для профессии кадровика  справедливость есть нераздельный нравственный и служебный долг.

Совесть – категория  этики, характеризующая способность  человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с позиций  соответствия своего поведения требованиям  нравственности, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения.[5]

Кадровик функционирует  в сфере, затрагивающей жизненные  блага своих сотрудников, сталкивается со многими коллизиями, оказывается  перед необходимостью принимать  ответственные решения, нередко в морально напряженных ситуациях. И только работники с развитым чувством совести, способные правильно, самокритично и принципиально судить свои побуждения и поступки, могут эффективно выполнять функции кадрового работника.

Достоинство – категория этики, означающая особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, основанное на признании ценности человека как личности.[6]

В тему можно сказать, что кадровый сотрудник должен всегда держаться достойно, так как он является связующим звеном между руководством и сотрудниками организации. Именно этим звеном он выступает, к примеру, в трудовых спорах, и не должен занимать позицию «слуга двух господ».

Ответственность – категория  этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответствия ее моральной деятельности нравственному долгу, рассматриваемого с позиций возможностей личности.[7]

Как уже было сказано  ранее, кадровик должен знать о каждом сотруднике организации все и более того, это касается не только сведений о трудовой деятельности, но и личной жизни, поэтому каждый сотрудник кадровой службы (отдела) должен для себя решить может ли он соответствовать следующим факторам: способность выполнять предписанные ему нравственные обязанности; правильность их понимания; ответственность за последствия своих действий; предвиденье этих последствий.

В конкретном случае речь идет о защите персональных данных работника.

В соответствии со ст. 85 ТК РФ персональные данные работника – информация, необходимая работодателю в связи с трудовыми отношениями и касающаяся конкретного работника и не более.

Обработка персональных данных работника – получение, хранение, комбинирование, передача или любое  другое использование персональных данных работника.

В целях обеспечения  прав и свобод человека и гражданина работодатель и его представители  при обработке персональных данных работника обязаны соблюдать  следующие общие требования, регламентируемые ст. 86 ТК РФ:

1) обработка персональных данных работника может осуществляться исключительно в целях обеспечения соблюдения законов и иных нормативных правовых актов, содействия работникам в трудоустройстве, обучении и продвижении по службе, обеспечения личной безопасности работников, контроля количества и качества выполняемой работы и обеспечения сохранности имущества;

2) все персональные  данные работника следует получать  у него самого. Если персональные  данные работника возможно получить  только у третьей стороны, то  работник должен быть уведомлен об этом заранее и от него должно быть получено письменное согласие. Работодатель должен сообщить работнику о целях, предполагаемых источниках и способах получения персональных данных, а также о характере подлежащих получению персональных данных и последствиях отказа работника дать письменное согласие на их получение;

3) работодатель не  имеет права получать и обрабатывать  персональные данные работника  о его политических, религиозных  и иных убеждениях и частной  жизни. В случаях, непосредственно  связанных с вопросами трудовых отношений, в соответствии со ст. 24 Конституции РФ работодатель вправе получать и обрабатывать данные о частной жизни работника только с его письменного согласия;

4) работодатель не  имеет права получать и обрабатывать  персональные данные работника о его членстве в общественных объединениях или его профсоюзной деятельности, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом;

5) при принятии решений,  затрагивающих интересы работника,  работодатель не имеет права  основываться на персональных данных работника, полученных исключительно в результате их автоматизированной обработки или электронного получения;

6) защита персональных  данных работника от неправомерного  их использования или утраты  должна быть обеспечена работодателем за счет его средств в порядке, установленном федеральным законом;

7) работники и их  представители должны быть ознакомлены  под расписку с документами  организации, устанавливающими порядок  обработки персональных данных  работников, а также об их правах  и обязанностях в этой области;

8) работники не должны  отказываться от своих прав  на сохранение и защиту тайны.

Порядок хранения и использования  персональных данных работников в организации  устанавливается работодателем  с соблюдением требований ТК РФ. Так, личные дела, карточки, трудовые книжки работающих в настоящее время необходимо хранить в отделе кадров в сейфах или специально оборудованных для данных целей шкафах, которые запираются и опечатываются. Личные дела работников, уволенных из организации, хранятся в архиве организации в алфавитном порядке.

При передаче персональных данных работника работодатель должен соблюдать следующие требования:

1) не сообщать персональные  данные работника третьей стороне  без письменного согласия работника,  за исключением случаев, когда это необходимо в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью работника, а также в случаях, установленных федеральным законом;

2) не сообщать персональные  данные работника в коммерческих  целях без его письменного  согласия;

3) предупредить лиц,  получающих персональные данные работника, о том, что эти данные могут быть использованы лишь в целях, для которых они сообщены, и требовать от этих лиц подтверждения того, что это правило соблюдено. Лица, получающие персональные данные работника, обязаны соблюдать режим секретности (конфиденциальности). Данное положение не распространяется на обмен персональными данными работников в порядке, установленном федеральными законами;

4) осуществлять передачу  персональных данных работника  в пределах одной организации в соответствии с локальным нормативным актом организации, с которым работник должен быть ознакомлен под расписку;

5) разрешать доступ  к персональным данным работников  только специально уполномоченным  лицам, при этом указанные лица  должны иметь право получать только те персональные данные работника, которые необходимы для выполнения конкретных функций;

6) не запрашивать информацию  о состоянии здоровья работника,  за исключением тех сведений, которые относятся к вопросу  о возможности выполнения работником  трудовой функции;

7) передавать персональные  данные работника представителям  работников в порядке, установленном  настоящим Кодексом, и ограничивать  эту информацию только теми  персональными данными работника,  которые необходимы для выполнения  указанными представителями их функций.

Информация о работе Органы, контролирующие кадровую службу