Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2011 в 16:00, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ теоретических и практических проблем права на защиту трудовых прав работника. Данная цель тесно связана и реализуется через решение следующих задач:
- изучение теоретических и правовых основ защиты трудовых прав работника;
- исследование формы реализации права на защиту трудовых прав;
- выявление возможностей и условий эффективной защиты трудовых прав.
Введение
Глава 1. Понятие и формы защиты трудовых прав работников
Глава 2. Квалификация самозащиты трудовых прав работников
Глава 3. Характеристика деятельности органов, осуществляющих защиту трудовых прав работников
3.1. Защита трудовых прав работников профессиональными союзами
3.2. Защита трудовых прав путем осуществления государственного контроля за соблюдением трудовых законодательства
Заключения
Список использованной литературы
1. Беспрепятственно
в любое время суток при наличии
удостоверений посещать в целях проведения
инспекции организации всех организационно-правовых
форм и форм собственности. При инспекционной
деятельности государственный инспектор
труда может уведомлять о своем присутствии
работодателя или его представителя, если
только не считает, что такое уведомление
может нанести ущерб эффективности контроля,
т.е. закон предусматривает возможность
проведение проверок без предварительного
уведомления. Особый порядок установлен
для инспектирования организаций Вооруженных
Сил РФ, органов пограничной службы, органов
безопасности, органов внутренних дел,
других правоохранительных органов, исправительных
учреждений, организаций атомной и оборонной
промышленности. Этот порядок предусматривает
доступ только для инспекторов труда,
получивших заблаговременно соответствующий
допуск; проведение проверок в назначенное
время; ограничение на проведение проверок
во время маневров или учений, объявленных
периодов напряжённости, боевых действий.
2. Запрашивать
у работодателей и их представителей,
органов исполнительной власти и органов
местного самоуправления и безвозмездно
получать от них документы, объяснения,
информацию, необходимые для выполнения
надзорных и контрольных функций.
3. Осуществлять расследование несчастных случаев на производстве и
причин нарушений
законодательства о труде и охране
труда.
4. Предъявлять
работодателям и их
5. Привлекать
к административной ответственности
виновных в нарушении законов и иных нормативных
правых актов, содержащих нормы трудового
права, при необходимости приглашать их
в орган инспекции труда в связи с находящимися
в производстве материалами и делами,
а также направлять в правоохранительные
органы материалы о привлечении указанных
лиц к уголовной ответственности, предъявлять
иски в суд. В соответствии с ч. л ст. 5.27
КоАП РФ нарушение законодательства о
труде и охране труда влечёт наложение
административного штрафа на должностных
лиц размере от 5 до 50 МРОТ. Согласно ст.
23.12 КоАП РФ федеральная инспекция труда
и подведомственные ей государственные
инспекции труда рассматривают дела об
административных правонарушениях, предусмотренных
ч. л ст. 5.27 «Нарушение законодательства
о труде и охране труда», ст. 5.28 «Уклонение
от участия в переговорах о заключении
коллективного договора, соглашения либо
нарушение установленного срока их заключения»,
ст. 5.29 «Непредставление информации, необходимой
для проведения коллективных переговоров
и осуществления контроля за соблюдением
коллективного договора, соглашения»,
ст. 5.30 «Необоснованный отказ о заключения
коллективного договора, соглашения»,
ст. 5.31 «Нарушение или невыполнение обязательств
по коллективному договору, соглашению»,
ст. 5.32 «Уклонение от получения требований
работников и от участия в примирительных
процедурах», ст. 5.33 «Невыполнение соглашения»,
ст. 5.34 «Увольнение работников в связи
с коллективным трудовым спором и объявлением
забастовки», ст. 5.44 «Сокрытие страхового
случая».
6. Выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении законов
и иных нормативных
правовых актов, содержащих нормы трудового
права, о возмещении вреда, причинённого
здоровью работников на производстве.
7. Направлять
в суды при наличии заключений
государственной экспертизы условий труда,
требования о ликвидации организаций
или прекращении деятельности их структурных
подразделений вследствие нарушения требований
охраны труда:
Государственные
инспекторы по охране труда также
имеют право:
1) выдавать разрешения
на строительство,
2)
выдавать заключения о
3)
запрещать производство и
4) изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых
материалов и
веществ с уведомлением об этом работодателя
или его представителя и
5)
приостанавливать работу
6)
отстранять от работы лиц, не
прошедших в установленном
Закон предусматривает
гарантии осуществления государственного
надзора и контроля за соблюдением
норм трудового права путем
В соответствии
с ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в
установленный срок законного предписания
органа (должностного лица), осуществляющего
государственный надзор (контроль), об
устранении нарушений законодательства
наложение административного штрафа на
должностных лиц в размере от 5 до 10 МРОТ.
Согласно ст.
19.7 КоАП РФ непредставление или
Органы федеральной
инспекции труда осуществляют деятельность
во взаимодействии с другими федеральными
органами надзора и контроля, органами
прокуратуры, федеральными органами исполнительной
власти, органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органами
местного самоуправления, профессиональными
союзами (их объединениями), объединениями
работодателей, другими организациями
(ст. 365 ТК РФ). Положения данной статьи
базируются на нормах Конвенции Международной
организации труда № 81 об инспекции труда
(1947 г.), ст. 5 которой предусматривает, что
компетентный орган власти принимает
соответствующие меры для того, чтобы
содействовать эффективному сотрудничеству
между службами инспекции, с одной стороны,
и другими правительственными службами,
государственными и частными учреждениями,
осуществляющими аналогичную деятельность,
с другой, а также сотрудничеству между
служащими инспекции труда и предпринимателями
и трудящимися или их организациями.
Наделяя государственных
инспекторов труда широким объемом
прав, законодатель предусматривает также
необходимость соблюдения ими определенных
обязанностей.
1.
Соблюдать Конституцию РФ, трудовое
законодательство и иные
нормативные правовые
акты, регулирующие деятельность органов
и должностных лиц органов федеральной
инспекции труда.
2.
Хранить охраняемую законом
3. Считать абсолютно
конфиденциальным источник
Государственный
инспектор труда является государственным
служащим, поэтому помимо специальных
обязанностей, предусмотренных ТК РФ,
он должен соблюдать обязанности и ограничения,
закрепленные в ст. 10 и 11 Федерального
закона «Об основах государственной службы
Российской Федерации».
Решения и действия
государственных инспекторов
За противоправные
действия или бездействие государственные
инспекторы труда несут дисциплинарную,
уголовную, административную и гражданско-правовую
ответственность.
Помимо органов
государственной инспекции
государственными органами. Так, государственный надзор за соблюдением
правил по безопасному ведению работ и охране труда в организациях
угольной, горнорудной,
горнохимической, нерудной, нефтедобывающей,
газодобывающей, химической, металлургической
и нефтегазоперерабатывающей промышленности,
в геологоразведочных экспедициях и партиях,
а также при устройстве и эксплуатации
подъемных сооружений, котельных установок
и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов
для пара и горячей воды, объектов, связанных
с добычей, транспортировкой, хранением
и использованием газа, при ведении взрывных
работ в промышленности, осуществляется
специальным органом, ведающим вопросами
горного и промышленного надзора в Российской
Федерации.
Заключение
Итак, защита трудовых
прав работников сегодня является актуальной
проблемой, поскольку создание многочисленных
частных предприятий, на которых
работают люди, согласно данным статистики,
способствует многочисленному нарушению
трудовых прав работников. Наиболее распространены
нарушения трудового законодательства,
выявленные в ходе проверок Государственной
инспекции труда следующие: трудовые договоры
(контракты) не заключаются в письменной
форме; трудовые отношения подменяются
гражданско-правовыми; на некоторых предприятиях
отсутствуют положения об оплате труда,
что приводит к дифференциации в уровнях
оплаты труда различных категорий работающих;
задолженность по выплате заработной
платы; нарушение режимов труда и отдыха,
привлечение к сверхурочным работам, работе
в выходные и праздничные дни без соответствующего
оформления и оплаты; нарушения в области
условий и охраны труда.
В этой связи
в рамках данной курсовой работы мы
рассмотрели основные способы защиты
трудовых прав работников. Итак, ст. 352
Трудового кодекса среди основных способов
защиты трудовых прав выделяет: государственный
надзор и контроль за соблюдением трудового
законодательства; защита трудовых прав
работников профессиональными союзами;
самозащита работниками трудовых прав.
Сегодня профсоюзы
наделены правом защищать только тех
работников, которые являются членами
профсоюзов. Получается, что работники
предприятия, не являющиеся членами
профсоюза, выведены из-под данной защиты?!
Следовательно, в рамках локального нормотворчества
необходимо закрепить нормы, предусматривающие
защиту таких работников профессиональными
союзами.
Список использованной
литературы:
1.
Конституция Российской Федерации.
– М., 1993.
2.
Трудовой кодекс Российской
3.
Федеральный закон от 17.07 1999. №181-ФЗ
«Об основах охраны труда в
Российской федерации» // СЗ РФ. 1999.
№ 16.
4.
Закон РСФСР от 20.11 1990. №340-1 // СЗ РФ. 1990.
№ 23.
5.
Постановление Правительства
6.
Постановление Правительства
7.
Комментарии к Трудовому
8.
Словарь юридических терминов / Под
ред.: Овсянникова Э.А. - М., 2001.
10.
Трудовое право России: Учебник
для вузов / Под ред.: Молодцов
М.В., Головина С.Ю. - М., 2003.
11.
Трудовое право: Учебник для вузов
/Под ред.: Гапоненко В.Ф., Михайлова Ф.Н.
- М., 2003
12.
Трудовое право России: Учебник
/ Под ред.: Гусова К.Н., Толкуновой
В.Н. - М., 2004.
13.
Трудовое право. Курс лекций /
Под ред. С.Б. Цветкова. – 2-е
изд., - М., 2006.
Информация о работе Анализ проблем прав на защиту трудовых прав работника