Административная и уголовная ответственность за нарушение трудового законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 16:57, реферат

Краткое описание

За нарушение трудового законодательства предусмотрена различная ответственность. Основой для применения публично-правовой ответственности за нарушение трудового законодательства является закрепленное в ст.37 Конституции РФ право на труд. Привлечение к административной или уголовной ответственности не гарантирует восстановление нарушенного права работника, так как для его защиты, исходя из принципа диспозитивности, требуется наличие волеизъявления работника, которого может и не быть. Личные права, а также моральное и физическое состояние и здоровье работник вынужден защищать с помощью норм частно-правовой ответственности, практическое применение которых не всегда приводит к нужному результату.

Оглавление

Введение
Глава 1. Понятие ответственности за нарушение трудового законодательства в РФ
1.1 Понятие и виды ответственности за нарушение трудового законодательства
1.2. Административная ответственность
1.3. Уголовная ответственность
Заключение

Файлы: 1 файл

реферат по праву.docx

— 36.02 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Санкт-Петербургский  торгово-экономический университет»

Кафедра права и истории

 

 

 

 

Реферат на тему: «Административная  и уголовная ответственность  за нарушение трудового законодательства»

 

 

 

 

 

 

Выполнила Белякова Малика

ФУиБТ группа 1404

Санкт-Петербург - 2013

 

 

Содержание 

Введение

Глава 1. Понятие ответственности за нарушение трудового законодательства в РФ

1.1 Понятие и виды ответственности за нарушение трудового законодательства

1.2. Административная ответственность

1.3. Уголовная ответственность

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Основу любого общества составляет трудовая деятельность людей. Труд является независимым от любых общественных форм условием существования человека, и составляет его вечную естественную необходимость.

Общественная организация  труда, объединяющая материальные (объективные) и волевые (субъективные) отношения, с одной стороны, испытывает на себе влияние технических средств  труда, а с другой - находится под  воздействием различных форм общественного  сознания (политики, морали, права, эстетики и др.).

  1. Понятие ответственности за нарушение трудового законодательства в РФ

1.1 Понятие и виды ответственности за нарушение трудового законодательства

Ответственность за нарушение  правовых норм -- это юридическая ответственность. Такая ответственность устанавливается государством и выражается в обязанности должностного лица претерпеть предусмотренное законодательством наказание (личные или имущественные лишения) за противоправное и виновное действие (бездействие).

Противоправным признается поведение должностного лица, когда  он, применяя трудовое законодательство, нарушает права работника, например привлекает работника к сверхурочной работе без его согласия в случаях, когда такое согласие необходимо в силу закона. Противоправное поведение является виновным, если должностное лицо действовало умышленно или по неосторожности.

Любое виновное нарушение  трудовых прав и обязанностей должно влечь за собой юридическую ответственность. В особое положение здесь поставлены должностные лица: имея больший объем  прав, будучи ответственными за организацию  трудового процесса, они должны обеспечить нормальные и безопасные условия  труда и в случае нарушений  отвечать не в меньшей степени, а  в большей степени, чем другие работники.

В соответствии со ст.362 Трудового  кодекса РФ руководители и иные должностные  лица организаций, а также работодатели - физические лица, виновные в нарушении  трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, несут  ответственность в случаях и  порядке, которые установлены настоящим  Кодексом и иными федеральными законами.

Согласно ст. 419 Трудового  кодекса РФ лица, виновные в нарушении  трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности, а также к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности.

 

 

1.2. Административная ответственность

Административная ответственность  может наступать за самые различные  нарушения норм трудового законодательства, включая нормы по охране труда.

Государственными инспекторами труда в ходе осуществления надзорно-контрольной деятельности выявляются нарушения трудового законодательства практически по всем основным институтам трудового права.

Наибольшее количество нарушений  выявляется, как правило, по вопросам заключения, изменения, расторжения  трудовых договоров, оплаты труда, включая  факты задержки выплаты заработной платы, рабочего времени и времени  отдыха.

Выявляются также многочисленные нарушения по вопросам охраны труда, в том числе в связи с  расследованием несчастных случаев  на производстве.

В соответствии со ст. 23.12 КоАП РФ федеральная инспекция труда  и подведомственные ей государственные  инспекции труда рассматривают  дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.27, 5.28-5.34, 5.44 КоАП РФ.

Выделяются следующие  особенности административной ответственности  за нарушение трудовых и иных, связанных  с ними правоотношений.

Основанием административной ответственности за нарушение трудового  законодательства и иных нормативных  правовых актов, содержащих нормы трудового  права, является административное правонарушение, посягающее на трудовые права и свободы  граждан.

Практически все представители  административно-правовой науки признают, что административное правонарушение выступает фактическим основанием для наступления административной ответственности, однако существенно  расходятся во взглядах относительно того, является ли это единственным основанием или же существуют и другие основания для наступления административной ответственности.

Объективная сторона административных правонарушений в области трудовых отношений либо затрагивающих их выражается в действиях или бездействии, непосредственно либо опосредованно  направленных на нарушение или на невыполнение законодательства о труде  и об охране труда. В работе данный элемент охарактеризован для  каждого состава административного  правонарушения.

Субъектами административной ответственности за административные правонарушения в области трудовых отношений могут быть должностные  лица (ст. 5.27 КоАП РФ) и работодатели или лица их представляющие (ст.ст. 5.28 - 5.34 КоАП РФ).

Понятие «работодатель» не тождественно понятию «должностное лицо». Как самостоятельная правовая категория понятие «работодатель» стало впервые употребляться  в Федеральном законе «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Оно означало, с одной стороны, собирательное понятие «организация»  в виде предприятия, учреждения в  собственном смысле и назначении и, с другой стороны, работодателя как  юридическое лицо, представляемое его  руководителем. Термин «работодатель» получил официальный статус в федеральных законах от 11 марта 1992 года № 2490-1 «О коллективных договорах и соглашениях» и от 23 ноября 1995 года № 175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», ныне утративших силу в связи с принятием Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ «О внесении изменений в ТК РФ, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации». Смысл этого термина в законах один: работодатель - это сторона трудового правоотношения, субъект, предоставляющий работу наемным работникам. В этих же законах было определено, что представители работодателей - руководители организаций или другие полномочные в соответствии с уставом организации, иными правовыми актами лица, полномочные органы объединений работодателей, иные уполномоченные работодателями органы.

С принятием ТК РФ «работодатель» и «представитель работодателя»  наполнились новым содержанием. Работодатель определен как физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, установленных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры (ст. 20 ТК РФ).

Наряду с этим, ст. 34 ТК РФ предусмотрена такая категория  субъектов, как «иные представители  работодателей». Представлять работодателей - государственные и муниципальные  предприятия, а также организации, финансируемые из соответствующих  бюджетов, могут органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, уполномоченные на представительство  законодательством или работодателями.

Подобные подходы к  определению понятия «представитель работодателя» объективно создают  дополнительные трудности для субъектов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст. 5.28-5.34 КоАП РФ.

Необходимо учитывать  и то обстоятельство, что Федеральный  закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан  в Российской Федерации» регламентирует, в том числе, и трудовую деятельность иностранного гражданина, т.е. работу иностранного гражданина в Российской Федерации  на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг). При этом, следует различать: а) иностранных работников, т.е. иностранных граждан, временно пребывающих в Российской Федерации и осуществляющих в установленном порядке трудовую деятельность и б) иностранных граждан, зарегистрированных в качестве индивидуального предпринимателя, т.е. иностранных граждан, зарегистрированных в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица. Из этого закона следует и то, что в качестве работодателя либо заказчика работ (услуг) может выступать, в том числе, иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя (части 2 и 3 ст. 13).

Анализ субъективной стороны  рассматриваемых административных правонарушений позволяет утверждать, что их совершение предполагает только умышленную форму вины.

В соответствии с законодательством  РФ об административных правонарушениях  юридические лица подлежат административной ответственности за нарушение трудового  законодательства и иных нормативных  правовых актов, содержащих нормы трудового  права (ст. 2.10 КоАП РФ). В случае если в статьях разделов I, III, IV, V КоАП РФ не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.

Так, нарушение работодателем  законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного  штрафа на должностных лиц в размере  от пяти до пятидесяти минимальных  размеров оплаты труда; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, -- от пяти до пятидесяти минимальных  размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц -- от трехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).

Как следует из п. 17 постановления  Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих  у судов при применении Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях» под аналогичным  правонарушением, указанным в ч. 2 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, следует понимать совершение должностным лицом такого же, а не любого нарушения законодательства о труде и об охране труда (например, первый раз должностное лицо не произвело расчет при увольнении одного, а позднее -- другого работника).

За совершение административных правонарушений в сфере занятости  могут устанавливаться и применяться  следующие административные наказания:

· предупреждение;

· административный штраф;

· дисквалификация;

· административное приостановление  деятельности.

Нарушение законодательства о труде и охране труда, согласно ст. 5.27 КоАП, влечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 тыс. до 5 тыс. руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, -- от 1 тыс. до 5 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц -- от 30 тыс. до 50 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным  лицом, ранее подвергнутым административному  наказанию за аналогичное административное правонарушение, -- влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет. К должностным лицам организаций относятся руководители и другие работники, совершившие указанные нарушения в связи с выполнением ими организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Административное  приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды, а также в других случаях, указанных в ст. 3.12 КоАП.

Информация о работе Административная и уголовная ответственность за нарушение трудового законодательства