Конвенция ООН по морскому праву 1982 года

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 18:35, дипломная работа

Краткое описание

Кроме того, нельзя не видеть постоянно возникающих межгосударственных конфликтов по поводу нарушения законодательства прибрежных государств или прав государства флага, прав судна в иностранных водах и т.п. Ведь морские пространства различаются по своему правовому режиму, а это непосредственно сказывается на положении морских судов и их экипажей.
Режим морских пространств определяется нормами международного морского права, включенными в настоящее время в такой международный договор, как Конвенция ООН по морскому праву 1982 года (далее - Конвенция). В Резолюции N 55/7 «Мировой океан и морское право», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 30 октября 2000 года на своей 55-й сессии, Генеральная Ассамблея ООН отметила универсальный характер Конвенции и ее фундаментальное значение для поддержания мира и безопасности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. КОНВЕНЦИЯ ООН ПО МОРСКОМУ ПРАВУ ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОГОВОР ПО МОРСКОМУ ПРАВУ 5
1.1. История принятия Конвенции ООН по морскому праву 5
1.2. Общая характеристика основных положений Конвенции ООН по морскому праву 8
ГЛАВА II. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ МОРСКИХ ПРОСТРАНСТВ 30
2.1. Морские воды, входящие в состав государственной территории 30
2.2. Морские пространства, образующие зоны функциональной юрисдикции 48
2.3. Нормы, определяющие пределы морских пространств, находящиеся за пределами государственной юрисдикции 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

Э 429 Диплом Конвенция по морскому праву.doc

— 331.00 Кб (Скачать)

Повышение политического, военного и экономического значения Мирового океана и наметившаяся, до принятия Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., тенденция присвоения его обширных и наиболее перспективных частей привели к значительному росту противоречий между государствами. По существу, речь шла о перераспределении ресурсов, в том числе стратегических, на совершенно новой основе – «правовой по форме, экономической и политической по содержанию». Поэтому Конвенция коснулась достаточно специфичных и, главное, новых проблем, таящих в себе потенциальную угрозу международных споров и конфликтов. С принятием и последующим вступлением в силу Конвенции развитие международного морского права, естественно, не прекратилось. Освоение Мирового океана, и прежде всего его ресурсов, постоянно приводит и будет приводить к возникновению ситуаций, лишь намеченных или вообще не затронутых Конвенцией и оказывающих, в свою очередь, непосредственное влияние на весь механизм по урегулированию межгосударственных споров, в том числе и территориальных.

Вместе с тем, Конвенция ООН по морскому праву 1982г., безусловно, является основой международного морского права, она  представляет собой огромную ценность и имеет универсальный характер.

Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г. называют "Хартия морей". По количеству участвующих в этом международном договоре государств Конвенция уступает только Уставу ООН.

Следует особо отметить, что Конвенция представляет собой баланс интересов крупных судоходных, рыболовных, промышленно развитых государств, с одной стороны, и развивающихся, слаборазвитых и, как правило, прибрежных стран - с другой. Достигнутый компромисс нашел свое отражение во многих статьях этого договора. С одной стороны, установлено 96 исключительных экономических зон, в которых согласно ст. 56 Конвенции прибрежные государства осуществляют суверенные права в отношении разведки и разработки естественных ресурсов и имеют юрисдикцию в части защиты морской среды, проведения морских научных исследований и создания искусственных островов и сооружений. С другой стороны, уже 126 государств определили лимит для территориального моря в 12 морских миль.

Кроме того, компромисс состоит и в том, что в исключительных экономических зонах сохраняются свободы судоходства, полетов, прокладки кабелей и трубопроводов и другие правомерные с точки зрения международного права виды использования моря, относящиеся к этим свободам, связанные с эксплуатацией судов, летательных аппаратов и подводных кабелей и трубопроводов и совместимые с другими положениями настоящей Конвенции. Можно было бы указать и на компромиссный характер других положений Конвенции.

Таким образом, был создан единый пакет взаимных интересов, прав и обязанностей различных государств. Однако "постконвенционный" период вновь омрачается попытками ряда государств расширить свои права в своих исключительных экономических зонах вопреки ст. 56 Конвенции. Они пытаются как бы трансплантировать права, принадлежащие им в территориальном море, в такие зоны, забывая, что последние не являются частью территории государства и не подпадают под суверенитет последнего.

Эта тенденция нашла свое подтверждение, в частности, в позициях государств в связи с рассмотрением дел в Трибунале. Согласно Конвенции Трибунал создан для рассмотрения споров между государствами по поводу толкования или применения Конвенции, нарушения ее положений, ареста морских судов и их освобождения и т.п.

Особенность отдельных положений Конвенции заключается в том, что содержащиеся в них нормы адресованы всем государствам - участникам вне зависимости от членства в ИМО или каких-либо других компетентных международных организациях. Созданная конвенцией схема правового регулирования построена с таким расчетом, чтобы права и обязанности государств - участников осуществлялись через международные нормы и стандарты.

В свою очередь, международные нормы и стандарты, относящиеся к международному судоходству и охране среды, должны разрабатываться через ИМО. Многочисленные положения Конвенции дают ссылку на деятельность различных организаций. В некоторых из этих случаев данные положения могут включать работу ИМО совместно с другими организациями.

Безусловно, не все Конвенция не является совершенным актом и на практике могут возникнуть проблемы, которые  не смогут быть решены с помощью данного документа.

 

 

        БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

 

Законы и иные нормативные акты

 

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 2009. 21 янв.
  2. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 55/7 от 30 октября 2000 г. «Океаны и морское право» // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1.- М.: БЕК, 2010.
  3. Конвенция ООН о Международной морской организации от 6 марта 1948 г. // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1.- М.: БЕК, 2010.
  4. Конвенция ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г. // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1.- М.: БЕК, 2010.
  5. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ // Российская газета. 1999. 05 мая.
  6. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» // Российская газета. 1995. 22 июля.
  7. Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации»  // СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4694.
  8. Указ Президента РФ от 17 января 1997 г. N 11 «О Федеральной целевой программе «Мировой океан» // Российская газета. 1997. 28 янв.

 

 

 

 

 

Литература

 

  1. Авраменко И.М. Международное морское право: Учеб. пособие. - Ростов н/Д: Юрист, 2007. – 345с.
  2. Барсегов Ю.Г. Мировой океан: право, политика, дипломатия. М.: Международные отношения, 2008. – 101с.
  3. Вылегжанин А.Н. Решения Международного суда ООН по спорам о разграничении морских пространств. М., 2004. – 57с.
  4. Гаврилин Д.А. Имплементация Конвенции ООН по морскому праву 1982 года в правовой системе Российской Федерации: на примере исключительной экономической зоны и континентального шельфа: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. - 157с.
  5. Гландин С.В. Конвенционный механизм расширения границ континентального шельфа и Российская Федерация  // Право и политика. 2007. № 4. С. 29-30.
  6. Дрель М.И. Урегулирование споров по Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. М.: Транспорт, 1986. – 139с.
  7. Евдокимов А.В. Международное морское право и проблема смещения морских границ прибрежных государств вследствие повышения уровня Мирового океана // Транспортное право.2010. № 4. С. 31-34.
  8. Иванов Г.Г. Международная морская организация: Учебное пособие. – Одесса: Наука, 1999. – 99с.
  9. Клявин А.Ю. О мерах по повышению эффективности применения требований ИМО по обеспечению безопасности на море и охраны окружающей среды: Пособие. - М.: Проспект, 2006. – 125с.
  10. Ковалев А. А. Современное международное морское право и практика его применения: Монография. — М.: Научная книга, 2003. – 381с.
  11. Колодкин А.Л.  Конвенция ООН по морскому праву 1982 года // Транспортное право. 2002. № 4. С. 11-15.
  12. Колодкин А.Л., Гуцуляк В.Н., Боброва Ю.В. Мировой океан. Международно-правовой режим. Основные проблемы. М., 2007. – 611с.
  13. Косинская Т. Изменение ширины территориальных вод Франции // Морской сборник. 1972. N 3. С. 84-87.
  14. Крылов Н.Б. Правотворческая деятельность международных организаций: Пособие. - М.: Проспект, 2005. – 173с.
  15. Лазарев М.И. Теоретические вопросы современного морского права: Учебное пособие. - М.: Юрист, 2005. – 101с.
  16. Левин Д.Б. Принцип мирного разрешения международных споров. М., 2007. – 59с.
  17. Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть. М., 2008. – 594с.
  18. Мартенс Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов. Т. 1. М., 2009. – 311с.
  19. Международная безопасность и Мировой океан / Отв. ред. Л.А. Иванащенко и Ю.М. Колосов. М.: Норма, 2010. – 223с.
  20. Международное право / Отв. ред. В.И. Кузнецов. М.: Юристъ, 2009. – 483с.
  21. Международное право. Особенная часть: Учебник для вузов / Под ред. Р.М. Валеева. М., 2010. – 511с.
  22. Международно-правовое оформление Государственной границы Российской Федерации: Информационно-справочный сборник. Выпуск N 1 (общие данные) / Под общ. ред. генерал-лейтенанта А.Л. Манилова. М.: Граница, 1997. – 99с.
  23. Мировой океан и международное право: Основы современного правопорядка в Мировом океане / Отв. ред. А.П. Мовчан и А. Янков. М.: Наука, 1986. – 175с.
  24. Мировой океан: экономика и политика (международные проблемы освоения) / Под ред. Е.М. Примакова. М.: Мысль, 1986. – 211с.
  25. Молодцов С.В. Международное морское право: Пособие. - М.: Проспект, 2003. – 345с.
  26. Молодцов С.В. Правовой режим морских вод. М.: Международные отношения, 1982. – 299с.
  27. Овлащенко А.В. Международное морское право и формирование морской политики Европейского союза: проблемы взаимодействия // Международное публичное и частное право. 2007. N 5. С. 50 - 55.
  28. Овлащенко А.В. Международно-правовые позиции западноевропейских стран в ходе обсуждения правопорядка в Мировом океане // Международное публичное и частное право. 2009. № 4. С. 30-33.
  29. Павлов И.Е.Исторические предпосылки формирования международного морского экологического права // Юрист. 2011. № 5. С. 2123.
  30. Побережная Е.В. Мирные средства разрешения международных споров в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. // История государства и права. 2011. № 3. С. 31-35.
  31. Покровский И.Ф. Мирное разрешение международных морских споров: история права и его будущее // Транспортное право. 2009.№ 1. С. 39-43.
  32. Проничев В.Е. Правовые основы стратегического развития пограничной службы // Право и безопасность. 2005. N 4(17). С. 11 - 28.
  33. Сагирян А.А. Мировой океан в международной стратегии США: особенности формирования общенациональной политики. М.: Наука, 1991. – 76с.
  34. Самсонов В.А. Правовой режим континентального шельфа Российской Федерации, его содержание и обеспечение // Международное публичное и частное право. 2009. № 2. С. 47-49.
  35. Современное международное морское право / Отв. ред. М.И. Лазарев. – М.: Юрист, 2007. – 318с.
  36. Сорокин Р.Ф. Правовой режим островов // Мировой океан и международное право / Отв. ред. А.П. Мовчан и А. Янков. М.: Наука, 1988. – 271с.
  37. Тихонова С.Н. Международно-правовые аспекты статуса вод Азовского моря // Международное публичное и частное право.2008. № 1. С. 15-19.
  38. Фомичев В.И. Международная морская организация: Учебное пособие. - М.: Юрист, 2007. – 117с.
  39. Шемякин А.Н. Современное международное морское право и перспективы его развития. Одесса: ОНМА, 2003. – 325с.

1 Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть. М., 2008.

2 Международное право. Особенная часть: Учебник для вузов / Под ред. Р.М. Валеева. М., 2010.

3 Колодкин А.Л.  Конвенция ООН по морскому праву 1982 года // Транспортное право. 2002. № 4.

  4 Конвенция ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г. // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1.- М.: БЕК, 2010.

5 Указ Президента РФ от 17 января 1997 г. N 11 «О Федеральной целевой программе «Мировой океан» // Российская газета. 1997. 28 янв.

 

6 Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 55/7 от 30 октября 2000 г. «Океаны и морское право» // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1.- М.: БЕК, 2010.

7 Покровский И.Ф. Мирное разрешение международных морских споров: история права и его будущее // Транспортное право. 2009.№ 1. С. 39.

8 Мартенс Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов. Т. 1. М., 2009. С. 267.

9 Колодкин А.Л., Гуцуляк В.Н., Боброва Ю.В. Мировой океан. Международно-правовой режим. Основные проблемы. М., 2007. С. 559.

10 Международная безопасность и Мировой океан / Отв. ред. Л.А. Иванащенко и Ю.М. Колосов. М.: Норма, 2010. С. 57.

11 Международное право / Отв. ред. В.И. Кузнецов. М.: Юристъ, 2009. С. 468.

12 Левин Д.Б. Принцип мирного разрешения международных споров. М., 2007. С. 11.

13 Побережная Е.В. Мирные средства разрешения международных споров в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. // История государства и права. 2011. № 3. С. 31.

14 Вылегжанин А.Н. Решения Международного суда ООН по спорам о разграничении морских пространств. М., 2004. С. 21.

15 Авраменко И.М. Международное морское право: Учеб. пособие. - Ростов н/Д: Юрист, 2007. С.57.

16 Иванов Г.Г. Международная морская организация: Учебное пособие. – Одесса: Наука, 1999. С. 31.

17 Клявин А.Ю. О мерах по повышению эффективности применения требований ИМО по обеспечению безопасности на море и охраны окружающей среды: Пособие. - М.: Проспект, 2006. С. 99.

18 Ковалев А. А. Современное международное морское право и практика его применения: Монография. — М.: Научная книга, 2003. С. 91.

19 Крылов Н.Б. Правотворческая деятельность международных организаций: Пособие. - М.: Проспект, 2005. С. 57.

20 Лазарев М.И. Теоретические вопросы современного морского права: Учебное пособие. - М.: Юрист, 2005. С. 81.

21 Молодцов С.В. Международное морское право: Пособие. - М.: Проспект, 2003. С.101.

22 Современное международное морское право / Отв. ред. М.И. Лазарев. – М.: Юрист, 2007. С. 77.

23 Фомичев В.И. Международная морская организация: Учебное пособие. - М.: Юрист, 2007. С. 55.

24 Барсегов Ю.Г. Мировой океан: право, политика, дипломатия. М.: Международные отношения, 2008. С. 80.

25 Павлов И.Е.Исторические предпосылки формирования международного морского экологического права // Юрист. 2011. № 5. С. 21.

26 Шемякин А.Н. Современное международное морское право и перспективы его развития. Одесса: ОНМА, 2003. С. 104 – 109.

27 Концепция формирования системы обеспечения интересов Российской Федерации в пограничной сфере. М.: Граница, 2005. С. 18.

28 Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 17. Ст. 594.

29 Проничев В.Е. Правовые основы стратегического развития пограничной службы // Право и безопасность. 2005. N 4(17). С. 11 - 28.

30 Колодкин А.Л., Гуцуляк В.Н., Боброва Ю.В. Мировой океан. Международно-правовой режим. Основные проблемы. М.: Статут, 2007. С. 242.

31 Тихонова С.Н. Международно-правовые аспекты статуса вод Азовского моря // международное публичное и частное право.2008. № 1. С. 11.

32 См.: Международно-правовое оформление Государственной границы Российской Федерации: Информационно-справочный сборник. Выпуск N 1 (общие данные) / Под общ. ред. генерал-лейтенанта А.Л. Манилова. М.: Граница, 1997. С. 76.

33 Принципы разграничения исключительных экономических зон соседних прибрежных государств отражены в решениях Международного Суда Организации Объединенных Наций по делам залива Мэн (Канада против США), 1984; Гренландия / Ян Майен (Дания против Норвегии), 1993 и др. В свою очередь, вопрос разграничения континентальных шельфов рассматривался Международным судом ООН в делах по делимитации континентального шельфа Северного моря (ФРГ, Дания и Нидерланды), 1969; Тунис против Ливии, 1982 и др. См. текст документов на официальном сайте Международного Суда ООН в сети Интернет. URL: http://www.icj-cij.org.

34 Евдокимов А.В. Международное морское право и проблема смещения морских границ прибрежных государств вследствие повышения уровня Мирового океана // Транспортное право.2010. № 4. С. 31.

35 Самсонов В.А. Правовой режим континентального шельфа Российской Федерации, его содержание и обеспечение // Международное публичное и частное право. 2009. № 2. С. 47.

36 Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации»  // СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4694.

37 Гаврилин Д.А. Имплементация Конвенции ООН по морскому праву 1982 года в правовой системе Российской Федерации: на примере исключительной экономической зоны и континентального шельфа: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002.

Информация о работе Конвенция ООН по морскому праву 1982 года