Источники трудового права

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 10:10, реферат

Краткое описание

Целью настоящей работы является исследование существующих в настоящее время источников трудового права в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
- определить основы трудового законодательства Российской Федерации;
- исследовать развитие трудового законодательства в истории России;
- изучить действующее трудовое законодательство Российской Федерации;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
§1. Развитие трудового законодательства в России
§2. Действующее трудовое законодательство
ГЛАВА 2. ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ ТРУДОВОГО ПРАВА
§1. Конституция Российской Федерации как основополагающий источник трудового права
§2. Трудовой кодекс Российской Федерации – главный источник трудового права
§3. Коллективный договор как источник трудового права
§4. Обычай как источник трудового права
§5. Судебное решение как источник трудового права
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Источники трудового права.docx

— 98.68 Кб (Скачать)

Трудовой кодекс РФ значительно  расширил общие положения, на федеральном  уровне закрепил в систематизированном  виде социальное партнерство в сфере  труда. Характерным является и то, что он усиливает отраслевую принадлежность норм трудового права. Кроме того, он содержит много новых и важных положений, относящихся ко всем институтам российского трудового права.

Основные принципы правового  регулирования трудовых отношений  и иных непосредственно связанных  с ними отношений - это главные  положения, кратко отражающие суть действующего трудового законодательства и политику государства в его развитии по установлению и применению условий  труда, защите трудовых прав и законных интересов работников, работодателей  и других субъектов трудового  права.

Они предопределены требованиями экономических законов организации  труда в нашем обществе, служат основой для направления дальнейшего  развития трудового законодательства и являются сущностной категорией трудового  права, поскольку кратко отражают суть норм данной статьи.

В ч. 1 ст. 1 Трудового кодекса  Российской Федерации законодателем  сформулированы основные цели трудового  законодательства. В качестве первой цели следует отметить установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан. Эта цель имеет  большое значение в современный  период, то есть в условиях перехода к рынку труда. Повышается роль договорного  регулирования условий труда. Само государство устанавливает минимум  социальных гарантий для всех лиц, как  состоящих в трудовых отношениях, так и отдельных лиц, которые  всегда нуждаются в повышенной социальной защите. Например, несовершеннолетние до 18 лет, инвалиды.

Вторая цель трудового  законодательства - создание благоприятных  условий труда. В новом Трудовом кодексе более подробно сформулированы отношения, возникающие в связи  с обеспечением прежде всего охраны труда работников; закреплены основные направления государственной политики в области охраны труда; предусмотрены  государственные нормативные требования охраны труда; закреплено право работника  на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены, и гарантии его реализации; установлен порядок расследования несчастных случаев на производстве (см. ст. 209 - 231 и комментарии к ним).

Третья цель - защита прав и интересов работников и работодателей  как равноправных субъектов трудового  отношения. В соответствии с Трудовым кодексом, законами, иными правовыми  нормативными актами защита трудовых прав работников может осуществляться различными способами. Сюда следует  отнести прежде всего государственный  надзор и контроль за соблюдением  трудового законодательства; защита трудовых прав работников профессиональными  союзами; самозащита работниками трудовых прав.

Принципы трудового права  впервые легально сформулированы в  ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации.

В случае противоречий между  Кодексом и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового  права, применяется Кодекс (ч. 8 ст. 5 Трудового кодекса РФ). По своей юридической силе в сфере регулирования трудовых отношений Трудовой кодекс РФ в определенной мере приравнивается к федеральным конституционным законам. Это выражается в том, что по отношению к любым другим федеральным законам он занимает положение первого среди равных. Статья 5 Кодекса диктует приоритет применения норм Кодекса, а не федеральных законов, ущемляющих трудовые права в сравнении с ним. Суды не наделены правом признавать некодифицированный федеральный закон противоречащим кодифицированному федеральному закону. Поэтому в каждом конкретном случае применения федерального закона, нарушающего трудовые права, закрепленные в Кодексе, эти действия могут быть обжалованы в судебном порядке. Здесь предметом судебного разбирательства становится нарушение прав конкретного лица путем применения федерального закона, противоречащего Кодексу. В юридической литературе высказаны мнения о том, что было бы логично предоставить судьям право возбуждать перед законодателями ходатайство об устранении выявленных между кодифицированными и некодифицированными актами противоречий24.

В ходе разработки нового Кодекса  удалось сохранить его преемственность  с ранее действовавшим КЗоТ, которая  нужна для создания устойчивости в регулировании трудовых отношений. Она прослеживается по ряду направлений, и прежде всего по структуре: на смену  главам пришли разделы, в КЗоТ - 18 глав, в Трудовом кодексе - 14 разделов. Преемственность наблюдается и по содержанию: многие положения старого Кодекса в том или измененном виде перешли в новый. Принятие Трудового кодекса РФ означает завершение важнейшего этапа реформы трудового законодательства. Однако наряду с достоинствами Трудового кодекса имеет противоречия, недостатки, нечеткие формулировки, пробелы. Назрела задача его совершенствования. Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 20 июня 2003 года в первом чтении принят проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Российской Федерации". Депутаты поставили перед собой задачу устранить противоречия и неточности, исключить возможность неоднозначного толкования правовых норм.

 

§3. Коллективный договор как источник трудового права

 

Вопрос о коллективном договоре как источнике трудового  права и определении его места  в системе источников трудового  права непосредственно связан с  вопросом о его юридической природе. Юридическая природа коллективного  договора неоднократно исследовалась  в науке трудового права, однако по данному вопросу так и не сложилось единого мнения.

А.Ф. Нуртдинова доказывает, что коллективные договоры и соглашения представляют собой самостоятельный  вид источников трудового права, отличающийся как от нормативных  правовых актов, изданных государством, так и от локальных актов, принятых единолично работодателем, рассматривая их как нормативные соглашения, давая  им следующее определение: "Нормативное соглашение как источник права характеризуется, во-первых, особым - договорным - порядком его принятия; во-вторых, признанием его регулятивного значения со стороны государства (в противном случае его вообще нельзя было бы относить к источникам права); в-третьих, особенностями определения сферы действия по кругу лиц"25. Соглашаясь в целом с выводами автора, мы разделяем мнение Н.И. Гонцова о том, что позиция А.Ф. Нуртдиновой не совсем последовательна, поскольку, с одной стороны, она считает, что нормативный правовой акт может приниматься не только государственными, но и иными органами и гарантируется государством, а с другой стороны, что нормативный акт исходит от компетентного государственного органа. При этом А.Ф. Нуртдиновой высказывается мысль о том, что акт, принимаемый работодателем единолично (с нормативным содержанием), - это локальный нормативно-правовой акт, что, по мнению Н.И. Гонцова, является противоречием, ибо если нормативные акты издаются государством, то акты работодателя нормативного характера нельзя считать таковыми26.

Признание нормативного характера  коллективного договора является традиционным также и для зарубежного законодательства. И.Я. Киселев указывает, что за рубежом  акцент в правовом регулировании  труда смещен в сторону локального регулирования. При этом коллективные договоры выступают как равный или  почти равный законодательному источник трудового права, а в некоторых странах их значение в правовом регулировании труда превосходит роль законодательства. Типичный для многих западных стран коллективный договор - это объемный документ, имеющий весьма богатую по содержанию нормативную часть. Она включает регламентацию вопросов заработной платы (тарифные ставки, надбавки, дополнительные выплаты), рабочего времени, времени отдыха и других условий труда. Наряду с этим коллективные договоры содержат нормативные положения, касающиеся пенсионного обеспечения (заводские пенсии и пособия), социально-бытового обслуживания работников, нормирования и организации труда, режима работы, структуры и обеспечения занятости, распределения рабочей силы, охраны труда и техники безопасности, дисциплинарных правил, прав профсоюзов на предприятии, производственного обучения и профессиональной подготовки кадров, условий найма и увольнения, порядка рассмотрения трудовых споров, ограничения подрядных договоров. Нередко в законах отмечается, что коллективные договоры могут содержать любые положения, касающиеся взаимоотношений предпринимателей и работников27.

С учетом вышеизложенного  можно сделать вывод, что коллективный договор рассматривается либо только как правовой акт, содержащий нормативные  положения, регулирующие трудовые и  иные непосредственно связанные  с ними отношения в конкретной организации, либо как соглашение, содержащее только обязательства работодателя и работников, либо как правовой акт, содержащий как нормативные  положения, так и обязательственные  условия.

На наш взгляд, следует  согласиться с теми учеными, которые  считают, что коллективный договор  имеет смешанную юридическую  природу. Он сочетает в себе черты  договора и нормативного правового  акта. Как договор он заключается  после проведения переговоров, содержит обязательственные условия, действует  в течение установленного срока. При этом наличие обязательственной части в коллективном договоре признается многими учеными28. Вместе с тем наличие нормативных положений (нормативная часть) отличает коллективный договор от других видов договоров и позволяет рассматривать его как источник права. Поэтому вряд ли можно согласиться с авторами, которые не разделяют мнение о двойственной природе коллективно-договорного акта и рассматривают его лишь как договор29, считая, что все условия коллективного договора - суть обязательства, а нормативные положения являются воспроизведением в коллективном договоре правовых норм, принятых государством30.

Так, статья 40 Трудового кодекса РФ определяет коллективный договор как правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. Очевидно, что данное определение не позволяет сделать вывод о юридической природе коллективного договора. До 6 октября 2006 года статья 5 Трудового кодекса РФ, определяющая состав источников трудового права, не называла в их числе коллективный договор. Федеральным законом от 30.06.2006 № 90-ФЗ статья 5 Трудового кодекса РФ была дополнена положением о том, что трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права. Тем самым теперь статья 5 Трудового кодекса РФ относит коллективные договоры к источникам трудового права.

Коллективный договор рассматривается в ст. 9 Трудового кодекса РФ как акт, регулирующий трудовые отношения в договорном порядке. При этом ст. 41 Трудового кодекса РФ, посвященная содержанию коллективного договора, определяет круг вопросов, составляющих взаимные обязательства сторон коллективного договора. Вместе с тем ч. 4 ст. 41 устанавливает, что в коллективный договор включаются нормативные положения, если в законах и иных нормативных правовых актах содержится прямое предписание об обязательном закреплении этих положений в коллективном договоре. Анализ указанных статей позволяет сделать вывод, что Трудовой кодекс РФ рассматривает коллективный договор как правовой акт, имеющий смешанную природу и включающий как нормативные, так и обязательственные положения.31

О нормативном характере  коллективного договора позволяют  говорить также следующие особенности:

- правом на его принятие  обладают работники и работодатель, их представители;

- он принимается после  проведения коллективных переговоров;

- действует в течение  определенного периода времени  (заключается на срок не более  трех лет). Начальный момент действия  договора связывается с подписанием  его сторонами либо с днем, установленным в самом договоре. По истечении указанного срока  коллективный договор действует  до тех пор, пока стороны  не заключат новый или не  изменят, дополнят действующий;

- занимает особое место  в иерархии источников трудового  права и выполняет специфическую  роль в правовом регулировании  трудовых отношений;

- защита прав, предусмотренных  этим актом, осуществляется в  судебном порядке. При этом  если нарушаются права одного  работника, то для защиты используется  процедура индивидуального трудового  спора, если положения договора  не выполняются по отношению  ко всему коллективу работников, может возникнуть коллективный  трудовой спор32.

Следовательно, коллективный договор как источник права закрепляет локальные нормы права, которые  распространяются только на конкретную организацию. Локальные нормы права, которые содержатся в коллективном договоре, обладают всеми свойствами, характерными для правовых норм вообще, а именно: они обязательны для  исполнения; рассчитаны на многократное применение; распространяются на неопределенный круг лиц. Вместе с тем нормативные  положения коллективного договора имеют ограниченные сферу действия и круг субъектов, на которые распространяется их действие, что отличает коллективный договор от других источников трудового  права.

Таким образом, коллективный договор, по нашему мнению, имеет смешанную  юридическую природу и сочетает в себе обязательственные и нормативные  условия. В создании нормативных  положений коллективного договора принимают участие представители  работников и работодателя. Наличие  нормативных условий в содержании коллективного договора позволяет  в этой части отнести коллективный договор к числу источников трудового  права. При этом нормативные положения (условия) коллективного договора признаются источниками трудового права  социально-партнерского (договорного) характера, занимающими место на уровне источников социального партнерства  в конкретной организации, предваряя  иные локальные нормативные акты, регулирующие социально-трудовые отношения.

Информация о работе Источники трудового права