Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 15:22, курсовая работа
Цель исследования заключается в том, чтобы на основе комплексного анализа трудового законодательства Российской Федерации дать правовой анализ, понятие, содержание и значение коллективного договора на современном этапе, а также выявить пробелы законодательной регламентации коллективно-договорного регулирования трудовых отношений, а также недостатки в практике применения этого правового института и разработать предложения по совершенствованию трудового законодательства в этой части и рекомендации по его применению.
Достижение указанных целей предполагает постановку и решение следующих задач:
– исследовать развитие коллективно-договорного регулирования в его историческом аспекте;
– рассмотреть основные источники правового регулирования коллективного договора;
– показать сущность и значение коллективного договора в регулировании трудовых отношений;
– дать общую характеристику правового положения сторон коллективного трудового договора;
– проанализировать порядок заключения коллективного договора;
– выявить недостатки и пробелы в законодательной регламентации коллективно-договорного регулирования и проанализировать типичные ошибки в практике их реализации;
ВВЕДЕНИЕ
1. СТАНОВЛЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНО-ДОГВОРНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
1.1 История развития коллективно-договорного регулирования трудовых отношений
1.2 Принципы заключения и разработки коллективных договоров
2. КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР
2.1 Понятие и содержание коллективного договора
2.2 Порядок заключения коллективного договора, контроль за выполнением
3. РОЛЬ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА В ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИХ
3.1 Сфера действия коллективного договора
3.2 Роль коллективного договора в трудовых отношениях
3.3 Проблемы коллективно-договорного регулирования в современном законодательстве Российской Федерации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Трудовой
кодекс РФ определил, что неурегулированные
разногласия между
Правовая
возможность заключения отраслевых
соглашений на региональном уровне социального
партнерства предусмотрена
Необходимость
заключения региональных социально-партнерских
соглашений обусловлена федеральным
характером российской правовой системы,
что особенно имеет значение для
правового регулирования
С принятием
Трудового кодекса РФ изменились
правовые ориентиры, определяющие содержание
социально-партнерских
Это расширение проявилось в том, что, во-первых, в этот предмет ныне законодательно включены не только социально-трудовые отношения, но и связанные с ними экономические отношения. Во-вторых, исходя из общего определения соглашения, видно, что в нем должны отражаться, прежде всего, общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений. Однако если в содержании Генерального и регионального трехстороннего соглашения законодатель делает акцент именно на таких принципах, то применительно к отраслевому соглашению указывается на возможность установления в нем общих условий оплаты труда, трудовых гарантий и льгот работникам отрасли (ст. 45 ТК РФ).
Заключение региональных отраслевых соглашений (в том числе, тарифных) должно происходить в соответствии с принципами социального партнерства, закрепленными статьей 24ТК РФ. В частности, при заключении, изменении и контроле за выполнением соглашений должна обеспечиваться полномочность представителей сторон.
Применительно к представителям работодателей установлено, что при проведении переговоров, заключении или изменении соглашений интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей (ч. 2 ст. ЗЗ ТК РФ). Данная норма свидетельствует, что в ТК РФ не конкретизирован вид отраслевого объединения работодателей (общероссийский или региональный), который имеет право на заключение отраслевых соглашений на региональном уровне.
Оно должно быть определено либо уставом Объединения, либо нормативным решением полномочного органа Объединения и закреплено соглашением, заключенным с социальным партнером Объединения – с соответствующим общероссийским отраслевым профсоюзом.
В случае если отраслевое соглашение заключено на региональном уровне общероссийским отраслевым объединением работодателей, то может возникнуть проблема сферы действия такого соглашения, если в нем не будут достаточно четко указаны территориальная сфера его действия и круг субъектов, на которых оно должно распространяться.
Практика
заключения корпоративных соглашений
показывает, что при заключении подобного
рода соглашений к нему в качестве
приложения принимается перечень организаций,
на которые распространяется данное
соглашение. А, учитывая, что отдельные
организации могут иметь
При наличии указанного приложения к региональному соглашению не возникнет риск распространения норм этого соглашения на всех членов общероссийского объединения, в том числе на тех, которые не осуществляют свою деятельность в данном регионе. Правило, предусмотренное ч. 4 ст. 48 ТК РФ и согласно которому «соглашение распространяется на всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение», имеет силу в той мере, в какой оно корреспондирует с другим правилом, установленным ч. 3 ст. 48 ТК РФ и в соответствии с которым «действие соглашения распространяется на работников и работодателей, которые уполномочили соответствующих представителей сторон на коллективных переговорах разработать и заключить его от их имени».
Это означает,
что при выдвижении инициативы заключения
такого соглашения должны быть проведены
коллективные переговоры, участниками
которых должны быть: во-первых, лица,
являющиеся полномочными представителями
общероссийского объединения
При решении указанных вопросов должны соблюдаться такие принципы социального партнерства, как равноправие сторон, уважение и учет интересов сторон, заинтересованность сторон в договорных отношениях, полномочность представителей сторон, добровольность принятия сторонами на себя обязательств (ст. 24 ТК РФ).
Любой источник
права выполняет в механизме
правового регулирования
Тесная связь между государственными и договорными актами, необходимость их одновременного, параллельного применения – особенность правового регулирования трудовых отношений в России. Возникает своего рода преемственность правового регулирования, когда акты, занимающие более низкое положение в иерархии источников трудового права, направлены не только на осуществление первичного регулирования, но и на конкретизацию правовых норм, содержащихся в нормативных правовых актах, принятых органами государственной власти.
Такая конкретизация – первая функция выполняют соглашения и коллективные договоры в механизме правового регулирования трудовых отношений.
Вторая функция обусловлена особым характером указанных актов – это договоры, заключаемые социальными партнерами. В последние годы их все чаще называют социально-партнерскими соглашениями, что лишний раз подчеркивает присущую им социальную (защитную) направленность. Соответственно вторая функция проявляется в установлении дополнительных (по сравнению с нормативными правовыми актами государственного уровня) трудовых прав и гарантий для работников, закреплении социальных льгот и преимуществ.
Выполнение третьей функции – первичного регулирования – предопределено перераспределением правотворческих полномочий и отнесением к компетенции работодателя права устанавливать систему и размеры оплаты труда, включая стимулирующие выплаты и размер компенсационных доплат.
Это основные
функции, которые коллективно-договорные
акты выполняют в механизме
Рассмотрим эти функции подробнее:
1. Конкретизация
правовых норм, содержащихся в
нормативных правовых актах,
Понятие
конкретизации правовой нормы было
введено в теории права в связи
с исследованием проблем
По общему
правилу конкретизирующая норма
либо касается деталей, разрешение которых
общая норма не предусматривает,
либо логически завершает
Конкретизирующие нормы включаются в коллективные договоры или отраслевые соглашения и для применения ст. 151 ТК РФ.
Статья
151 предусматривает право
Конкретизируются и другие законодательные положения. В качестве примера надо привести предоставление профсоюзным активистам свободного от работы времени с сохранением среднего заработка для выполнения общественных обязанностей. Статья 25 Федерального закона от 12 января 1996 года N; 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» предусматривает право членов профсоюзных органов, не освобожденных от основной работы, и других представителей профсоюза на освобождение от основной работы для выполнения профсоюзных обязанностей и прохождения профсоюзной учебы. Однако это право может использоваться лишь тогда, когда в коллективном договоре или соглашении установлены условия освобождения от работы и порядок оплаты времени выполнения профсоюзных обязанностей и времени учебы. Соответствующие нормы включаются во многие коллективные договоры. Так, коллективный договор ООО Таэпромтранс» (2004–2006) предусматривает право членов выборных профсоюзных органов, не освобожденных от основной работы, уполномоченных профсоюза по охране труда, представителей профсоюза в комитетах (комиссиях) по охране труда на свободное от работы время для выполнения общественных обязанностей – не менее трех часов в неделю с сохранением среднего заработка. Коллективный договор ОАО «Волжское нефтеналивное пароходство «Волготанкер» (2002–2004) предоставляет членам представительных органов работников (всех, а не исключительно профсоюзных) свободное время – 4 часа в неделю с сохранением заработной платы. Подобные нормы встречаются достаточно часто.
Информация о работе Коллективно-договорное регулирование в России в современных условиях