Характеристика отдельных видов источников трудового права

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 19:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящего исследования является комплексный анализ источников трудового права. Для достижения указанной цели следует решить следующие задачи:

- рассмотреть понятие, особенности и виды источников современного трудового права;

- рассмотреть Конституцию РФ в качестве источника трудового права;

- исследовать федеральные законы и подзаконные акты, а также законы и подзаконные акты субъектов РФ и органов местного самоуправления в системе источников трудового права;

- рассмотреть акты высших судебных органов как источники российского трудового права;

- проанализировать соглашения, коллективные договоры и локальные акты организаций в качестве источников трудового права.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………….. 3

Глава 1. Понятие и виды источников трудового права ………………….......... 5

Понятие и особенности источников трудового права ………….. 5
Классификация источников трудового права …………………… 9
Глава 2. Характеристика отдельных видов источников трудового права … 11

2.1. Международно-правовое регулирование трудовых отношений .. 11

2.2. Конституция РФ в системе источников трудового права ………... 13

2.3. Федеральные законы и подзаконные акты ………………………... 15

2.4. Законы и подзаконные акты субъектов РФ в системе источников трудового права ………………………………………………………………… 17

2.5. Акты высших судебных органов как источники российского трудового права …………………………………………………………………. 19

2.6. Правовые акты органов местного самоуправления ……………… 20

2.7. Соглашения, коллективные договоры и локальные акты организаций как источники трудового права ……………………………………………….. 21

Заключение ……………………………………………………………………… 26

Список используемой литературы ……………………………………………..

Файлы: 1 файл

1КУРСОВАЯ.doc

— 167.00 Кб (Скачать)

     Разработка, принятие локальных нормативных  правовых актов в организации  в настоящее время получила широкое  распространение. Некоторые локальные  нормы являются результатом нормотворческой деятельности только работодателя (нормы, опосредствующие технологический процесс в организации). Другие обязательные правила поведения локального характера могут приниматься работодателем с участием представителей трудового коллектива (совместно или по согласованию). Это все свидетельствует о том, что нормотворческая деятельность, осуществляемая внутри предприятия, имеет достаточно сложный характер. Нормотворческая деятельность в организации завершается принятием и вступлением в силу локального нормативного правового акта. Он является результатом этой деятельности. Принятые локальные нормативные акты, нормы в механизме правового регулирования выполняют определенную роль.

     Отметим, что с точки зрения обеспечения  оперативного и эффективного воздействия на общественные отношения, гибкости действующего законодательства в процессе труда локальные нормативные правовые акты в формировании правового положения работника занимают значительное место. Это объясняется тем, что их содержание (нормы конкретного документа, принятого в организации) вырабатывается непосредственно в организации, обеспечивая необходимое правовое опосредование процесса труда.

     Поскольку локальные нормативные правовые акты относятся к источникам права, они, как и любые другие источники права, фактически представляют собой некую форму объективирования воли нормотворческих органов. Специфика рассматриваемых актов состоит в том, что они принимаются (разрабатываются) работодателем и работниками (их представителями). Сфера действия локальных нормативных актов ограничена рамками конкретной организации, в которой они приняты.

     Локальным нормативным актам присущи все  признаки, характерные для нормативного правового акта, а именно: волевое содержание; официальный характер; множественность и иерархическое построение; всеобщность характера; государственная легализация компетенции уполномоченных субъектов на принятие данных актов; документальное оформление; предназначенность для регулирования социально значимых общественных отношений.

     Основным, доминирующим субъектом локального нормотворчества является работодатель, который может (а в отдельных случаях - обязан) принимать локальные нормативные акты в пределах своей компетенции.

     Говоря  о гибкости в применении трудового  законодательства к конкретным условиям производства и разнообразии локальных норм, необходимо отметить, что данная особенность позволяет установить преимущества одних организаций перед другими. Это достигается установлением в локальных нормах благоприятных условий труда и социального климата, привлекательных моральных и материальных стимулов.

     В Трудовом кодексе РФ используются разные, но близкие по терминологии наименования локальных источников права: "локальные нормативные акты", "локальные нормативные акты организации", "локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, принимаемые работодателем". Представляется, что наиболее приемлемым является понятие "локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права".

     Итак, в качестве общих выводов отметим, что локальным нормативным актам присущи все признаки, характерные для правовых актов. Они, являясь низовым звеном системы трудового законодательства, могут быть отнесены как к источникам права, так и к правовым актам. Локальные акты обладают также специфическими признаками. В частности, их отличает приближенность к работнику, так как содержание трудового договора, вопросы персональных данных сотрудников, получение дополнительных льгот и преимуществ регулируются локальными источниками. Они закрепляют социальные ориентиры организации, направленные на смягчение негативных последствий рыночных отношений. 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы:

     1. Источниками трудового права  называются результаты правотворческой  деятельности компетентных органов в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, составляющих предмет данной отрасли права.

     2. Классификацию источников трудового  права можно проводить по юридической  силе. По этому критерию источники трудового права могут быть распределены следующим образом: Конституция РФ; международно-правовые акты о труде; Федеральные конституционные законы, федеральные законы, подзаконные акты нормативного характера федерального уровня; постановления Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ; законы и подзаконные акты субъектов Российской Федерации; нормативные правовые акты органов местного самоуправления; соглашения и коллективные договоры; локальные акты организации, рассчитанные на неоднократное применение к неопределенному кругу лиц.

     3. Международные трудовые стандарты  - главный результат международно-правового  регулирования труда.

     4. Главное место среди источников  трудового права отводится Конституции  РФ. В ней закреплены основные  трудовые права, свободы и гарантии их обеспечения.

     5. Следующим по значимости источником  трудового права являются законы (как федеральные, так и субъектов  Федерации). Источники трудового  права, как известно, должны отражать  федеративный характер российского  государства, в рамках которого установлено разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и ее субъектов.

     6. Органы государственной власти  субъектов Российской Федерации  по вопросам, не урегулированным  федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

     7. Акты Конституционного Суда РФ  хотя и не рассматриваются  как источник трудового права,  но решения Конституционного Суда РФ играют важную роль в правоприменительной практике. Если Конституционным Судом РФ нормативный правовой акт или его положения будут признаны неконституционными, они утрачивают юридическую силу. При этом решения Конституционного Суда РФ вступают в силу немедленно после их провозглашения, действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами государства. Судебная практика (судебный прецедент), на наш взгляд, не является источником права в общепринятом смысле, однако играет существенную роль для правильного понимания и применения закона.

     8. Органы местного самоуправления  имеют право принимать нормативные  правовые акты, содержащие нормы  трудового права, в пределах  своей компетенции в соответствии  с настоящим Кодексом, другими  федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

     9. Локальным нормативным актам  присущи все признаки, характерные  для правовых актов. Они, являясь  низовым звеном системы трудового законодательства, могут быть отнесены как к источникам права, так и к правовым актам. Локальные акты обладают также специфическими признаками. 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы

    1. Нормативно-правовые акты
  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993
  1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 июня 2001 г. N 197-ФЗ (ред. от 29.12.2010).
  2. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 (ред. от 05.04.2010).
    1. Литература
     
  1. Бриллиантова  А. В., Киселев Н. А. Трудовое право. –  М.: Проспект, 2005.- С. 107.
  2. Букреева Л. Правовая природа и функции локальных источников трудового права в условиях рыночной экономики // Законодательство и экономика. 2007. №1.
  3. Гейхман В.Л., Дмитриева И.К. Трудовое право: Учебник для вузов. - М.: Юристъ, 2005.
  4. Варывдин В.А. Право. Курс лекций – М.: Педагогическое общество России, Издательский Дом «Ноосфера», 2009. – С. 117-118
  5. Горбачева Ж.А. Комментарий к Трудовому кодексу РФ (вводный). – М.: Книжный мир, 2010
  6. Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России: Учебник. 2-е изд., доп., испр. – М.: Юристъ, 2009. – С. 56.
  7. Зайкин А. Д. Российское трудовое право: Учебник для вузов.– М.:  НОРМА–ИНФРА-М, 2008.- С. 32-33.
  8. Иванов С. А. Трудовое право переходного периода: новые источники. // Государство и право. 20.-  № 1.- С 43.
  9. Колобова С.В. Трудовое право России: Учебное пособие. - М.: ЗАО Юстицинформ, 2005.
  10. Леонов А., Шеломов Б. Проблемы совершенствования трудового законодательства и практики его применения //Хозяйство и право. 2003.№ 2.
 
  1. Лившиц  Р.З., Орловский Ю.П. Трудовое право  России – М.: Статут, 2001.
  2. Лыгин Р.Н., Толмачев А.П. Трудовое право (конспект лекций). – М.: Приор, 2001.
  3. Миронов В.И. Трудовое право России: Учебник. - М.: Журнал «Управление персоналом», 2006.
  4. Молодцов М.В., Головина С.Ю. Трудовое право России: Учебник для вузов. - М.: Юристъ, 2007.
  5. Никонов Д.А., Стремоухов А.В. Трудовое право: Курс лекций. - М.: Норма, 2007.
  6. Орловский Ю. П. Сфера действия трудового законодательства и практика его применения. // Право и экономика.- 2008.- № 10.- С. 37
  7. Смирнов О.В.Трудовое право: Учебник - М.: Проспект, 2006.
  8. Сыроватская Л. А. Трудовое право: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2007.- С. 47-48.
  9. Семенюта Н.Н. Современные проблемы трудового права России // Государство и право. 2002. № 4.
  10. Фатуев А.А. Трудовое право в жизни человека. М.: Юрид. лит. 1991.

Информация о работе Характеристика отдельных видов источников трудового права