Анализ проблем прав на защиту трудовых прав работника

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2011 в 16:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ теоретических и практических проблем права на защиту трудовых прав работника. Данная цель тесно связана и реализуется через решение следующих задач:

- изучение теоретических и правовых основ защиты трудовых прав работника;

- исследование формы реализации права на защиту трудовых прав;

- выявление возможностей и условий эффективной защиты трудовых прав.

Оглавление

Введение


Глава 1. Понятие и формы защиты трудовых прав работников


Глава 2. Квалификация самозащиты трудовых прав работников


Глава 3. Характеристика деятельности органов, осуществляющих защиту трудовых прав работников


3.1. Защита трудовых прав работников профессиональными союзами


3.2. Защита трудовых прав путем осуществления государственного контроля за соблюдением трудовых законодательства


Заключения


Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 173.00 Кб (Скачать)

Обязанности работодателя по созданию условий для деятельности профкома организации. Ответственность  за нарушение прав профсоюзов. 

Все три российских Кодекса законов о труде обязывали работодателя создавать необходимые условия для осуществления защитной Деятельности профсоюзных комитетов организаций. 

Трудовой кодекс воспринял эту демократическую  традицию и в ст. 377 закрепил обязанности  работодателей в данной сфере. Он предусмотрел, что работодатель обязан: 

- безвозмездно  предоставить профсоюзному органу  организации помещение для проведения  заседаний, хранения документации, а также предоставить возможность  размещения информации в доступном  для всех работников месте; 

- в организациях  численностью 100 человек работодатель  безвозмездно предоставляет профсоюзному  органу в пользование как минимум  одно оборудованное, отапливаемое, электрифицированное помещение,  а также оргтехнику, средства  связи и необходимые правовые  документы; 

- в соответствии  с коллективным договором работодатель  может предоставить профсоюзному  органу принадлежащие работодателю  либо арендуемые им здания, сооружения, помещения и другие объекты,  а также базы отдыха, спортивные  и оздоровительные центры, необходимые для организации отдыха, ведения культурно-массовой, физкультурно - оздоровительной работы с работниками и членами их семей. За пользование этими объектами профсоюзы не имеют права устанавливать плату для работников, не являющихся членами данного профсоюза, выше установленной для работников - членов этого профсоюза; 

- работодатель  отчисляет профсоюзному органу  организации культурно-массовую  и физкультурно-оздоровительную  работу в случаях, предусмотренных  коллективным договором, денежные  средства; 

- при наличии  письменных заявлений работников - членов профсоюза работодатель  ежемесячно бесплатно перечисляет  на счет профсоюзной организации  членские профсоюзные взносы  из заработной платы работников; 

- оплата труда  руководителя профсоюзного органа  организации может производиться за счет средств организации в размерах, установленных коллективным договором. 

Указанные материальные права профсоюзного органа организации  и обязанности работодателя по их предоставлению соответствуют Европейской  социальной хартии от 3 мая 1996 г. (ст. 28). Следует принимать во внимание также Конвенцию МОТ № 135 (1971 г.) «О защите прав представителей трудящихся на предприятии и предоставляемых им возможностях» (не ратифицирована Россией) и одноименную Рекомендацию МОТ № ИЗ (1971 г.). 

Указанные в  ст. 377 ТК обязанности работодателя воспроизводят положение ст. 28 Федерального закона от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». 

Как видно из перечня обязанностей работодателя по обеспечению материальных прав профсоюзного органа организации, ряд из них (см. п. 3 - 6 ст. 377 ТК) стимулируют профсоюзный орган к заключению с работодателем коллективного договора, чтобы предусмотреть в нем не только такие обязанности, но и другие, не предусмотренные Кодексом. 

Ответственность за нарушение прав профсоюзов (ст. 378 ТК) установлена федеральными законами, и она такая же, как за нарушение  трудового законодательства, т. с. дисциплинарная, административная, а в случаях, предусмотренных  Уголовным кодексом, и уголовная. Статья 29 Федерального закона от 12 января 1996 г. гарантирует судебную защиту прав профсоюзов. 

Статья 30 Федерального закона о профсоюзах (п. 2) предусматривает, что органы общероссийских профсоюзов, объединений (ассоциаций) профсоюзов, первичных профсоюзных организаций вправе требовать привлечения к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения должностных лиц, нарушающих законодательство о профсоюзах, не выполняющих обязательств по коллективным договорам, соглашениям. 

По требованию указанных профсоюзных органов работодатель обязан расторгнуть трудовой договор с должностным лицом, если оно нарушает законодательство о профсоюзах, не выполняет своих обязательств по коллективному договору, соглашениям. К сожалению, такое эффективное право в борьбе с трудовыми правонарушениями профсоюзы почти не используют. 

 

3.2. Защита трудовых  прав путём осуществления государственного  надзора и контроля за соблюдением  трудового законодательства 
 

В соответствии со ст. 6 ТК РФ к ведению федеральных  органов государственной власти в сфере трудовых отношений относится принятие обязательных для применения федеральных законов и иных нормативно-правовых актов, устанавливающих в том числе принципы и порядок осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением законов и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также систему и полномочия федеральных органов государственной власти, осуществляющих указанный надзор и контроль. 
 

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства в Российской Федерации осуществляется различными государственными органами, прежде всего федеральной инспекцией труда. В связи с ратификацией Конвенции Международной организации труда № 81 об инспекции труда (1947 г.) с Протоколом 1995 г. к ней4, Россия взяла на себя обязательство иметь систему государственной инспекции труда, в функции которой входит обеспечение соблюдения законодательства о труде, в том числе об охране труда, на всех предприятиях и организациях. 

В развитие указанного международного документа в Российской Федерации был принят ряд нормативно-правовых, в которых было закреплено правовое положение федеральной инспекции труда. К числу данных нормативно-правых актов относятся Федеральный закон от 17 июля 1999 г. «Об основах охраны труда в Российской Федерации»5, постановление Правительства РФ от 9 сентября 1999г. «О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда», постановление Правительства РФ от 28 января 2000 г. «О федеральной инспекции труда», Приказ Министерства труда РФ от 29 января 2000 г. «Об утверждении Положения о государственной инспекции труда в субъекте Российской Федерации». Выше перечисленные нормативные акты сохраняют свою юридическую силу и применяются в настоящее время в части, не противоречащей ТК РФ. Причем многие положения кодекса, посвященные федеральной инспекции труда, дублируют нормы указанных нормативно-правовых актов. 

Федеральная инспекция  труда - единая централизованная система  государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 354 ТК). Указанная инспекция включает в себя собственно федеральную инспекцию, а также подведомственные ей государственные инспекции труда в субъектах Федерации. Руководит деятельностью федеральной инспекции труда главный государственный инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Правительством РФ. Руководители государственных инспекций труда в субъектах Федерации назначаются на должность и освобождаются от нее главным государственным инспектором труда Российской Федерации. 

Действующее законодательство (ТК РФ, Конвенция Международной организации труда № 81 об инспекции труда, Положение о федеральной инспекции труда) закрепляет основные задачи органов федеральной инспекции труда. К их числу относятся: 

- обеспечение  соблюдения и защиты, трудовых  прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда; 

- обеспечение  соблюдения работодателями трудового  законодательства и иных нормативных  правовых актов, содержащих нормы  трудового права; 

- обеспечение  работодателей и работников информацией  о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; 

- доведение до  сведения соответствующих органов  государственной власти фактов  нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадающих под действие законов и иных нормативных и актов. 

В соответствии с вышеуказанными задачами органы федеральной  инспекции труда реализуют следующие  основные полномочия, закрепленные в  ст. 356 ТК РФ: 

1) осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением в организациях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, привлечения виновных к ответственности в соответствии с федеральным законом; 

2)       анализируют обстоятельства и  причины выявленных нарушений,  принимают меры по их устранению  и восстановлению нарушенных  трудовых прав граждан; 

3)       осуществляют в соответствии с законодательством Российской

Федерации рассмотрение дел об административных правонарушениях; 

4) направляют  в установленном порядке соответствующую  информацию в федеральные органы  исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды; 

5)          реализуют мероприятия по координации  деятельности ведомственных органов  надзора и контроля и федеральных  органов исполнительной власти в части обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; 

6) проводят предупредительный  надзор за строительством новых  и реконструкцией действующих  объектов производственного назначения, вводом их в эксплуатацию в целях предотвращения отступления от проектов, ухудшающих условия труда, снижающих их безопасность; 

7) обобщают практику  применения, анализируют причины  нарушений трудового законодательства  и иных нормативных правовых  актов, содержащих нормы трудового права, готовят соответствующие предложения

по их совершенствованию; 

8) анализируют  состояние и причины производственного  травматизма и

разрабатывают предложения по его профилактике, принимают участие в

расследовании несчастных случаев на производстве или проводят его самостоятельно; 

9) дают заключения  по проектам строительных норм  и правил, других нормативных  документов о соответствии их  требованиям трудового законодательства  и иных нормативных правовых  актов, содержащих нормы трудового права, рассматривают и согласовывают проекты отраслевых и межотраслевых правил по охране труда; 

10) участвуют  в установленном порядке в  разработке государственных стандартов  по безопасности труда; 

11) принимают  необходимые меры по привлечению  в установленном порядке квалифицированных экспертов в целях обеспечения применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, относящихся к охране здоровья и безопасности работников во время их работы, а также получения информации о влиянии применяемых способов, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников; 

12) запрашивают  у федеральных органов исполнительной  власти и их территориальных  органов, органов исполнительной  власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов и других организаций и безвозмездно получают от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на них задач; 

13)  ведут прием  и рассматривают заявления, письма, жалобы и иные обращения работников о нарушениях их трудовых прав, принимают меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав; 

14) осуществляют  информирование и консультирование  работодателей и работников по  вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; 

15)    информируют  общественность о выявленных  нарушениях трудового законодательства  и иных нормативных правовых  актов, содержащих нормы трудового  права, ведут разъяснительную работу о трудовых правах работников; 

16)    готовят  и публикуют ежегодные доклады  о соблюдении трудового законодательства  и иных нормативных правовых  актов, содержащих нормы трудового  права, в установленном порядке  предоставляют их Президенту  РФ и в Правительство РФ. 

В системе федеральной  инспекции труда существует внутреннее и организационное разделение на две подсистемы: одна - правовая, ведающая надзором и контролем за соблюдением  законов и иных нормативных правовых актов о труде, за исключением вопросов, связанных с охраной труда; другая - по охране труда. Для осуществления вышеуказанных полномочий закон (ст. 357, 358 ТК РФ) наделяет государственных инспекторов труда широким объемом прав и обязанностей. 

Информация о работе Анализ проблем прав на защиту трудовых прав работника