Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 20:28, реферат
Центральным вопросом транспортной политики и дорожного хозяйства является вопрос о роли и задачах государства в транспортном секторе. Он вызвал среди специалистов наиболее острые дискуссии. При этом высказывались диаметрально противоположные позиции - от мобилизации государством ресурсов для опережающего строительства опорной системы магистралей будущего до тотальной приватизации транспорта и полного отказа от государственного финансирования и регулирования. Этим объясняется актуальность темы работы.
Цель данной работы - изучение системы государственного управления транспортным комплексом и дорожным хозяйством и обоснование направление совершенствования. Поставленная цель предполагает выполнение ряда задач:
1. Раскрыть понятие системы управления транспортом и дорожным хозяйством России.
2. Рассмотреть особенности системы управления транспортом и дорожным хозяйством в России.
3. Проанализировать системы управления транспортом и дорожным хозяйством в Чувашии.
4. Выявить пути повышения эффективности системы управления транспортом и дорожным хозяйством в Чувашской Республике
Введение……………………………………………………………………………....3
1. Теоретические основы системы управления транспортом и дорожным хозяйством РФ……………………………………………………………………….6
1.1 Понятие системы управления транспортом и дорожным хозяйством России……………………………………………………………………………...….6
1.2 Особенности системы управления транспортом и дорожным хозяйством России………………………………………………………………………………....9
2. Анализ системы управления транспортом и дорожным хозяйством в Чувашии……………………………………………………………………..……...17
2.1 Состояние транспорта в Чувашской Республике ………………………..….17
2.2 Состояние дорожного хозяйства в Чувашской Республике…………………21
3.Пути повышения эффективности системы управления транспортом и дорожным хозяйством в Чувашской Республике…………………………......26
Заключение ………………………………………………………………………...30
Список литературы………………………………………………………………..33
5.
проводит в установленном
6.
проводит экспертизу
1.2 Особенности системы управления транспортом и дорожным хозяйством России
Государственный контроль (надзор) за соблюдением правил сертификации в системе сертификации на железнодорожном транспорте и за сертифицированными в ней объектами осуществляется в установленном порядке МПС РФ.
Кроме этого МПС России осуществляет контроль (надзор) за соблюдением требований актов в области безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, экологической безопасности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, изготовления, приемки и эксплуатации транспортных и иных связанных с перевозочным процессом технических средств, соответствующее нормативное регулирование в области промышленной безопасности.
На воздушном транспорте государственный надзор за обеспечением безопасности полетов возложен на региональные управления Министерство транспорта, на его соответствующие подразделения, а также на органы Единой системы управления воздушным движением. Так, их представители вправе применять меры административной ответственности за нарушение правил безопасности полетов, правил поведения на воздушном судне, правил международных полетов и т.д.
Регулирование и организация использования воздушного пространства Российской Федерации возложен на Единую систему организации воздушного движения, состоящую из военной и гражданской подсистем.
Контрольными полномочиями наделены практически все полномочные должностные лица железнодорожного (например, контолеры-ревизоры пассажирских поездов, метрополитена), морского (например, капитаны портов), речного (например, капитан портового надзора), воздушного (например, начальник аэропорта), пассажирского городского автомобильного и электротранспорта (например, билетные контролеры).
Значительными административными полномочиями в транспортно-дорожной сфере наделены органы и должностные лица Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) МВД России.
Без учета ведомственных и частных автомобильных дорог протяженность автомобильных дорог общего пользования составляет 600,6 тыс. км, в числе которых 47,1 тыс. км федеральных дорог и 553,5 тыс. км дорог субъектов Российской Федерации. Протяженность ведомственных и частных дорог составляет соответственно 299,2 тыс. км.
В процессе реформы местного самоуправления к автомобильным дорогам общего пользования будут отнесены муниципальные дороги. По предварительным результатам инвентаризации муниципальных дорог их протяженность оценивается в 544,3 тыс. км. Таким образом, общая протяженность федеральных, территориальных и муниципальных дорог оценивается в 1145 тыс. км.
Основу дорожной сети страны составляют федеральные автомобильные дороги, которые обслуживают связи субъектов Российской Федерации со столицей страны, с другими регионами России, со странами дальнего и ближнего зарубежья, а также обеспечивают внутрирегиональные транспортные связи и подходы к федеральным объектам специального назначения. Преимущественно по федеральным автомобильным дорогам осуществляются международные автомобильные перевозки. Федеральные автомобильные дороги относятся к федеральной собственности, их эксплуатация и развитие являются сферой ответственности федеральных органов исполнительной власти и осуществляются за счет средств федерального бюджета. На сегодня более 2 тыс. км федеральных автомобильных дорог достигли предела пропускной способности, около 8 тыс. км автомобильных дорог работают в режиме перегрузки. Неудовлетворительную прочность дорожных одежд имеют 56% от общей протяженности федеральных автомобильных дорог, а неудовлетворительную ровность дорожных покрытий - 37%. Протяженность федеральных дорог с 4 и более полосами движения составляет лишь 8 %. Около 8 % протяженности сети федеральных автомобильных дорог имеют гравийное или щебеночное покрытие. Около 60 % федеральных автомобильных дорог не соответствуют нормативным требованиям.
На федеральной сети автомобильных дорог эксплуатируется 5645 мостов и путепроводов общей протяженностью 347,1 тыс. пог. м. Около 20% мостов и путепроводов на федеральных дорогах построены более 40 лет назад и не соответствуют современным требованиям по грузоподъемности.
Территориальные автомобильные дороги общего пользования относятся к собственности субъектов Российской Федерации, их эксплуатация и развитие являются сферой ответственности субъектов Российской Федерации и осуществляются за счет средств региональных бюджетов. Реконструкция и строительство отдельных участков территориальных автомобильных дорог осуществляется также с привлечением средств, выделяемых из федерального бюджета.
На территориальных дорогах общего пользования эксплуатируется более 36,4 тыс. мостов и путепроводов общей протяженностью около 1,3 тыс. км, около 8 тыс. железнодорожных переездов и 128 паромных переправ, всего в Российской Федерации на территориальных автомобильных дорогах эксплуатируется 7421 деревянный мост (20% от их общего количества).
В настоящее время около 50 тыс. населенных
пунктов не имеет связи с сетью дорог общего
пользования по дорогам с твердым покрытием.
Сохраняется низкий уровень развития
дорожной сети аграрных территорий, в
отдельных регионах, особенно в регионах
Крайнего Севера, Республике Саха (Якутия),
Магаданской области, Чукотском автономном
округе и др., не создана опорная сеть автомобильных
дорог, что усложняет доставку товаров
в районы с ограниченным доступом и увеличивает
расходы на северный завоз.
Реформой местного самоуправления к автомобильным дорогам общего пользования отнесены муниципальные дороги, протяженность которых оценивается в 544,3 тыс. км, в том числе протяженность улично-дорожной сети городов - 145,2 тыс. км. Остальные муниципальные дороги проходят по территории поселений и муниципальных районов.
Развитие улично-дорожной сети городов существенно отстает от темпов автомобилизации - за последние 10 лет увеличение протяженности улично-дорожной сети городов составило около 2-3% при росте уровня автомобилизации в 2,4 раза. Недостаточное количество обходных дорог приводит к пропуску грузового транспорта по территориям жилой застройки в целом ряде крупнейших городов.
Особые проблемы связаны с ведомственными и частными дорогами, которые проходят по территории поселений и муниципальных районов в сельской местности. Их протяженность составляет около 299,2 тыс. км, из которых около четверти брошены владельцами с утратой своего значения. Такие дороги в настоящее время находятся в неудовлетворительном состоянии и в ряде случаев представляют угрозу безопасности. Наиболее остро эта проблема стоит в удаленных районах Сибири и Дальнего Востока, где расстояния между населенными пунктами огромные, при этом отсутствуют какие-либо другие виды транспортных сообщений.
В последние годы увеличение экономической
активности населения и рост парка автотранспортных
средств привели к резкому повышению числа
дорожно-транспортных происшествий. Увеличение
количества ДТП в последние годы сопровождалось
ростом числа погибших и раненых. Из общего
числа дорожно-транспортных происшествий
доля ДТП по причине сопутствующих дорожных
условий, связанных как с неудовлетворительным
содержанием автомобильных дорог, так
и с их не-достаточным техническим оснащением,
составляет 24% (в том числе 14,3% от всех ДТП
на федеральных автомобильных дорогах).
Потери от дорожно-транспортных происшествий
составляют около 80 млрд. руб. в год.
Отдельно Президентом Российской Федерации была отмечена необходимость реализации целого комплекса мер, позволяющих преодолеть эту ситуацию. В рамках реализации поставленной задачи Правительством Российской Федерации принята Концепция Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах», которая направлена на реализацию мероприятий по снижению уровня смертности и травматизма населения от дорожно-транспортных происшествий и обеспечению роста безопасности и благополучия граждан России. Повышение уровня доходов населения способствует росту на 2010 год количества легковых автомобилей до 240 шт. на 1 тыс. жителей. Прогнозируемый рост количества транспортных средств и увеличение объема грузовых и пассажирских перевозок на автомобильном транспорте приведет к повышению интенсивности движения, что в существующих условиях будет способствовать появлению системных транспортных заторов, снижению скоростей движения, росту транспортных издержек и ухудшению экологической обстановки.
В целом можно выделить следующие основные задачи и функции которые выполняет Министерство транспорта и дорожного хозяйства Российской Федерации в области государственного регулирования, контроля и надзора:
-
организует по согласованию с
Министерством внутренних дел
Российской Федерации
- организует и проводит в установленном порядке в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации транспортных средств, стационарных и передвижных контрольных пунктах, в аэропортах, на аэродромах, в морских портах, речных портах, открытых для международных сообщений, государственный контроль за соблюдением гражданами и организациями, осуществляющими международные перевозки пассажиров и грузов, законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства;
-
организует и осуществляет в
случаях и в порядке,
-
осуществляет функции
-
организует и координирует
- организует государственную регистрацию гражданских воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания, а также в случаях, установленных федеральными законами, прав собственности, иных вещных прав на них и сделок с ними;
Все
названные контрольно-
В соответствии с Воздушным кодексом Российская Федерация обладает полным и исключительным суверенитетом в отношении воздушного пространства Российской Федерации. Под ним понимается воздушное пространство над территорией Российской Федерации, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем.
Такими правилами устанавливается порядок поведения пользователей воздушного пространства. Так, для каждого пользователя предусматривается порядок, очередность выхода в воздушное пространство, используемая высота, воздушные коридоры и др. Нарушение любого из федеральных правил использования воздушного пространства образует оконченный состав рассматриваемого административного правонарушения. Ответственность за его совершение могут нести только пользователи воздушного пространства, т.е. граждане, должностные лица и юридические лица, получившие в установленном законом порядке лицензию на использование воздушного пространства.
Дорожное
хозяйство, основанное, как и в
других странах, на государственной (муниципальной)
собственности и бюджетном
На федеральном уровне система управления дорожным хозяйством содержит следующие два звена:
федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный управлять автомобильными дорогами – Государственный заказчик Программы и главный распорядитель выделяемых на ее реализацию бюджетных средств;