Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 23:23, реферат
Источником трудового права называется Закон и иной нормативно-правовой акт, содержащий нормы этой отрасли. Источник представляет собой форму выражения норм трудового права, и эта форма может быть различной в зависимости от того, какой орган издает нормативный акт. Источник трудового права надо отличать от актов правоприменения трудового законодательства, которые могут издавать как органы власти и управления (например, Указы Президента о персональных награждениях), так и работодатели (приказы о дисциплинарной ответственности, приеме на работу, переводах и т.д.), а также суд, своим решением восстанавливающий работника на прежнем месте работы.
1. Понятия источников трудового права и их системы.
2. Особенности источников трудового права.
3. Классификация источников трудового права.
4. Общая характеристика важнейших источников трудового права.
Вопросы
1. Понятия источников трудового права и их системы.
2. Особенности источников трудового права.
3. Классификация источников трудового права.
4. Общая характеристика
важнейших источников
1. Понятия источников трудового права и их системы
Источником трудового права называется Закон и иной нормативно-правовой акт, содержащий нормы этой отрасли. Источник представляет собой форму выражения норм трудового права, и эта форма может быть различной в зависимости от того, какой орган издает нормативный акт. Источник трудового права надо отличать от актов правоприменения трудового законодательства, которые могут издавать как органы власти и управления (например, Указы Президента о персональных награждениях), так и работодатели (приказы о дисциплинарной ответственности, приеме на работу, переводах и т.д.), а также суд, своим решением восстанавливающий работника на прежнем месте работы.
Источник трудового права
является результатом нормотворческой
деятельности уполномоченных государственных
органов, органов местного самоуправления
и социальных партнеров. В то же время
он служит основой правоприменительной
деятельности в сфере труда различных
органов, должностных лиц и
Система источников трудового
права включает все источники
трудового права: законы, подзаконные
акты, вплоть до нормативных частей
коллективных договоров, соглашений, классифицированных
не только по предмету, но и по подчиненности,
субординации актов. Все источники
в их системе находятся в
Система источников строится по системе отрасли трудового права, а последняя построена по предмету данной отрасли.
Весь комплекс источников
трудового права называется трудовым
законодательством, или законодательством
о труде, которое непрерывно изменяется,
совершенствуется в соответствии с
изменениями, происходящими в сфере
труда и во всем обществе, а также
в международно-правовом регулировании
труда, так как трудовое право
исключительно динамичная отрасль
права. С принятием нового Трудового
кодекса ряд положений будет
пересмотрен и в науке
2. Особенности системы источников трудового права
Для системы источников трудового права России характерны следующие особенности:
1. В создании актов трудового
законодательства активно
2. В систему источников трудового права России, обусловленную федеральным характером нашего государства, входят нормативные акты не только федерального ранга, но и акты субъектов Российской Федерации, а также нормативная часть социально-партнерских соглашений и коллективных договоров, международно-правовые акты по труду, ратифицированные нашей страной (Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН 10 декабря 1948 г., конвенции и декларации Международной организации труда).
Вся система источников трудового права РФ состоит из: федерального законодательства, регионального (субъектов Федерации), локального (на предприятии, в организации) и международных актов, которые имеют преимущество перед национальными актами в соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ.
3. В этой системе не только федеральные централизованные акты (законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и др.), определяющие минимальный уровень гарантий трудовых прав, как общих для всех работников, так и специальных для некоторых категорий, но и конституции, законы и иные акты о труде субъектов Федерации, акты органов местного самоуправления и локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права и расширяющие указанные гарантии, повышающие их уровень. Все они должны соответствовать по содержанию их норм Трудовому кодексу РФ (ст. 5 ТК) и не снижать, а лишь повышать уровень его гарантий.
4. Эта система состоит
из общего трудового
5. Вся система делится на законы и подзаконные акты. Законы делятся на основные (Конституция), конститутивные (Декларация прав и свобод человека и гражданина (Ведомости РСФСР, 1992, №52, ст. 1865) и текущие (например Закон РФ от 11 марта 1992 г. “О коллективных договорах и соглашениях”). Законы о труде могут быть кодифицированными, например ТК РФ, и текущими по отдельным институтам трудового права, как указанный Закон “О коллективных договорах и соглашениях”. Следует отметить, что текущие российские законы появились лишь с 1990 г., а до того на территории России действовали в основном союзные законы о труде (кроме КЗоТ РСФСР). В настоящее время их действие продолжается лишь по тем вопросам, которые не урегулированы еще российскими законами. К подзаконным актам относятся все, кроме законов, нормативные акты трудового законодательства (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, постановления и приказы нормативного характера министерств, ведомств, как России, так и ее субъектов, нормативная часть социально-партнерских соглашений и коллективных договоров).
6. В системе источников
трудового права есть и
3. Классификация источников трудового права, их виды
Все источники трудового законодательства классифицируются на законы и подзаконные акты по степени их важности и субординации. Но их можно классифицировать и по другим основаниям:
системе отрасли трудового права: акты, относящиеся к общей ее части (Конституция РФ, гл. 1 ТК РФ), и акты, относящиеся только к отдельным институтам трудового права (обеспечению занятости, трудовому договору, рабочему времени и времени отдыха, оплате труда, охране труда, трудовым спорам и др.); при этом такой кодифицированный акт, как Трудовой кодекс, регулирует все институты трудового права, а текущие законы РФ о занятости, коллективных договорах и соглашениях, охране труда и др. регулируют определенные вопросы и относятся к одному-двум институтам трудового права;
органам, их принимающим: законы и постановления Верховного Совета, а теперь – Государственной Думы РФ, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства, положения, правила, приказы, решения, принятые министерствами и ведомствами по вопросам труда, его оплаты и охраны, а также рекомендации, разъяснения и др. Федеральный закон принимается Государственной Думой РФ и затем одобряется Советом Федерации и подписывается Президентом РФ. Законы субъектов Федерации не должны противоречить Конституции РФ и Федеральным законам;
сфере действия: общефедеральные (Конституция РФ, КЗоТ), республиканские, областные и других субъектов Федерации, отраслевые (ведомственные), действующие только в данной отрасли народного хозяйства (например отраслевое тарифное социально-партнерское соглашение), уставы, положения (о дисциплине работников отдельных отраслей народного хозяйства), межотраслевые акты (правила, стандарты по технике безопасности, охране труда), муниципальные (местные, районные, городские), и локальные, действующие только для работников данного предприятия, организации.
Трудовой кодекс источникам трудового права посвящает ст. 5–13. В ст. 5 они кратко перечислены и указана субординация перечисленных источников. В ст. 6 Проекта ТК подробно разграничиваются полномочия между федеральными органами государственной власти и органами субъектов Федерации по принятию источников трудового права (в КЗоТе это был пробел). В ТК также предусмотрен порядок принятия работодателем актов о труде и указано, что акты, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством о труде, являются недействительными (ст. 8).
Статьей 11 ТК установлено, что
нормативные акты о труде обязательны
на всей территории России для всех
организаций, применяющих труд на основании
трудового договора. Статья 12 ТК предусматривает
действие актов трудового
Потребность в новом Кодексе
ощущалась давно. Он урегулировал в
соответствии с нынешними изменениями
в сфере труда основные институты
трудового права. В последнее
время с развитием системы
российского трудового
Новый Трудовой кодекс хорошо восполнил этот пробел. В нем четко указаны виды источников трудового права, их соподчинение (субординация), действие их во времени и пространстве, а ст. 6 разграничивает полномочия Федерации и ее субъектов по созданию трудового законодательства. Она предусматривает, что к ведению федеральных органов государственной власти относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих:
– основные направления государственной политики в сфере трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, основ их правового регулирования;
– обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников);
– порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров;
– основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений;
– порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;
– принципы и порядок осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и систему федеральных органов, осуществляющих этот надзор и контроль;
– порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
– систему и порядок проведения государственной экспертизы условий труда и сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда;
– порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора, в том числе возмещение вреда работнику по трудовому увечью;
– виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения;
– систему государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда;
– особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.
Субъекты Федерации принимают нормативные правовые акты трудового законодательства по другим вопросам труда, не отнесенным к компетенции Федерации. Если они устанавливают более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленными федеральными актами, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, то это обеспечивается за счет бюджета данного субъекта Федерации.
Статья 6 ТК предусмотрела в третьей и четвертой ее частях субординацию актов Федерации и ее субъектов. Локальные акты трудового законодательства принимает работодатель в соответствии с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями и с учетом мнения представительного органа работников (ст. 8 ТК). Коллективный договор, соглашение могут предусмотреть их принятие не с учетом мнения, а по согласованию с этими органами.
Локальные нормативные акты,
принятые с нарушением указанного порядка
или ухудшающие положение работников
по сравнению с трудовым законодательством,
являются недействительными. В этих
случаях применяются
4. Общая характеристика
важнейших источников
Важнейшим источником трудового
права является основной закон РФ
– Конституция 1993 г. Конституция
РФ закрепляет основные трудовые права
всех граждан, основные принципы правового
регулирования труда, предопределяет
содержание основных институтов особенной
части трудового права, которые
направлены в свою очередь на обеспечение
юридических гарантий конституционных
трудовых прав. Конституция РФ закрепляет
принцип законности в сфере труда
(ст. 7), ее высшую юридическую силу, равноправие
перед законом и судом (ст. 30) и
устанавливает, что общепризнанные
принципы и нормы международного
правового регулирования труда
являются составной частью системы
трудового права (ст. 15). Прямо относится
к трудовому праву ст. 37 Конституции
РФ, закрепляющая основные трудовые права
граждан, а также ее ст. 32, 34, 41, 43, 44.
Основные трудовые обязанности в
Конституции РФ 1993 г. не указаны, но
они предусмотрены Кодексом и
другими российскими законами (о
государственной федеральной