Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 18:35, дипломная работа
Кроме того, нельзя не видеть постоянно возникающих межгосударственных конфликтов по поводу нарушения законодательства прибрежных государств или прав государства флага, прав судна в иностранных водах и т.п. Ведь морские пространства различаются по своему правовому режиму, а это непосредственно сказывается на положении морских судов и их экипажей.
Режим морских пространств определяется нормами международного морского права, включенными в настоящее время в такой международный договор, как Конвенция ООН по морскому праву 1982 года (далее - Конвенция). В Резолюции N 55/7 «Мировой океан и морское право», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 30 октября 2000 года на своей 55-й сессии, Генеральная Ассамблея ООН отметила универсальный характер Конвенции и ее фундаментальное значение для поддержания мира и безопасности.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. КОНВЕНЦИЯ ООН ПО МОРСКОМУ ПРАВУ ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОГОВОР ПО МОРСКОМУ ПРАВУ 5
1.1. История принятия Конвенции ООН по морскому праву 5
1.2. Общая характеристика основных положений Конвенции ООН по морскому праву 8
ГЛАВА II. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ МОРСКИХ ПРОСТРАНСТВ 30
2.1. Морские воды, входящие в состав государственной территории 30
2.2. Морские пространства, образующие зоны функциональной юрисдикции 48
2.3. Нормы, определяющие пределы морских пространств, находящиеся за пределами государственной юрисдикции 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Существенным новшеством, закрепленным в Конвенции, является концепция «юрисдикции государства порта»: любому государству, в порт которого зашло иностранное судно, предоставляется право провести расследование предполагаемого нарушения международных норм и стандартов, совершенного за пределами территориальной юрисдикции такого государства (т.е. в открытом море), а при наличии достаточных доказательств - начать преследование для наказания виновных в соответствии со своим законодательством (ст. 218).
Наряду с этим Конвенция содержит специальный раздел о гарантиях, которые направлены на защиту интересов международного судоходства от возможных злоупотреблений со стороны прибрежных государств.
Важнейшее значение в Конвенции ООН по морскому праву придается проблематике мирного разрешения споров в международном морском праве.
Как отмечает И.Ф. Покровский, общее международное право прежде лишь побуждало государства обращаться к мирным средствам разрешения международных споров, но не обязывало их следовать этой процедуре7. Проблема использования мирных средств для разрешения международных споров обсуждалась еще на Гаагских конференциях мира 1899 и 1907 гг., проведенных по инициативе России. Статья 2 Гаагской конвенции о мирном разрешении международных столкновений 1907 г. не запрещала обращаться к войне («прежде чем прибегнуть к оружию...»), не обязывала обращаться к мирным средствам («обращаться, насколько позволяют обстоятельства...») и рекомендовала весьма узкий круг мирных средств (добрые услуги и посредничество)8.
Конвенция ООН по морскому праву урегулирование международного спора мирным путем вменяет государствам в качестве их обязанности.
Необходимо отметить, что термин «международный морской спор» является условным, и данная статья посвящена мирным средствам разрешения международных споров, связанных с применением и толкованием Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (далее - Конвенция 1982 г.). Тем не менее, термин «международный морской спор» используется в юридической литературе. По мнению ряда ученых-международников, такой спор «имеет место в случае, когда государства... взаимно предъявляют претензии по поводу одного и того же предмета спора, связанного с мореплаванием»9.
Как уже было отмечено, Конвенция 1982 г. закрепляет обязанность государств урегулировать споры мирным путем. В соответствии со ст. 279 этого документа все споры, касающиеся толкования и применения настоящей Конвенции, должны разрешаться мирными средствами, в соответствии с требованием Устава Организации Объединенных Наций 1945 г. (п. 3 ст. 2), а именно: разрешать возникающие между ними споры таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость.
Названная статья Конвенции отсылает к мирным средствам разрешения споров, указанным в п. 1 ст. 33 Устава ООН. Напомним, что Устав предусматривает следующие мирные средства разрешения споров: переговоры, обследование, посредничество, примирение, арбитраж, судебное разбирательство, а также обращение к региональным органам или соглашениям. В этой же статье обозначен принцип свободного выбора сторонами средств разрешения спора. Указанный принцип подтверждается и в Конвенции 1982 г., согласно которой стороны вправе договориться об урегулировании споров относительно толкования и применения данной Конвенции любыми средствами по их выбору (ст. 280).
Кроме того, Конвенция содержит нормы, касающиеся обязательств по иным соглашениям. Так, в ст. 282 указано, что в случае, если государства, которые являются участниками спора, договорились "посредством общего, регионального или двустороннего соглашения или каким-либо иным образом, что такой спор передается... на урегулирование по процедуре, влекущей обязательное решение, эта процедура применяется вместо процедур, предусмотренных в настоящей части...".
Таким образом, Конвенция 1982 г. еще раз подчеркивает принцип свободы выбора мирных средств разрешения споров и в связи с этим приоритет иных соглашений государств - участников спора над положениями Конвенции, касающимися урегулирования споров.
Процедуры разрешения международных споров, предусмотренные Конвенцией 1982 г., можно разделить на две группы: 1) процедуры, влекущие за собой обязательные решения; 2) процедуры, не влекущие таковых.10
К первым следует отнести передачу спора на разрешение Международному трибуналу по морскому праву, Международному суду ООН, арбитражу и специальному арбитражу.
К процедурам, не влекущим обязательных решений, относятся обмен мнениями и согласительная процедура.
Обмен мнениями представляет собой процедуру, которую стороны обязаны применять без промедления в случае возникновения между ними спора, а также в случае, когда "процедура урегулирования спора была прекращена без достижения урегулирования...".11
Это важное условие (обязанность применять процедуру обмена мнениями без промедления) ясно указывает на желание договаривающихся сторон подкрепить обязанность использовать мирные средства процессуальной базой.
Согласительная процедура как средство урегулирования международного спора предусмотрена ст. 284 Конвенции 1982 г. Приложение V анализируемой Конвенции устанавливает процедуру создания и порядок функционирования согласительной комиссии.12
В соответствии с Конвенцией предпочтительнее является передача споров на разрешение комиссии ad hoc, чем передача спора для разрешения в постоянные органы. Верность такой точки зрения подтверждается тем, что создание комиссии ad hoc позволяет предусмотреть обстоятельства возникновения спора, намерения и пожелания государств - участников спора.
Любая из сторон может возбудить разбирательство путем письменного уведомления, направляемого другой стороне или сторонам спора (ст. 1 приложения V). Согласно ст. 3 исследуемого приложения согласительная комиссия создается в следующем порядке: каждая из сторон назначает двух посредников, один из которых может быть гражданином данного государства. В течение 30 дней после такого назначения они назначают пятого посредника, который является председателем.
Следует отметить, что выбор посредников "предпочтительно" производится из списка, упомянутого в ст. 2 данного приложения. В соответствии с данной статьей Генеральный секретарь ООН составляет и ведет список посредников, назначаемых государствами-участниками, которые должны иметь "самую высокую репутацию беспристрастности, компетентности и добросовестности". Необходимо обратить внимание на тот факт, что среди вышеперечисленных требований к посредникам отсутствует указание на высокую юридическую квалификацию. Профессор Дж. Мерриллс определяет отсутствие такого требования как заметное, но тем не менее не являющееся беспрецедентным упущение.
Вместе с тем Конвенции по морскому праву 1958 г. по морскому праву предусматривают участие в согласительной комиссии "квалифицированных юристов". Как бы то ни было, посредники, назначаемые в соответствии с Конвенцией 1982 г., на наш взгляд, должны обладать достаточной компетенцией для того, чтобы дать заключения по вопросам права, которые имеют отношение к рассматриваемому спору.
Созданная комиссия самостоятельно определяет собственную процедуру, заслушивает доклады сторон и делает предложения сторонам "с целью достижения дружественного урегулирования спора".
В течение 12 месяцев после образования комиссия представляет не имеющий юридической силы доклад, который содержит в себе достигнутые соглашения, если такие имеют место, заключения по вопросам факта и права по спорному вопросу, а также рекомендации относительно дружеского урегулирования конфликта.13
Таким образом, Конвенция 1982 г. предусматривает две процедуры, которые не влекут за собой обязательное решение: обмен мнениями и согласительную процедуру. Анализируемая Конвенция достаточно четко регламентирует порядок создания согласительных комиссий, при этом, по нашему мнению, необходимо включить положение относительно юридической квалификации потенциальных посредников.
К процедурам, влекущим за собой обязательное решение, в соответствии с Конвенцией 1982 г., относится передача спора на разрешение Международного трибунала по морскому праву, Международного суда ООН, арбитража и специального арбитража (ст. 287 Конвенции 1982 г.). Согласно указанной статье государства-участники могут выбрать посредством письменного заявления одно или более из вышеуказанных средств урегулирования споров относительно толкования и применения настоящей Конвенции. Если подобное заявление не поступает от государства-участника, то такое государство считается согласившимся на арбитраж.
Международный суд ООН (далее - Международный суд) является универсальным судебным учреждением мирового сообщества, правовой основой деятельности которого является Статут, составляющий неотъемлемую часть Устава ООН.
Кроме разрешения споров, переданных ему на рассмотрение, Суд дает консультативные заключения, в частности, в решениях Суда о применении норм международного морского права дается анализ правового режима соответствующих морских пространств.
Следует отметить, что при рассмотрении споров, касающихся делимитации морских пространств, Судом применяются положения как Конвенции 1982 г., так и трех Конвенций 1958 г., которые продолжают действовать и после вступления в силу Конвенции 1982 г.14
Анализируя практику Международного суда, можно сделать вывод о том, что он рассматривает споры, чаще всего касающиеся разграничения морских пространств.
Говоря о важности и значении Конвенции ООН по морскому праву, представляется целесообразным затронуть вопрос ее значения для ИМО – Международной морской организации. Прежде всего, необходимо обозначить роль ИМО в международном морском праве.
Международная морская консультативная организация была создана в 1948 г., однако, начала свою деятельность десять лет спустя. В 1982 г. произошло изменение названия организации. Это было связано, с тем, что слово "консультативная" толковалось как показывающее на ограниченные полномочия и ответственность организации, а слово "межправительственная" вызывало недоверие и подозрения. Поэтому новое название - Международная морская организация - было необходимо для повышения роли Международной морской организации как международной, ответственной за внедрение различных международных конвенций и создание норм и стандартов, относящихся к охране человеческой жизни на море и охране морской среды от загрязнения15.
В настоящее время Международная морская организация является специализированным учреждением в системе ООН в области безопасности на море и охраны морской среды, также она является консультативной и совещательной организацией; несет ответственность за организацию обеспечения безопасности на море и защиты окружающей среды, а также решение юридических вопросов, связанных с международным судоходством; способствует облегчению взаимодействия правительств государств по техническим вопросам для достижения высочайших стандартов в области безопасности на море и предотвращения загрязнения; принимает и совершенствует обязательные к исполнению и рекомендательные международные конвенции, кодексы, резолюции, протоколы, циркуляры и рекомендации.16
Важнейшей цели Международной морской организации – безопасности мореплавания - подчинена деятельность всех рабочих органов и подразделений организации. За время своего существования, Международной морской организацией были приняты и пересмотрены очень важные международные конвенции. Деятельность Международной морской организации направлена на отмену дискриминационных действий, затрагивающих международное торговое судоходство, а также принятие норм (стандартов) по обеспечению безопасности на море и предотвращению загрязнения с судов окружающей среды, в первую очередь, морской. В настоящее время членами Международной морской организации являются 166 государств. В ее работе принимают участие в качестве наблюдателей 36 межправительственных и 63 неправительственных международных организаций, включая региональные соглашения о государственном портовом контроле.17
Российская Федерация является членом Международной морской организации. Министерство транспорта РФ является головным ведомством по работе Российской Федерации с Международной морской организацией. Под руководством Министерства транспорта РФ при Международной морской организации действует Представительство Российской Федерации, что свидетельствует о важности участия Российской Федерации в деятельности Международной морской организации.
Российская Федерация, будучи продолжателем Советского Союза, является стороной большинства международных морских конвенций и кодексов, принятых под эгидой Международной морской организации, и эти конвенции и кодексы являются обязательными для исполнения российскими судами, их экипажами и судоходными компаниями.
В настоящее время необходимо учитывать тенденцию увеличения влияния прибрежных государств и государств портов на принимаемые в анализируемой организации решения, что требует от Российской Федерации соответствующего уточнения методов ее работы в Международной морской организации. В последние годы роль Российской Федерации в Международной морской организации стала вновь повышаться за счет более активной работы российских делегаций.
Таким образом, ИМО является важнейшей организацией, обеспечивающей безопасность в международном морском праве.
Деятельность Международной морской организации (далее - ИМО), являющейся одним из специализированных учреждений ООН, в настоящее время основывается на фундаменте международного права, в частности международного морского права. В первую очередь речь идет о Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Сегодня нельзя рассматривать те или иные стороны деятельности ИМО, особенно связанные с обеспечением безопасности мореплавания, охраной человеческой жизни на море и защитой морской среды, без учета положений этой Конвенции, которые имеют основополагающее значение для всех видов морской деятельности, осуществляемой в условиях отсутствия войны.
Информация о работе Конвенция ООН по морскому праву 1982 года