Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 16:44, дипломная работа
Цель работы разработать предложения по совершенствованию планирования в Управлении вооружения и эксплуатации объединения Ракетных войск стратегического назначения (РВСН).
Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач:
- рассмотреть теоретические аспекты организации планирования с раскрытием особенностей планирования в военной сфере;
- дать оценку планирования в Управлении вооружения и эксплуатации;
- разработать предложения по совершенствованию планирования;
- разработать план перспективного развития Управления вооружения и эксплуатации;
- определить организационные мероприятия при осуществлении перспективного планирования;
- провести экономическое обоснование предложенного перспективного планирования.
комплексность – в процессе обоснования и принятия планового решения в расчет необходимо принимать все возможные последствия его реализации, как в самом объекте планирования, так и во внешней по отношению к нему среде;
оптимальность – означает ориентацию планового решения на обеспечение наибольшей эффективности функционирования и развития планируемого объекта;
адаптивность – предусматривает возможность адаптации плана к постоянно происходящим изменениям как в самом объекте планирования, так и во внешней среде;
ограниченность ресурсных возможностей – ориентируется на обеспечение рационального и эффективного использования всех видов ресурсов.
1.3 Особенности планирования в военной сфере
В сфере военного управления, теоретические основы которого, конечно же, вытекают из основ теории управления организациями, имеют место свои особенности, своя специфика. Эти особенности проявляются, в первую очередь, там, где военная организация представляет собой не самоорганизующую систему, каковой, например, являются вооруженные силы в целом с точки зрения их строительства и развития, боевого применения их видов и родов войск и т.п., а организацию, цели и задачи которой определяются вышестоящим органом управления, например, дивизия или полк, выполняющие поставленную задачу. Специфика функции планирования в этом случае заключается в том, что цель действий, их направленность задаются в поставленной задаче [29].
В военной сфере, дабы не смешивать стратегическое планирование с планированием стратегических операций, более применимо понятие перспективного планирования как процесса формулирования целей и задач по этапам, с разъяснением роли каждого структурного подразделения (должностного лица). Исходными данными для перспективного планирования в военной сфере являются перечень проблемных вопросов относительно состояния войск, требования программы (плана) перспективного развития в составе вышестоящей организации, планы модернизации вооружения и капитального строительства военных объектов.
В общем случае процесс стратегического (перспективного) планирования включает следующие основные этапы деятельности: определение функциональной единицы для планирования; постановку общих целей; проведение анализа внешней среды; анализ ресурсов; выработку и оценку альтернативных стратегий и выбор одной из них; внедрение выработанной стратегии; экспертный стратегический контроль [3,8,15,33,36,56].
Первые два этапа можно рассматривать в качестве исходных, в то время как анализ окружающей среды используется как для обоснования, так и для оценки выбора той или иной стратегии. Кроме того, руководителям организаций в процессе стратегического планирования необходимо тщательно анализировать ресурсы организации, определить и увидеть сильные и слабые стороны своей организации для того, чтобы ответить на вопрос «Каковы наши возможности?».
Результатом стратегического (перспективного) планирования является разработка планов развития организаций различного масштаба. На примере такого планирования в военном управлении можно назвать План строительства и развития вида ВС (рода ВС, рода войск), План развития вооружения, План перспективного развития соединения и т.п.
В работе над перспективными планами должностными лицами органов управления могут применяться различные методы планирования и в различном порядке, то есть частные технологии. Например, при прогнозировании возможного развития событий в будущем могут применять метод экспертной оценки, метод сбора статистической информации, метод линейного программирования (применяемый для эффективного использования ресурсов и времени) и др.
Процесс стратегического (перспективного) планирования (Приложение 4) [27].
Из всей совокупности целей организаций по степени их важности выделяют стратегические (перспективные), ориентированные на разрешение масштабных проблем, качественно меняющих жизнь и лицо организации.
После установления перспективных целей начинается диагностический этап стратегического планирования, включающий оценку и анализ внешней среды и управленческое обследование сильных и слабых сторон.
Внешняя среда оценивается по трем параметрам:
1) По характеру изменений, которые воздействуют на различные аспекты текущей стратегии. Например, на процесс реформирования Вооруженных Сил РФ оказывают существенное воздействие изменения в его финансировании;
2) По степени влияния факторов, представляющих угрозу для текущей стратегии организации. Для процесса реформирования ВС РФ такими факторами являются: старение находящейся на вооружении техники, отсутствие ее поставок и т. д.;
3) По степени влияния факторов, представляющих больше возможностей для достижения общих целей организации путем корректировки плана. Для того же примера реформирования ВС - это повышение качественных характеристик образцов вооружения.
Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого разработчики перспективного плана контролируют внешние по отношению к военной организации факторы, чтобы определить возможности и угрозы. Он помогает получить важные результаты, так как дает для организации время для прогнозирования возможностей, время на составление плана на случай непредвиденных обстоятельств, время для разработки мер раннего предупреждения на случай возможных угроз и время на разработку стратегий, которые могут превратить прежние угрозы в любые выгодные возможности. Угрозы и возможности обычно рассматриваются с точки зрения экономики, политики, технологии, социального поведения, международного положения.
Определение того, обладает ли военная организация внутренними силами, чтобы воспользоваться внешними возможностями, а также выявление внутренних слабых сторон, которые могут усложнить проблемы, связанные с внешними опасностями, являются задачами диагноза внутренних проблем, осуществляемого управленческим обследованием сильных и слабых сторон возможностей организации.
После того как определены внешние условия, завершено обследование сильных и слабых сторон возможностей организации, можно определить стратегию, которой она будет следовать. Основными стратегическими альтернативами являются рост, ограниченный рост, сокращение, а также сочетание этих трех стратегий. Стратегия роста осуществляется путем ежегодного значительного повышения уровня краткосрочных и долгосрочных целей над уровнем показателей предыдущего года. Для стратегии ограниченного роста характерно установление целей от достигнутого. При стратегии сокращения уровень преследуемых целей устанавливается ниже достигнутого в прошлом, альтернативными вариантами сокращения могут быть ликвидация, отсечение лишнего, сокращение и переориентация.
После того как руководство военной организации рассмотрит имеющиеся стратегические альтернативы, оно обращается к конкретной стратегии. Целью этого этапа является выбор стратегической альтернативы, которая максимально может повысить эффективность долгосрочного функционирования организации. Следует понимать, что стратегия организации большей частью формулируется и разрабатывается высшим руководством, но ее реализация предусматривает участие всех уровней управления.
Перспективные планы должны быть разработаны так, чтобы не только оставаться целостными в течение длительного времени, но и быть достаточно гибкими, позволяющими, при необходимости, осуществить их модификацию и переориентацию. Обычно перспективный план следует рассматривать как программу, которая направляет деятельность военной организации в течение продолжительного периода времени, давая себе отчет в том, что постоянно меняющаяся обстановка делает своевременные коррективы неизбежными.
Разработка конкретных установок для реализации стратегии проводится в текущих планах, предназначенных для того, чтобы подчиненные, ответственные за внедрение стратегии, имели четкое представление о том, что, как и когда они должны сделать, чтобы достигнуть стоящей цели.
В отличие от стратегического (перспективного) планирования оперативное планирование деятельности организации, в частности деятельности войск, осуществляется на ближайшее время и приобретает характер краткосрочного или текущего планирования. Примером оперативного планирования деятельности войск является планирование подготовки войск и работы органов управления на очередной учебный год (период обучения, месяц); оно осуществляется на основе анализа всех имеющихся исходных данных с учетом возможных изменений в состоянии войск в планируемый период (укомплектованность личным составом, вооружением и военной техникой, работы на вооружении с понижением боевой готовности, наличие на местах руководящего состава и т.д.).
Общая технология оперативного планирования [23,24,29] (Приложение 5).
В качестве исходных данных для оперативного (текущего) планирования деятельности войск и органов управления используются:
задачи и план основных мероприятий вышестоящего органа управления;
сформулированный командиром (начальником) замысел подготовки войск в планируемом периоде и выполнения поставленных задач;
результаты анализа обеспеченности войск основными видами материальных средств и имеющиеся возможности по их восполнению.
При определении состава подлежащих выполнению мероприятий для каждого из них необходимо проводить экономическое обоснование с оценкой потребных на его проведение затрат и ожидаемого результата. Особое внимание следует уделять изучению возможности комплексирования (по силам, средствам и срокам) мероприятий, предлагаемых для включения в планы заместителями командира, начальниками служб. В службах осуществляется детальное планирование подготовительных и обеспечивающих мероприятий, направленных на безусловное выполнение плана подготовки воинской части, соединения, объединения.
Таким образом, в первой главе рассмотрены теоретические аспекты организации планирования – основной функции управления, которая представляет собой начертание пути движения организации к стоящим перед ней целям.
Исследована методология планирования в организации – выявление проблем и ограничений, целепологание, предвидение (прогнозирование), программирование, оптимизация плана и выбор оптимального или приемлемого варианта принятия решения, детализация и конкретизация решения и оформление его в документ, корректировка и уточнение. Проведен анализ стратегического и оперативного планирования. Процесс стратегического планирования – выбор общей и частных целей, анализ внешней и внутренней среды организации, альтернативный выбор стратегии, выполнение стратегии, оценка и контроль. Оперативное планирование – определение цели планирования, анализ проблемы, поиск альтернатив, прогнозирование, оценка, принятие планового решения, реализация и контроль.
Определены особенности планирования в военной сфере. Военная организация не самоорганизующиеся, цели и задачи определяет вышестоящий орган управления. Дабы не смешивать стратегическое планирование в военной сфере с планированием стратегических операций более применимо понятие перспективного планирования.
Глава 2 Оценка организации планирования в Управлении вооружения и эксплуатации
2.1 Современное состояние Управления вооружения и эксплуатации
Управление вооружения и эксплуатации (УВЭ) является одной из основных составляющих организационной структуры управления объединения РВСН, имеет свой номер воинской части и выполняет основные функции управленческой деятельности.
Главная цель (миссия) УВЭ определена, вышестоящим органом управления, на современном этапе развития – поддержание вооружения и военной техники к применению по назначению.
Для достижения данной цели выполняются ряд общих целей (рис. 2):
Рис. 2 Цели Управления вооружения и эксплуатации
1. Организационная структура:
- оптимизация штатной структуры;
- документальное закрепление специальных обязанностей;
- обеспечение коммуникационных связей;
2. Вооружение и военная техника:
- ввод в эксплуатацию новых образцов;
- проведение в установленные сроки, с соблюдением технологической дисциплины и мер безопасности, всех видов технического обслуживания;
- проведение доработок для продления сроков эксплуатации;
- оперативное устранение неисправностей;
3. Трудовые ресурсы:
- мотивирование;
- техническая подготовка;
- техническая переподготовка;
4. Финансы:
- планирование расходов;
- заключение контрактов;
- контроль целенаправленного расходования в подчиненных частях и подразделениях;
5. Материальное обеспечение:
- организация поставки комплектующих;
- организация закупки и поставки общепромышленного оборудования;
- перераспределение ТМС.
Основные показатели зависимости от внешней среды: экономика, политика, социальное положение, технологии, международное положение. Внешнее задающее воздействие создает вышестоящий орган управления – Управление вооружения Министерства обороны РФ, Управление РВСН, Управление начальника вооружения РВСН и Командующий объединением.