Источники транспортного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 06:03, реферат

Краткое описание

Транспортное право — комплексная отрасль права, совокупность норм и исследовательная правоведческая дисциплина, регулирующая общественные отношения в области перемещения людей, грузов, сигналов и информации из одного места в другое (в области транспорта).
Вопрос о самостоятельности транспортного права как отрасли права является спорным. Большинство исследователей рассматривают его как комплексную подотрасль предпринимательского права. Сторонники данной точки зрения утверждают, что транспортное право определяется предметом и методом, которые не отражают единых особенностей, характерных только для транспортного права. А там, где методы правового регулирования не трансформируются и не видоизменяются, ещё не созрели условия для появления новой отрасли права.

Оглавление

1. Понятие транспортного права…………………………………………….…..2
2. Понятие источников права……………………………………………………3
3. Понятие источников транспортного права их назначение и содержание...15
Заключение…………………………………………………………………….....25
Список использованной литературы и нормативных актов…………………..26

Файлы: 1 файл

транспортное право.doc

— 122.50 Кб (Скачать)

Содержание 

1. Понятие транспортного  права…………………………………………….…..2

2. Понятие источников права……………………………………………………3

3. Понятие источников  транспортного права их назначение  и содержание...15

Заключение…………………………………………………………………….....25

Список использованной литературы и нормативных актов…………………..26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.  Понятие транспортного  права

    Транспортное  право — комплексная отрасль права, совокупность норм и исследовательная правоведческая дисциплина, регулирующая общественные отношения в области перемещения людей, грузов, сигналов и информации из одного места в другое (в области транспорта).

    Вопрос  о самостоятельности транспортного права как отрасли права является спорным. Большинство исследователей рассматривают его как комплексную подотрасль предпринимательского права. Сторонники данной точки зрения утверждают, что транспортное право определяется предметом и методом, которые не отражают единых особенностей, характерных только для транспортного права. А там, где методы правового регулирования не трансформируются и не видоизменяются, ещё не созрели условия для появления новой отрасли права. Все сказанное выше позволяет сделать вывод, что транспортное право, а тем более его части не являются самостоятельными отраслями права. Оно регулирует разные по характеру отношения, которые возникают в процессе взаимоотношений транспортных предприятий с клиентурой, когда такие отношения нуждаются в специальном правовом регулировании из-за их особенностей.

    Предметом транспортного права являются общественные отношения между транспортными предприятиями и клиентурой, возникающие в связи с оказанием услуг по использованию транспортных средств для осуществления перевозочного процесса[1].

Транспортное  право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в  связи с организацией и деятельностью транспортных предприятий, отношения между транспортными предприятиями и их многочисленной клиентурой, пользующейся транспортными средствами, а также между транспортными предприятиями как одного, так и разных видов транспорта. В разное время некоторые авторы публикаций предлагали признать самостоятельными отраслями права все транспортное право или его отдельные части. Так, например, в отношении воздушных перевозок был сделан вывод о необходимости признать воздушное право уже на современном уровне его развития самостоятельной отраслью права [2]. Представители морского транспорта в более категоричной форме утверждали, что морское право является самостоятельной отраслью права, содержание которой определяется отношениями, складывающимися на морском транспорте и в торговом мореплавании[3] .

Особенностью  транспортного права является то, что оно сочетает в себе властноорганизационные отношения, регулируемые административным правом, и имущественные отношения, регулируемые гражданским правом. Однако такое сочетание само по себе не является достаточным основанием для выделения транспортного права в самостоятельную отрасль права. Не может служить аргументом и наличие уставов и кодексов на транспорте, а также большое количество нормативного материала, регулирующего отношения на транспорте. Таким образом, транспортное право, представляя собой комплексную отрасль российского права, не является самостоятельной отраслью права.

  1. Понятие источника права

ИСТОЧНИКИ ПРАВА — исходящие от государства или признаваемые им официально-документальные формы (способы) выражения и закрепления норм права, придание им юридического, общеобязательного значения. Термин «источник права» многозначен и употребляется в различных смыслах: Во-первых, в материальном — это то, что вызывает к жизни право, что влияет на его изменение, развитие, появление одних норм и отмирание других. Источником права в этом случае являются те социально-экономические и духовно-культурные условия жизнедеятельности общества, которые явились первопричиной, вызывающей его (право) к жизни и обусловливающее его действие. Во-вторых, как источник как источник познания права. Такими источниками могут выступать памятники права, действующее законодательство, судебная практика, юридическая литература и др.    

 В теории  права в качестве источников  права различают:    

 Правовой обычай - это санкционированное государством правило поведения, которое сложилось в результате длительного повторения людьми определенных действий, благодаря чему закрепилось как устойчивая норма.     

 Правовой обычай (обычное право) — это фактически сложившиеся в течение длительного времени правила регулирования поведения людей (общественных отношений) которые официально признаны (санкционированы государством) в качестве общеобязательных норм права.     

 Государство  признает только те обычаи, которые  отвечают интересам общества на определенном этапе его развития.    

 Обычай был исторически первым источником права. Вобрав в себя религиозные, моральные и иные культурные ценности народа, он передавался из поколения в поколение.     

 На ранних  этапах развития человеческого  общества особая роль в регулировании  отношений между людьми принадлежала такой разновидности обычаев, как ритуалы. Ритуалом называется правило поведения, в котором самым главным является строго заданная заранее форма его исполнения. Само содержание ритуала не столь важно - главное значение имеет именно его форма. Ритуалами сопровождались многие события в жизни первобытных людей. Нам известно о существовании ритуалов проводов соплеменников на охоту, вступления в должность вождя, преподнесения даров вождям и др. Особую группу ритуальных действий составляют обряды. Обряд - это правило поведения, заключающееся в выполнении некоторых символических действий. В отличие от совершения ритуала исполнение обряда имеет определенные идеологические (воспитательные) цели и оказывает сильное влияние на психику человека.    

 Обычаи нравственного  характера называют нравами. В этих обычаях, как правило, выражается психология определенных социальных групп. В нравах чаще всего отражаются пережитки прошлого в области морали. Прогрессивное общество, используя культурные, правовые, организационные и иные меры, ведет борьбу с неприемлемыми, устаревшими нравами.     

 Разновидностью  обычаев также являются традиции (лат. traditio – передача, предание) - элементы социального и культурного наследия человечества, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени. Основой жизненности традиций является преемственность в развитии общества, бережное отношение к истории своего народа и государства.     

 Обычное право  господствовало на ранних этапах  развития правовых систем. Первые  законы античных и феодальных  обществ были по сути сводами  законов обычного права, например, законы Драконта (Афины VII в. до  н.э.), Законы XII таблиц (Древний Рим  V в. до н.э.), так называемые "варварские правды" (Русская, Салическая, Баварская) и т.д.    

 Государственное  санкционирование обычая и превращение его в правовой обычай, т.е. в источник позитивного права, может осуществляться различными способами. Возможно, например, фактическое (устное, молчаливое) санкционирование тех или иных обычаев, когда различные государственные органы (суд, администрация, представительный орган) в течение длительного времени в своей практической деятельности рассматривают и применяют соответствующие обычаи как нормы действующего права. Государственное санкционирование обычаев зачастую осуществляется в официальной письменно-документальной форме — путем признания в нормативно-правовых актах позитивно-правового значения соответствующих обычаев.    

 Но возможно  и иное соотношение между действующим правом и обычаем, когда в нормативно-правовых актах прямо формулируются конкретные правовые положения, которые непосредственно воспроизводят содержание тех или иных сложившихся обычаев. В этом случае мы имеем дело не с санкционированием обычая в качестве самостоятельного источника права (в виде обычного права), а с нормой нормативно-правового акта как источника права другого вида. Аналогичным образом обстоит дело и тогда, когда в системе прецедентного права обычай кладется в основу судебного решения и тем самым приобретает официальное значение судебного прецедента как источника прецедентного права.    

 В настоящее  время обычай практически утратил  свое значение. Правда, некоторые  его нормы сохранились в гражданском (обычаи делового оборота) и международном (консульские уставы) праве.

Правовая  доктрина     

 Сложность  права, высокая степень обобщения  и абстрактность его норм требует  частого привлечения ученых-юристов  к разъяснению тех или иных  аспектов права другим участникам правоотношений и юридических процедур.      

  Юридическая (правовая) доктрина как источник права - это разработанные и обоснованные учеными-юристами положения, конструкции, идеи, принципы и суждения о праве, которые в тех или иных системах права имеют обязательную юридическую силу. Обязательные доктринальные правоположения принято называть "правом юристов".      

 Еще в Древнем  Риме при императоре Октавиане  Августе некоторым юристам была  даже предоставлена особая привилегия - их консультации имели обязательную силу для судей по тем или иным делам.  Эти официальные консультации (ius respondendi — авторитетные ответы или разъяснения по вопросам права) писались как бы от имени императора.  Они были обязательны для судей и вообще чиновников, причем в некоторых случаях юристы могли даже не мотивировать свое решение, ограничившись словом «да» или «нет».  В 426 г. был издан специальный закон «о цитировании юристов», признававший обязательное значение за сочинениями Папиниана, Павла, Ульпиана, Гая, Модестина (и тех юристов, сочинения которых приводились этими авторами).  При несовпадении мнений этих юристов предписывал придерживаться мнения, за которое высказалось большинство, а при равенстве голосов предпочтение отдавалось мнению Папиниана.    

 В средние  века формулы крупных римских  юристов часто становились составной  частью нормативно-правовых актов.   Наиболее ярким примером может служить византийский Corpus Iuris Civilis (VI в.), в который вошли многие положения, разработанные римскими юристами - Ульпианом, Гаем, Павлом и др., составившие целый раздел кодекса - Дигесты, наряду с институциями самого императора Юстиниана.  В качестве источника права использовались также комментарии глоссаторов - ученых, получивших свое название по характеру осуществлявшейся ими деятельности: они составляли краткие замечания и разъяснения (глоссы) к римским законам.    

 Доктрина  продолжает оказывать весьма  существенное влияние как на  законодателя, так и на правоприменителя. Широко используется доктрина  и в правоприменительной деятельности, особенно в деятельности судов. Наиболее же широко правовая доктрина как источник права используется сегодня в мусульманских странах.

Юридический  прецедент    

  Юридический (судебный) прецедент  это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому государство придает общеобязательное значение.    

 Юридический  прецедент — это следование  не общему правилу, установленному нормой права, а норма, сформировавшаяся в результате судебной или административной практики разрешения аналогичных дел.     

 Судебный (административный) прецедент - это решение органа  государства, как правило, суда, по конкретному делу, которое  принимается за эталон (образец)  при разрешении других аналогичных  дел.    

 Суть юридического прецедента состоит в том, что ранее состоявшееся решение государственного органа (судебного или административного) по конкретному делу имеет силу правовой нормы при последующем разрешении подобных дел. Это судебное решение по конкретному делу, имеющее значение общеобязательного правила для такого же решения всех аналогичных дел. Право принимать решения, имеющие значение прецедента, имеют лишь высшие судебные инстанции (в соответствии с установленными правилами прецедента).    

 Судебный  прецедент является основным источником права в национальных системах права, относящихся к правовой семье общего (прецедентного) права. Прецедентная форма права практикуется в англосаксонской системе права (Великобритания, США). В странах романо-германской правовой системы роль судебной практики не выходит за рамки толкования закона, а правотворческая деятельность считается исключительным полномочием законодателя.

Нормативно-правовой акт    

  Нормативно-правовой  акт — это изданный в установленном порядке уполномоченным органом акт правотворчества, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы. Это письменный правоустановительный акт государства, содержащий новые нормы действующего права.    

 Иными словами,  нормативно-правовой акт — это  официальный акт правотворчества, в котором содержатся нормы права. Своим правоустановительным характером (установлением новых норм права) нормативно-правовой акт отличается как от всех других правовых актов (от индивидуальных актов применения норм права и от актов толкования норм права), так и от разного рода официальных государственных актов (заявлений, обращений и т.д.) неправового характера.    

 Термин "правовой  акт" в правоведении имеет  три значения:  

Информация о работе Источники транспортного права