Транспортные характеристики применяемые для различных грузов

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 11:58, реферат

Краткое описание

Основная функция транспорта – сохранная доставка грузов, в опеределенные сроки с определенной скоростью, без ущерба для окружающей среды. При перевозке груз должен доставляться без порчи и повреждения.
Предметом грузоведения являются: транспортные характеристики и транспортное состояние груза; взаимодействие груза и окружающей среды; взаимосвязь транспортного состояния с технологией и организацией транспортного процесса; оптимальные режимы хранения и перевозки.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
Транспортные характеристики применяемые для различных грузов..4
Понятие транспортной характеристики…………………………….4
Классификация грузов………………………………………………..4
Физико-химические свойства грузов……………………………….8
Объемно-массовая характеристика грузов………………………..14
Тара и упаковка……………………………………………………...22
Классы и подклассы опасных грузов…………………………………19
Транспортная характеристика селитры аммиачной марка А………………………………………………………………..……..24
Список используемой литературы……………………………………….27

Файлы: 1 файл

Грузоведение.docx

— 139.86 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

По дисциплине: «Грузоведение»

 

 

 

 

 

                                     

 

                                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………….3

  1. Транспортные характеристики применяемые для различных грузов..4
    1. Понятие транспортной характеристики…………………………….4
    2. Классификация грузов………………………………………………..4
    3. Физико-химические свойства грузов……………………………….8
    4. Объемно-массовая характеристика грузов………………………..14
    5. Тара и упаковка……………………………………………………...22
  2. Классы и подклассы опасных грузов…………………………………19
    1. Транспортная характеристика селитры аммиачной марка А………………………………………………………………..……..24

Список используемой литературы……………………………………….27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

С того момента, когда товар предъявлен к перевозке, он переходит в новое состояние  – становится грузом. При превращении  товара в категорию груза для  транспорта теряет значение ряд его  товарных характеристик (потребительских  свойств), но появляется необходимость  изучения и учета транспортных характеристик.

Основная  функция транспорта – сохранная  доставка грузов, в опеределенные  сроки с определенной скоростью, без ущерба для окружающей среды. При перевозке груз  должен доставляться без порчи и повреждения.

Предметом грузоведения являются: транспортные характеристики и транспортное состояние  груза; взаимодействие груза и окружающей среды; взаимосвязь транспортного  состояния с технологией и  организацией транспортного процесса; оптимальные режимы хранения и перевозки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Транспортные характеристики применяемые для различных грузов
    1. Понятие транспортной характеристики

Ежесуточно к перевозке по железным дорогам предъявляется около 10,5 млн. тонн различной товарной продукции (сырья, топлива, полуфабрикатов, готовых изделий, продукции сельского хозяйства), насчитывающей свыше 5 тыс. наименований. С момента приема к перевозке на станции отправления и до момента выдачи на станции назначения вся эта товарная продукция носит название «груз».

Грузы каждого наименования обладают присущими только им физико-химическими свойствами, объемно-массовыми характеристиками, степенью опасности, определяющими технические условия перевозок. В комплексе с параметрами тары и упаковки специфические свойства груза составляют понятие транспортная характеристика груза.

Транспортная характеристика груза  определяет режимы перевозки, перегрузки и хранения, а также требования к техническим средствам выполнения этих операций. Транспортные характеристики используют при решении задач по рационализации перевозочного процесса: выборе типа подвижного состава, складских обустройств, средств пакетирования грузов, разработке условий их перевозки и т. д.

    1. Классификация грузов

Ha железнодорожном транспорте различают транспортную классификацию и классификацию, применяемую для нормирования и учета погрузочно-разгрузочных работ.

Транспортная классификация строится в зависимости от вида и состояния грузов, предъявляемых к перевозке, типа их упаковки и способов погрузки и перевозки, обеспечивающих сохранность продукции. В транспортной классификации все грузы объединены в три группы: сухогрузы, наливные и живность (рис. 1).

Каждая группа делится  на подгруппы, объединяющие грузы, сходные по их транспортным характеристикам и условиям перевозки.

Насыпные грузы допускаются к перевозке по железным дорогам насыпью. К ним относятся: рожь, пшеница, овес, ячмень, гречиха, просо, кукуруза в зерне и в початках, семена масличных и бобовых культур, рис нерушеный, мучка, вика, мельничные и зерновые отходы, отруби, комбикорма. Другие зерновые культуры, а также муку, крупу и семена калиброванной кукурузы перевозят в таре и относят к подгруппе тарно-упаковочных грузов.

Рисунок 1 – Транспортная классификация  грузов

К навалочным грузам относятся твердое топливо, руда, минерально-строительные материалы, лесоматериалы и т. д. Как правило, навалочные грузы принимают к перевозке без счета мест. Различают навалочные грузы, которые не требуют защиты от атмосферных осадков и распыления (твердое топливо, руда, кирпич, лес), и грузы, подверженные распылению, загрязнению и порче от атмосферных осадков (цемент, известь, соль, минеральные удобрения). Перевозка первой группы навалочных грузов допускается на открытом подвижном составе, а грузов (второй группы — в универсальных крытых и специализированных вагонах и контейнерах.

Тарно-упаковочные  и штучные грузы включают множество наименований промышленной продукции и товаров народного потребления. Эти грузы отличаются значительным разнообразием видов тары, упаковки, формы и объемно-массовых характеристик отдельных грузовых мест. В зависимости от объемно-массовых характеристик тарно-упаковочные и штучные грузы подразделяются на четыре группы. Первую группу составляют грузы, имеющие массу отдельных мест менее 500 кг. Их, как правило, перевозят в крытых вагонах и универсальных контейнерах. Тарно-упаковочные и штучные грузы второй, третьей и четвертой групп, называемые тяжеловесными, перевозят на открытом подвижном составе, а иногда в контейнерах-кассетах.

К наливным относятся жидкие грузы, перевозимые наливом в цистернах и бункерных полувагонах.

К живности относятся: крупный и мелкий рогатый скот, лошади,, верблюды, дикие звери, птица всякая, живая рыба, и рыбопосадочный материал, раки и пчелы.

В зависимости от специфических  свойств и условий транспортирования все грузы могут быть классифицированы на 11 групп.

Первую группу составляют скоропортящиеся грузы, т. е. грузы, требующие защиты от действия высоких или низких температур окружающей среды. К ним относятся продукты полеводства, огородничества, садоводства, животноводства, птицеводства и рыбной промышленности. В этих грузах активно протекают процессы изменения цвета, распад и гидролиз сложных органических веществ.

Характерной особенностью грузов второй группы является гигроскопичность— способность поглощать свободную влагу воздуха. Поглощение влаги некоторыми грузами приводит к изменению массы, объема, физико-химических свойств, к прямым потерям или порче груза. К гигроскопичным грузам относятся соль, сахар, цемент, хлопок и др.

К третьей группе отнесены грузы, легко аккумулирующие посторонние запахи (продукты перемола, чай, сахар), что может привести к порче продукта.

Грузы, обладающие специфическими запахами, которые при совместном хранении или перевозке могут привести к порче других грузов, включены в четвертую группу. Специфическими запахами обладают рыбопродукты, кожсырье, табачные изделия, нефтепродукты.

Пятую группу составляют грузы, устойчиво сохраняющие свои характерные физико-химические свойства в процессе перевозки и хранения, не претерпевающие заметных изменений — это минерально-строительные материалы, руды черных и цветных металлов, каменный уголь, лесоматериалы и т. д.

В шестую группу исключены  навалочные грузы, теряющие при транспортировании свойство сыпучести в результате смерзания или спекания отдельных частиц. К смерзающимся или спекающимся грузам относятся колчедан, гранулированный шлак, каменный уголь, калийная соль и т. д.

Седьмая группа состоит из слеживающихся  навалочных грузов, у которых при  длительном хранении или перевозке  происходит потеря подвижности частиц продукта в результате давления верхних слоев груза. К слеживающимся грузам относятся цемент, глина, фосфоритная мука, торф и т. д.

Опасные грузы объединены в восьмую  группу. Эти грузы могут послужить  причиной взрыва, пожара, заболевания, отравления или ожогов людей и  животных, а также вызвать порчу  или повреждение других грузов, подвижного состава, устройств и сооружений. К опасным грузам относятся: вещества, способные к образованию взрывчатых смесей; сжатые и сжиженные газы; самовозгорающиеся вещества; вещества, воспламеняющиеся от действия воды; легковоспламеняющиеся; едкие; ядовитые; радиоактивные; сильнодействующие ядовитые; взрывчатые и предметы, ими снаряженные.

Девятую группу составляют грузы, которые  в процессе перевозки и хранения способны к значительным потерям массы — овощи, бахчевые культуры, мясные продукты и т. д.

К десятой группе отнесена живность. Продукция машиностроения объединена в одиннадцатую группу.

По условиям и способам хранения различают три группы грузов.

Первую группу составляют ценные грузы  и грузы, которые могут испортиться  под воздействием влаги или изменения  температуры, К ним относятся  скоропортящиеся грузы, промышленные и продовольственные товары широкого потребления и т. д. Хранение первой группы осуществляется в закрытых складах.

Вторую группу составляют грузы, не подверженные воздействиям температурных колебаний, но попадание влаги может привести к их порче — это бумага, металл, хлопок и т. д. Эти грузы хранят в крытых окладах или на крытых площадках (под навесом).

В третью группу входят грузы, не подверженные или слабо подверженные воздействию внешней среды: каменный уголь, лес, контейнеры, минерально-строительные материалы и т. д. Их хранят на открытых площадках.

    1. Физико-химические свойства грузов

Физико-химические свойства характеризуют  состояние груза, его способность  вступать во взаимодействие с окружающей средой, вредно воздействовать на подвижной  состав, складские емкости, погрузочно-разгрузочные машины и устройства, другие грузы, а также на здоровье людей. От физико-химических свойств в большой степени зависят выбор условий перевозки, перегрузки и хранения груза и основные требования к его таре и упаковке.

Физические  свойства. Гранулометрический состав характеризует количественное распределение частиц (кусков) насыпных и навалочных грузов по крупности. В зависимости от гранулометрического состава насыпные и навалочные грузы делятся на группы (особо крупные, крупнокусковые, среднекусковые, мелкокусковые, крупнозернистые, мелкозернистые, порошкообразные и пылевидные).

Гранулометрический состав оказывает значительное влияние  на такие свойства груза, как сыпучесть, гигроскопичность, способность к слеживанию, смерзанию, уплотнению.

Сыпучесть — способность насыпных и навалочных грузов перемещаться под действием сил тяжести или внешнего динамического воздействия. Сыпучесть груза характеризуется величиной угла естественного откоса и сопротивлением сдвигу.

Углом естественного  откоса называется двугранный угол между плоскостью груза и горизонтальной плоскостью основания штабеля. Величина угла естественного откоса зависит от рода груза, его гранулометрического состава и влажности.

Различают угол естественного  откоса груза в покое и в  движении. Величина угла естественного откоса в покое больше, чем в движении.

При воздействии на груз динамических нагрузок, особенно вибрации, угол естественного откоса может снижаться до нуля.

Скважистость определяет наличие и величину пустот между отдельными частичками груза и оценивается коэффициентом скважистости.

Пористость характеризует наличием суммарный объем внутренних пор и капилляров в массе груза и оценивается коэффициентом пористости.

Способность уплотняться характеризуется коэффициентом уплотнения.

Уплотнение происходит под действием на груз статических  или динамических нагрузок, за счет заполнения пустых пространств и  более компактного расположения отдельных частиц груза относительно друг друга. Степень уплотнения в значительной степени зависит от гранулометрического состава, пористости и скважистости груза. Она является важным фактором повышения статической нагрузки вагона.

Хрупкость — способность некоторых грузов при механическом воздействии разрушаться, минуя состояние заметных пластических деформаций.

Пылеемкость — способность грузов легко поглощать пыль из окружающей атмосферы.

Распыляемость — способность мельчайших частиц вещества образовывать с воздухом устойчивые взвеси и переноситься воздушными потоками на значительные расстояния от места расположения груза.

Способность груза к слеживаемости возрастает при наличии в его массе растворимых в воде примесей. Сильному слеживанию подвержены все гигроскопичные растворимые в воде грузы.

Прочность и степень слеживания продукта находится в прямой зависимости  от времени хранения или перевозки  и высоты штабелей груза. Особенно заметно с ростом высоты штабелей возрастает степень слеживаемости малогигроскопичиых грузов. Быстрота слеживания продукта зависит от его температуры. При резких сменах температуры и влажности окружающей среды слеживаемость груза усиливается.

Информация о работе Транспортные характеристики применяемые для различных грузов