Пути повышения эффективности системы управления транспортом и дорожным хозяйством в Чувашской Республике

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 20:28, реферат

Краткое описание

Центральным вопросом транспортной политики и дорожного хозяйства является вопрос о роли и задачах государства в транспортном секторе. Он вызвал среди специалистов наиболее острые дискуссии. При этом высказывались диаметрально противоположные позиции - от мобилизации государством ресурсов для опережающего строительства опорной системы магистралей будущего до тотальной приватизации транспорта и полного отказа от государственного финансирования и регулирования. Этим объясняется актуальность темы работы.
Цель данной работы - изучение системы государственного управления транспортным комплексом и дорожным хозяйством и обоснование направление совершенствования. Поставленная цель предполагает выполнение ряда задач:

1. Раскрыть понятие системы управления транспортом и дорожным хозяйством России.

2. Рассмотреть особенности системы управления транспортом и дорожным хозяйством в России.

3. Проанализировать системы управления транспортом и дорожным хозяйством в Чувашии.

4. Выявить пути повышения эффективности системы управления транспортом и дорожным хозяйством в Чувашской Республике

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………....3

1. Теоретические основы системы управления транспортом и дорожным хозяйством РФ……………………………………………………………………….6

1.1 Понятие системы управления транспортом и дорожным хозяйством России……………………………………………………………………………...….6

1.2 Особенности системы управления транспортом и дорожным хозяйством России………………………………………………………………………………....9

2. Анализ системы управления транспортом и дорожным хозяйством в Чувашии……………………………………………………………………..……...17

2.1 Состояние транспорта в Чувашской Республике ………………………..….17

2.2 Состояние дорожного хозяйства в Чувашской Республике…………………21

3.Пути повышения эффективности системы управления транспортом и дорожным хозяйством в Чувашской Республике…………………………......26

Заключение ………………………………………………………………………...30

Список литературы………………………………………………………………..33

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 212.50 Кб (Скачать)

    5. проводит в установленном порядке  освидетельствования судов, имеющих  класс других классификационных  организаций, в случае их захода  на внутренние водные пути Российской Федерации;

    6. проводит экспертизу технического  состояния судов и иных плавучих  объектов, а также оценочную деятельность  в отношении этих объектов  по заявкам судовладельцев, фрахтователей,  страховщиков или других заинтересованных лиц;

1.2 Особенности системы  управления транспортом  и дорожным хозяйством  России

    Государственный контроль (надзор) за соблюдением правил сертификации в системе сертификации на железнодорожном транспорте и  за сертифицированными в ней объектами  осуществляется в установленном порядке МПС РФ.

    Кроме этого МПС России осуществляет контроль (надзор) за соблюдением требований актов в области безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, экологической безопасности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, изготовления, приемки и эксплуатации транспортных и иных связанных с перевозочным процессом технических средств, соответствующее нормативное регулирование в области промышленной безопасности.

    На  воздушном транспорте государственный надзор за обеспечением безопасности полетов возложен на региональные управления Министерство транспорта, на его соответствующие подразделения, а также на органы Единой системы управления воздушным движением. Так, их представители вправе применять меры административной ответственности за нарушение правил безопасности полетов, правил поведения на воздушном судне, правил международных полетов и т.д.

    Регулирование и организация использования  воздушного пространства Российской Федерации возложен на Единую систему организации воздушного движения, состоящую из военной и гражданской подсистем.

    Контрольными  полномочиями наделены практически  все полномочные должностные  лица железнодорожного (например, контолеры-ревизоры пассажирских поездов, метрополитена), морского (например, капитаны портов), речного (например, капитан портового надзора), воздушного (например, начальник аэропорта), пассажирского городского автомобильного и электротранспорта (например, билетные контролеры).

       Значительными административными полномочиями в транспортно-дорожной сфере наделены органы и должностные лица Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) МВД России.

       Без учета ведомственных и частных автомобильных дорог протяженность автомобильных дорог общего пользования составляет 600,6 тыс. км, в числе которых 47,1 тыс. км федеральных дорог и 553,5 тыс. км дорог субъектов Российской Федерации. Протяженность ведомственных и частных дорог составляет соответственно 299,2 тыс. км.

       В процессе реформы местного самоуправления к автомобильным дорогам общего пользования будут отнесены муниципальные дороги. По предварительным результатам инвентаризации муниципальных дорог их протяженность оценивается в 544,3 тыс. км. Таким образом, общая протяженность федеральных, территориальных и муниципальных дорог оценивается в 1145 тыс. км.

       Основу дорожной сети страны составляют федеральные автомобильные дороги, которые обслуживают связи субъектов Российской Федерации со столицей страны, с другими регионами России, со странами дальнего и ближнего зарубежья, а также обеспечивают внутрирегиональные транспортные связи и подходы к федеральным объектам специального назначения. Преимущественно по федеральным автомобильным дорогам осуществляются международные автомобильные перевозки. Федеральные автомобильные дороги относятся к федеральной собственности, их эксплуатация и развитие являются сферой ответственности федеральных органов исполнительной власти и осуществляются за счет средств федерального бюджета. На сегодня более 2 тыс. км федеральных автомобильных дорог достигли предела пропускной способности, около 8 тыс. км автомобильных дорог работают в режиме перегрузки. Неудовлетворительную прочность дорожных одежд имеют 56% от общей протяженности федеральных автомобильных дорог, а неудовлетворительную ровность дорожных покрытий - 37%. Протяженность федеральных дорог с 4 и более полосами движения составляет лишь 8 %. Около 8 % протяженности сети федеральных автомобильных дорог имеют гравийное или щебеночное покрытие. Около 60 % федеральных автомобильных дорог не соответствуют нормативным требованиям.

      На федеральной сети автомобильных дорог эксплуатируется 5645 мостов и путепроводов общей протяженностью 347,1 тыс. пог. м. Около 20% мостов и путепроводов на федеральных дорогах построены более 40 лет назад и не соответствуют современным требованиям по грузоподъемности.

     Территориальные автомобильные дороги общего пользования относятся к собственности субъектов Российской Федерации, их эксплуатация и развитие являются сферой ответственности субъектов Российской Федерации и осуществляются за счет средств региональных бюджетов. Реконструкция и строительство отдельных участков территориальных автомобильных дорог осуществляется также с привлечением средств, выделяемых из федерального бюджета.

     На территориальных дорогах общего пользования эксплуатируется более 36,4 тыс. мостов и путепроводов общей протяженностью около 1,3 тыс. км, около 8 тыс. железнодорожных переездов и 128 паромных переправ, всего в Российской Федерации на территориальных автомобильных дорогах эксплуатируется 7421 деревянный мост (20% от их общего количества).

     В настоящее время около 50 тыс. населенных пунктов не имеет связи с сетью дорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием. Сохраняется низкий уровень развития дорожной сети аграрных территорий, в отдельных регионах, особенно в регионах Крайнего Севера, Республике Саха (Якутия), Магаданской области, Чукотском автономном округе и др., не создана опорная сеть автомобильных дорог, что усложняет доставку товаров в районы с ограниченным доступом и увеличивает расходы на северный завоз. 

       Реформой местного самоуправления к автомобильным дорогам общего пользования отнесены муниципальные дороги, протяженность которых оценивается в 544,3 тыс. км, в том числе протяженность улично-дорожной сети городов - 145,2 тыс. км. Остальные муниципальные дороги проходят по территории поселений и муниципальных районов.

      Развитие улично-дорожной сети городов существенно отстает от темпов автомобилизации - за последние 10 лет увеличение протяженности улично-дорожной сети городов составило около 2-3% при росте уровня автомобилизации в 2,4 раза. Недостаточное количество обходных дорог приводит к пропуску грузового транспорта по территориям жилой застройки в целом ряде крупнейших городов.

      Особые проблемы связаны с ведомственными и частными дорогами, которые проходят по территории поселений и муниципальных районов в сельской местности. Их протяженность составляет около 299,2 тыс. км, из которых около четверти брошены владельцами с утратой своего значения. Такие дороги в настоящее время находятся в неудовлетворительном состоянии и в ряде случаев представляют угрозу безопасности. Наиболее остро эта проблема стоит в удаленных районах Сибири и Дальнего Востока, где расстояния между населенными пунктами огромные, при этом отсутствуют какие-либо другие виды транспортных сообщений.

      В последние годы увеличение экономической активности населения и рост парка автотранспортных средств привели к резкому повышению числа дорожно-транспортных происшествий. Увеличение количества ДТП в последние годы сопровождалось ростом числа погибших и раненых. Из общего числа дорожно-транспортных происшествий доля ДТП по причине сопутствующих дорожных условий, связанных как с неудовлетворительным содержанием автомобильных дорог, так и с их не-достаточным техническим оснащением, составляет 24% (в том числе 14,3% от всех ДТП на федеральных автомобильных дорогах). Потери от дорожно-транспортных происшествий составляют около 80 млрд. руб. в год. 

     Отдельно Президентом Российской Федерации была отмечена необходимость реализации целого комплекса мер, позволяющих преодолеть эту ситуацию. В рамках реализации поставленной задачи Правительством Российской Федерации принята Концепция Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах», которая направлена на реализацию мероприятий по снижению уровня смертности и травматизма населения от дорожно-транспортных происшествий и обеспечению роста безопасности и благополучия граждан России. Повышение уровня доходов населения способствует росту на 2010 год количества легковых автомобилей до 240 шт. на 1 тыс. жителей. Прогнозируемый рост количества транспортных средств и увеличение объема грузовых и пассажирских перевозок на автомобильном транспорте приведет к повышению интенсивности движения, что в существующих условиях будет способствовать появлению системных транспортных заторов, снижению скоростей движения, росту транспортных издержек и ухудшению экологической обстановки.

       В целом можно выделить следующие основные задачи и функции которые выполняет Министерство транспорта и дорожного хозяйства Российской Федерации в области государственного регулирования, контроля и надзора:

    - организует по согласованию с  Министерством внутренних дел  Российской Федерации стационарные  пункты, на которых производится  весовой контроль транспортных  средств; согласовывает вопросы  организации стационарных постов  органов внутренних дел на  федеральных автомобильных дорогах;

      - организует и проводит в установленном порядке в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации транспортных средств, стационарных и передвижных контрольных пунктах, в аэропортах, на аэродромах, в морских портах, речных портах, открытых для международных сообщений, государственный контроль за соблюдением гражданами и организациями, осуществляющими международные перевозки пассажиров и грузов, законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства;

    - организует и осуществляет в  случаях и в порядке, установленных  законодательством Российской Федерации,  лицензирование соответствующих  видов деятельности, надзор за  соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности лицензионных требований и условий;

    - осуществляет функции компетентного  органа Российской Федерации  по перевозке опасных грузов  воздушным, морским, внутренним  водным, автомобильным и промышленным  транспортом;

    - организует и координирует работу  специализированных организаций  при разливах нефти и нефтепродуктов  в море и на внутренних водных  путях с судов и объектов  независимо от их ведомственной  и национальной принадлежности;

    - организует государственную регистрацию гражданских воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания, а также в случаях, установленных федеральными законами, прав собственности, иных вещных прав на них и сделок с ними;

    Все названные контрольно-надзорные  звенья, используют в отношении нарушителей соответствующих правил меры, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях РФ либо специальными ведомственными правилами.

    В соответствии с Воздушным кодексом Российская Федерация обладает полным и исключительным суверенитетом в отношении воздушного пространства Российской Федерации. Под ним понимается воздушное пространство над территорией Российской Федерации, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем.

    Такими  правилами устанавливается порядок поведения пользователей воздушного пространства. Так, для каждого пользователя предусматривается порядок, очередность выхода в воздушное пространство, используемая высота, воздушные коридоры и др. Нарушение любого из федеральных правил использования воздушного пространства образует оконченный состав рассматриваемого административного правонарушения. Ответственность за его совершение могут нести только пользователи воздушного пространства, т.е. граждане, должностные лица и юридические лица, получившие в установленном законом порядке лицензию на использование воздушного пространства.

    Дорожное  хозяйство, основанное, как и в  других странах, на государственной (муниципальной) собственности и бюджетном финансировании, должно сохранить эффективную систему государственного (муниципального) управления имуществом автомобильных дорог и инвестициями в дорожное хозяйство.

    На  федеральном уровне система управления дорожным хозяйством содержит следующие  два звена:

        федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный управлять автомобильными дорогами – Государственный заказчик Программы и главный распорядитель выделяемых на ее реализацию бюджетных средств;

Информация о работе Пути повышения эффективности системы управления транспортом и дорожным хозяйством в Чувашской Республике