Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 14:11, курсовая работа
Цель работы состоит в том, чтобы исследовать становление и развитие городской прессы как системы через анализ ее функционирования внутри городской среды в историко-типологической ретроспективе, последовательно отслеживая процессы взаимодействия и взаимовлияния городской среды и городской прессы вчера и сегодня.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) систематизировать разрозненные представления о городской прессе как особом типе печатных СМИ и воссоздать историко-типологическую ретроспективу ее формирования;
2) на основе изучения проблем типологии и функционирования печатных периодических изданий, а также данных смежных с журналистикой дисциплин, изучающих феномен города, попытаться выработать определения понятий «городская печать», «городская газета», «город», «городская среда»;
3) исследовать процесс трансформации типа городской газеты под влиянием
общественно-политических, социальных и экономических преобразований; на основе полученных результатов определить социально-политические, экономические и другие факторы, влияющие на возникновение, формирование и развитие городской прессы;
4) выявить роль прессы в формировании городской среды, проанализировав пропагандистско-агитационно-организационную деятельность городских газет по созданию и раскрытию образа городской среды.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Возникновение и развитие прессы в период до начала формирования городской среды …………………………………………………………………8
2.1. Возникновение и развитие прессы…………………………………………8
1.2. Пресса города Нижний Тагил……………………………………………...13
Глава 2. Пресса как фактор формирования городской среды и городского сообщества………………………………………………..……………………..15
2.1. Развитие городской прессы на примере газеты
«Тагильский рабочий»…………………………………………………………15
2.2. Городская политика в городской прессе……………………………..……19
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованной литературы……………….……………….………….25
Приложение…………………………………..………………………………….28
К городской прессе мы относим группу изданий, типологически тождественных по признаку пространственного охвата. Городская пресса отличается от районной, региональной, прессы предприятий, учреждений тем, что ориентирована на жителей города; причем общественно-политическая массовая пресса - безотносительно к их социальному положению, полу, национальности, интересам (аудиторный универсализм), специализированная пресса - с учетом специфики сегментирования городской аудитории.
При характеристике городской прессы наравне с географическим признаком в качестве типоформирующих нами также рассматриваются содержательный и функциональный признаки. Критерий содержания понимается как связь проблемно-тематических линий издания с жизнью и функционированием городского сообщества. Функциональное предназначение городской прессы определяется как формирование коммуникативной среды (уровня сознания и уровня бытия) — важного фактора устойчивого развития города [36. с.45].
Таким
образом, под городской прессой
мы понимаем совокупность печатных изданий,
учрежденных и
Своими
материально-пространственными
Определение
городская газета может быть применено
к любой учрежденной, издаваемой и распространяемой
в городе газете, информационная политика
которой направлена на удовлетворение
потребностей и интересов жителей конкретного
города и реализуется, в первую очередь,
в соответствии со стратегическими и тактическими
задачами городского развития. Ведущее
положение среди городских газет занимают
массовые общественно-политические издания.
1.2.
Пресса города Нижний
Тагил
В Нижнем Тагиле издаются следующие газеты: «Тагильский рабочий», «Горный край», «Право плюс», «Консилиум» и другие.
В 2006 году исполнилось 75 лет со дня выхода первого номера корпоративного издания Нижнетагильского металлургического комбината (ОАО «НТМК», входит в «Евраз Груп»). В 1931 году газета получила громкое название «За металл!», ее первыми читателями были строители металлургического гиганта советской довоенной индустрии – Ново-Тагильского металлургического завода (название НТМК до 1957 года). С первых выпусков газета заявила о себе как об актуальном периодическом издании: на страницах заводской «многотиражки» печатались «горячие» производственные сводки, репортажи о первых плавках металла, гневные фельетоны об отстающих подразделениях и портреты передовиков.
До 2007 года тираж «Тагильского металлурга» (газета сменила свое название в 1957 году) составлял 12 тысяч экземпляров, это самый высокий показатель среди всех городских печатных СМИ. Газета выходила 2 раза в неделю на 4-х и 8-ми полосах. Среди тем, поднимаемых в газете, не только новости производства, но и информация о жизни города, спортивный курьер и кулинарные рецепты. За 75 лет работы было выпущено более 11600 номеров издания, большинство их бережно хранится в архивах музейно-выставочного центра комбината. В редакции «Тагильского металлурга» начинали свою карьеру многие журналисты города, ставшие впоследствии руководителями и ведущими сотрудниками десятков городских, областных и даже столичных средств массовой информации «Тагильский металлург» выписывал каждый четвертый работник НТМК и 80% ветеранов производства. В 2007 году газета сменила свое название на «Новости Евраза-Урал».
Газета «Горнозаводская панорама» - рекламно-информационное издание Торгово-промышленной палаты г. Нижний Тагил существует с ноября 2007 года.
Аудитория «Горнозаводской панорамы»:
-
представители малого, среднего
и крупного бизнеса
- потребители товаров и услуг,
-
экономически активное
«Горнозаводская панорама»:
-
выходит еженедельно по
- формат А-3.
- объявленный тираж 10.000 экземпляров.
- объем 16 полос (4- цветные, 12 – ч/б).
«Горнозаводская панорама». Распространение:
г.
Нижний Тагил и 11 административных
образований Горнозаводского
- администрация города и ГЗУ,
- киоски сети «Пресса»,
- киоски «Сити – пресс»,
- магазин «Сударушка» - 3 точки,
- сеть павильонов «Огонек» - 2 точки,
- киоск магазина «Полиграфист»,
- отделения связи,
-
индивидуальные
- по подписке и рассылке.
Содержание «Горнозаводской панорамы»: телепрограмма на 21 эфирный и кабельный канал, новости бизнеса, обзор жизни Горнозаводского управленческого округа, тематические страницы и постоянные рубрики: малый бизнес – успешный бизнес, портрет на фоне бизнеса, экспертиза качества, мнение эксперта, предприниматели – родному городу, на заметку потребителю, консультации юриста, наши партнеры, а также бизнес – гороскоп, прогноз погоды и сканворд.
Преимущества «Горнозаводской панорамы»:
-
большая часть публикуемых
- 4 полноцветные полосы делают газету более удобной для восприятия читателей и привлекательной для рекламодателей
- демократичные цены на рекламу.
- гибкая система скидок для постоянных партнеров от 5 до 20%
-
дополнительные скидки в
- печатаются купоны бесплатных объявлений для продажи товаров и коммерческих предложений
- невысокая розничная цена.
Газета «Тагилка» - еженедельная городская газета.
На страницах газеты журналисты стараются рассказать об общих бедах и проблемах, о замечательных людях и славных начинаниях в городе Нижний Тагил. Нормальная газета должна защищать людей от чиновничьего произвола, показывать безобразия во всех сферах жизни. Газета «Тагилка» олицетворяет себя флагманом свободная пресса.
Муниципальная газета "Горный край". Тираж - 16500 экз., 5 раз неделю, 2 листа А3. Городская информация, дайджест российской прессы, модульная реклама, ТВ-программа. Распространяется на территории Горнозаводского округа, адресная рассылка по муниципальным администрациям.
МУ
«Тагил-пресс» было создано в 2002 году,
его сразу же возглавила член Союза журналистов
РФ Елена Овчинникова. В муниципальный
холдинг вошли три издания — газеты «Горный
край» и «Тагильский рабочий» и детский
журнал «Пульсар». «Тагильский рабочий»
является одним из самых влиятельных в
городе изданий.
Глава
2. Пресса как фактор
формирования городской
среды и городского
сообщества
2.1.
Развитие городской
прессы на примере газеты
«Тагильский рабочий»
Свой вековой юбилей газета "Тагильский рабочий" отметила в 2006 году. Это - единственная в Нижнем Тагиле ежедневная газета, лауреат и победитель множества областных и всероссийских конкурсов.
На протяжении 100 лет издание газеты прерывалось и названия газеты менялись: «Рабочий» (май 1906 – октябрь 1907 гг.; 15 января 1926-1931); «Красный Урал» (1920-1921); «Известия» (1924-1925 гг.); «Тагильский рабочий» с 26 мая 1931 г.
В начале 1906 года тагильские большевики возобновили выпуск листовок и воззваний в новом печатном станке. В этой же подпольной типографии в мае 1906 года был отпечатан первый номер газеты «Рабочий». Тираж же составлял 500-700 экземпляров.
Разыскан первый выпуск номер «Рабочего», который позволяет судить о газете как о боевом, революционно настроенном издании.
Возобновить выпуск «Рабочего удалось» в 1917 году, после событий Февральской революции. Это был печатный орган Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Но как свидетельствует в своих воспоминаниях большевик А.В. Бархатов, меньшевистский перевес в Совете сказался и на издании: местная газета «Рабочий»» тоже имела ярко выраженное меньшевистское оборонческое направление. Статьи большевиков на ее страницы попадали с большим трудом. И еще: Всемерно поощряя распространение на заводах меньшевистских изданий, в частности, местной газеты «рабочий», они (меньшевики и эсеры) пытались закрыть путь к «Правде».
В декабре 1917 года власть в Нижнем Тагиле переходит в руки большевиков. Но наступившие затем бурные события гражданской войны не дали возможности в то время наладить выпуск газеты на большевистских началах.
Только с 15 января 1926 года удалось начать ежедневный выпуск окружной газеты «Рабочий», переименованный потом в «Тагильский рабочий».
Редактором
в те годы был Б.Г. Леви, который
также заведовал отделом
Старейший тагильский печатник В.Г. Лебедихин, помогавший подпольщикам доставать шрифт, безвозмездно передал Советской власти свою типографию и стал работать в ней заведующим.
Рассмотрим наиболее интересные факты в истории газеты в разные годы издания.
80 лет назад тагильчане только привыкали к ежедневной газете «Рабочий». Она с первых же дней своего регулярного выхода поднимала отряды рабкории в бессрочный подход на борьбу «с темными пятнами прошлого» за светлое будущее. И, видя, свое будущее в увеличении тиража, обращались к читателям с призывом на подписку:
У нас дешевых газет немного,
Иметь же газету рабочему надо!
Газета «Рабочий» стоит недорого -
50 копеек с доставкой на дом!
Будучи окружной газетой, освещая жизнь 16 районов, входивших в Тагильский округ, сразу же выделила колонку новостей из центра округа Нижнего Тагила. Так о чем же писала ежедневная газета в 1926 году?
«Рабочий» 11 февраля 1926 года.
«На третьем фронте»
Школы ликвидации неграмотности Тагильского завода, горняков, печатников, железнодорожников в начале февраля выпускают несколько десятков новых грамотеев, в возрасте от 16 до 42 лет. Все товарищи проявили большой интерес и активность к учебе.
24 февраля 1926 г.
Сейчас у нас в Тагиле проходит окружная конференция МОПР (международная организация помощи рабочим). Рост этой организации, имеющей за собой три года существования, чрезвычайно велик. У нас в Уральской организации за два года вступило свыше 250 тыс. человек. Симпатии трудящихся всецело на стороне томящихся в тюрьмах и застенках революционеров, борцов за дело освобождения рабочего класса и крестьянства. Сами знаем, что такое белый террор, сами пережили ужасы царского режима и зверства в оккупированной белогвардейцами области. И если сейчас рабочий класс и крестьянство являются хозяевами в свободной стране, то не так еще давно гнули они спину под сапогом помещика, кулаком фабриканта.