Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2011 в 16:00, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ теоретических и практических проблем права на защиту трудовых прав работника. Данная цель тесно связана и реализуется через решение следующих задач:
- изучение теоретических и правовых основ защиты трудовых прав работника;
- исследование формы реализации права на защиту трудовых прав;
- выявление возможностей и условий эффективной защиты трудовых прав.
Введение
Глава 1. Понятие и формы защиты трудовых прав работников
Глава 2. Квалификация самозащиты трудовых прав работников
Глава 3. Характеристика деятельности органов, осуществляющих защиту трудовых прав работников
3.1. Защита трудовых прав работников профессиональными союзами
3.2. Защита трудовых прав путем осуществления государственного контроля за соблюдением трудовых законодательства
Заключения
Список использованной литературы
Обязанности работодателя
по созданию условий для деятельности
профкома организации. Ответственность
за нарушение прав профсоюзов.
Все три российских
Кодекса законов о труде обязывали
работодателя создавать необходимые условия
для осуществления защитной Деятельности
профсоюзных комитетов организаций.
Трудовой кодекс
воспринял эту демократическую
традицию и в ст. 377 закрепил обязанности
работодателей в данной сфере. Он
предусмотрел, что работодатель обязан:
- безвозмездно
предоставить профсоюзному
- в организациях
численностью 100 человек работодатель
безвозмездно предоставляет
- в соответствии
с коллективным договором
- работодатель
отчисляет профсоюзному органу
организации культурно-
- при наличии
письменных заявлений
- оплата труда
руководителя профсоюзного
Указанные материальные
права профсоюзного органа организации
и обязанности работодателя по их
предоставлению соответствуют Европейской
социальной хартии от 3 мая 1996 г. (ст. 28).
Следует принимать во внимание также Конвенцию
МОТ № 135 (1971 г.) «О защите прав представителей
трудящихся на предприятии и предоставляемых
им возможностях» (не ратифицирована Россией)
и одноименную Рекомендацию МОТ № ИЗ (1971
г.).
Указанные в
ст. 377 ТК обязанности работодателя
воспроизводят положение ст. 28 Федерального
закона от 12 января 1996 г. «О профессиональных
союзах, их правах и гарантиях деятельности».
Как видно из
перечня обязанностей работодателя
по обеспечению материальных прав профсоюзного
органа организации, ряд из них (см. п. 3
- 6 ст. 377 ТК) стимулируют профсоюзный орган
к заключению с работодателем коллективного
договора, чтобы предусмотреть в нем не
только такие обязанности, но и другие,
не предусмотренные Кодексом.
Ответственность
за нарушение прав профсоюзов (ст. 378
ТК) установлена федеральными законами,
и она такая же, как за нарушение
трудового законодательства, т. с. дисциплинарная,
административная, а в случаях, предусмотренных
Уголовным кодексом, и уголовная. Статья
29 Федерального закона от 12 января 1996 г.
гарантирует судебную защиту прав профсоюзов.
Статья 30 Федерального
закона о профсоюзах (п. 2) предусматривает,
что органы общероссийских профсоюзов,
объединений (ассоциаций) профсоюзов,
первичных профсоюзных организаций вправе
требовать привлечения к дисциплинарной
ответственности вплоть до увольнения
должностных лиц, нарушающих законодательство
о профсоюзах, не выполняющих обязательств
по коллективным договорам, соглашениям.
По требованию
указанных профсоюзных органов работодатель
обязан расторгнуть трудовой договор
с должностным лицом, если оно нарушает
законодательство о профсоюзах, не выполняет
своих обязательств по коллективному
договору, соглашениям. К сожалению, такое
эффективное право в борьбе с трудовыми
правонарушениями профсоюзы почти не
используют.
3.2. Защита трудовых
прав путём осуществления
В соответствии
со ст. 6 ТК РФ к ведению федеральных
органов государственной власти в сфере
трудовых отношений относится принятие
обязательных для применения федеральных
законов и иных нормативно-правовых актов,
устанавливающих в том числе принципы
и порядок осуществления государственного
надзора и контроля за соблюдением законов
и иных нормативно-правовых актов, содержащих
нормы трудового права, а также систему
и полномочия федеральных органов государственной
власти, осуществляющих указанный надзор
и контроль.
Государственный
надзор и контроль за соблюдением трудового
законодательства в Российской Федерации
осуществляется различными государственными
органами, прежде всего федеральной инспекцией
труда. В связи с ратификацией Конвенции
Международной организации труда № 81
об инспекции труда (1947 г.) с Протоколом
1995 г. к ней4, Россия взяла на себя
обязательство иметь систему государственной
инспекции труда, в функции которой входит
обеспечение соблюдения законодательства
о труде, в том числе об охране труда, на
всех предприятиях и организациях.
В развитие указанного
международного документа в Российской
Федерации был принят ряд нормативно-правовых,
в которых было закреплено правовое положение
федеральной инспекции труда. К числу
данных нормативно-правых актов относятся
Федеральный закон от 17 июля 1999 г. «Об основах
охраны труда в Российской Федерации»5,
постановление Правительства РФ от 9 сентября
1999г. «О государственном надзоре и контроле
за соблюдением законодательства Российской
Федерации о труде и охране труда», постановление
Правительства РФ от 28 января 2000 г. «О федеральной
инспекции труда», Приказ Министерства
труда РФ от 29 января 2000 г. «Об утверждении
Положения о государственной инспекции
труда в субъекте Российской Федерации».
Выше перечисленные нормативные акты
сохраняют свою юридическую силу и применяются
в настоящее время в части, не противоречащей
ТК РФ. Причем многие положения кодекса,
посвященные федеральной инспекции труда,
дублируют нормы указанных нормативно-правовых
актов.
Федеральная инспекция
труда - единая централизованная система
государственных органов, осуществляющих
надзор и контроль за соблюдением трудового
законодательства и иных нормативных
правовых актов, содержащих нормы трудового
права, на территории Российской Федерации
(ч. 1 ст. 354 ТК). Указанная инспекция включает
в себя собственно федеральную инспекцию,
а также подведомственные ей государственные
инспекции труда в субъектах Федерации.
Руководит деятельностью федеральной
инспекции труда главный государственный
инспектор труда Российской Федерации,
назначаемый на должность и освобождаемый
от нее Правительством РФ. Руководители
государственных инспекций труда в субъектах
Федерации назначаются на должность и
освобождаются от нее главным государственным
инспектором труда Российской Федерации.
Действующее законодательство
(ТК РФ, Конвенция Международной организации
труда № 81 об инспекции труда, Положение
о федеральной инспекции труда) закрепляет
основные задачи органов федеральной
инспекции труда. К их числу относятся:
- обеспечение
соблюдения и защиты, трудовых
прав и свобод граждан, включая право
на безопасные условия труда;
- обеспечение
соблюдения работодателями
- обеспечение
работодателей и работников
- доведение до
сведения соответствующих
В соответствии
с вышеуказанными задачами органы федеральной
инспекции труда реализуют
1) осуществляют
государственный надзор и контроль за
соблюдением в организациях трудового
законодательства и иных нормативных
правовых актов, содержащих нормы трудового
права, посредством проверок, обследований,
выдачи обязательных для исполнения предписаний
об устранении нарушений, привлечения
виновных к ответственности в соответствии
с федеральным законом;
2)
анализируют обстоятельства и
причины выявленных нарушений,
принимают меры по их
3) осуществляют в соответствии с законодательством Российской
Федерации рассмотрение
дел об административных правонарушениях;
4) направляют
в установленном порядке
5)
реализуют мероприятия по
6) проводят предупредительный
надзор за строительством
7) обобщают практику
применения, анализируют причины
нарушений трудового
по их совершенствованию;
8) анализируют
состояние и причины
разрабатывают предложения по его профилактике, принимают участие в
расследовании
несчастных случаев на производстве или
проводят его самостоятельно;
9) дают заключения
по проектам строительных норм
и правил, других нормативных
документов о соответствии их
требованиям трудового
10) участвуют
в установленном порядке в
разработке государственных
11) принимают
необходимые меры по
12) запрашивают
у федеральных органов
13) ведут прием
и рассматривают заявления,
14) осуществляют
информирование и
15) информируют
общественность о выявленных
нарушениях трудового
16) готовят
и публикуют ежегодные доклады
о соблюдении трудового
В системе федеральной
инспекции труда существует внутреннее
и организационное разделение на
две подсистемы: одна - правовая, ведающая
надзором и контролем за соблюдением
законов и иных нормативных правовых
актов о труде, за исключением вопросов,
связанных с охраной труда; другая - по
охране труда. Для осуществления вышеуказанных
полномочий закон (ст. 357, 358 ТК РФ) наделяет
государственных инспекторов труда широким
объемом прав и обязанностей.
Информация о работе Анализ проблем прав на защиту трудовых прав работника