Конвенция ООН по морскому праву 1982 года

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 18:35, дипломная работа

Краткое описание

Кроме того, нельзя не видеть постоянно возникающих межгосударственных конфликтов по поводу нарушения законодательства прибрежных государств или прав государства флага, прав судна в иностранных водах и т.п. Ведь морские пространства различаются по своему правовому режиму, а это непосредственно сказывается на положении морских судов и их экипажей.
Режим морских пространств определяется нормами международного морского права, включенными в настоящее время в такой международный договор, как Конвенция ООН по морскому праву 1982 года (далее - Конвенция). В Резолюции N 55/7 «Мировой океан и морское право», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 30 октября 2000 года на своей 55-й сессии, Генеральная Ассамблея ООН отметила универсальный характер Конвенции и ее фундаментальное значение для поддержания мира и безопасности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. КОНВЕНЦИЯ ООН ПО МОРСКОМУ ПРАВУ ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОГОВОР ПО МОРСКОМУ ПРАВУ 5
1.1. История принятия Конвенции ООН по морскому праву 5
1.2. Общая характеристика основных положений Конвенции ООН по морскому праву 8
ГЛАВА II. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ МОРСКИХ ПРОСТРАНСТВ 30
2.1. Морские воды, входящие в состав государственной территории 30
2.2. Морские пространства, образующие зоны функциональной юрисдикции 48
2.3. Нормы, определяющие пределы морских пространств, находящиеся за пределами государственной юрисдикции 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

Э 429 Диплом Конвенция по морскому праву.doc

— 331.00 Кб (Скачать)

 


 


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В последнее время значительно возрос интерес многих государств к проблемам Мирового океана в связи с той ролью, которую в международной жизни выполняют торговое судоходство и военное мореплавание, освоение живых ресурсов моря, разработка минеральных ресурсов морского дна, защита морской среды как компонента всей окружающей среды, научные исследования океанов с использованием новейших технологий и т.д.

Кроме того, нельзя не видеть постоянно возникающих межгосударственных конфликтов по поводу нарушения законодательства прибрежных государств или прав государства флага, прав судна в иностранных водах и т.п. Ведь морские пространства различаются по своему правовому режиму, а это непосредственно сказывается на положении морских судов и их экипажей.

Режим морских пространств определяется нормами международного морского права, включенными в настоящее время в такой международный договор, как Конвенция ООН по морскому праву 1982 года (далее - Конвенция). В Резолюции N 55/7 «Мировой океан и морское право», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 30 октября 2000 года на своей 55-й сессии, Генеральная Ассамблея ООН отметила универсальный характер Конвенции и ее фундаментальное значение для поддержания мира и безопасности.

Конвенция является всеобъемлющим международным договором по морскому праву, исторической вехой в области кодификации и прогрессивного развития международно-правовых норм, призванных регламентировать режим Мирового океана и регулировать основные виды деятельности по его использованию, изучению и освоению в современных условиях развития общества. Ее положения регламентируют режим всех основных морских пространств: открытого моря, территориального моря, глубоководного морского дна, континентального шельфа, исключительной экономической зоны, проливов, используемых для международного судоходства, и др.

Ратификация Российской Федерацией в 1997 г. Конвенции явилась существенным вкладом в решение проблем обеспечения интересов России и как великой морской державы, и как огромного прибрежного государства.

Следует отметить, что несмотря на фундаментальный характер указанной конвенции в современном международном морском праве, зачастую на практике возникают многочисленные  вопросы, связанные с пониманием и применением того или иного положения ее положения.

Во многом правоприменительные проблемы связаны с недостаточной теоретической изученностью и исследованностью указанного источника международного морского права. Необходимо указать, что Конвенция ООН по морскому праву сравнительно редко становится объектом пристального внимания специалистов-международников. Какое же либо комплексное исследование, в котором бы данный акт исследовался всестороннее, на сегодняшний день отсутствует.

Целью настоящего исследования является анализ Конвенции ООН по морскому праву 1982г.

Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

  1. проследить историю принятия Конвенции ООН по морскому праву;
  2. дать обую характеристику основных положений Конвенции;
  3. рассмотреть и проанализировать специфику правового режима морских пространств по данному акту.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с применением Конвенции ООН по морскому праву.

Предметом исследования являются нормы Конвенции ООН по морскому праву.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

 

 

ГЛАВА I. КОНВЕНЦИЯ ООН ПО МОРСКОМУ ПРАВУ _ ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОГОВОР ПО МОРСКОМУ ПРАВУ

 

    1. История принятия Конвенции ООН по морскому праву

 

 

Международное морское право - отрасль международного права, принципы и нормы которой определяют статус морских пространств, включая дно и ресурсы, а также порядок пользования ими1.

Корни международного морского права уходят в глубокую древность. Между тем как самостоятельная отрасль международное морское право сформировалось сравнительно недавно2.

Как справедливо отмечает А.Л. Колодкин, на протяжении многих лет обычаи являлись, по сути, единственным источником международного морского права, но уже в XVIII веке появились договоры, касающиеся вопросов морской войны и морских пределов осуществления власти прибрежными государствами. И только в первую половину XX столетия международное сообщество предприняло меры, которые были направлены на урегулирование международных отношений, связанных с разнообразной и обширной деятельностью в Мировом океане, посредством заключения международных многосторонних договоров3.

Увеличение значения океана и его ресурсов, расширение возможностей его эксплуатации определили активное развитие морского права и усложнили стоящие перед ним задачи.

На I Женевской конференции ООН по морскому праву 1958 г. на основе проекта статей, подготовленного Комиссией ООН по международному праву, были приняты четыре конвенции, направленные на регулирование режима морских пространств и рыболовства в Мировом океане: о территориальном море и прилежащей зоне; о континентальном шельфе; об открытом море; о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря. Конференция, по существу, кодифицировала подавляющее большинство норм международного морского права, "разбросанных" по многочисленным международным договорам и накопившихся в виде международно-правовых обычаев. Однако участниками этих Конвенций являлся довольно узкий круг государств.

II Конференция ООН по  морскому праву 1960 г., посвященная  главным образом проблеме установления  прибрежными государствами единой  ширины территориального моря  и рыболовной зоны, закончилась  неудачей. Слишком противоречивыми  оказались позиции государств. Вместе с тем Конференция подготовила почву для будущих позитивных результатов.

Для того чтобы упорядочить новые виды морской деятельности, появившиеся в результате научно-технического прогресса, согласовать между собой нормы права, которые относятся к различным видам морской деятельности, дополнить положения международного морского права, в 1970 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла решение созвать в 1973 г. III Конференцию ООН. Последняя проработала до 1982 года и завершилась принятием Конвенции ООН по Морскому праву.

Таким образом, на протяжении относительно недлительного промежутка времени в целях адаптации морского права к новым условиям в 1958 г. были принятые четыре Женевские конвенции: об открытом море; о территориальном море и прилежащей зоне; о континентальном шельфе; о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря. Однако ряд вопросов, включая режим дна, не был решен. К тому же на мировую арену вышло значительное число новых независимых государств, которые потребовали учета их интересов. В результате была созвана конференция ООН, которая в 1982 г. приняла Конвенцию ООН по морскому праву.

Данный документ был принят в результате работы Конференции, продолжавшейся с 1973 по 1982 г., что само по себе не имеет исторических прецедентов.

Данный документ насчитывает 320 статей и сопровождается девятью приложениями. Особый статус в общем комплексе занимает Соглашение 1994 г. об имплементации части XI Конвенции, в которой речь идет о правовом статусе Района.

Таким образом, речь идет о своде международного морского права. Развивающиеся страны, используя свое большинство, добились многого - был установлен режим дна, что послужило основной причиной более чем сдержанного отношения к Конвенции по морскому праву морских держав. Она вступила в силу лишь в 1994 г. Сразу под ней поставили подписи 119 государств.

Россия стала участницей Конвенции по морскому праву в 1997 г.4 Накануне ратификации Указом Президента была одобрена Концепция Федеральной целевой программы «Мировой океан»5. Концепция определила позицию России по основным вопросам, касающимся мирового океана, включая многие вопросы морского права.

США не ратифицировали Конвенцию по морскому праву, но заявили, что ее нормы, за исключением относящихся к режиму дна, являются общепризнанными обычными нормами и, следовательно, обязательными для США. Аналогична позиция и ряда других морских держав. С учетом этого обстоятельства Генеральная Ассамблея ООН регулярно принимает резолюции, призывающие не участвующие в этой Конвенции страны присоединиться к ней.

О значении морского права свидетельствует тот факт, что Генеральная Ассамблея ежегодно рассматривает вопрос «Океаны и морское право» и принимает соответствующие резолюции. Эти резолюции подчеркивают «всеобщий и унифицирующий характер Конвенции и ее большое значение для поддержания и упрочения международного мира и безопасности, а также для устойчивого использования и развития морей и океанов, а также их ресурсов»6.

Следовательно, Конвенция по морскому праву является основой международного морского права, она  представляет собой огромную ценность и имеет универсальный характер. Вместе с тем она не охватывает все аспекты этой сложной отрасли. Значительная роль принадлежит обычным нормам.

 

 

    1. Общая характеристика основных положений Конвенции ООН по                                              морскому праву

 

Конвенция состоит из 17 частей, включающих 320 статей и 9 приложений. Конвенция подтвердила и дополнила ряд предложений, закрепленных Женевскими конвенциями по морскому праву 1958 г. Вместе с тем она включила много новых положений, которые впервые появились в международном морском праве и существенно развили международно-правовой режим Мирового океана в новых условиях научно-технической революции и перестройки международных отношений.

Важным моментом является закрепление в Конвенции основных принципов международного морского права.

Важнейшим для международного морского права является принцип свободы открытого моря. Он был сформулирован еще древнеримскими юристами, признававшими всеобщее право на «морские воды».

Вместе с тем эпоха великих открытий характеризовалась массовыми притязаниями государств на целые моря. Так, Генуя заявляла свои права на Лигурийское море, Венеция - на Адриатическое, Турция - на Черное. Король Датский и Норвежский Эрих в 1432 г. заявил королю Англии, что никто не имеет права на рыбную ловлю и торговлю в водах Норвежского моря без его дозволения. Карл I поддерживал силой оружия свои права на Северное море. Фактически эти притязания выражались в преследованиях и захватах иностранных судов, в обложении их пошлинами и т.д. И лишь в XVIII в. повсеместно начинает распространяться принцип свободы открытого моря. Право государств на пользование этой свободой было сформулировано известным голландским ученым Гуго Гроцием в книге «Mare liberum...» («Свободное море...»), опубликованной в 1609 г. В декабре 2002 г. в послании Международного суда ООН Генеральной Ассамблее ООН в связи с празднованием 20-й годовщины открытия к подписанию Конвенции ООН по морскому праву сказано, что положения Конвенции берут свое начало в фундаментальном труде Гуго Гроция «Свободное море».

Принцип свободы открытого моря является общепризнанным. Он исходит из того, что открытое море не может быть подчинено суверенитету какого бы то ни было государства. Оно находится в общем и равноправном пользовании всех государств.

С принципом свободы открытого моря тесно связан принцип исключительной юрисдикции государства флага судна в открытом море. Он предусматривает, что в отношении судна, находящегося в открытом море, а также всех лиц на его борту и их имущества действует исключительно законодательство государства флага, под которым плавает данное судно.

Другой важный принцип международного морского права - принцип мирного использования Мирового океана. Он следует из принципов мирного разрешения споров и неприменения силы или угрозы силой. В соответствии с ним морские пространства должны использоваться исключительно в мирных целях.

Принцип охраны морской среды в концентрированном виде сформулирован в ст. 192 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., устанавливающей, что государства обязаны защищать и сохранять морскую среду.

В последние десятилетия получил всеобщее признание принцип общего наследия человечества. В рамках международного морского права этот принцип предусматривает общее равноправное пользование ресурсами морского дна и его недр за пределами действия национальной юрисдикции, на которые не распространяются суверенитет или суверенные права какого бы то ни было государства.

В Конвенции 1982г. впервые введены новые категории морских пространств: международный район глубоководного морского дна (район), исключительная экономическая зона и архипелажные воды. Конвенция впервые в договорном порядке установила предельно допустимую ширину территориального моря в 12 морских миль (одна морская миля - 1 км 852 м), что явилось весьма весомым вкладом в кодификацию и прогрессивное развитие международного морского права. Наряду с этим в Конвенции подтверждено право мирного прохода иностранных судов через территориальное море и предусмотрены гарантии его осуществления.

Специальная часть Конвенции посвящена защите морской среды от всех возможных форм загрязнения, возникающих в результате человеческой деятельности. Наибольшее внимание уделено регулированию предотвращения загрязнения моря с судов. Основная ответственность за соблюдением судами общепризнанных международных норм и стандартов, содержащихся в специальных Конвенциях, принятых под эгидой Международной морской организации (далее - ИМО) или иным образом, возложена на государство флага судна. В этих целях государство должно обеспечивать, чтобы суда под его флагом отвечали применимым к ним международным нормам и стандартам, установленным главным образом ИМО. В случае нарушения судном каких-либо международных правил государство флага независимо от места совершения нарушения обязано безотлагательно его расследовать и в соответствующих случаях начать в отношении виновных преследование, включая уголовное.

Информация о работе Конвенция ООН по морскому праву 1982 года