Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 06:03, реферат
Транспортное право — комплексная отрасль права, совокупность норм и исследовательная правоведческая дисциплина, регулирующая общественные отношения в области перемещения людей, грузов, сигналов и информации из одного места в другое (в области транспорта).
Вопрос о самостоятельности транспортного права как отрасли права является спорным. Большинство исследователей рассматривают его как комплексную подотрасль предпринимательского права. Сторонники данной точки зрения утверждают, что транспортное право определяется предметом и методом, которые не отражают единых особенностей, характерных только для транспортного права. А там, где методы правового регулирования не трансформируются и не видоизменяются, ещё не созрели условия для появления новой отрасли права.
1. Понятие транспортного права…………………………………………….…..2
2. Понятие источников права……………………………………………………3
3. Понятие источников транспортного права их назначение и содержание...15
Заключение…………………………………………………………………….....25
Список использованной литературы и нормативных актов…………………..26
» правило правомерного действия - юридический факт;
» результат правомерных действий как элемент правовой системы (юридическая норма, индивидуальное предписание (акт), акт автономного регулирования);
» юридический документ.
При рассмотрении нормативного акта имеются в виду первые два значения.
Нормативный акт - главный источник права во всех правовых системах мира. Это классический и первостепенный источник права для всех стран, объединенных в систему "писаного права" - романо-германской правовой семьи, к которой относится и правовая система России. Нормативные акты в системе "писаного права" составляют иерархическую систему, где распределяются по ступеням в зависимости от юридической значимости.
Нормативно-правовые акты обладают определенными отличительными признаками:
1. Нормативно-правовой акт содержит в себе нормы, затрагивающие правовой статус всех или многих субъектов-адресатов, и действует на конкретной территории (всю страну, ее часть, отдельное учреждение и т. д.), в течение определенного срока (который указывается в самом акте либо бессрочно до его отмены компетентным органом).
От нормативно-правовых актов следует отличать официальные юридические документы, не содержащие норм права и не вносящие непосредственно изменения в законодательство. Например, от индивидуального акта применения права, который рассчитан на однократное применение, относится к персонально определенным лицам и прекращает свое действие с реализацией конкретных прав и обязанностей (приговор суда по уголовному делу, вынесение выговора).
2. Имеет письменную форму. Нормативно-правовой акт выступает в виде официального государственного документа, который имеет обязательные атрибуты, название акта (закон, постановление), наименование органа, принявшего акт (президент, правительство), и т.д., позволяющие выделить его из множества других нормативно-правовых актов.
3. Имеет внутреннюю структуру - разделы, главы, статьи, части статей, которые содержат нормы права. Юридические нормы группируются в нормативных актах по определенным структурным образованиям, разделам, главам, статьям.
4. Имеет определенный предмет регулирования (соответствующие общественные отношения).
5. Обладает юридической силой в зависимости от уровня принявшего его органа и места акта в системе нормативно-правовых актов.
6. Его выполнение обеспечивается государственным принуждением.
Норма права - это логически завершенное правило поведения, установленное государством и обеспеченное его принудительной силой. А статья нормативно-правового акта - это форма воплощения, способ изложения правовой нормы. В статье закона может содержаться вся норма целиком, часть нормы или даже часть ее элемента. Поэтому норма права может излагаться в ряде статей одного или даже нескольких нормативно-правовых актов.
В юридической литературе можно встретить указание и на другие источники права, среди которых выделяются следующие.
Рецепция права - заимствование (использование) содержания некоторых форм права из правовых систем других стран (римское право) или из прошлого своей страны (например, СССР).
Общие принципы права - исходные общие начала правовой системы (принцип справедливости, доброй совести, гуманизма и т.п.), на которые юристы (особенно в судах) ссылаются при отсутствии норм, закрепленных в различных формах права.
Договоры нормативного содержания - это совместные юридические акты, выражающие взаимное изъявление воли правотворческих органов, встречное принятие на себя каждым из них юридических обязанностей (широкое применение находит в гражданском, международном, конституционном праве).
Референдум - всенародное голосование по какому-либо важному вопросу государственной и общественной жизни. Референдумы бывают общегосударственные, республиканские, региональные, местные.
Религиозный памятник в качестве источника права — это священные книги различных религий, положения которых имеют общеобязательное значение в соответствующих системах религиозного права (христианского канонического права, индусского права, иудаистского права, мусульманского права).
При этом необходимо иметь в виду, что соответствующее религиозное право (мусульманское, индусское и т.д.) — это право соответствующей религиозной общины (право, регулирующее поведение членов общины верующих), а не национально-государственная система права. Поэтому нельзя смешивать, например, индусское право с национально-государственной системой права Индии, а мусульманское право - с системой права того или иного государства, население которого исповедует ислам.
Естественное право как источник позитивного права — это официально признанные государством и закрепленные в его конституции и законах естественные, прирожденные и неотчуждаемые права человека и права народа.
Римские юристы
считали естественное право (
Естественные (прирожденные и неотчуждаемые) права и свободы человека, официально признанные и закрепленные в конституции и иных правоустанавливающих государственных актах, занимают высшее место в иерархии источников действующего позитивного права данного государства и обладают высшей юридической силой. В случае коллизий они обладают приоритетом по отношению ко всем остальным нормам всех других источников позитивного права, которые должны соответствовать (как минимум — не противоречить и не нарушать) официально признанным естественным правам и свободам человека. Также и нормы конституции государства не должны противоречить признанным и закрепленным в ней естественным (прирожденным и неотчуждаемым) правам и свободам человека.
Подзаконные акты
Подзаконные нормативно-правовые акты (декреты, указы, ордонансы, постановления, приказы, инструкции и т.д.) принимаются различными органами исполнительной власти и должностными лицами в установленных законом пределах их нормотворческой компетенции. Подзаконный характер нормативных актов по общему правилу означает, что они должны приниматься на основе и во исполнение действующих законов и прежде всего - конституции страны. Подзаконный акт - это акт правотворчества, который основан на законе и не противоречит ему. Он призван конкретизировать основные положения закона применительно к определенным общественным отношениям.
По сфере распространения и субъектам издания подзаконные акты подразделяются на общие, местные, ведомственные и внутриорганизационные акты.
1. Общие подзаконные акты.
Действие этих актов распространяется на всех лиц, находящихся на территории определенного государства. К общим подзаконным актам относятся нормативные предписания высших органов исполнительной власти: нормативные указы президента, постановления правительства. В президентской (суперпрезидентской) республике нормативные указы президента обладают высшей юридической силой в системе подзаконных актов страны.
На основе
и во исполнение указов
2. Местные подзаконные акты издают органы представительной и исполнительной власти на местах: в краях, областях, округах и т. д. В отличие от общих подзаконных актов, действие местных актов ограничено подвластной им территорией. Например, решение Правительства Москвы распространяется только на территорию Москвы.
3. Ведомственные подзаконные акты представляют собой разновидность правовых актов общего действия, которые, однако, распространяются лишь на ограниченную (специальную сферу общественных отношений [банковские, транспортные, правоохранительные] и т. д.).
4. Внутриорганизационные подзаконные акты издаются различного рода общественными организациями для упорядочения своих внутренних вопросов и распространяются только на членов этих организаций.
Например, уставы политических партий создаются на основе закона, который устанавливает лишь общие положения их организации, в то же время, каждая конкретная партия вольна отразить в уставе специфику своих целей, задач и т. д.
Соотношение
различных подзаконных
Нормативно-правовой
договор как источник права - это договор,
содержащий новые нормы действующего
права. Такие договоры имеются как в сфере
частного, так и публичного права. Такие
нормативные договоры могут быть как международного,
так и внутригосударственного характера.
Причем если международным договором
РФ установлены иные правила, чем предусмотренные
законом, то применяются правила международного
договора.
3. Понятие источников транспортного
права их назначение и содержание
Под источником транспортного права понимают
ту юридическую форму, в которой выражается
правотворческая деятельность государства
и с помощью которой воля законодателя
становится обязательной для исполнения.
В составе транспортного законодательства
различают следующие основные источники
права: законы, указы Президента Российской
Федерации, подзаконные нормативные акты.
К источникам транспортного права также
относятся санкционированные обычаи,
постановления пленумов Верховного Суда
Российской Федерации и Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации.
Определяющее положение по отношению
ко всем другим законам занимает Конституция
Российской Федерации - Основной Закон
нашего государства. Конституция является
источником транспортного права, выступая
в качестве юридической базы его развития.
В то же время Конституция содержит нормы,
имеющие непосредственное отношение к
транспорту.
Конституция Российской Федерации (ст.
71) относит управление федеральным транспортом,
путями сообщения к ведению Российской
Федерации. Это положение является основополагающим
при правовом регулировании деятельности
транспорта.
Несомненно, важный источник транспортного
права - это Гражданский кодекс Российской
Федерации, который сконцентрировал в
отдельной главе (гл. 40) нормы, регулирующие
основные положения по перевозкам: о договоре
перевозки грузов и пассажиров, перевозке
транспортом общего пользования, подаче
транспортных средств, погрузке и выгрузке
груза, ответственности перевозчика, претензиях
и исках и т.д.
Источниками транспортного права являются
и транспортные уставы и кодексы, действующие
в настоящее время. Они детально регулируют
отношения, возникающие на транспорте.
Это Устав железнодорожного транспорта
Российской Федерации (2003 г.), Воздушный
кодекс Российской Федерации (1997 г.), Кодекс
торгового мореплавания Российской Федерации
(1999 г.), Кодекс внутреннего водного транспорта
Российской Федерации (2001 г.), Устав автомобильного
транспорта (1969 г.). Особенностью данных
нормативных актов является то, что основные
положения в них регулируются нормами,
установленными Гражданским кодексом
Российской Федерации (гл. 40).
К числу источников транспортного права
относятся указы Президента Российской
Федерации, регулирующие наиболее важные
и конкретные сферы транспортных отношений.
Например, Указ Президента Российской
Федерации от 11 декабря 1996 г. N 1675 "О государственной
транспортной компании "Россия" ,
Указ Президента Российской Федерации
от 16 мая 1996 г. N 732 "О дальнейшем развитии
железнодорожного транспорта Российской
Федерации" .
Источниками транспортного права являются
также подзаконные акты, которые можно
разделить на две группы: 1) постановления
и распоряжения Правительства Российской
Федерации и 2) инструкции, постановления
и правила, исходящие от министерств и
ведомств. Например, постановление Правительства
Российской Федерации от 20 июня 1992 г. N
411 "О государственной поддержке функционирования
транспорта в Российской Федерации в 1992
году," постановление Совета Министров
- Правительства Российской Федерации
от 1 марта 1993 г. N 184 "О мерах по обеспечению
сохранности перевозимых грузов и усилению
борьбы с хищениями на транспорте".
Министерству транспорта Российской Федерации
предоставлено право согласовывать, утверждать
в установленном порядке и издавать обязательные
для исполнения всеми юридическими и физическими
лицами, действующими в транспортном комплексе,
правила, руководства, положения, стандарты,
нормы, инструкции и другие нормативные
акты, в том числе межведомственного характера,
по вопросам, отнесенным к его компетенции,
и давать по ним разъяснения .
К источникам транспортного права следует
отнести также обычаи делового оборота.
Обычаем делового оборота признается
сложившееся и широко применяемое правило
поведения, не предусмотренное законодательством,
независимо от того, зафиксировано ли
оно в каком-либо документе (опубликовано
в печати, изложено во вступившем в законную
силу решении суда по конкретному делу,
содержащему сходные обстоятельства и
т.п.). Причем ст. 5 Гражданского кодекса
Российской Федерации специально подчеркивает,
что обычаи делового оборота, противоречащие
обязательным для участников соответствующего
отношения положением законодательства
или договору, не принимаются. Например,
согласно ст. 130-132 Кодекса торгового мореплавания
при отсутствии соответствующего соглашения
сторон вопрос о сроке погрузки, о размере
платы за простои разрешается на основе
обычаев, действующих в данном порту.
Источниками транспортного права следует
считать также постановления пленумов
Верховного Суда Российской Федерации
и Высшего Арбитражного Суда, которые
обеспечивают единообразие судебной практики
и которым предоставлено право давать
руководящие разъяснения судебным органам
по вопросам применения действующего
транспортного законодательства при рассмотрении
судебных споров.
Примером может служить постановление
Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации от 12 ноября 1998 г. N 18 "О некоторых
вопросах судебной практики арбитражных
судов в связи с введением в действие Транспортного
устава железных дорог Российской Федерации",
в котором Пленум Высшего Арбитражного
Суда разъясняет, как следовало применять
судам на практике отдельные положения
Транспортного устава железных дорог
Российской Федерации 1998 г. , постановление
Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации от 25 января 2001 г. N 1 "О некоторых
вопросах практики применения Транспортного
устава железных дорог Российской Федерации"
1998 г. .
Источником транспортного права являются
также законодательные акты Союза ССР,
регулирующие отношения, связанные с транспортом.
Указанные законодательные акты продолжают
применяться на территории Российской
Федерации постольку, поскольку они не
противоречат действующему транспортному
законодательству.
В соответствии с постановлением Верховного
Совета Российской Федерации от 3 марта
1993 г. N 4604-1 "О некоторых вопросах применения
законодательства Союза ССР на территории
Российской Федерации" впредь до принятия
соответствующих законодательных актов
Российской Федерации к перевозке грузов,
пассажиров и багажа отдельными видами
транспорта на территории Российской
Федерации применяется Устав автомобильного
транспорта РСФСР, утвержденный постановлением
Совета Министров РСФСР от 8 января 1969
г. N 12 . А Высший Арбитражный Суд Российской
Федерации в своем постановлении от 12
ноября 1998 г. N 18 (п. 2) разъяснил судам, что
при разрешении споров необходимо учитывать,
что утвержденные на основании Устава
железных дорог СССР Правила перевозок
грузов в прямом смешанном сообщении применяются
в части, не противоречащей Гражданскому
кодексу Российской Федерации, Транспортному
уставу железных дорог 1998 г. (далее - ТУЖД
1998 г.), Федеральному закону от 25 августа
1995 г. N 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном
транспорте".
В процессе регулирования отношений по
перевозкам, особенно когда в связи с ними
возникают арбитражные или судебные споры,
важно учитывать инструктивные указания
Государственного арбитража СССР и Государственного
арбитража Российской Федерации по поводу
отношений транспортных предприятий с
клиентурой. Пленум Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации в постановлении
от 15 апреля 1992 г. N 7 разъяснил, что эти
инструктивные указания по применению
законодательства при разрешении споров
и их доарбитражном урегулировании сохраняют
свое действие на территории Российской
Федерации в той части, в которой они не
противоречат законодательству Российской
Федерации. Эти нормативные акты также
являются источником транспортного права.
Транспортное право и транспортное законодательство
Транспортное право и транспортное законодательство
- понятия, тесно связанные друг с другом,
но не тождественные: если первое представляет
собой совокупность норм права, то второе
- это совокупность нормативных актов.
Нельзя смешивать систему права с системой
законодательства, хотя следует стремиться
к тому, чтобы система законодательства
отражала систему права. Систему нормативных
актов, содержащих нормы, регулирующие
транспортные отношения, называют транспортным
законодательством. Транспортному законодательству
присущи определенные особенности, которые
складывались как под воздействием объективных
условий, так и в результате субъективных
представлений законодателя о целесообразности
принятия тех или иных решений в области
правового регулирования деятельности
транспорта. Вместе с тем следует особо
подчеркнуть, что транспортное законодательство
Российской Федерации вобрало в себя все
основные положения транспортного законодательства
Союза ССР. Это касается определения договора
перевозки груза и пассажиров, положений,
связанных с ответственностью за неподачу
транспортных средств, утрату, недостачу
и повреждение (порчу) груза или багажа,
регулирования отношений при перевозке
грузов в прямом смешанном сообщении.
При сравнении действующего транспортного
законодательства Российской Федерации
с ранее действующим законодательством
Союза ССР наблюдается определенная преемственность
основных положений, регулирующих отношения
на транспорте. Это, безусловно, оказывает
определенное влияние на изучение действующего
транспортного законодательства.
Анализируя законодательство о транспорте,
следует отметить следующие присущие
ему особенности.
1. Транспортное законодательство является
наиболее кодифицированным массивом в
российском законодательстве. На всех
видах транспорта приняты и действуют
транспортные уставы и кодексы, регулирующие
значительное количество отношений между
перевозчиками и клиентурой, причем это
законодательство постоянно совершенствуется,
развивается динамично, с учетом развития
экономики страны. Особенно четко это
можно проследить на примере развития
законодательства о железнодорожных перевозках
(на анализе уставов железных дорог). За
период с 1920 г. до настоящего времени было
принято восемь уставов железных дорог
, и если в первом Уставе железных дорог
1920 г. было всего 47 статей, то Устав железных
дорог 1922 г. состоял из 76 статей и более
подробно регулировал взаимоотношения
грузоотправителей (грузополучателей)
и железной дороги, а Устав железных дорог
1927 г. содержал 128 статей и конкретизировал
те положения, которые были заложены в
Уставе железных дорог 1922 г. В нем более
подробно регламентировался порядок предъявления
претензий к железной дороге, указывалось,
какие именно документы прилагаются к
претензии (этого не было в прежних уставах),
подробно рассматривался вопрос об исковой
давности.
Уставом железных дорог 1935 г. регламентировался
еще более широкий круг вопросов. В нем
имелся раздел, в котором подробно регулировались
вопросы планирования перевозок грузов,
уточнялось, какие документы могут быть
представлены в качестве основания для
предъявления претензии.
Наиболее подробно взаимоотношения перевозчика
и грузоотправителей (грузополучателей)
регулировались Уставом железных дорог
1954 г. В отличие от предыдущих уставов,
он регулировал прямые смешанные перевозки
грузов с участием других видов транспорта;
специальный раздел был посвящен железнодорожным
подъездным путям необщего пользования.
Устав более четко и конкретно регулировал
вопросы, которые не получили полного
отражения в предыдущих уставах (он состоял
из 228 статей).
Эта тенденция сохранилась и в Уставе
железных дорог 1964 г., который четко регулировал
взаимоотношения грузоотправителей (грузополучателей)
с железной дорогой. Устав включал в себя
целый ряд вопросов, которых не было в
ранее действующих уставах (например,
о порядке восполнения недогруза), в то
же время объем его несколько сократился
(он состоял из 179 статей), что было достигнуто
за счет более четких и конкретных формулировок.
Транспортный устав железных дорог 1998
г. отразил в своем содержании переход
государства к рыночной экономике. В Уставе
(он состоял из 148 статей), исходя из рыночных
отношений, не предусматривалось государственное
планирование перевозок грузов. В нем
было установлено, что перевозки грузов
по железным дорогам осуществляются в
соответствии с заявками грузоотправителей,
что, несомненно, свидетельствует о расширении
их прав. По сравнению с ранее действующим
Уставом новым здесь являлось введение
почасовой платы за пользование вагонами,
контейнерами за время нахождения их у
грузоотправителей, грузополучателей
либо за время ожидания их подачи или приема
по причинам, зависящим от последних. В
ТУЖД 1998 г. были включены диспозитивные
нормы, дающие возможность железным дорогам
и участникам железнодорожной перевозки
решать вопросы по взаимной договоренности,
что создало основу для развития равноправных
партнерских отношений. Так, например,
железные дороги и грузоотправители получили
возможность заключать долгосрочные договоры
об организации перевозок грузов, при
отсутствии у грузополучателей возможности
для промывки вагонов эту работу проводит
железная дорога в соответствии с заключенным
договором. В то же время основные положения,
связанные с договором перевозки грузов
и пассажиров, подачей транспортных средств,
ответственностью за нарушение обязательств,
и другие остались неизменными, что свидетельствует
об определенной стабильности в отношениях,
регулирующих железнодорожные перевозки.
Устав железнодорожного транспорта (2003
г.) впервые за всю историю подготовки
подобных документов отразил в своем содержании,
что инфраструктура железнодорожного
транспорта, которая включает в себя железнодорожные
пути общего пользования и другие сооружения,
железнодорожные станции, устройства
электроснабжении, сети связи, системы
сигнализации, централизации и блокировки,
информационные комплексы и систему управления
движением и иные обеспечивающие функционирование
этого комплекса здания, строения, сооружения,
устройства и оборудование, может находиться
в собственности юридических лиц или индивидуального
предпринимателя. В Уставе (состоящем
из 130 статей) весьма подробно регулируются
отношения перевозчиков и клиентуры железнодорожного
транспорта, по всем положениям перевозочного
процесса особо подчеркивается, что доступ
перевозчиков к услугам инфраструктуры
железнодорожного транспорта общего пользования
осуществляется в соответствии с Правилами
о недискриминационном доступе. Более
подробно регулируются отношения, связанные
с подачей заявки, четко определены основания,
по которым заявка грузоотправителя не
может быть удовлетворена. Впервые действие
Устава распространяется на владельцев
железнодорожных путей необщего пользования.
В то же время основные положения, связанные
с подачей транспортных средств, заключением
договора перевозки, ответственностью
сторон за ненадлежащее исполнение своих
обязательств, остались такими же, как
и в предыдущем Транспортном уставе железных
дорог.
Аналогичное развитие получило законодательство
о воздушных, морских и речных перевозках.
Уставы и кодексы, регулирующие эти перевозки,
были приняты значительно позже, чем первые
уставы железных дорог, и, естественно,
учли опыт ранее разработанных документов.
Несколько своеобразно развивалось законодательство,
регулирующее перевозки автомобильным
транспортом. До 1969 г. не было кодифицированного
акта. Перевозка грузов и пассажиров регулировалась
большим числом нормативных актов. В 1969
г. был принят Устав автомобильного транспорта
.
2. В транспортном законодательстве отражается
особенность договоров, заключаемых транспортными
предприятиями с большим кругом клиентуры:
это и ограниченная ответственность транспортных
предприятий за нарушение договорных
обязательств, и обязательное предъявление
претензий к транспортным предприятиям,
и т.д. Так, в российском законодательстве
до сих пор действуют принятые еще первыми
уставами и кодексами правила об ограниченной
ответственности транспортных предприятий
перед клиентурой за нарушение условий
договора. Обязательно предъявление претензии
к транспортной организации в пределах
срока исковой давности.
3. В транспортном законодательстве, в
отличие от других подотраслей гражданского
законодательства, действует большое
количество императивных норм, правила
которых не могут быть заменены каким-либо
иным условием. Особенно четко это прослеживается
при анализе законодательства о железнодорожном
и автомобильном транспорте (например,
ст. 11, 18, 20, 33, 120 УЖТ, ст. 18, 36, 44, 52, 54, 126 УАТ
и т.д. Немало норм подобного содержания
и в законодательстве о других видах транспорта).
4. На транспортное законодательство весьма
ощутимо влияет законодательство в области
международного транспорта, причем это
влияние носит взаимный характер: в отдельных
случаях внутреннее законодательство
находит отражение в законодательстве,
регулирующем международное перевозки.
Особенно это влияние ощущается при анализе
статей Воздушного кодекса Российской
Федерации и Кодекса торгового мореплавания.
Например, в области торгового мореплавания
основным международным соглашением является
Брюссельская конвенция 1924 г., протокол
которой содержит специальную оговорку
о том, что участники Конвенции могут ввести
ее в действие, "либо придав ей силу
закона, либо включив в свое национальное
законодательство правила, принятые Конвенцией
в форме, соответствующей этому законодательству"
.
Кодекс торгового мореплавания в своих
статьях отразил все важнейшие положения
Брюссельской конвенции (например, порядок
составления коносамента и его реквизиты
- ст. 142, 144, 146 КТМ).
Нормы транспортных конвенций подлежат
обязательному применению в процессе
функционирования международного транспорта,
во взаимоотношениях стран, заключивших
соответствующую конвенцию.
Заключение
Транспортное законодательство является
наиболее стабильным законодательством,
и основные его положения, регулирующие
отношения, связанные с заключением договора
перевозки, с подачей транспортных средств,
ответственностью за их неиспользование,
утрату, повреждение грузов, предъявлением
претензий и т.д., продолжают оставаться
неизменными уже многие годы. Это позволило
использовать в настоящей работе нормативный
материал разных лет по различным аспектам
транспортного законодательства, которые
продолжают быть актуальными и по сей
день и помогают лучше понять и оценить
действующее транспортное законодательство,
сделать правильные выводы в отношении
некоторых проблем, существующих в транспортных
обязательствах в настоящее время, и, кроме
того, выработать свою точку зрения на
те или иные положения транспортного законодательства.
Список использованной
литературы и нормативных актов
1. Конституция РФ. Принята всенародным
голосованием 12 декабря 1993 года.
2. Федеральный закон от 10 января 2003 г. N
18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта
Российской Федерации". СЗРФ от 13 января
2003 г. N 2 ст. 170.
4. Кодекс торгового мореплавания Российской
Федерации от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ. СЗРФ
от 3 мая 1999 г. N 18 ст. 2207.
5. Кодекс внутреннего водного транспорта
Российской Федерации от 7 марта 2001 г. N
24-ФЗ.СЗРФ 12 марта 2001 г., N 11, ст. 1001
6. Устав автомобильного транспорта РСФСР
утвержден 8 января 1969 г. постановлением
Совета Министров РСФСР N 12 // СП РСФСР.
- 1969. - N 2-3. - Ст. 8
7. Егиазаров В.А. Транспортное право: Учебник
для вузов. 2009г. М.: