Транспортные характеристики применяемые для различных грузов

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 11:58, реферат

Краткое описание

Основная функция транспорта – сохранная доставка грузов, в опеределенные сроки с определенной скоростью, без ущерба для окружающей среды. При перевозке груз должен доставляться без порчи и повреждения.
Предметом грузоведения являются: транспортные характеристики и транспортное состояние груза; взаимодействие груза и окружающей среды; взаимосвязь транспортного состояния с технологией и организацией транспортного процесса; оптимальные режимы хранения и перевозки.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
Транспортные характеристики применяемые для различных грузов..4
Понятие транспортной характеристики…………………………….4
Классификация грузов………………………………………………..4
Физико-химические свойства грузов……………………………….8
Объемно-массовая характеристика грузов………………………..14
Тара и упаковка……………………………………………………...22
Классы и подклассы опасных грузов…………………………………19
Транспортная характеристика селитры аммиачной марка А………………………………………………………………..……..24
Список используемой литературы……………………………………….27

Файлы: 1 файл

Грузоведение.docx

— 139.86 Кб (Скачать)

Для предотвращения или замедления процесса слеживания грузы хранят в  уменьшающих поглощение влаги условиях; гигроскопичные вещества упаковывают во влагонепроницаемую тару; поверхности продукции покрывают брезентом и т. д.

Сводообразование — процесс образования свода над выпускным отверстием бункера, силоса, подвижного состава, характерный для насыпных и навалочных грузов. Образование свода происходит в результате зацепления движущихся частиц груза за частицы, находящиеся в состоянии покоя.

Вязкость — свойство частиц жидкости сопротивляться перемещению относительно друг друга под действием внешних сил. Вязкость характеризует внутреннее трение между частицами и объясняется силами молекулярного сцепления. Различают динамическую, кинематическую и условную вязкость.

Гигроскопичность — способность грузов легко поглощать влагу воздуха, объясняется различными причинами.

Влажность определяет процентное содержание влаги в массе груза. Влага может содержаться в массе груза в свободном и связанном состояниях. Различают абсолютную и относительную влажность груза.

Химические  свойства грузов. Самонагревание и самовозгорание происходят под действием внутренних источников тепла — химических и биохимических процессов, протекающих в массе груза и повышающих его температуру. Самонагреванию подвержены зерно, волокнистые материалы, сено, жмых, каменные и бурые угли, торф, сланцы, некоторые руды и их концентраты и др.

Процесс самонагревания грузов сельскохозяйственного производства объясняется наличием процесса дыхания продукта, жизнедеятельностью микроорганизмов и сельскохозяйственных вредителей. Вследствие малой теплопроводности теплота в массе груза накапливается и его температура повышается, что в конечном счете приводит к порче, обугливанию или самовозгоранию продукта.

Создание благоприятных  условий хранения и перевозки, активная вентиляция груза позволяют предотвратить или замедлить биохимические процессы, снизить интенсивность жизнедеятельности микроорганизмов и вредителей, обеспечить своевременное удаление выделяющихся углекислого газа и тепла.

Процесс самонагревания руд, рудных концентратов, каменных и бурых углей, торфа, сланцев и некоторых других грузов объясняется химической реакцией взаимодействия с кислородом воздуха. Реакция окисления сопровождается выделением и накоплением тепла в массе груза, что в свою очередь ускоряет реакцию окисления. Если не обеспечить отвод тепла из массы груза, его самонагревание может привести к самовозгоранию. Температура груза, при которой начинается бурный процесс окисления с последующим самовозгоранием, называется критической температурой.

Окислительные свойства грузов — способность легко отдавать избыток кислорода другим веществам. Примесь окислителей может вызвать загорание горючих материалов и обеспечить их устойчивое горение без доступа воздуха. Это необходимо учитывать при взаимном размещении мест хранения и грузовых фронтов по переработке горючих материалов и окисляющих грузов и при организации их перевозки по железным дорогам.

Некоторые окислители вместе с органическими веществами способны к образованию взрывчатых смесей, взрывающихся вследствие детонации, трения или удара. Особенно активными окислителями являются жидкие кислоты, щелочи, соли, минеральные удобрения, перекись водорода и т. д.

Перевозка активных окислителей  требует принятия необходимых мер к нейтрализации их корродирующего воздействия на металлические части подвижного состава и средств механизации погрузочно-разгрузочных работ.

Коррозия — разрушение металлов или металлических изделий вследствие их химического или электрохимического взаимодействия с внешней средой. Коррозия, или окисление металлов, является процессом присоединения к металлоидам кислорода, хлора, брома и некоторых других элементов. Для условий железнодорожных перевозок наиболее характерна атмосферная коррозия, обусловленная электрохимическими процессами, где электролитом является тонкая пленка или отдельные капельки влаги. Скорость коррозии возрастает с повышением влажности и температуры воздуха, его загрязнения угольной пылью, золой, хлоридами или газами (особенно сернистыми). Так, повышенная загазованность крупных промышленных центров, кроме негативного воздействия на здоровье людей, в результате коррозии приводит к ускоренному выходу из строя металлических частей машин, строительных конструкций, архитектурных памятников и др.

В целях защиты от коррозии в процессе перевозки металлы  и металлоизделия тщательно упаковывают, в необходимых случаях уплотняют стены и крышу вагонов, покрывают антикоррозионными смазками открытые части, не допускают их совместную перевозку с грузами, являющимися активными окислителями.

Реакция на изменение температур. Смерзаемость — способность грузов терять свою сыпучесть в результате смерзания отдельных частиц продукта в сплошную массу. Смерзаемости подвержены руды различных металлов и их концентраты, уголь каменный, минерально-строительные и формовочные материалы, глина и другие навалочные грузы.

В случаях когда влажность груза невозможно или сложно довести до безопасных пределов, необходимо проведение профилактических мероприятий против смерзаемости.

Морозостойкость — способность грузов выдерживать воздействие низких температур, не разрушаясь, и сохранять свои качественные характеристики при оттаивании.

Спекаемость — свойство частиц некоторых грузов слипаться при повышении температуры продукта. Спекаемости подвержены гудрон, асфальт, пек, агломераты руд и др. Предотвратить спекаемость грузов практически невозможно. Выгрузка спекающихся грузов требует значительных трудовых затрат.

Теплостойкость — способность веществ противостоять развитию биохимических процессов, разрушению, окислению, плавлению или самовозгоранию под действием высоких температур. Наиболее неблагоприятное воздействие высокие температуры оказывают на грузы растительного и животного происхождения, каменные угли, торф, сланцы и грузы, содержащие легкоплавкие вещества.

Огнестойкость — способность грузов не воспламеняться и не изменять своих первоначальных свойств (прочность, цвет, форму) под воздействием огня.

Характеристика опасности. Огнеопасность — способность вещества в случае возникновения очага загорания к прогрессирующему горению. Устойчивое горение вещества происходит при определенной концентрации его газов, паров или пыли в воздухе. Границы такой концентрации получили название области воспламенения. Чем шире область воспламенения и ниже концентрационный предел взрываемости, тем выше огнеопасность груза.

Взрывоопасность — способность грузов вызывать физический или химический взрыв.

Вредность — способность паров или взвешенных частиц поражать органы чувств, кожный покров, дыхательные пути и легкие людей.

Ядовитость — свойство некоторых грузов, представляющих непосредственную опасность для здоровья и жизни людей и животных.

К инфекционно-опасным  грузам относятся: живность, сырые животные продукты, шерсть животных, кожсырье, бактериологические препараты и некоторые другие. Такие грузы могут послужить причиной распространения инфекции, заболевания, а в некоторых случаях гибели людей и животных.

Радиоактивность — способность некоторых веществ к радиоактивным излучениям, опасным для здоровья и жизни людей и животных.

    1. Объемно-массовая характеристика грузов

Массовые характеристики. Плотность — это масса однородного вещества в единице объема. Единицей плотности является килограмм на кубический метр, однако в производственной практике чаще используется тонна на кубический метр. На транспорте плотность используют для расчета массы жидких грузов, перевозимых наливом в вагонах-цистернах и бункерных полувагонах.

Плотность жидких грузов изменяется с изменением температуры, поэтому в верхнем правом углу обозначения плотности указывается температура, при которой она была определена. Стандартной является плотность жидкого груза при температуре 20 °С. Для определения плотности жидких грузов применяют ареометры, гидростатические весы и пикнометры.

Удельная масса характеризует массу единицы объема груза с учетом суммарного объема внутренних пор и капилляров. Удельную массу используют для расчета массы лесоматериалов, железобетонных изделий и некоторых других грузов.

Объемная масса используется для определения массы насыпных и навалочных грузов расчетами. Насыпные и навалочные грузы представляют собой большое количество частиц различных размеров и формы. Между отдельными частицами и внутри них есть свободные пространства, возникающие в результате неплотного их прилегания друг к другу и наличия пор и капилляров. Отсюда объем насыпных и навалочных грузов зависит не только от количества материала, но и от наличия     и размера свободных пространств. Объемная масса характеризует массу груза в единице объема с учетом скважистости и пористости   вещества.

Для стандартной объемной массы  зерновых грузов на железных дорогах употребляется термин натурная масса. Объемную массу груза можно определять взвешиванием на вагонных или товарных весах или лабораторным способом. При использовании вагонных весов емкостями служат кузова вагонов.

Плотность, удельную и объемную массу  необходимо определять с точностью  до сотых долей, так как ошибка даже на одну десятую при расчете  массы продукта в четырехосном вагоне приводит к разнице в 5—7 т груза. Периодичность проверки плотности, удельной и объемной массы груза устанавливается в зависимости от его основных физико-химических свойств, но не реже одного раза в месяц.

Объемные характеристики. Удельным объемом называется объем единицы массы груза. Для насыпных и навалочных грузов удельный объем—величина, обратная объемной массе, а для жидкостей — обратная плотности продукта.

Для тарно-штучных грузов важно знать основные характеристики отдельных грузовых мест: длину, ширину, высоту, внешний объем и массу брутто.

Объем штабеля тарно-штучных  грузов превышает сумму объемов отдельных грузовых мест из-за наличия зазоров.

Коэффициент укладки зависит от размеров и формы отдельных грузовых мест, способа и плотности их укладки.

Удельный погрузочный  объем показывает, какой объем подвижного состава занимает в среднем 1 т груза.

Объем вагона, занятый  грузом, учитывает пустоты между  отдельными грузовыми местами и между грузом и внутренней обшивкой подвижного состава. Качество размещения груза в вагоне можно оценить с помощью коэффициента заполнения.

Зная коэффициент заполнения конкретным грузом заданного типа подвижного состава и удельный объем груза, легко определить его удельный погрузочный объем.

    1. Тара и упаковка

Обобщенная  классификация. Сохранность грузов в процессе транспортирования в значительной степени обеспечивается правильной подготовкой грузов к перевозке и рациональной упаковкой. Упаковка — это средство или комплекс технических средств, обеспечивающих защиту продукции (груза) от повреждений и потерь, окружающей среды, загрязнения и облегчающих процесс обращения, включая хранение, транспортирование, перегрузку и реализацию продукции. Основными элементами упаковки являются тара, упаковочные материалы, средства консервации.

Грузы предъявляются к перевозке  в упаковке с применением всех или только отдельных ее элементов и без упаковки — навалом, насыпью, наливом в специализированном или универсальном подвижном составе. Упаковка должна соответствовать действующим стандартам или соглашениям сторон (грузоотправителя и грузополучателя), оформленным в установленном порядке. Упаковка грузов, не имеющих стандартов или соглашений, должна обеспечивать сохранность перевозимой продукции и быть исправной.

Тара является одним из важнейших компонентов упаковки и представляет собой специальное изделие для размещения продукции. По функциональным признакам различают следующие основные виды тары: потребительскую, групповую, производственную, тару-оборудование и транспортную.

Потребительская тара предназначена для первичного упаковывания изделий и товаров в расфасовке по объему и массе, удобной потребителю. Эта тара переходит вместе с товаром в собственность потребителя. Потребительская тара может быть: индивидуальной — для упаковывания одного изделия; порционной — для размещения определенного количества продукции; подарочной, отличающейся ярким, красочным оформлением, и т. д.

Групповая тара служит для комплектации и укрупнения партий изделий, особенно мелкоштучных, предварительно упакованных в потребительскую тару или без нее. Групповая тара может также выполнять функции защиты товаров от воздействия агрессивных факторов окружающей среды и механических нагрузок, обладая амортизирующими свойствами.

Производственная  тара используется для упаковывания, перемещения и хранения полуфабрикатов,    запасных частей, готовой продукции, комплектующих изделий и других грузов внутри цеха, завода или предприятия или между заводами, связанными кооперированными поставками. Производственная тара должна как можно полнее соответствовать технологии работы предприятий и исключать ручные операции на всех этапах перемещения и при перегрузках. Производственную тару в основном изготовляют из металла, так как она должна выдерживать большие механические нагрузки и иметь длительный срок службы. По условиям эксплуатации производственная тара является многооборотной.

Информация о работе Транспортные характеристики применяемые для различных грузов