Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 11:32, курсовая работа
Для повышения безопасности движения по дорогам необходимо одновременное проведение широкого комплекса мероприятий. Значительная часть их связана с развитием конструкции автомобилей, прежде всего с совершенствованием тормозных систем, а также оснащением автомобилей специальными приспособлениями, например, ремнями безопасности, мягкой приборной панелью, энергопоглощающей рулевой колонкой, воздушными мешками безопасности и др. Большую роль играют повышение дисциплины движения по дорогам и пропаганда безопасности движения среди водительского состава, населения и в школах.
Введение
Проблема обеспечения безопасности и организации движения на автомобильных дорогах привлекает большое внимание во всех странах в связи со значительными жертвами и материальными потерями при дорожно-транспортных происшествиях.
В Казахстане эта проблема приобретает особое значение, так как быстрый процесс автомобилизации страны приводит к непрерывному включению в число участников движения новых водителей, еще не располагающих большим опытом управления автомобилями в условиях интенсивного движения. Сказывается также и опережение темпов выпуска автомобилей по сравнению с темпами роста протяженности дорожной сети и совершенствованием ее технического уровня.
Для повышения безопасности движения по дорогам необходимо одновременное проведение широкого комплекса мероприятий. Значительная часть их связана с развитием конструкции автомобилей, прежде всего с совершенствованием тормозных систем, а также оснащением автомобилей специальными приспособлениями, например, ремнями безопасности, мягкой приборной панелью, энергопоглощающей рулевой колонкой, воздушными мешками безопасности и др. Большую роль играют повышение дисциплины движения по дорогам и пропаганда безопасности движения среди водительского состава, населения и в школах.
Существенное повышение безопасности движения достигается совершенствованием методов проектирования дорог и улиц, улучшением технологии выполнения дорожно-строительных работ, в частности обеспечением должной ровности и шероховатости покрытий, сохранением этих качеств в процессе службы дороги.
Для безопасности движения по дорогам необходимо выполнение ряда требований:
строгое соблюдение водителями и пешеходами правил дорожного движения;
хорошее техническое состояние
обеспечение планом и продольным профилем дороги беспрепятственного движения потока автомобилей расчетной интенсивности с заданной скоростью;
поддержание службой ремонта и содержания транспортно-эксплуатационных качеств дороги (ровности, прочности, коэффициента сцепления шины с покрытием) и своевременное устранение влияния внешних факторов на условия движения, в первую очередь погодно-климатических (тумана, осадков, гололеда, снежных заносов);
повышение профессионального мастерства водителей, изучение в автошколах и в сети технической учебы на предприятиях основных сведений о дорогах и влияния дорожных условий на безопасность движения и условия эксплуатации автомобилей;
управление движением – установление оптимальных скоростей как в целом по стране, так и на отдельных маршрутах и участках, введение светофорного регулирования. Создание на дорогах специальной службы организации и безопасности движения; своевременная информация водителей о постоянных и переменных условиях движения по дороге (туман, гололед) путем установки предупреждающих дорожных знаков с меняющейся информацией, оповещения в печати, по радио и телевидению, а в отдельных случаях и оперативное регулирование движения;
усиление пропаганды правил дорожного движения через печать, телевидение, радио и другие средства;
решение задач социологического характера – создание благоприятных условий труда и быта водителей, развертывание социалистического соревнования за дисциплину движения, борьба с пьянством и др.
Таким образом, вопросы обеспечения
безопасности движения могут быть решены
только совместными усилиями специалистов
различных отраслей науки и техники.
Ни одно из этих мероприятий, взятое в
отдельности, не может коренным образом
повысить безопасность движения. В
то же время описать в одной
работе все пути повышения безопасности
движения на автомобильных дорогах
было бы весьма затруднительно. В данной
книге показано, как на безопасность
движения влияют дорожные условия, т.е.
та обстановка, в которой осуществляются
автомобильные перевозки и
Роль дорожных условий в обеспечении безопасности движения и значение их совершенствования пока еще в должной степени недооцениваются. Они могут быть полностью выявлены только на основе широких научных исследований по анализу дорожно-транспортных происшествий и изучению режимов движения автомобилей в различных дорожных условиях.
1 Технико - экономическое обоснование темы дипломного проекта
1.1 История развития улично-дорожной сети
Развитие автомобильных
сообщений исторически
В Казахстане практически
не было автомобильных дорог, и широкое
строительство современных
Однако в настоящее время многие городские улицы и загородные дороги не отвечают современным техническим требованиям, так как построены по устаревшим техническим условиям. Это затрудняет обеспечение безопасности дорожного движения и требует большой реконструкции дорог как местного, так и международного значения, а в отдельных случаях и постройки новой отвечающей всем современным условиям движения транспортных потоков.
Развитие путей сообщения в городах и развитие внегородского транспорта было разобщено. С появлением автомобильного движения резко сократился разрыв между внешним (междугородним) и внутригородским транспортом. По существу одни и те же автомобили обеспечивают как внутригородские на сравнительно короткие расстояния, так и междугородние на сотни и даже тысячи километров. Соответственно должны быть универсальны по своим параметрам все пути сообщения, предназначенных для движения современных автомобилей. Исходя из этих позиций, международная «конвенция о дорожном движении» называет всякий путь, предназначенный и используемый для автомобильного движения, дорогой, включая сюда улицы, переулки, автомагистрали и т.д.
К сожалению, до сих пор
существуют два понятия «автомобильная
дорога» и «городская улица». Это
обуславливает существование
В СНГ все характеристики
автомобильных дорог
До утверждения указанных норм на автомобильной дороге в 1972 году действовали СНиП 2 – Д.5 – 62; «Нормы и технические условия» (НиТУ) 1955 году, а еще ранее «Технические условия» 1938 году.
Многие улицы и загородные дороги по своим параметрам ( ширине , уклонам, радиусом кривых и так далее) не соответствуют упомянутым техническим нормативам (так как они не были реконструированы). Это обстоятельство, как правило, создает особенно не благоприятные условия для движения и крайне усложняет инженерные задачи организации дорожного движения.
При решении задач организации движения большое значение имеют следующие характеристики: плотность населения, плотность дорожной сети и ее геометрические схемы, а также среднее расстояние от центра до периферийных точек сети, расстояние между периферийными точками и коэффициент не прямолинейности дорожной сети.
Плотность населения существенно влияет на задачи организации движения, так как, во-первых, определяет степень концентрации пешеходных потоков, и, во-вторых, - концентрацию пассажиропотоков. Чем выше плотность населения, тем сложнее задачи организации движения и тем совершеннее должна быть работа транспортной системы. Плотность населения измеряют количеством человек, приходящихся на квадратный километр площади (чел/км). Наибольшая плотность населения характерна для центральных частей крупных городов, а наибольшая – для сельской местности.
Степень развития дорожной сети определяется ее протяженностью и плотностью, которая измеряется отношением протяженности дорог к площади территории. Плотность служит для характеристики развития улично-дорожной сети в городе, на любой другой территории.
Обычно при определении
плотности дорожной сети учитывают
основные (магистральные) улицы и
дороги, а второстепенные не принимают
во внимание. Определение оптимальной
плотности сети городских магистралей
и автомобильных дорог
Поэтому в отношении
плотности дорожной сети необходимо
стремиться к «золотой середине», которая,
по мнению отечественных градостроителей,
должна составлять для магистральной
сети около 2 км. Заметим, что при
определении линейной плотности
трудно получить сравнимые результаты
для различных городов и
Геометрические (топографические) схемы построения улично-дорожной сети оказывают существенное влияние на основные характеристики дорожного движения, возможности организации пассажирских сообщений и на степень сложности задач организации движения.
Известны четыре основные
топографические схемы улично-
А)
А - радиальная; Б - радиально-кольцевая; В - прямоугольная; Г - прямоугольно-диагональная.
Рисунок 1 - Основные топологические схемы построения улично-дорожной сети
Радиальная схема характерна
для большинства старых городов,
которые развивались как
Главным недостатком такой схемы является перегруженность центра транзитным движением и затрудненность сообщения между периферийными точками. Для устранения этих недостатков в процессе развития сети городских и внегородских путей сообщения во многих случаях строят кольцевые дороги, соединяющие между собой радиальные магистрали на разных расстояниях от центра. В этом случае планировка становится радиально-кольцевой, которая характерна в частности, для Москвы, Парижа, Рима. Заметим, что радиально-кольцевая схема может быть замкнутой и разомкнутой.
Прямоугольная схема характерна
наличием параллельно расположенных
магистралей и отсутствием ярко
выраженного центра. Распределение
транспортных потоков становится более
равномерным. Эта схема встречается
в ряде городов СНГ, например в
Санкт-Петербурге, Новосибирске, Семипалатинске,
а также в городах США (центр
Нью-Йорка, Чикаго). Недостатком этой
схемы является затрудненность связей
между периферийными точками. Для
исправления этого недостатка предусматривают
диагональные магистрали, связывающие
наиболее удаленные точки, и схема
приобретает прямоугольно-
Прямоугольная схема имеет разновидность и существенно меняет свои характеристики в зависимости от соотношения сторон. Так если стороны прямоугольника почти равны, то схема называется прямоугольно-квадратной. Если же одна сторона в несколько раз больше, то схема является вытянутой и обычно называется прямоугольно-линейной. Иногда ее называют ленточной. Такая схема начертания магистралей характерна в частности для городов, расположенных вдоль крупных водных рубежей (например, Волгоград, Архангельск).
Часто в классификацию включают еще два типа схем: смешанную и свободную. Смешанная (или комбинированная) представляет собой сочетание из названных выше четырех типов и по существу является наиболее распространенной. Однако она не имеет собственных четких характеристик.