Пути повышения эффективности системы управления транспортом и дорожным хозяйством в Чувашской Республике

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 20:28, реферат

Краткое описание

Центральным вопросом транспортной политики и дорожного хозяйства является вопрос о роли и задачах государства в транспортном секторе. Он вызвал среди специалистов наиболее острые дискуссии. При этом высказывались диаметрально противоположные позиции - от мобилизации государством ресурсов для опережающего строительства опорной системы магистралей будущего до тотальной приватизации транспорта и полного отказа от государственного финансирования и регулирования. Этим объясняется актуальность темы работы.
Цель данной работы - изучение системы государственного управления транспортным комплексом и дорожным хозяйством и обоснование направление совершенствования. Поставленная цель предполагает выполнение ряда задач:

1. Раскрыть понятие системы управления транспортом и дорожным хозяйством России.

2. Рассмотреть особенности системы управления транспортом и дорожным хозяйством в России.

3. Проанализировать системы управления транспортом и дорожным хозяйством в Чувашии.

4. Выявить пути повышения эффективности системы управления транспортом и дорожным хозяйством в Чувашской Республике

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………....3

1. Теоретические основы системы управления транспортом и дорожным хозяйством РФ……………………………………………………………………….6

1.1 Понятие системы управления транспортом и дорожным хозяйством России……………………………………………………………………………...….6

1.2 Особенности системы управления транспортом и дорожным хозяйством России………………………………………………………………………………....9

2. Анализ системы управления транспортом и дорожным хозяйством в Чувашии……………………………………………………………………..……...17

2.1 Состояние транспорта в Чувашской Республике ………………………..….17

2.2 Состояние дорожного хозяйства в Чувашской Республике…………………21

3.Пути повышения эффективности системы управления транспортом и дорожным хозяйством в Чувашской Республике…………………………......26

Заключение ………………………………………………………………………...30

Список литературы………………………………………………………………..33

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 212.50 Кб (Скачать)

        подведомственные ему органы управления федеральными автомобильными дорогами – государственные заказчики дорожных работ по содержанию, ремонту, реконструкции и строительству автомобильных дорог.

    Для обеспечения устойчивого роста  благосостояния страны необходимо взаимоувязанное  развитие экономики и транспортно-дорожного  комплекса, однако в настоящее время в этой сфере наблюдается целый ряд дисбалансов.

         Первый дисбаланс связан с  противоречиями между огромными  потенциалами, которыми располагает  Российская Федерация – территориальным,  природно-сырьевым, топливно-энергетическим - и относительно низким уровнем обеспеченности автомобильными дорогами, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке, что не позволяет в полной мере осваивать ресурсы этих регионов. Этот дисбаланс в Российской Федерации усугубляется несоответствием существующих автодорог нормативным требованиям, также перегрузкой действующей сети автомобильных дорог.

      Второй дисбаланс вызван увеличением  валового внутреннего продукта, ростом спроса на автомобильные  перевозки, численности парка  автотранспортных средств и уровня  автомобилизации в Российской Федерации.  Третий дисбаланс связан с потребностью в привлечении значительных капиталовложений в модернизацию и развитие автодорожной сети, а, с другой стороны, - с низкой инвестиционной привлекательностью дорожной отрасли из-за высокой капиталоемкости дорожных объектов и длительного срока их окупаемости, что сдерживает приток частных инвестиций.

      Нерешенность указанных проблем  приводит к тому, что автомобильные  дороги сегодня выступают одним  из ограничений, сдерживающих  экономический рост, снижающих конкурентоспособность значительной части российских товаров, ухудшающих качество жизни населения. Ежегодная сумма потерь, связанных с недостаточным развитием дорожной сети и ее низким техническим состоянием, оценивается в 550-600 млрд. руб., что превышает 3% ВВП России.

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Анализ системы  управления транспортом  и дорожным хозяйством  в Чувашии..

       2.1 Состояние транспорта  в Чувашской Республике

       Чувашия – небольшой по территории, но динамично развивающийся и инвестиционно привлекательный регион. Основой для долгосрочного инвестирования и успешного ведения бизнеса являются авторитет власти, межнациональное согласие, выгодное географическое положение, благоприятные природно-климатические условия, развитые инженерная, телекоммуникационная и транспортная инфраструктуры, дорожное хозяйство, правовые и экономические гарантии инвестиций, значительный потенциал трудовых ресурсов.

        Транспорт традиционно считается источником повышенной опасности, поэтому крайне важно обеспечить безопасность его функционирования - безопасность дорожного движения, пассажиров, грузов и т.д. В связи с этим выделяются следующие особенности в организации регионального управления транспортом:

а) высокая  степень централизации управления, единым координирующим органом выступает Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры ЧР;

 б)  наличие специализированного контроля  за обеспечением безопасности  движения;

в) наличие  специальных актов - уставов о  дисциплине работников транспорта, кодексов, правил и т.д.

    Чувашская республика обладает одной из самых  развитых транспортных инфраструктур  в России и является важнейшим  центром сообщения.

    Виды  транспорта в Чувашии: а)автомобильный, б)железнодорожный, в)водный.

    А) Дорожный комплекс республики составляют автомобильные дороги общего пользования, юридические и физические лица, осуществляющие обследование, изыскания, проектирование, строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования, изготовление и ремонт дорожной техники, добычу и переработку нерудных металлов и иную деятельность, связанную со строительством, реконструкцией, ремонтом и содержанием автомобильных дорог.

    Под автомобильной дорогой общего пользования  понимается автомобильная дорога, обеспечивающая перевозки грузов и пассажиров между населенными пунктами в целях удовлетворения нужд населения, социально-экономических и оборонных потребностей государства и открытая для использования любыми лицами с соблюдением правил пользования автомобильными дорогами.

               Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры ЧР в области дорожного хозяйства: организует исполнение регионального бюджета в части финансирования дорожного хозяйства; выполняет в установленном порядке функции по управлению автомобильными дорогами общего пользования и имуществом, необходимым для обеспечения их функционирования; координирует деятельность по развитию сети автомобильных дорог общего пользования; рассматривает и готовит заключения по вопросам строительства, содержания и эксплуатации платных автомобильных дорог общего пользования, объектов дорожного сервиса на автомобильных дорогах общего пользования, согласовывает их технические и эксплуатационные параметры; осуществляет контроль за соблюдением порядка пользования региональными автомобильными дорогами общего пользования и правил их охраны; согласовывает нормативные правовые акты региональных органов исполнительной власти, устанавливающие правила пересечения или сближения автомобильных дорог с трубопроводами, сетями и средствами связи и электропередачи и другими сооружениями, и др.

        Наибольший объем перевозок в  республике обеспечивает автомобильный  транспорт. Общая длина автомобильных  дорог 5676 км, из которых 5355 км  – с твердым покрытием, таким  образом, около 94% дорог области – дороги с твердым покрытием. 
 

ТРАНСПОРТНЫЕ  СРЕДСТВА И ПУТИ СООБЩЕНИЯ.

Наличие транспортных средств

(на конец  года; штук)

  2004 2005 2006 2007 2008
Грузовые  транспортные средства:

Грузовые  автомобили – всего из них:

27737 28225 31218 32267 29855
Общего  пользования 906 719 549 592 340
В собственности  граждан 16616 18513 21229 22519 23632
Речные  грузовые суда общего пользования(без  грузопассажирских) 12 12 12 11 11
Пассажирские  транспортные средства:

Автобусы  общего пользования

958 826 914 774 627
Легковые  автомобили - всего 107906 115832 133337 146311 164208
В том  числе в собственности граждан 103724 111673 128559 141144 159785
троллейбусы 327 327 329 328 328
Речные  пассажирские и грузопассажирские  суда общего пользования 16 15 12 10 9
Гражданские воздушные суда 9 9 4 - -
 

        Б) Под железнодорожными путями общего пользования понимаются железнодорожные пути на территориях железнодорожных станций, открытых для выполнения операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, багажа, грузобагажа, по обслуживанию пассажиров и выполнению сортировочных и маневровых работ, а также железнодорожные пути, соединяющие такие станции.

    Железнодорожные пути необщего пользования это железнодорожные  подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.

         На железнодорожном транспорте действуют специальная служба, осуществляющая контроль за обеспечением безопасности движения поездов, а также аварийно-восстановительные подразделения, ликвидирующие последствия аварий на железных дорогах. Положения об этих подразделениях, а также порядок классификации, служебного расследования и учета нарушений безопасности движения утверждает Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры ЧР.

    В области перевозочного процесса на Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры ЧР возложено: обеспечивать координацию работы железных дорог в целях предупреждения затруднений с пропуском поездов, регулировать погрузки грузов; разрабатывать и утверждать нормативные акты по эксплуатации железных дорог, эксплуатации, обслуживанию и ремонту технических средств, связанных с перевозочным процессом; обеспечивать регулирование движения поездов в условиях чрезвычайных ситуаций.

Железнодорожная транспортная сеть Чувашии состоит из 396,8 км железнодорожных путей МПС России и 330,3 км ведомственных путей. Транспортная освоенность республики составляет 21,6 км железнодорожных путей общего пользования и 18 км ведомственных путей на 1000 квадратных км. Для отправки грузов используется 13 станций Горьковской железной дороги, распределение объема переправленных грузов представлено на диаграмме. Наибольший удельный вес пассажирских перевозок приходится на станцию Канаш.

       По территории республики проходят трассы двух направлений железных дорог общего пользования: Москва – Казань – Екатеринбург и Канаш – Чебоксары. Москва – Казань – Екатеринбург – двухпутная железнодорожная магистраль обеспечивает транспортную связь с регионами России, Канаш – Чебоксары – однопутная ветка, связывающая Чебоксары с дорогами России.

       В) Внутренний водный транспорт Российской Федерации представляет собой один из видов транспорта, находящегося в ведении Российской Федерации и представляющего собой производственно-технологический комплекс с входящими в него организациями, осуществляющими судоходство и иную связанную с судоходством деятельность на внутренних водных путях Российской Федерации.

        Основным нормативно-правовым актом регулирующим отношения в данной области является Кодекс внутреннего водного транспорта РФ.

         В области внутреннего водного транспорта Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры ЧР осуществляет координацию и взаимодействие с другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам строительства, эксплуатации и содержания внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений. Министерство транспорта РФ непосредственно или через территориальные органы и государственные организации осуществляется контроль за соблюдением законодательства в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации, охраной человеческой жизни на внутренних водных путях, дипломированием членов экипажей судов, безопасностью судоходных гидротехнических сооружений, состоянием внутренних водных путей, обеспечением экологической безопасности при эксплуатации судов, государственной регистрацией судов и прав на них, лоцманской службой.

        Особое значение для транспортной инфраструктуры республики имеют водные магистрали – Волга и Сура. Чебоксарский речной порт обслуживает транзитные пассажирские суда, проходящие по маршрутам Москва – Нижний Новгород – Астрахань, Москва – Волгоград – Ростов-на-Дону. Хотя за последние годы произошло сокращение внутренних водных линий.

2.2 Состояние дорожного  хозяйства в Чувашской  Республике

       Чувашская Республика занимает уникальное транспортное географическое положение в европейской части России, которое определяется в том числе прохождением автомобильных дорог федерального значения в направлениях: Нижний Новгород—Владимир—Москва, Йошкар-Ола—Киров—Сыктывкар—Ухта, Казань—Уфа—Челябинск—Оренбург, Ульяновск—Сызрань—Самара.

         Значительное внимание в Чувашии уделяется развитию общественной инфраструктуры, прежде всего в сельской местности, где проживает 42,7% населения республики. Только в 2006 году в рамках ускоренной реализации целевых программ на финансирование работ по строительству и реконструкции объектов жилищного фонда, социальной сферы, дорожного и коммунального хозяйства из республиканского бюджета Чувашской Республики было направлено 4,3 млрд. рублей, что составляет 27,3% расходной части республиканского бюджета Чувашской Республики.

Информация о работе Пути повышения эффективности системы управления транспортом и дорожным хозяйством в Чувашской Республике