Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 18:35, дипломная работа
Кроме того, нельзя не видеть постоянно возникающих межгосударственных конфликтов по поводу нарушения законодательства прибрежных государств или прав государства флага, прав судна в иностранных водах и т.п. Ведь морские пространства различаются по своему правовому режиму, а это непосредственно сказывается на положении морских судов и их экипажей.
Режим морских пространств определяется нормами международного морского права, включенными в настоящее время в такой международный договор, как Конвенция ООН по морскому праву 1982 года (далее - Конвенция). В Резолюции N 55/7 «Мировой океан и морское право», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 30 октября 2000 года на своей 55-й сессии, Генеральная Ассамблея ООН отметила универсальный характер Конвенции и ее фундаментальное значение для поддержания мира и безопасности.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. КОНВЕНЦИЯ ООН ПО МОРСКОМУ ПРАВУ ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОГОВОР ПО МОРСКОМУ ПРАВУ 5
1.1. История принятия Конвенции ООН по морскому праву 5
1.2. Общая характеристика основных положений Конвенции ООН по морскому праву 8
ГЛАВА II. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ МОРСКИХ ПРОСТРАНСТВ 30
2.1. Морские воды, входящие в состав государственной территории 30
2.2. Морские пространства, образующие зоны функциональной юрисдикции 48
2.3. Нормы, определяющие пределы морских пространств, находящиеся за пределами государственной юрисдикции 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Отдельные положения Конвенции обязывают государства уведомлять международное сообщество через международные организации, в частности ИМО, о различного рода мерах, принимаемых ими в целях обеспечения безопасности на море и охраны морской среды. Сюда можно отнести уведомления о действующих законах и правилах мирного прохода (п. 3 ст. 21), границах морских коридоров и схемы разделения движения (п. 4 ст. 22; п. 2 ст. 41; п. 2 ст. 52), о существующих опасностях для судоходства в территориальном море (п. 2 ст. 24), о принимаемых особых мерах по охране окружающей среды в специально обозначенных районах исключительных экономических зон (п. 6 ст. 211) и др.
В ряде случаев Конвенция предусматривает осуществление совместных с ИМО действий. Так, согласно ст. 199 государства сотрудничают с ИМО в целях ликвидации последствий загрязнения или сведения до минимума возникшего вследствие этого ущерба.23
Специально следует остановиться на положениях Конвенции, которые регламентируют порядок осуществления прибрежными государствами своих прав. Сюда относятся процедуры, регулирующие порядок удаления морских установок и сооружений, установления зон безопасности вокруг них, определения особых районов, обозначения морских коридоров и схем разделения движения в прилегающих морских пространствах.
В подобных случаях осуществление прав прибрежных государств обусловлено соответствующими волевыми действиями ИМО. Однако компетенция ИМО может быть реализована только в том случае, если соответствующее государство передает ей предложения, т.е. выражает намерение установить морские коридоры или схемы разделения движения.
Важно отметить еще один аспект взаимодействия ИМО и Конвенции - этот аспект касается относительных связей с судебными и арбитражными инстанциями. Приложение VIII "Специальный арбитраж" содержит положение о списках экспертов, которые составляются и ведутся в различных областях соответствующими компетентными организациями для привлечения к рассмотрению дела. В области "судоходства, включая загрязнение с судов и в результате захоронения" - ИМО.
Завершая работу над данной главой, необходимо отметить следующее.
Повышение политического, военного и экономического значения Мирового океана и наметившаяся, до принятия Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., тенденция присвоения его обширных и наиболее перспективных частей привели к значительному росту противоречий между государствами. По существу, речь шла о перераспределении ресурсов, в том числе стратегических, на совершенно новой основе – «правовой по форме, экономической и политической по содержанию»24. Поэтому Конвенция коснулась достаточно специфичных и, главное, новых проблем, таящих в себе потенциальную угрозу международных споров и конфликтов. С принятием и последующим вступлением в силу Конвенции развитие международного морского права, естественно, не прекратилось. Освоение Мирового океана, и прежде всего его ресурсов, постоянно приводит и будет приводить к возникновению ситуаций, лишь намеченных или вообще не затронутых Конвенцией и оказывающих, в свою очередь, непосредственное влияние на весь механизм по урегулированию межгосударственных споров, в том числе и территориальных.
Вместе с тем, Конвенция ООН по морскому праву 1982г., безусловно, является основой международного морского права, она представляет собой огромную ценность и имеет универсальный характер.
ГЛАВА II. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ МОРСКИХ ПРОСТРАНСТВ
В праве морские пространства различают в зависимости от их международно-правового статуса и международно-правового режима. Под статусом обычно понимаются правовая природа той или иной части океана или моря, ее правовое положение в общей системе правовых категорий морских пространств (территориальное море, открытое море, архипелажные воды и т.д.). Под правовым режимом - совокупность юридических норм, определяющих признаваемые международным правом права и обязанности государств, их организаций и граждан, регулирующих их взаимоотношения в процессе использования морских ресурсов и пространств в хозяйственно-экономических, научных и других целях.
В качестве первичного критерия в основу классификации морских пространств положено наличие или отсутствие территориального суверенитета над ними. В самом общем виде суверенитет определяется как полнота законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории, исключающая всякую иностранную власть, а также неподчинение властям иностранных государств, в сфере международного общения, кроме случаев явно выраженного и добровольного согласия на ограничение своего суверенитета (как правило, на основе взаимности). В международном морском праве суверенитет предполагает независимое и самостоятельное осуществление всех прерогатив верховной власти государства во всех акваториях и в других морских и воздушных пространствах, находящихся под ее верховенством, а также равенство государств в использовании морских акваторий и воздушного пространства, находящихся в общем использовании всех государств.
В зависимости от распространения или нераспространения суверенитета прибрежного или неприбрежного государства на морские пространства последние можно делить на входящие и не входящие в состав государственной территории. В состав морских пространств, являющихся частью государственной территории, входят территориальное море и внутренние воды, исторические заливы и другие исторические акватории.25
В соответствии со ст. 2 Конвенции суверенитет прибрежного государства распространяется за пределы его сухопутной территории и внутренних вод, а в случае государства-архипелага - его архипелажных вод, на примыкающий морской пояс, называемый территориальным морем.
Указанный суверенитет распространяется на воздушное пространство над территориальным морем, равно как на его дно и недра.
Суверенитет над территориальным морем осуществляется с соблюдением настоящей Конвенции и других норм международного права.
Таким образом, в данной статье речь идет по сути о морских водах, входящих в состав государственной территории.
В Конвенции разрешена долголетняя проблема лимита ширины территориального моря: этот лимит не может превышать 12 морских миль. Лимит в 12 миль установлен 126 государствами (Россия, США, Великобритания, Канада, Франция, ФРГ, Италия, Испания, Нидерланды, Швеция, Китай, Индия, Япония, Польша, Украина, Литва, Латвия, Эстония, Румыния, Болгария и др.). Более того, ряд стран, имевших ширину территориального моря более 12 миль, снизили ее до этого предела (Гана, Сомали, Аргентина и др.).
В отношении проливов, используемых для международного судоходства и перекрытых территориальным морем, Конвенция установила новый вид прохода - транзитный проход. В условиях повсеместного расширения прибрежными государствами территориального моря ряд проливов (до 115), используемых для международного судоходства, оказывается полностью или частично перекрытым этими водами. Поэтому в Конвенцию включены положения о транзитном проходе, означающем осуществление свободы судоходства и полета, но единственно с целью непрерывного и быстрого транзита через такие проливы.
Конвенция установила более детальные условия "мирного прохода" судов через территориальное море по сравнению с ранее введенными Женевской конвенцией о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. Предусмотрен ряд положений, которые крайне важно знать судоводителям морских судов и судов "река-море". Чтобы власти иностранного государства не могли задержать судно и предъявить какие-либо претензии, нельзя совершать действий, указанных в ст. 19 Конвенции, в противном случае проход могут посчитать "немирным" и не пропустить судно или даже арестовать его. Такими действиями могут быть, в частности, сбор информации в ущерб обороне прибрежного государства, враждебная в отношении его пропаганда, подъем или принятие на борт летательного аппарата, погрузка или выгрузка вопреки таможенным или иным законам и правилам прибрежного государства, любой акт загрязнения, любая рыболовная деятельность, проведение исследовательской или гидрографической деятельности и т.п.
Согласно ст. 8 Конвенции воды, расположенные в сторону берега от исходной линии территориального моря, составляют часть внутренних вод государства.
Следует отметить, что на основании положений, сформулированных в Конвенции, государства разрабатывают и закрепляют легальные определения указанных терминов в национальном законодательстве.
Так, согласно Федеральному закону РФ от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» внутренние морские воды Российской Федерации (далее - внутренние морские воды) - воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря Российской Федерации.
Внутренние морские воды являются составной частью территории Российской Федерации.
К внутренним морским водам относятся воды:
портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов;
заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили;
заливов, бухт, губ и лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более чем 24 морские мили, которые исторически принадлежат Российской Федерации, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации и публикуется в "Извещениях мореплавателям".
Территориальное море Российской Федерации (далее - территориальное море) - примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий, указанных в статье 4 Федерального закона.
Иная ширина территориального моря может быть установлена в соответствии со статьей 3 Федерального закона.
Определение территориального моря применяется также ко всем островам Российской Федерации. Внешняя граница территориального моря является Государственной границей Российской Федерации. Внутренней границей территориального моря являются исходные линии, от которых отмеряется ширина территориального моря. На территориальное море, воздушное пространство над ним, а также на дно территориального моря и его недра распространяется суверенитет Российской Федерации с признанием права мирного прохода иностранных судов через территориальное море.
Однако, следует отметить, что положения Конвенции и указанного закона не являются панацеей от всех проблем, возникающих в связи с вопросом о территориальном море и внутренних морских водах.
В частности, распад СССР и образование на его территории новых независимых государств породили ряд проблем, связанных с правовым статусом и режимом использования отдельных категорий морских пространств в Черноморско-Азовском бассейне, а также их делимитацией. В частности, к таковым следует отнести вопросы правового статуса и режима использования Азовского моря и Керченского пролива26.
В Концепции формирования системы обеспечения интересов Российской Федерации в пограничной сфере (утв. решением Государственной пограничной комиссии от 28 января 2005 г.) в ч. 1 гл. V указано, что "важным направлением формирования системы обеспечения интересов Российской Федерации в пограничной сфере является решение проблем территориального разграничения Российской Федерации с сопредельными государствами и завершение международно-правового оформления Государственной границы на всем ее протяжении"27.
Очевидно, что стержневое значение для всей пограничной деятельности имеет понятие "государственная граница", которое и должно предопределять смысл и содержание названной деятельности, а из числа федеральных законов, опосредствующих пограничную деятельность, первостепенное значение имеет Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" (далее - Закон о границе)28. На основании ст. 1 Закона о границе Государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) РФ, т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета РФ.
Следует напомнить, что на основании ст. 4 (ч. 1) Конституции Российской Федерации суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию. Между тем возникает вопрос о соответствии положений ст. 1 Закона о границе нормам международного права, Конституции РФ и реалиям сегодняшнего дня. Определение территории России содержится в ст. 67 (ч. 1) Конституции РФ, где сказано, что она включает в себя территории субъектов РФ, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. В соответствии с ч. 1 ст. 1 Договора между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива, подписанного в городе Керчи 24 декабря 2003 г., Азовское море и Керченский пролив признаны внутренними водами России и Украины. Федеральным законом от 22 апреля 2004 г. N 23-ФЗ "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива" названный международный договор ратифицирован и стал составной частью правовой системы России. Согласно п. 1 ст. 2 Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 г. государство обладает суверенитетом над своими внутренними водами. Таким образом, в Азовском море и Керченском проливе сложилась правовая ситуация, когда государственной границы нет, а суверенитет России имеется.29
Азовское море в силу своего географического положения и в соответствии с нормами международного морского права имело статус внутренних вод СССР. Необходимо учитывать, что географически Керченский пролив является составной частью Азовского моря. Наименьшая ширина Керченского пролива составляет около 2 миль, что и явилось определяющим фактором для объявления акватории Азовского моря в соответствии с нормами международного морского права внутренними водами СССР. Образование двух суверенных государств - Российской Федерации и Украины - изменило правовой статус Азовского моря и Керченского пролива. Его определение в настоящее время является прерогативой России и Украины.
Информация о работе Конвенция ООН по морскому праву 1982 года