Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 18:35, дипломная работа
Кроме того, нельзя не видеть постоянно возникающих межгосударственных конфликтов по поводу нарушения законодательства прибрежных государств или прав государства флага, прав судна в иностранных водах и т.п. Ведь морские пространства различаются по своему правовому режиму, а это непосредственно сказывается на положении морских судов и их экипажей.
Режим морских пространств определяется нормами международного морского права, включенными в настоящее время в такой международный договор, как Конвенция ООН по морскому праву 1982 года (далее - Конвенция). В Резолюции N 55/7 «Мировой океан и морское право», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 30 октября 2000 года на своей 55-й сессии, Генеральная Ассамблея ООН отметила универсальный характер Конвенции и ее фундаментальное значение для поддержания мира и безопасности.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. КОНВЕНЦИЯ ООН ПО МОРСКОМУ ПРАВУ ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОГОВОР ПО МОРСКОМУ ПРАВУ 5
1.1. История принятия Конвенции ООН по морскому праву 5
1.2. Общая характеристика основных положений Конвенции ООН по морскому праву 8
ГЛАВА II. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ МОРСКИХ ПРОСТРАНСТВ 30
2.1. Морские воды, входящие в состав государственной территории 30
2.2. Морские пространства, образующие зоны функциональной юрисдикции 48
2.3. Нормы, определяющие пределы морских пространств, находящиеся за пределами государственной юрисдикции 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Повышение политического, военного и экономического значения Мирового океана и наметившаяся, до принятия Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., тенденция присвоения его обширных и наиболее перспективных частей привели к значительному росту противоречий между государствами. По существу, речь шла о перераспределении ресурсов, в том числе стратегических, на совершенно новой основе – «правовой по форме, экономической и политической по содержанию». Поэтому Конвенция коснулась достаточно специфичных и, главное, новых проблем, таящих в себе потенциальную угрозу международных споров и конфликтов. С принятием и последующим вступлением в силу Конвенции развитие международного морского права, естественно, не прекратилось. Освоение Мирового океана, и прежде всего его ресурсов, постоянно приводит и будет приводить к возникновению ситуаций, лишь намеченных или вообще не затронутых Конвенцией и оказывающих, в свою очередь, непосредственное влияние на весь механизм по урегулированию межгосударственных споров, в том числе и территориальных.
Вместе с тем, Конвенция ООН по морскому праву 1982г., безусловно, является основой международного морского права, она представляет собой огромную ценность и имеет универсальный характер.
Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г. называют "Хартия морей". По количеству участвующих в этом международном договоре государств Конвенция уступает только Уставу ООН.
Следует особо отметить, что Конвенция представляет собой баланс интересов крупных судоходных, рыболовных, промышленно развитых государств, с одной стороны, и развивающихся, слаборазвитых и, как правило, прибрежных стран - с другой. Достигнутый компромисс нашел свое отражение во многих статьях этого договора. С одной стороны, установлено 96 исключительных экономических зон, в которых согласно ст. 56 Конвенции прибрежные государства осуществляют суверенные права в отношении разведки и разработки естественных ресурсов и имеют юрисдикцию в части защиты морской среды, проведения морских научных исследований и создания искусственных островов и сооружений. С другой стороны, уже 126 государств определили лимит для территориального моря в 12 морских миль.
Кроме того, компромисс состоит и в том, что в исключительных экономических зонах сохраняются свободы судоходства, полетов, прокладки кабелей и трубопроводов и другие правомерные с точки зрения международного права виды использования моря, относящиеся к этим свободам, связанные с эксплуатацией судов, летательных аппаратов и подводных кабелей и трубопроводов и совместимые с другими положениями настоящей Конвенции. Можно было бы указать и на компромиссный характер других положений Конвенции.
Таким образом, был создан единый пакет взаимных интересов, прав и обязанностей различных государств. Однако "постконвенционный" период вновь омрачается попытками ряда государств расширить свои права в своих исключительных экономических зонах вопреки ст. 56 Конвенции. Они пытаются как бы трансплантировать права, принадлежащие им в территориальном море, в такие зоны, забывая, что последние не являются частью территории государства и не подпадают под суверенитет последнего.
Эта тенденция нашла свое подтверждение, в частности, в позициях государств в связи с рассмотрением дел в Трибунале. Согласно Конвенции Трибунал создан для рассмотрения споров между государствами по поводу толкования или применения Конвенции, нарушения ее положений, ареста морских судов и их освобождения и т.п.
Особенность отдельных положений Конвенции заключается в том, что содержащиеся в них нормы адресованы всем государствам - участникам вне зависимости от членства в ИМО или каких-либо других компетентных международных организациях. Созданная конвенцией схема правового регулирования построена с таким расчетом, чтобы права и обязанности государств - участников осуществлялись через международные нормы и стандарты.
В свою очередь, международные нормы и стандарты, относящиеся к международному судоходству и охране среды, должны разрабатываться через ИМО. Многочисленные положения Конвенции дают ссылку на деятельность различных организаций. В некоторых из этих случаев данные положения могут включать работу ИМО совместно с другими организациями.
Безусловно, не все Конвенция не является совершенным актом и на практике могут возникнуть проблемы, которые не смогут быть решены с помощью данного документа.
Законы и иные нормативные акты
Литература
1 Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть. М., 2008.
2 Международное право. Особенная часть: Учебник для вузов / Под ред. Р.М. Валеева. М., 2010.
3 Колодкин А.Л. Конвенция ООН по морскому праву 1982 года // Транспортное право. 2002. № 4.
4 Конвенция ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г. // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1.- М.: БЕК, 2010.
5 Указ Президента РФ от 17 января 1997 г. N 11 «О Федеральной целевой программе «Мировой океан» // Российская газета. 1997. 28 янв.
6 Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 55/7 от 30 октября 2000 г. «Океаны и морское право» // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1.- М.: БЕК, 2010.
7 Покровский И.Ф. Мирное разрешение международных морских споров: история права и его будущее // Транспортное право. 2009.№ 1. С. 39.
8 Мартенс Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов. Т. 1. М., 2009. С. 267.
9 Колодкин А.Л., Гуцуляк В.Н., Боброва Ю.В. Мировой океан. Международно-правовой режим. Основные проблемы. М., 2007. С. 559.
10 Международная безопасность и Мировой океан / Отв. ред. Л.А. Иванащенко и Ю.М. Колосов. М.: Норма, 2010. С. 57.
11 Международное право / Отв. ред. В.И. Кузнецов. М.: Юристъ, 2009. С. 468.
12 Левин Д.Б. Принцип мирного разрешения международных споров. М., 2007. С. 11.
13 Побережная Е.В. Мирные средства разрешения международных споров в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. // История государства и права. 2011. № 3. С. 31.
14 Вылегжанин А.Н. Решения Международного суда ООН по спорам о разграничении морских пространств. М., 2004. С. 21.
15 Авраменко И.М. Международное морское право: Учеб. пособие. - Ростов н/Д: Юрист, 2007. С.57.
16 Иванов Г.Г. Международная морская организация: Учебное пособие. – Одесса: Наука, 1999. С. 31.
17 Клявин А.Ю. О мерах по повышению эффективности применения требований ИМО по обеспечению безопасности на море и охраны окружающей среды: Пособие. - М.: Проспект, 2006. С. 99.
18 Ковалев А. А. Современное международное морское право и практика его применения: Монография. — М.: Научная книга, 2003. С. 91.
19 Крылов Н.Б. Правотворческая деятельность международных организаций: Пособие. - М.: Проспект, 2005. С. 57.
20 Лазарев М.И. Теоретические вопросы современного морского права: Учебное пособие. - М.: Юрист, 2005. С. 81.
21 Молодцов С.В. Международное морское право: Пособие. - М.: Проспект, 2003. С.101.
22 Современное международное морское право / Отв. ред. М.И. Лазарев. – М.: Юрист, 2007. С. 77.
23 Фомичев В.И. Международная морская организация: Учебное пособие. - М.: Юрист, 2007. С. 55.
24 Барсегов Ю.Г. Мировой океан: право, политика, дипломатия. М.: Международные отношения, 2008. С. 80.
25 Павлов И.Е.Исторические предпосылки формирования международного морского экологического права // Юрист. 2011. № 5. С. 21.
26 Шемякин А.Н. Современное международное морское право и перспективы его развития. Одесса: ОНМА, 2003. С. 104 – 109.
27 Концепция формирования системы обеспечения интересов Российской Федерации в пограничной сфере. М.: Граница, 2005. С. 18.
28 Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 17. Ст. 594.
29 Проничев В.Е. Правовые основы стратегического развития пограничной службы // Право и безопасность. 2005. N 4(17). С. 11 - 28.
30 Колодкин А.Л., Гуцуляк В.Н., Боброва Ю.В. Мировой океан. Международно-правовой режим. Основные проблемы. М.: Статут, 2007. С. 242.
31 Тихонова С.Н. Международно-правовые аспекты статуса вод Азовского моря // международное публичное и частное право.2008. № 1. С. 11.
32 См.: Международно-правовое оформление Государственной границы Российской Федерации: Информационно-справочный сборник. Выпуск N 1 (общие данные) / Под общ. ред. генерал-лейтенанта А.Л. Манилова. М.: Граница, 1997. С. 76.
33 Принципы разграничения исключительных экономических зон соседних прибрежных государств отражены в решениях Международного Суда Организации Объединенных Наций по делам залива Мэн (Канада против США), 1984; Гренландия / Ян Майен (Дания против Норвегии), 1993 и др. В свою очередь, вопрос разграничения континентальных шельфов рассматривался Международным судом ООН в делах по делимитации континентального шельфа Северного моря (ФРГ, Дания и Нидерланды), 1969; Тунис против Ливии, 1982 и др. См. текст документов на официальном сайте Международного Суда ООН в сети Интернет. URL: http://www.icj-cij.org.
34 Евдокимов А.В. Международное морское право и проблема смещения морских границ прибрежных государств вследствие повышения уровня Мирового океана // Транспортное право.2010. № 4. С. 31.
35 Самсонов В.А. Правовой режим континентального шельфа Российской Федерации, его содержание и обеспечение // Международное публичное и частное право. 2009. № 2. С. 47.
36 Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4694.
37 Гаврилин Д.А. Имплементация Конвенции ООН по морскому праву 1982 года в правовой системе Российской Федерации: на примере исключительной экономической зоны и континентального шельфа: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002.
Информация о работе Конвенция ООН по морскому праву 1982 года