Коллективно-договорное регулирование в России в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 15:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в том, чтобы на основе комплексного анализа трудового законодательства Российской Федерации дать правовой анализ, понятие, содержание и значение коллективного договора на современном этапе, а также выявить пробелы законодательной регламентации коллективно-договорного регулирования трудовых отношений, а также недостатки в практике применения этого правового института и разработать предложения по совершенствованию трудового законодательства в этой части и рекомендации по его применению.
Достижение указанных целей предполагает постановку и решение следующих задач:
– исследовать развитие коллективно-договорного регулирования в его историческом аспекте;
– рассмотреть основные источники правового регулирования коллективного договора;
– показать сущность и значение коллективного договора в регулировании трудовых отношений;
– дать общую характеристику правового положения сторон коллективного трудового договора;
– проанализировать порядок заключения коллективного договора;
– выявить недостатки и пробелы в законодательной регламентации коллективно-договорного регулирования и проанализировать типичные ошибки в практике их реализации;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. СТАНОВЛЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНО-ДОГВОРНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
1.1 История развития коллективно-договорного регулирования трудовых отношений
1.2 Принципы заключения и разработки коллективных договоров
2. КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР
2.1 Понятие и содержание коллективного договора
2.2 Порядок заключения коллективного договора, контроль за выполнением
3. РОЛЬ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА В ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИХ

3.1 Сфера действия коллективного договора
3.2 Роль коллективного договора в трудовых отношениях
3.3 Проблемы коллективно-договорного регулирования в современном законодательстве Российской Федерации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ коллективно-договрное регулирование в РФ.docx

— 121.66 Кб (Скачать)

Однако  в соответствующих статьях КоАП также говорится лишь о работодателе и его представителях как о субъектах ответственности. Таким образом, ответственность в сфере коллективно-договорного регулирования продолжает носить односторонний характер. Сложившаяся ситуация не соответствует принципам социального партнерства и требует внесения изменений в КоАП.

Однако  несогласованность норм двух кодексов на этом не заканчивается. Статья 5.28 КоАП предусматривает ответственность работодателя, в частности, за нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно не обеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки.

Что касается ответственности работодателя или  его представителя за не обеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения, то трудовым законодательством такая обязанность для него не предусмотрена. Статья 12 Закона «о коллективных договорах и соглашениях» закрепляет обязанности работодателя лишь по обеспечению деятельности представителей работников во время коллективных переговоров. Так, работодатель обязан обеспечить представителям работников возможность доведения разработанных ими проектов коллективного договора до каждого работника, предоставлять имеющиеся у него средства внутренней связи и информации, множительную и иную оргтехнику, помещения для проведения в нерабочее время собраний, консультаций, места для размещения стендов. О распределении затрат на проведение коллективных переговоров упоминается в ст. 39 ТК РФ. Согласно ей оплата услуг экспертов, специалистов и посредников производится приглашающей стороной, если иное не будет предусмотрено коллективным договором, соглашением. Статья 9 Закона «о коллективных договорах и соглашениях» добавляет к этому, что оплата труда экспертов и посредников, приглашенных по договоренности сторон коллективных переговоров, производится органами исполнительной власти и местного самоуправления, работодателями, их объединениями, иными уполномоченными работодателями органами. Кроме того, как было указано ранее, лицам, участвующим в коллективных переговорах, на время их проведения должен быть сохранен средний заработок.

Однако  обеспечение работы комиссии по проведению коллективных переговоров подразумевает  нечто иное, чем расходы в связи  с выплатой сохраняемого среднего заработка  участникам переговоров и оплатой  услуг приглашенных специалистов. В  это понятие входят организация  заседаний комиссии (выделение помещения, обслуживающего персонала), предоставление технических средств и связи, а также канцелярские и иные сопутствующие расходы.

Таким образом, вопрос об организационном и материально-техническом  обеспечении работы комиссий по заключению коллективных договоров, соглашений в  законодательстве подробно не урегулирован. Исключение составляет Российская трехсторонняя  комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, обеспечение деятельности которой осуществляется Аппаратом  Правительства Российской Федерации. Оно включает в себя организацию  работы секретариата Комиссии, предоставление помещений в Доме Правительства  РФ для проведения заседаний, обеспечение  членов Комиссии правительственной  и иными видами специальной связи.

По моему  мнению, на уровне организации расходы  на проведение коллективных переговоров  должен нести работодатель. Во-первых, об этом свидетельствует одна из его  основных обязанностей, согласно ст. 22 ТК РФ: создавать условия, обеспечивающие участие работников в управлении организацией, в частности путем разработки и принятия коллективного договора. Во-вторых, можно пойти по пути аналогии. На тех же началах, а иногда в том же составе, что и комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, создается примирительная комиссия по разрешению коллективного трудового спора. В соответствии со ст. 402 ТК РФ обязанность по созданию необходимых условий для ее работы вменяется именно работодателю. Нелишним было бы предусмотреть аналогичное правило и в отношении комиссии по заключению коллективного договора. Что касается социально-партнерских соглашений, то будет справедливым, если расходы в связи с их заключением возьмут на себя все участники переговоров на равных началах. Правам и обязанностям сторон в ходе коллективных переговоров стоило бы посвятить отдельную статью в Трудовом кодексе.

Хотелось  бы сравнить еще два состава правонарушения. Это неправомерный отказ от подписания согласованного коллективного договора, соглашения (ст. 54 ТК РФ) и необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения (ст. 5.30 КоАП). Судя по всему, здесь должна была идти речь об одном и том же правонарушении. Статья 5.30 КоАП устанавливает размер административного штрафа за совершение правонарушения, предусмотренного соответствующей нормой Трудового кодекса. Однако фактически содержание вышеуказанных положений неодинаково.

Во-первых, необоснованное действие или бездействие  еще не означает его неправомерность.

Во-вторых, трудовое законодательство не закрепляет какую-либо возможность для правомерного и, соответственно, обоснованного отказа работодателя от заключения социально-партнерских  актов, например, в случае нарушения  другой стороной его права на предоставление необходимой информации, на неразглашение  коммерческой тайны и т.д. В то же время правомерный и обоснованный отказ от подписания согласованного коллективного договора или соглашения, по моему мнению, будет возможен лишь в результате принуждения стороны к его заключению на определенных условиях, предоставления ей информации, не соответствующей действительности.

Таким образом, следует прийти к какому-то единому  основанию ответственности. Например, незаконный и (или) необоснованный отказ  представителя стороны от подписания коллективного договора, соглашения. Отказ же от совместной разработки его проекта должен рассматриваться  как уклонение от участия в  коллективных переговорах (ст. 5.28 КоАП).

  1. РОЛЬ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА В ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ

 

 

3.1 Сфера действия коллективного договора

 

В настоящее  время правовой основой для заключения и определения сферы действия соглашений в сфере социального  партнерства являются Трудовой кодекс РФ, Закон РФ «О коллективных договорах  и соглашениях», ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», ФЗ «Об объединениях работодателей», а также конвенции и рекомендации МОТ, касающиеся свободы объединения  и трудовых отношений. При разработке и заключении любого вида соглашения необходимо учитывать, что «действие соглашения распространяется на работников и работодателей, которые уполномочили соответствующих представителей сторон на коллективных переговорах разработать и заключить его от их имени, на органы государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств, а также на работников и работодателей, присоединившихся к договору после его заключения (ст. 48 ТК РФ).

Данное  положение расширяет установленную  ранее законодательную норму, указывающую, что «действие соглашения распространяется на работников, работодателей, орган  исполнительной власти, которые уполномочили участников соглашения разработать  и заключить его от их имени» (ст. 22 Закона РФ) «О коллективных договорах и соглашениях»).

В соответствии с Трудовым кодексом РФ и Законом  РФ «О коллективных договорах и соглашениях» профсоюзам принадлежит исключительное право на представительство интересов  работников при проведении коллективных переговоров о заключении и об изменении соглашений (ст. 29 Трудового кодекса РФ, ст. 19 Закона РФ «О коллективных договорах и соглашениях»).

Для определения  круга субъектов, которых представляет общероссийский отраслевой профсоюз при проведении коллективных переговоров по заключению отраслевого соглашения, следует учитывать, что профсоюзы «представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а в области коллективных прав и интересов – указанные права и интересы работников независимо от членства в профсоюзах в случае наделения их полномочиями на представительство в установленном порядке (п. 1 ст. 11 ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»). Они имеют право на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений от имени работников в соответствии с федеральным законом (п. 1 ст. 13 ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»).

Однако  при этом профсоюзы имеют право, но не обязанность представлять интересы всех работников, не являющихся членами  профсоюза. Для осуществления такого представительства, они вправе обусловить его определенными условиями. Законом, в частности, предусмотрена возможность в организациях, в которых распространяется действие отраслевых соглашений, по письменному заявлению работников, не являющихся членами профсоюзов, ежемесячного перечисления на счета профсоюзов денежных средств из заработной платы указанных работников на условиях и в порядке, установленных коллективными договорами, отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями (ст. 377 Трудового кодекса РФ), п. 4 ст. 28 ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»).

Соглашение  не может автоматически распространяться на всех работников отрасли и не может автоматически распространяться на всех работодателей.

Как определено законодательством, соглашение распространяется, во-первых, на всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение (ст. 48 Трудового кодекса РФ). Члены объединения работодателей обязаны соблюдать условия соглашений, заключенных объединением работодателей, выполнять обязательства, предусмотренные этими соглашениями (ст. 8 Федерального закона «Об объединениях работодателей»). Во-вторых, оно распространяется на работодателей, вступивших в объединение работодателей в период действия соглашения, поскольку «работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением» (ст. 48 Трудового кодекса РФ). В-третьих, в период своего действия оно распространяется на работодателей, прекративших свое членство в объединении работодателей, поскольку «прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства» (ст. 48 ТК). В-четвертых, отраслевое соглашение, заключенное на федеральном уровне, распространяется на работодателей, не участвовавших в его заключении, в случае официального опубликования предложения руководителя федерального органа исполнительной власти по труду о присоединении к этому соглашению, поскольку «если работодатели в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти по труду письменный мотивированный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения (ст. 48 ТК РФ). В пятых, соответствующие условия заключенных соглашений могут распространяться на работодателей, не участвовавших в его заключении, в случаях добровольного присоединения к нему, что может получить отражение в коллективном договоре, локальных нормативных актах, трудовых договорах.

Указанные выше случаи являются одновременно теми правовыми путями, по которым может  быть реализована выдвинутая социальными  партнерами задача – добиваться распространения и обязательности выполнения положений отраслевых соглашений, заключенных между соответствующими отраслевыми профсоюзами и объединениями работодателей, на всех работодателей отрасли.

Во всех указанных выше случаях может  не происходить автоматического  распространения отраслевого соглашения, поскольку кроме него на работников могут распространяться и другие виды соглашений. А когда «на работников в установленном порядке одновременно распространяется действие нескольких соглашений, действуют наиболее благоприятные  для них условия соглашений» (ст. 48 ТК РФ).

Обязательность  выполнения соглашений – один из основных принципов социального партнерства (ст. 24 Трудового кодекса РФ).

В законодательстве особо указывается на обязательность выполнения соглашений работодателями. Обеспечение работодателем условий  труда, предусмотренных соглашениями, является существенным признаком современной  нормативно-правовой характеристики трудовых отношений (ст. 15 Трудового кодекса РФ).

Трудовой  кодекс РФ, закрепляя основные права  и обязанности работодателя, установил, что работодатель обязан соблюдать  условия соглашений, предоставлять  представителям работников полную и  достоверную информацию, необходимую  для заключения соглашения и контроля за его выполнением, исполнять обязанности, предусмотренные соглашениями (ст. 22 Трудового кодекса РФ).

Работодатель  должен принимать локальные нормативные  акты, содержащие нормы трудового  права, в соответствии с соглашениями (ст. 8 Трудового кодекса РФ). Локальные нормативные акты, ухудшающие положение работников по сравнению с соглашениями либо принятые без соблюдения предусмотренного порядка учета мнения представительного органа работников, являются недействительными. В таких случаях применяются законы или иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права (ст. 8 Трудового кодекса РФ).

По мере действия соглашения, изменения законов  и иных нормативных правовых актов, а также в случаях возникновения  споров в его содержание могут  быть внесены изменения и дополнения, которые производятся в порядке, установленном для заключения соглашения. В связи с окончанием срока  действия соглашения он может быть продлен на срок не более трех лет  либо стороны заключают новое  соглашение. При этом внесенные правовые новации распространяются лишь на тот  круг субъектов, которые уполномочили внести соответствующие изменения  и дополнения, а также на иных лиц, подпадающих под указанные  выше правила распространения сферы  действия соглашений.

Информация о работе Коллективно-договорное регулирование в России в современных условиях