Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 19:05, курсовая работа
Целью настоящего исследования является комплексный анализ источников трудового права. Для достижения указанной цели следует решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие, особенности и виды источников современного трудового права;
- рассмотреть Конституцию РФ в качестве источника трудового права;
- исследовать федеральные законы и подзаконные акты, а также законы и подзаконные акты субъектов РФ и органов местного самоуправления в системе источников трудового права;
- рассмотреть акты высших судебных органов как источники российского трудового права;
- проанализировать соглашения, коллективные договоры и локальные акты организаций в качестве источников трудового права.
Введение ………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Понятие и виды источников трудового права ………………….......... 5
Понятие и особенности источников трудового права ………….. 5
Классификация источников трудового права …………………… 9
Глава 2. Характеристика отдельных видов источников трудового права … 11
2.1. Международно-правовое регулирование трудовых отношений .. 11
2.2. Конституция РФ в системе источников трудового права ………... 13
2.3. Федеральные законы и подзаконные акты ………………………... 15
2.4. Законы и подзаконные акты субъектов РФ в системе источников трудового права ………………………………………………………………… 17
2.5. Акты высших судебных органов как источники российского трудового права …………………………………………………………………. 19
2.6. Правовые акты органов местного самоуправления ……………… 20
2.7. Соглашения, коллективные договоры и локальные акты организаций как источники трудового права ……………………………………………….. 21
Заключение ……………………………………………………………………… 26
Список используемой литературы ……………………………………………..
Признание
нормативного правового акта недействующим
означает утрату им юридической силы
с момента вступления решения
суда об этом в законную силу.
2.4. Законы и подзаконные акты субъектов РФ в системе источников трудового права
В соответствии со ст. 72 Конституции РФ трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. В силу чего субъекты Российской Федерации вправе осуществлять в пределах имеющихся у них полномочий собственное регулирование отношений, входящих в предмет трудового права. Разграничения полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами в области регламентации отношений по труду проводится не только на основании ст. 6 ТК РФ, но и на основании Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
После появления федерального нормативного правового акта субъекты Российской Федерации обязаны привести свое законодательство в соответствие с ним.
К ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих:
-
основные направления
-
основы правового
-
обеспечиваемый государством
-
порядок заключения, изменения и
расторжения трудовых
-
основы социального
-
порядок разрешения
-
принципы и порядок
-
порядок расследования
-
систему и порядок проведения
аттестации рабочих мест по
условиям труда,
-
порядок и условия
- виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения;
-
систему государственной
-особенности
правового регулирования труда
отдельных категорий
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации.
В
случаях, если закон или иной нормативный
правовой акт субъекта Российской Федерации,
содержащий нормы трудового права, противоречит
настоящему Кодексу или иным федеральным
законам либо снижает уровень трудовых
прав и гарантий работникам, установленный
ТК РФ или иными федеральными законами,
применяется ТК РФ или иной федеральный
закон.
2.5.
Акты высших судебных органов
как источники российского
Судебная практика (судебный прецедент), на наш взгляд, не является источником права в общепринятом смысле, однако играет существенную роль для правильного понимания и применения закона. Постановления Пленума Верховного Суда, обобщая правоприменительную практику судов, дают толкование, как единообразно и правильно применять конкретные нормы трудового законодательства. В ряде случаев они восполняют имеющиеся пробелы и неясности трудового законодательства.
Конституционному
Суду РФ приходится решать вопрос о
конституционности того или иного
нормативного акта. Если же Конституционный
Суд придет к выводу о несовершенстве
закона, то он в порядке законодательной
инициативы может обратиться в Государственную
Думу с предложением о его изменении или
дополнении. Несмотря на то, что указанные
суды высшей инстанции ориентируют судебную
практику на единообразное правопонимание,
они все же не уполномочены "творить"
право. В научном мире в отношении того,
можно ли относить постановления Конституционного
Суда РФ к источникам права, существуют
две противоположные точки зрения.
2.6. Правовые акты органов местного самоуправления
Согласно
ст. 5 ТК РФ, органы местного самоуправления
имеют право принимать
2.7. Соглашения, коллективные договоры и локальные акты организаций как источники трудового права
Трудовое право - достаточно специфическая отрасль права, выполняющая две основные функции: производственную (экономическую) и защитную (социальную). С одной стороны, оно нацелено на правовое обеспечение экономики (производства), с другой - на защиту человека и его прав в сфере применения труда. И та, и другая функция связаны с экономической реформой, но первая касается технической стороны труда, повышения его производительности, получения выгоды и прибыли, а вторая - как защиты интересов отдельного работника, так и смягчения негативных последствий экономических преобразований для коллектива работников.
Однако правовая и социальная защита работников, как и реализация (осуществление) защитной функции трудового права, обусловливают наряду с действием централизованных норм права необходимость освоения и развития иных средств и способов воздействия на общественные отношения в сфере применения труда. Освоение таких средств, отвечающих нынешнему состоянию экономики и интересам работников и работодателей, было успешно начато. Выработаны механизмы согласования интересов работников и работодателей на основе принципов социального партнерства путем коллективных переговоров и заключения коллективного договора в организациях, а также соглашений различного уровня, выходящих за рамки работодателя.
Государство, определив рамки локального регулирования и установив основные принципы такого регулирования, далее не вмешивается в данную сферу. Дальнейшее регулирование происходит в рамках нахождения компромисса между законными интересами основных участников правоотношений (в сфере труда это работник и работодатель). Указанный компромисс и оформляется в виде локальной нормы права. В науке трудового права локальное нормотворчество определяется и как средство восполнения пробелов трудового права. В качестве основных аргументов в пользу этого приводятся положения, связанные с их применением:
-
в рамках компетенции
-
в случаях, оговоренных в
-
в сфере трудовых отношений,
подпадающих под действие
Практика применения действующего законодательства позволяет более широко трактовать роль и место локального нормотворчества в правовом регулировании труда в современной России. Данная позиция по вопросу правовой природы локальных норм представляется наиболее взвешенной и обоснованной. Тем более что в настоящее время она находит свое подтверждение в действующем законодательстве. Так, более широко возможности локального нормотворчества в организации закреплены в ст. 41 ТК РФ, где, в частности, сказано, что содержание и структура коллективного договора определяются сторонами. В договор могут включаться взаимные обязательства работодателя и работников по следующим вопросам:
-
формы, системы и размеры
- выплата пособий, компенсаций;
- механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;
- занятость, переобучение, условия высвобождения работников;
- рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;
- улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;
-
соблюдение интересов
- экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;
-
гарантии и льготы работникам,
совмещающим работу с
-
оздоровление и отдых
-
контроль за выполнением
-
отказ от забастовок при
Анализ содержания ст. 41 ТК РФ позволяет сделать вывод, что стороны самостоятельно определяют содержание (условия) коллективного договора. Но не стоит забывать, что в случаях прямого предписания, содержащегося в действующих законодательных актах, о включении определенных нормативных положений в коллективный договор стороны обязаны закрепить эти предписания в тексте договора. В остальных случаях они с учетом экономического состояния организации вправе формировать содержание коллективного договора самостоятельно.
На современном этапе локальный нормативный правовой акт, принятый в организации, является самостоятельным источником (формой) трудового права, результатом правотворчества трудового коллектива и работодателя (их представителей), содержащим обязательные правила поведения (локальные нормы)12.
Учитывая
изложенное, можно сделать вывод,
что организация, созданная в
соответствии с действующим
Информация о работе Характеристика отдельных видов источников трудового права