Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 14:11, курсовая работа
Цель работы состоит в том, чтобы исследовать становление и развитие городской прессы как системы через анализ ее функционирования внутри городской среды в историко-типологической ретроспективе, последовательно отслеживая процессы взаимодействия и взаимовлияния городской среды и городской прессы вчера и сегодня.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) систематизировать разрозненные представления о городской прессе как особом типе печатных СМИ и воссоздать историко-типологическую ретроспективу ее формирования;
2) на основе изучения проблем типологии и функционирования печатных периодических изданий, а также данных смежных с журналистикой дисциплин, изучающих феномен города, попытаться выработать определения понятий «городская печать», «городская газета», «город», «городская среда»;
3) исследовать процесс трансформации типа городской газеты под влиянием
общественно-политических, социальных и экономических преобразований; на основе полученных результатов определить социально-политические, экономические и другие факторы, влияющие на возникновение, формирование и развитие городской прессы;
4) выявить роль прессы в формировании городской среды, проанализировав пропагандистско-агитационно-организационную деятельность городских газет по созданию и раскрытию образа городской среды.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Возникновение и развитие прессы в период до начала формирования городской среды …………………………………………………………………8
2.1. Возникновение и развитие прессы…………………………………………8
1.2. Пресса города Нижний Тагил……………………………………………...13
Глава 2. Пресса как фактор формирования городской среды и городского сообщества………………………………………………..……………………..15
2.1. Развитие городской прессы на примере газеты
«Тагильский рабочий»…………………………………………………………15
2.2. Городская политика в городской прессе……………………………..……19
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованной литературы……………….……………….………….25
Приложение…………………………………..………………………………….28
В заключение - некоторые соображения относительно характера освещения городской политики в тагильской прессе.
Результаты выборочного исследования майских номеров городского издания - газеты "Тагильский рабочий".
Обращаясь к данному изданию, я хотела выяснить - есть ли в издании публикации, посвященные городской политике, и в чем их своеобразие. Оказалось, что есть, и при этом, как правило, они размещаются в самой большой рубрике, которая называется "В городе". В пятнадцати номерах было обнаружено пять публикаций по интересующей нас тематике. Среди них доминируют материалы, несомненно, исходящие от городской исполнительной власти.
Основными "героями" этих публикаций были: исполнительная власть, Глава города и городские чиновники, Городская Дума. Эти публикации носят либо нейтральный, либо комплиментарный характер. Публикации критического и аналитического характера обнаружены не были. С большой долей вероятности можно предположить, что все обнаруженные публикации в основе имеют так называемые PR-тексты.
В этой связи можно предположить, что тезис, согласно которому СМИ формируют повестку дня, безнадежно устарел.
Приведенные примеры обращают внимание еще на один момент. Журналисты, редакция неадекватно оценивают значимость для горожан тех или иных инициатив исполнительной власти. Можно предположить, что преувеличивая значение одной темы и принижая значение другой, журналисты "Тагильского рабочего" отражают интересы, прежде всего исполнительной власти, тем самым проявляют зависимость от исполнительной власти города.
Таким
образом, несмотря на отсутствие в выходных
данных прямых указаний на взаимосвязь
и зависимость редакции и городской администрации,
можно говорить о зависимости первой от
второй, что первая, обслуживает интересы
второй. Другой вопрос, насколько подобное
типично для взаимоотношений СМИ и городской
исполнительной власти в Нижнем Тагиле?
Прозвучавшие здесь сегодня оценки свидетельствуют
о том, что сам вопрос звучит риторически.
Заключение
Мы живем в пору, когда ключевую роль в формировании и создании культурных концепций играют средства массовой информации (СМИ). СМИ не просто отображают общество, они помогают сделать мир таким, каким про него пишут.
Местная тема - эта та надежная лошадь, которая вывозит журналиста в массовую аудиторию, а редакциям обеспечивает обратную связь и доверие. Возрастание роли региональной прессы и местной проблематики - общая тенденция не только в российских СМИ, но и во всем мире. Под этим процессом есть социально-психологическая база - психология читательского интереса, теория и практика мотиваций и интеракционные тенденции в журналистике.
«Тагильский рабочий» стал массовой газетой с 1926 года, тираж ее быстро рос, и к концу 1927 года достиг 10 тыс. экземпляров.
Лет тридцать назад выпускники журфака считали весьма неплохим вариантом распределение в Нижний Тагил, в старейшую газету Среднего Урала, ежедневный тираж которой доходил до 120 тысяч экземпляров.
Нынешним летом профессиональный босс губернского розлива на предложение провести в городе мастер-класс (авось обнаружатся дарования с улицы, а мастерство - дело наживное) сразу осадил: где, мол, молодые дарования станут работать - «Тагилка» не резиновая, а информационных прихлебателей в Нижнем Тагиле и без того хватает. Если уж в России журналистика - вымирающая профессия, то во втором по величине городе Свердловской области творческую поляну «второй древнейшей профессии» утюжили паровым катком и закатывали административным асфальтом с 1997 года.
Сейчас прошло больше года со дня смены городской власти в Нижнем Тагиле. В информационном плане он оказался полностью провальным. По-прежнему городские печатные СМИ делились на «свои» и «чужие», по-прежнему в ходу была пагубная практика вместо реального положения дел показывать лакированные картинки...
А ведь можно было дать новый толчок развитию городских СМИ, используя уже имеющийся опыт.
Нынешний «Тагильский рабочий», при всем уважении к бренду, не стоит того мавзолея, который сооружают вокруг него заинтересованные субъекты. Ну, умерла газета и умерла - с кем не бывает. Тем более что в клетке, простите, в мавзолее, на самом деле лежит не «Тагильский рабочий», которого уже давно нет, а издыхающий «Горный край».
За титулом «Тагильский рабочий» скрывается коллектив, выпестованный в боевом листке администрации «Горном крае», а затем пересаженный на место изгнанных творческих работников старейшей городской газеты. Нечто подобное было сделано в 30-х годах прошлого века, когда гнилая интеллигенция «Тагильского рабочего» была заменена классово правильными рабкорами с предприятий города. Через месяц все вернулось на свои места.
Сейчас
речь идет не о спасении бывшего
информационного флагмана Нижнего
Тагила, а о грядущей приватизации
рекламного носителя для группы рекламных
коммерсантов. Сейчас они в очень
выигрышном положении: уйти «Тагильскому
рабочему» на дно не дают миллионные подпитки
из городского бюджета. Удобно стричь
деньги с размещаемой в газете рекламы,
тем более что добрый дядя содержит издание
за свой счет. Сохранять статус-кво, в принципе
запрещенное 131-м Федеральным законом
«Об общих принципах организации местного
самоуправления», помогают информационно-аналитическое
управление и нынешняя Городская дума.
Список использованной литературы
Приложение