Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 16:57, реферат
За нарушение трудового законодательства предусмотрена различная ответственность. Основой для применения публично-правовой ответственности за нарушение трудового законодательства является закрепленное в ст.37 Конституции РФ право на труд. Привлечение к административной или уголовной ответственности не гарантирует восстановление нарушенного права работника, так как для его защиты, исходя из принципа диспозитивности, требуется наличие волеизъявления работника, которого может и не быть. Личные права, а также моральное и физическое состояние и здоровье работник вынужден защищать с помощью норм частно-правовой ответственности, практическое применение которых не всегда приводит к нужному результату.
Введение
Глава 1. Понятие ответственности за нарушение трудового законодательства в РФ
1.1 Понятие и виды ответственности за нарушение трудового законодательства
1.2. Административная ответственность
1.3. Уголовная ответственность
Заключение
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное
государственное бюджетное
«Санкт-Петербургский
торгово-экономический
Кафедра права и истории
Реферат на тему: «Административная
и уголовная ответственность
за нарушение трудового
Выполнила Белякова Малика
ФУиБТ группа 1404
Санкт-Петербург - 2013
Содержание
Введение
Глава 1. Понятие ответственности за нарушение трудового законодательства в РФ
1.1 Понятие и виды ответственности за нарушение трудового законодательства
1.2. Административная ответственность
1.3. Уголовная ответственность
Заключение
Введение
Основу любого общества составляет трудовая деятельность людей. Труд является независимым от любых общественных форм условием существования человека, и составляет его вечную естественную необходимость.
Общественная организация труда, объединяющая материальные (объективные) и волевые (субъективные) отношения, с одной стороны, испытывает на себе влияние технических средств труда, а с другой - находится под воздействием различных форм общественного сознания (политики, морали, права, эстетики и др.).
1.1 Понятие и виды ответственности за нарушение трудового законодательства
Ответственность за нарушение правовых норм -- это юридическая ответственность. Такая ответственность устанавливается государством и выражается в обязанности должностного лица претерпеть предусмотренное законодательством наказание (личные или имущественные лишения) за противоправное и виновное действие (бездействие).
Противоправным признается поведение должностного лица, когда он, применяя трудовое законодательство, нарушает права работника, например привлекает работника к сверхурочной работе без его согласия в случаях, когда такое согласие необходимо в силу закона. Противоправное поведение является виновным, если должностное лицо действовало умышленно или по неосторожности.
Любое виновное нарушение
трудовых прав и обязанностей должно
влечь за собой юридическую
В соответствии со ст.362 Трудового кодекса РФ руководители и иные должностные лица организаций, а также работодатели - физические лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Согласно ст. 419 Трудового кодекса РФ лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности, а также к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности.
1.2. Административная ответственность
Административная
Государственными инспекторами
труда в ходе осуществления надзорно-
Наибольшее количество нарушений выявляется, как правило, по вопросам заключения, изменения, расторжения трудовых договоров, оплаты труда, включая факты задержки выплаты заработной платы, рабочего времени и времени отдыха.
Выявляются также
В соответствии со ст. 23.12 КоАП РФ федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.27, 5.28-5.34, 5.44 КоАП РФ.
Выделяются следующие особенности административной ответственности за нарушение трудовых и иных, связанных с ними правоотношений.
Основанием административной ответственности за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, является административное правонарушение, посягающее на трудовые права и свободы граждан.
Практически все представители
административно-правовой науки признают,
что административное правонарушение
выступает фактическим
Объективная сторона административных
правонарушений в области трудовых
отношений либо затрагивающих их
выражается в действиях или бездействии,
непосредственно либо опосредованно
направленных на нарушение или на
невыполнение законодательства о труде
и об охране труда. В работе данный
элемент охарактеризован для
каждого состава
Субъектами административной ответственности за административные правонарушения в области трудовых отношений могут быть должностные лица (ст. 5.27 КоАП РФ) и работодатели или лица их представляющие (ст.ст. 5.28 - 5.34 КоАП РФ).
Понятие «работодатель» не
тождественно понятию «должностное
лицо». Как самостоятельная правовая
категория понятие «
С принятием ТК РФ «работодатель» и «представитель работодателя» наполнились новым содержанием. Работодатель определен как физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, установленных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры (ст. 20 ТК РФ).
Наряду с этим, ст. 34 ТК
РФ предусмотрена такая категория
субъектов, как «иные представители
работодателей». Представлять работодателей
- государственные и
Подобные подходы к
определению понятия «
Необходимо учитывать
и то обстоятельство, что Федеральный
закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом
положении иностранных граждан
в Российской Федерации» регламентирует,
в том числе, и трудовую деятельность
иностранного гражданина, т.е. работу иностранного
гражданина в Российской Федерации
на основании трудового договора
или гражданско-правового
Анализ субъективной стороны
рассматриваемых
В соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях юридические лица подлежат административной ответственности за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ст. 2.10 КоАП РФ). В случае если в статьях разделов I, III, IV, V КоАП РФ не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.
Так, нарушение работодателем
законодательства о труде и об
охране труда влечет наложение административного
штрафа на должностных лиц в размере
от пяти до пятидесяти минимальных
размеров оплаты труда; на лиц, осуществляющих
предпринимательскую
Как следует из п. 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» под аналогичным правонарушением, указанным в ч. 2 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, следует понимать совершение должностным лицом такого же, а не любого нарушения законодательства о труде и об охране труда (например, первый раз должностное лицо не произвело расчет при увольнении одного, а позднее -- другого работника).
За совершение административных
правонарушений в сфере занятости
могут устанавливаться и
· предупреждение;
· административный штраф;
· дисквалификация;
· административное приостановление деятельности.
Нарушение законодательства о труде и охране труда, согласно ст. 5.27 КоАП, влечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 тыс. до 5 тыс. руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, -- от 1 тыс. до 5 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц -- от 30 тыс. до 50 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Нарушение законодательства
о труде и об охране труда должностным
лицом, ранее подвергнутым административному
наказанию за аналогичное административное
правонарушение, -- влечет дисквалификацию
на срок от одного года до трех лет. К должностным
лицам организаций относятся руководители
и другие работники, совершившие указанные
нарушения в связи с выполнением ими организационно-
Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.
Административное
приостановление деятельности з