Городская пресса: вчера и сегодня

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 14:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы состоит в том, чтобы исследовать становление и развитие городской прессы как системы через анализ ее функционирования внутри городской среды в историко-типологической ретроспективе, последовательно отслеживая процессы взаимодействия и взаимовлияния городской среды и городской прессы вчера и сегодня.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) систематизировать разрозненные представления о городской прессе как особом типе печатных СМИ и воссоздать историко-типологическую ретроспективу ее формирования;
2) на основе изучения проблем типологии и функционирования печатных периодических изданий, а также данных смежных с журналистикой дисциплин, изучающих феномен города, попытаться выработать определения понятий «городская печать», «городская газета», «город», «городская среда»;
3) исследовать процесс трансформации типа городской газеты под влиянием
общественно-политических, социальных и экономических преобразований; на основе полученных результатов определить социально-политические, экономические и другие факторы, влияющие на возникновение, формирование и развитие городской прессы;
4) выявить роль прессы в формировании городской среды, проанализировав пропагандистско-агитационно-организационную деятельность городских газет по созданию и раскрытию образа городской среды.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Возникновение и развитие прессы в период до начала формирования городской среды …………………………………………………………………8
2.1. Возникновение и развитие прессы…………………………………………8
1.2. Пресса города Нижний Тагил……………………………………………...13
Глава 2. Пресса как фактор формирования городской среды и городского сообщества………………………………………………..……………………..15
2.1. Развитие городской прессы на примере газеты
«Тагильский рабочий»…………………………………………………………15
2.2. Городская политика в городской прессе……………………………..……19
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованной литературы……………….……………….………….25
Приложение…………………………………..………………………………….28

Файлы: 1 файл

Городская пресса вчера и сегодня (КУРС).doc

— 428.50 Кб (Скачать)

    3) исследовать процесс трансформации  типа городской газеты под  влиянием  
общественно-политических, социальных и экономических преобразований; на основе полученных результатов определить социально-политические, экономические и другие факторы, влияющие на возникновение, формирование и развитие городской прессы;

    4) выявить роль прессы в формировании  городской среды, проанализировав пропагандистско-агитационно-организационную деятельность городских газет по созданию и раскрытию образа городской среды.

    Теоретико-методологическую базу курсового исследования составили работы по теории и истории журналистики А.И. Акопова, Е.В. Ахмадулина, А.А. Грабельникова, Б.И. Есина, Я.Н. Засурского, С.Г. Корконосенко, Е.А. Корнилова, Е.П. Прохорова, Л.Г. Свитич, А.А. Тертычного, В.В. Тулупова, М.В. Шкондина и других. Положения научных трудов, посвященные проработке фундаментальных проблем методологии научного познания в области прессоведения: А.И. Акопова - о теоретических основах применения теоретико-типологического, историко-типологического и социологического методов исследования, Е.А. Корнилова - о методологических принципах историзма и системном подходе, В.В. Тулупова — о моделировании типов изданий; труды Е.П. Прохорова по методологии и методике журналистского исследования. В анализе функциональной стороны городской прессы мы опирались на концептуальные положения и выводы, представленные в монографических исследованиях и учебных пособиях Е.П. Прохорова, С.Г. Корконосенко, И.М. Дзялошинского, Л.Л. Реснянской, Т.И. Фроловой и других.

Глава 1. Возникновение и развитие прессы в период до начала формирования городской среды

 

2.1. Возникновение и развитие прессы 

    Российская  печать является «вторым» (по охвату общенациональной аудитории) источником массовой коммуникации и в значительной мере влияет на политические и социально-экономические  представления населения. Как показывают исследования Института социологии, население РФ получают  информацию не только от центрального (86%) и местного (27%) телевидения или центрального (28%) и местного (14%) радио, но и от центральных (32%) и местных (21%) газет [24].

    Российская  пресса сегодня переживает период бурного развития. Каждый месяц появляются новые издания, центральные и региональные, а существовавшие ранее меняют свою концепцию и политику.

    По  данным Роспечати, в России сегодня  зарегистрировано более 50 тыс. изданий. При этом реально выходит в  свет только половина из них, а окупаются лишь около 2 тыс. газет и журналов.  Российские СМИ меняются в лучшую сторону. Хотя до идеала, конечно же, еще далеко. Впрочем, и идеалы у каждого свои.

    Важно, что у отечественной прессы появилось  стремление любить и уважать русский язык, своих читателей и зрителей. Стало намного более интересно читать газеты, смотреть телевизор и слушать радио. Кстати, в последнее время в радиоэфире появилось много по-настоящему интересных, расширяющих кругозор передач.

    Недаром СМИ называют «четвертая власть». Тот, кто владеет информацией, несомненное преимущество перед тем, кого ее нет. А тот, кто управляет  информацией - может управлять общественным мнением [17. с.3].

    Типологическая  палитра средств массовой информации России изменилась за последнее десятилетие достаточно основательно. Это объясняется влиянием двух основных факторов: во-первых, переменами в социальной структуре российского общества, которые уже зашли достаточно далеко, во-вторых, новыми технологическими моментами, требующими изменений в типологии прессы не только в России, но и во всем мире. Это сложный процесс, и Россия, которая в советскую эпоху почти полностью находилась вне общего потока развития СМИ, сегодня оказывается включенной и в этот поток, и тем более в собственные перестроечные и постперестроечные реформы [1].

    Из-за внешних обстоятельств, статус ряда изданий становится неопределенным. Ситуация побуждает применять термин «транснациональные издания» или «наднациональные». Конкретное значение вкладывается в  понятие «региональная пресса». Это издания, рассчитанные на исторически сложившуюся часть страны, отличающуюся природными, экономическими, национально-культурными особенностями: Северо-запад, Западная Сибирь, Нечерноземье и т.д. Под местной прессой в послед. Годы стали понимать гл. образом городские и районные издания.

    Современную прессу принято делить на качественную и массовую. Для региональных СМИ  это определение только приживается. База для разграничения прессы мнений (качественной, элитарной) и прессы новостей (массовой, популярной) существует в самой практике редакций. Это характеристики, которые вбирают в себя особенности тематики, проблематики, аудитории, тиражирования, стиля, оформления изданий. Качественной прессе свойственны аналитичность в подходе к событиям, взвешенность оценок, спокойный тон публикаций, а главное – надежность фактов и мнений.

    В известном смысле это результирующие характеристики, поскольку они вбирают  в себя особенности проблематики, аудитории, тиражирования, стиля, оформления изданий [13]. Качественной прессе свойственны аналитичность в подходе к событиям, взвешенность оценок, спокойный тон публикаций. Респектабельность отличает и ее внешний вид. Популярная пресса – больше развлечения, чем информации, и которые предназначены менее образованной части населения, желтая журналистика – это сенсационные, часто неточные, неприличные и грубые материалы, изобилие цвета, картинок – стойкий признак их дизайна. Это не означает, что массовая пресса делается на низком профессиональном уровне, просто здесь действуют иные стандарты мастерства.

    ХIХ  век создал богатую и разветвленную  систему периодической печати. Но также остро стоял вопрос о  цензуре и свободе слова. Приближающийся ХIХ век порождал определённые ожидания в журналистике, однако им суждено было сбыться только после революции 1905года [5].

    Несмотря  на тяжелую политическую ситуацию (Русско-японская война, революционные настроения) частная  журналистская деятельность всё  же развивалась. Отдельные состоятельные  люди - банкиры Поляков, Альберт, капиталисты Коншины, Рябушинские, Морозовы, банки (Волжско-Камский, Азово-Донской) все охотнее вкладывали деньги в периодическую печать.

    Постепенно  формируется качественная и массовая пресса. Старые направления: консервативное, либеральное и демократическое в прессе сохраняются, хотя существуют издания, стоящие в стороне от главных партийных направлений, декларирующие свою независимость, например "Биржевые ведомости", "Русское слово".

    Яркой звездой блеснула на печатном небосклоне газета "Россия". Организованная в 1899 г. как либерально-буржуазное издание, "Россия", благодаря участию в ней известных фельетонистов В.М. Дорошевича и А.В. Амфитеатрова, приобрела большую популярность в начале века. Требование политических перемен в стране, реформ, критика действий некоторых правительственных чиновников высокого ранга, намеки и иносказания создавали ей славу смелой буржуазной газеты. Фельетон Амфитеатрова "Господа Обмановы", опубликованный 13 января 1902 г., был воспринят как дерзкая сатира на царя Николая II и его ближайших родственников. Газета тотчас была закрыта, а Амфитеатров сослан в Минусинск. (В 1905 г. под этим же названием организована была новая газета, но она уже носила чисто казенный монархический характер.)

    Анализируя  мировой опыт, можно выделить несколько изданий, которые играют очень важную роль в формировании интеллектуального потенциала общества тех стран, где они издаются, а порой даже выходят за рамки своих государств. Например, французская газета “Монд” воспринимается как научный журнал, на нее можно ссылаться даже в диссертациях. Газета работает очень серьезно. Она постоянно не только высказывается по важнейшим проблемам философии, эстетики, этики, экономики, социологии, но и публикует новейшие материалы, посвященные новым нарождающимся тенденциям. Во Франции есть прекрасные еженедельники - “Нуэль Обсерватор”, “Экспресс” и некоторые другие, но все-таки газета “Монд” здесь занимает первое место. Она участвует в политической борьбе, но самое главное - именно эта газета способствует формированию интеллектуального потенциал общества, что расценивается как значительное достижение французской нации [27].

    Американская  газета “Нью-Йорк Таймс” обладает огромным интеллектуальным потенциалом, имеет  большое количество аналитических  служб и, может быть, не так основательно, как “Монд”, но развивает новые концепции, анализирует их, вводит читателей в курс новых формирующихся идеологических структур и теорий.

    В Англии можно назвать серьезную  газету “Файнейшл Таймс” или тот  же “Таймс”, который не утратил  свои позиции. Конечно, наличие таких качественных газет является важным элементом развития интеллектуального потенциала общества.

    К сожалению, в России нельзя назвать  какую-либо газету, которая бы отражала или развивала интеллектуальный потенциал российского общества. Объясняется это многими причинами. Если качественные газеты советского периода все-таки носили, прежде всего, пропагандистский характер, то сегодняшняя российская журналистика занята в основном конъюнктурными политическими моментами и обслуживанием массового читателя в целях добыть больше разнообразной рекламы. Даже такие газеты, которые претендуют на серьезность - “Коммерсантъ”, “Новая газета”, которую редактирует Раф Шакиров, “Ведомости”, издаваемые по материалам английской и американской газет “Файнейшл Таймс” и “Уолл стрит джорнэл”, ряд других, - все они по своему уровню, конечно, не соответствуют стандартам и идеологическим процессам, которые происходят в мире и в нашем обществе. Если сравнить русское издание газеты “Ведомости” с английскими оригиналами, можно увидеть насколько беднее интеллектуальный потенциал “Ведомостей”. Одна из главных причин этого - бедность нашей журналистики. У нас нет информационного капитала, нет серьезных информационных концепций, пресса не получает финансовой поддержки [45].

    В этом смысле современное состояние  нашей прессы, конечно, объяснимо. Тем  не менее, в журнальной периодике, особенно ежемесячно изданных и некоторых  еженедельниках (например, “Эксперт”) вы можете найти достаточно серьезные  публикации. Многие наши ежемесячники хорошо известны и заслуживают всяческого уважения.

    В традициях русской журналистики, русской общественной мысли журнальная и газетная часть является очень  важной составляющей.

    Нынешняя  журналистика обогатилась Интернетом. Интернет, конечно, не только журналистика, это интеллектуальное пространство, где есть и банки, и магазины, и склады, где хранятся те же автомобили на продажу, но информационная часть Интернета остается очень важной. И если изучить пользование Интернетом, с точки зрения поиска информации, выясняется, что в острые моменты развития общества, прежде всего внимание обращается к газетам, книгам, энциклопедиям, к серьезным изданиям. Дело в том, что Интернет, кроме полезных сайтов и порталов, засорен множеством бесполезной и просто ложной информацией.

    Газеты  и журналы испытывают огромные финансовые трудности. Практически нет ни одной  газеты, которая не искала бы доходов  для того, чтобы выжить и остаться на плаву. Это стремление выжить ведет  к тому, что многие важные, серьезные  моменты, которые в свое время рассматривали наши газеты, уходят из внимания ежедневной, часто еженедельной прессы и оказываются в небольших изданиях, которые не имеют широкой аудитории.

    В связи с этим возникает проблема развития информационного капитала, создания коммуникационных информационных концернов, которые могли бы поддерживать определенный уровень нашей журналистики интеллектуальной и обеспечивать читателям доступ к новым идеям, новым концепциям. Эта ситуация достаточно сложная, но, тем не менее, она должна быть каким-то образом решена [48].

    В России, к сожалению, экономической  деловой газеты нет. Это, безмерно, ослабляет  наш интеллектуальный потенциал  нации.

    Требуют определенной поддержки и наши журналы, еженедельники. Журнал “Эксперт” добился  в этом отношении серьезных результатов, стал достаточно интересным и поистине исследовательским центром.

    Интеллектуальный  потенциал средств массовой информации в России очень велик, но в наших  условиях он, к сожалению, не реализуется, и прежде всего из-за экономических  трудностей. Думается, здесь нужны какие-то специальные шаги для поддержки информационного капитала, и информационного сектора. Безусловно, это сложный вопрос, его трудно регулировать, но, тем не менее, сокращение удельного веса информационного производства в нашей стране является негативным явлением, поскольку в современной экономике информационная составляющая очень важна. Разумеется, необходима прежде всего более серьезная работа самих редакций, не требуется и финансовая поддержка, и здесь широкое поле деятельности для крупных банков. Скажем, та же газета “Файнейшл Таймс” издается достаточно богатой в Англии группой Пирсона, “Уолл стрит джорнэл” - тоже достаточно богатой финансовой группой Доул Джонса. К сожалению, наши экономические структуры поддерживают газеты только тогда, Когда речь идет об их политических интересах, о стремлении каким-то образом оказать давление на правительство в целях решения своих проблем. Эта ситуация должна быть непременно изменена.

Информация о работе Городская пресса: вчера и сегодня