Пути повышения эффективности системы управления транспортом и дорожным хозяйством в Чувашской Республике

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 20:28, реферат

Краткое описание

Центральным вопросом транспортной политики и дорожного хозяйства является вопрос о роли и задачах государства в транспортном секторе. Он вызвал среди специалистов наиболее острые дискуссии. При этом высказывались диаметрально противоположные позиции - от мобилизации государством ресурсов для опережающего строительства опорной системы магистралей будущего до тотальной приватизации транспорта и полного отказа от государственного финансирования и регулирования. Этим объясняется актуальность темы работы.
Цель данной работы - изучение системы государственного управления транспортным комплексом и дорожным хозяйством и обоснование направление совершенствования. Поставленная цель предполагает выполнение ряда задач:

1. Раскрыть понятие системы управления транспортом и дорожным хозяйством России.

2. Рассмотреть особенности системы управления транспортом и дорожным хозяйством в России.

3. Проанализировать системы управления транспортом и дорожным хозяйством в Чувашии.

4. Выявить пути повышения эффективности системы управления транспортом и дорожным хозяйством в Чувашской Республике

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………....3

1. Теоретические основы системы управления транспортом и дорожным хозяйством РФ……………………………………………………………………….6

1.1 Понятие системы управления транспортом и дорожным хозяйством России……………………………………………………………………………...….6

1.2 Особенности системы управления транспортом и дорожным хозяйством России………………………………………………………………………………....9

2. Анализ системы управления транспортом и дорожным хозяйством в Чувашии……………………………………………………………………..……...17

2.1 Состояние транспорта в Чувашской Республике ………………………..….17

2.2 Состояние дорожного хозяйства в Чувашской Республике…………………21

3.Пути повышения эффективности системы управления транспортом и дорожным хозяйством в Чувашской Республике…………………………......26

Заключение ………………………………………………………………………...30

Список литературы………………………………………………………………..33

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 212.50 Кб (Скачать)
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение……………………………………………………………………………....3

1. Теоретические основы  системы управления  транспортом и  дорожным хозяйством  РФ……………………………………………………………………….6

1.1 Понятие системы  управления транспортом  и дорожным хозяйством  России……………………………………………………………………………...….6

1.2 Особенности системы  управления транспортом  и дорожным хозяйством  России………………………………………………………………………………....9

2. Анализ системы  управления транспортом  и дорожным хозяйством  в Чувашии……………………………………………………………………..……...17

2.1 Состояние транспорта в Чувашской Республике ………………………..….17

2.2 Состояние дорожного хозяйства в Чувашской Республике…………………21

3.Пути повышения эффективности системы управления транспортом и дорожным хозяйством в Чувашской Республике…………………………......26

Заключение  ………………………………………………………………………...30

Список  литературы………………………………………………………………..33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

    Подлинно  технико-экономическая модель управления системой транспортного комплекса  и дорожного хозяйства - это модель, учитывающая интересы всех без исключения участников перевозочного конвейера: производитель - транспортная система - посредники - потребители. В начале XXI века транспортная система России подошла к началу нового этапа своего развития - требуется новая транспортная стратегия. В конце 2003 года Государственный Совет и Правительство РФ утвердили новую транспортную стратегию России, ориентированную на период до 2025 года. Постановка этой задачи связана с выходом России на новый этап развития.

    Для государства транспорт - это инструмент для решения самого широкого спектра социальных, экономических, политических и оборонных задач. Отечественным товаропроизводителям транспорт позволяет повышать конкурентоспособность за счет ускорения доставки товаров и гибкого реагирования на изменения конъюнктуры. Для российских регионов развитие транспортной системы является все более важным фактором повышения привлекательности своей территории для инвестиций и развития производства, для жизни и работы людей. Интегрируясь в мировую экономическую систему, участвуя в процессах глобализации, Россия воспринимает многое из того, что накоплено в мире.

    Создание  в стране единой опорной транспортной сети без разрывов и "узких мест", ликвидация административных барьеров, устранение диспропорций в транспортном развитии отдельных регионов является необходимым условием развития единого экономического пространства, ускорения товародвижения, снижения удельных транспортных издержек в экономике. Повышение надежности и доступности услуг магистрального пассажирского транспорта должно обеспечить надежные межрегиональные связи, развитие общероссийского рынка труда, социально и экономически оправданную миграцию населения. Разработка системы мер, связанных с нарастающей автомобилизацией страны, должна ограничить ее негативные последствия и обеспечить максимум выгод, которые способен дать автомобиль для экономики и повышения качества жизни.

    Изменение ситуации в мире, наряду с традиционными  задачами обеспечения безопасности транспортных процессов, выдвинуло  дополнительные требования к транспорту как к элементу системы национальной безопасности. Возникла и новая проблема обеспечения антитеррористической устойчивости транспортных систем. Наконец, ответственность перед будущими поколениями за сохранение природной среды и улучшение условий жизни требует построения перспективной транспортной политики на основе принципов устойчивого развития. Главные направления развития производительных сил и тенденции в сфере мобильности населения России определены проектом среднесрочной программы Правительства. Параметры энергетической стратегии и программных документов в области металлургии, сельского хозяйства, других отраслей позволяют спрогнозировать объем и структуру национальной грузовой базы Российской Федерации и развитие новых экспортных направлений.

    В последние годы был разработан и одобрен Правительством ряд важных программных документов в области транспорта - например, концепция развития международных транспортных коридоров, концепция государственной судоходной политики и государственного регулирования гражданской авиационной деятельности. Находятся в стадии разработки аналогичные документы в области речного и автомобильного транспорта. Принята и реализуется программа реформирования федерального железнодорожного транспорта. Государственное регулирование транспортной деятельности будет необходимо, пока существуют такие факторы, как потенциально высокая опасность транспортной деятельности как таковой, потребности транспортного обеспечения национальной обороны, необходимость обеспечения независимости внешней торговли и гармоничного развития базовой транспортной инфраструктуры.

    Центральным вопросом транспортной политики и дорожного хозяйства является вопрос о роли и задачах государства в транспортном секторе. Он вызвал среди специалистов наиболее острые дискуссии. При этом высказывались диаметрально противоположные позиции - от мобилизации государством ресурсов для опережающего строительства опорной системы магистралей будущего до тотальной приватизации транспорта и полного отказа от государственного финансирования и регулирования. Этим объясняется актуальность темы работы.

    Цель  данной работы - изучение системы государственного управления  транспортным комплексом и дорожным хозяйством и обоснование направление совершенствования. Поставленная цель предполагает выполнение ряда задач:

1. Раскрыть понятие системы управления транспортом и дорожным хозяйством России.

2. Рассмотреть  особенности системы управления транспортом и дорожным хозяйством  в России.

3. Проанализировать системы управления транспортом и дорожным хозяйством в Чувашии.

4. Выявить пути повышения эффективности системы управления транспортом и дорожным хозяйством в Чувашской Республике

       Объект исследования- административно-правовая система государственного управления в системе управления транспорта и дорожного хозяйства на примере Чувашской республики.

    Предмет исследования - нормативно - правовая база управления в сфере транспорта и  дорожного хозяйства. 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Теоретические основы  системы управления  транспортом и  дорожным хозяйством  РФ

1.1 Понятие системы  управления транспортом и дорожным хозяйством России

    Транспортная система России включает железнодорожный, автомобильный, внутренний водный, морской, трубопроводный и воздушный транспорт. Каждый из данных видов транспорта выполняет определённую функцию исходя из характера грузов.

  Железнодорожный транспорт – основное звено в  единой транспортной системе Российской Федерации. Он наиболее эффективен для  перевозки массивных видов грузов на средние и дальние расстояния, а так же для перевозки пассажиров. Отличается регулярностью движения во все времена года, большой скоростью и относительно низкой себестоимостью перевозок. Малоэффективен при небольшой концентрации грузовых и пассажирских потоков.

   Морской транспорт выполняет в основном внешние, экспортно-импортные перевозки, а так же перевозки на севере и востоке страны. Несмотря на низкую себестоимость (небольшие топливные затраты, большая грузоподъёмность) имеет значительные ограничения (погодные условия, сложное техническое обслуживание).

   Речной  транспорт предназначен для перевозок грузов и пассажиров на средние расстояния. Использует естественные речные пути. Имеет сезонный характер. Не соответствует направлению движения грузов, так как реки текут с юга на север, а основное направление движения грузов – широтное. В последнее время этот вид практически неконкурентоспособен.

   Трубопроводный  и авиационный транспорт пока остаются узкоспециализированными. Трубопроводы разделяются на нефтепроводы, газопроводы  и продуктопроводы. Отличаются низкой себестоимостью. Основная функция авиационного транспорта – перевозка пассажиров и срочных грузов (почты). В труднодоступных районах (Крайний Север  и горные районы)– единственный вид транспорта.

    Автомобильный транспорт России представляет собой  наиболее гибкий и массовый вид транспорта. У него ряд важных отличий от других транспортных отраслей. Начну с того, что основная часть автомобильного парка страны эксплуатируется в нетранспортных организациях. При этом сеть автомобильных дорог наряду с парком коммерческих автомобилей используется также автомобилями, находящимися в личном пользовании граждан.

    Дорожное  хозяйство Российской Федерации  является одним из элементов транспортной инфраструктуры, который обеспечивает конституционные гарантии граждан  на свободу передвижения и делает возможным свободное перемещение товаров и услуг. Наличием и состоянием сети автомобильных дорог общего пользования определяется территориальная целостность и единство экономического пространства Российской Федерации.

    Транспорт – источник повышенной опасности. Поэтому для обеспечения безопасности движения организуется специализированный контроль.

    В сфере транспорта функции государственного контроля и надзора в первую очередь  осуществляют соответствующие федеральные  органы исполнительной власти, несущие  ответственность за состояние и развитие подведомственных им сфер деятельности. В этих целях создаются специальные контрольно-надзорные службы или подразделения.

    Основными задачами Российской транспортной инспекции  в этой сфере являются:

        1) осуществление в порядке и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, государственного контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями нормативных правовых и нормативных технических актов, регламентирующих деятельность транспортного комплекса;

        2) осуществление государственного контроля за соблюдением лицензионных требований и условий субъектами транспортного комплекса, осуществляющими деятельность, лицензирование которой возложено на Министерство транспорта Российской Федерации;

    3) лицензирование отдельных видов  деятельности в транспортном  комплексе Российской Федерации,  отнесенных Министерством транспорта  Российской Федерации к ее  компетенции;

    4) осуществление транспортного контроля  за выполнением международных автомобильных перевозок в пунктах пропуска автотранспортных средств через государственную границу Российской Федерации и в контрольных пунктах, создаваемых в установленном порядке на территории Российской Федерации.

    При Минтрансе России действует также  Российский речной регистр, осуществляющий технический надзор за судами внутреннего и смешанного (река- море) плавания.

    Можно выделить следующие основные виды деятельности которые осуществляет Российский речной регистр:

    1. он осуществляет техническое  наблюдение за выполнением утвержденных в установленном порядке правил при проектировании, постройке, переоборудовании, модернизации, ремонте и эксплуатации судов, при изготовлении материалов и изделий, освидетельствует организации, выполняющие указанные работы, на соответствие правилам;

    2. рассматривает и согласовывает  техническую документацию на  постройку, переоборудование, модернизацию  и ремонт судов, на изготовление  и ремонт изделий (механизмов, оборудования, устройств, предметов  снабжения) и материалов, предназначенных для судов, согласовывает компьютерные программы, используемые для целей проектирования и при эксплуатации судов;

    3. осуществляет освидетельствование  судов при их постройке, переоборудовании, модернизации, ремонте и эксплуатации, а также судовых изделий и материалов при изготовлении и ремонте с выдачей соответствующих документов;

    4. выдает на суда смешанного (река-море) плавания документы, удостоверяющие  годность их к плаванию в  море, осуществляет в установленном  порядке обмер судов смешанного (река-море) плавания, не совершающих заграничных рейсов, устанавливает их вместимость и выдает соответствующие документы;

Информация о работе Пути повышения эффективности системы управления транспортом и дорожным хозяйством в Чувашской Республике