Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 16:44, дипломная работа
Цель работы разработать предложения по совершенствованию планирования в Управлении вооружения и эксплуатации объединения Ракетных войск стратегического назначения (РВСН).
Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач:
- рассмотреть теоретические аспекты организации планирования с раскрытием особенностей планирования в военной сфере;
- дать оценку планирования в Управлении вооружения и эксплуатации;
- разработать предложения по совершенствованию планирования;
- разработать план перспективного развития Управления вооружения и эксплуатации;
- определить организационные мероприятия при осуществлении перспективного планирования;
- провести экономическое обоснование предложенного перспективного планирования.
Рис. 1 Определяющая роль целей в процессе планирования
Организация должна иметь, по меньшей мере, одну ясную, понятную, поддающуюся контролю цель. Важным является определение иерархии целей и достаточности их для разрешения проблемы (ее большей части). При назначении целей структурным подразделениям или отдельным должностным лицам следует ограничивать их число, чтобы не рассеивать усилия и не подрывать эффективность деятельности.
В настоящее время широко используется технология программно-целевого планирования (или управления по целям). Его суть заключается в том, что под четко сформулированные цели, составляющие некоторое «дерево целей», распределенных по иерархии, формируются обеспечивающие их достижение программы действий, которые затем «сливаются» в общую программу.
Каждое мероприятие, имеющее свою цель, соответствующую целям более высокого иерархического уровня, должно быть подкреплено материально, определены затраты и ожидаемый эффект. Основная особенность целевых программ состоит в следующем: цель каждого мероприятия играет определенную роль в достижении конкретной цели, обеспечивающей достижение генеральных (общих) целей программы.
Существует определенный субъективизм целеполагания и вызываемая им относительность сформулированных целей управления, поэтому возникают реальные трудности в обосновании целей, которые нельзя игнорировать. Ведь цель – это будущее, которое всегда неясно, неведомо, вероятностно, альтернативно и предвосхищать его приходится на базе информации о прошлом, о том, что уже свершилось, что мы знаем. Однако анализ сложившихся тенденций, закономерностей, однозначных проявлений создает предпосылки для определенного проникновения в будущее и объективности целеполагания. Без «заглядывания» в будущее, конечно, об управлении не может быть речи.
Предвидение как общая философская категория заключается в познании возможных, объективно назревших изменений с определением перспектив в той или иной области деятельности. Прогнозирование – составная часть предвидения, позволяющая в общем случае определить, что, как и при каких условиях может произойти, с той или иной степенью вероятности (определенности). Прогноз – конечный результат прогнозирования, состоящий из системы качественных и количественных оценок, характеризующих представление о будущем состоянии и возможных изменениях прогнозируемого объекта. Зачастую прогнозы строятся исключительно на субъективных оценках и данных из разных источников информации. При планировании предвидение и прогнозирование дают набор возможных путей и возможных вариантов развития событий при достижении поставленных целей, мысленное создание будущей ситуации. Среди методов прогнозирования выделяются эвристические (логического анализа, экспертных оценок), математические и комбинированные.
Программирование заключается в первоначальном определении с помощью эвристических, математических или других методов правил, порядка достижения целей в тех или иных вариантах и моделях развития событий, т.е. составляется программа реализации определенных выше вариантов, для реализации каждой из возможных моделей. Это дает представление о ее реальности, простоте, доступности и в конечном итоге позволяет объективизировать принятие решения, т.е. определить, какой из вариантов (путей достижения) цели будет реализован на практике.
Решение является непреложной частью всего процесса управленческой деятельности и в общем случае входит в планирование как его неотъемлемая часть. Выбор проблемы – решение, определение целей – решение, выбор альтернативных вариантов из прогнозируемого развития событий - также решение, т.е. принятие решений – процесс выбора курса действий из альтернатив. Решение – это сознательный выбор того, как себя вести или мыслить определенным образом в данных обстоятельствах. Если выбор сделан – решение принято.
В данном случае это выбор наиболее приемлемого варианта действий (плана) с учетом реальных условий и ограничений. Определение оптимального (наиболее приемлемого, наилучшего) плана осуществляется с помощью специальных методов оптимизации.
Представленные выше этапы и порядок их применения позволяют перевести планирование деятельности из области вероятностных, субъективных категорий в область объективных, реальных, осознанных действий и деятельности, поэтому осуществление функции планирования предполагает логичное завершение процесса конкретным распределением ресурсов по целям и задачам, увязыванием и координацией действий, возможностей, методов и способов. На этом этапе проверяется реальность целей и задач, детализируется решение и оформляется в организационно-
В большинстве случаев планирование в той или иной мере осуществляется и при реализации уже разработанных и принятых к исполнению планов, т.е. в ходе выполнения следующей функции управления, а именно, организации выполнения планов (решений), и заключается, при необходимости, в корректировке планов, их уточнении вплоть до отмены (функция регулирования). В последнем случае процесс возвращается к проблемополаганию и це-леполаганию.
Теория управления различает виды планирования в зависимости от содержания, предмета, степени охвата, сроков, сфер функционирования (применения), степени структурированности и других признаков, например, стратегическое и оперативное, долгосрочное и текущее и др. Соответственно этому планирование в каждом случае реализуется не только на основе общей технологии, но и с применением соответствующих частных технологий.
Стратегия деятельности (поведения) любой организации – это рациональный набор правил и приемов, которые позволяют реализовать миссию, достигнуть глобальных и локальных целей; она включает в себя всю совокупность глобальных идей развития организации и не сосредоточена на конкретном периоде. Определение стратегии позволяет установить общие направления, позволяющие обеспечить развитие организации с соблюдением принципа адаптивности к изменениям внешней среды. Стратегия в управлении – это масштабные, не ограниченные рамками времени прогнозы (планы) в отношении развития организации, ее совершенствования и путей достижения поставленных целей [47].
Стратегическое планирование – набор действий и решений, ведущих к разработке стратегий, предназначенных для достижения целей организации.
Процесс стратегического планирования состоит из основных этапов деятельности: выбор общей и частных целей организации; анализ внешней среды организации; анализ сильных и слабых сторон организации; альтернативный выбор стратегии; выполнение стратегии; оценка и контроль выполнения стратегии (Приложение 2).
Первый этап стратегического планирования – выбор общей и частных целей организации. Общая цель называется миссией. Она отражает причину существования организации, путь, по которому организация должна идти, чтобы получать прибыль. Обычно миссия формулируется не в количественных, а в качественных показателях. На основе миссии формулируются общефирменные цели, а на их основе – система целей для всех областей деятельности организации, которые она хотела бы достичь.
Для того чтобы цели организации были правильно сформулированы и адекватно отражали ее миссию, они должны обладать рядом характеристик: конкретностью и измеримостью; достижимостью; ориентацией во времени; взаимоподдержкой. Цели будут значимой частью только тогда, когда руководство организации их правильно сформулирует, затем придаст им форму закона для всех сотрудников, информирует их о целях и будет стимулировать достижение поставленных целей во всей организации.
Второй этап стратегического планирования – анализ внешней среды организации. Это процесс, посредством которого разработчики стратегии контролируют внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить возможности и угрозы организации, порожденные ее внешней средой.
Анализ внешней среды позволяет организации своевременно и правильно спрогнозировать появление возможностей и угроз, разработать ситуационные планы на случай возникновения непредвиденных обстоятельств и стратегию, способствующую достижению организацией поставленных целей и превращению потенциальных угроз в выгодные возможности.
Существующий опыт стратегического планирования определяет семь областей проявления угроз и возможностей со стороны внешней среды, поэтому анализируются факторы среды, характеризующие эти области: экономика, рынок, технологии, конкуренция, политика, социальные отношения, международные отношения.
Анализ внешней среды заканчивается составлением перечня внешних опасностей и возможностей, с которыми организация столкнется в этой среде.
Третий этап стратегического планирования – анализ сильных и слабых сторон организации. Комплексное исследовании разных функциональных областей организации (групп ее подразделений, выполняющих для организации определенный вид работы). При разработке стратегического планирования рассматривают обычно пять областей: маркетинг, финансы, производство, трудовые ресурсы, организационную культуру и имидж организации.
В результате анализа сильных и слабых сторон организации и «взвешивания» соответствующих факторов по степени их важности руководство организации определяет функциональные области, которые требуют немедленного вмешательства, те, что могут подождать, а также те, на которые можно опереться при разработке стратегии организации.
Четвертый этап стратегического планирования – альтернативный выбор стратегии. Основываясь на результатах трех предыдущих этапов процесса стратегического планирования, руководство организации может сделать выбор стратегии, исходя из четырех альтернатив (базовых стратегий): ограниченного роста, роста, сокращения и их комбинаций.
Пятый этап. Выполнение стратегии связанно с проведением стратегических изменений, которые должны привести к решению трех задач: установление приоритетности административных задач в соответствии с принятой стратегией; установление соответствия между выбранной стратегией и внутриорганизационными процессами; приведение стиля управления в соответствие с выбранной стратегией.
Шестой этап. Оценка и контроль выполнения стратегии: определение того, что и по каким показателям проверять; осуществление оценки состояния контролируемого объекта в соответствии с принятыми стандартами, нормативами или другими эталонными показателями; выяснение причин отклонений, если таковые вскрываются в результате проведения оценки; осуществление корректировки, если она необходима и возможна.
Организация разрабатывает ряд стратегий: главную, стратегии, обеспечивающие ее выполнение, прежде всего для достижения общефирменных целей, а также стратегии по областям деятельности организации. На случай чрезвычайных событий разрабатываются ситуационные стратегии. Реализацию стратегий определяют следующие элементы:
тактика – краткосрочные стратегии;
политика – общее руководство для действий и принятия решений;
процедуры – действия, которые следует предпринять в конкретной ситуации;
правила – что следует делать в специальной, единичной ситуации.
Результатом стратегического планирования является разработка планов развития организаций различного масштаба.
В отличие от стратегического планирования оперативное планирование деятельности организации осуществляется на ближайшее время и приобретает характер краткосрочного или текущего планирования.
Процесс планирования состоит из следующих этапов: определение цели планирования, анализ проблемы; поиск альтернатив, прогнозирование, оценка; принятие планового решения; реализация и контроль (Приложение 3) [39].
Первый этап. Определение цели планирования. Цели планирования – решающий фактор при выборе форм и методов планирования – обусловливают также критерии при принятии плановых решений и контроле за ходом их реализации. Осуществляют как разработку общих целей, так и определение конкретных, детализированных целей на заданный период.
Анализ проблемы – определяется исходная ситуация на момент составления плана и формируется конечная ситуация.
Второй этап. Поиск альтернатив – среди возможных путей разрешения проблемной ситуации отыскиваются подходящие действия.
Прогнозирование – формируется представление о развитии планируемой ситуации.
Оценка – проводятся оптимизирующие расчеты для выбора наилучшей альтернативы.
Третий этап. Принятие планового решения. Выбирается и оформляется плановое решение.
Четвертый этап. Реализация и контроль за достижением поставленных целей путем сопоставления плановых показателей с фактическими, корректировка целей.
Планы имеют конкретные числовые параметры (плановые показатели), отражающие конечные цели, промежуточные результаты и затраты ресурсов для их достижения.
Общие методологические принципы, на которых основывается планирование вне зависимости от его разновидности [36]:
научность – плановые документы разрабатываются на основе познания и использования экономических законов и теорий, достижений НТП и других наук. В процессе разработки планов анализируются тенденции и перспективы экономического и социального развития хозяйствующего субъекта, разрабатываются прогнозы, технико-экономические обоснования темпов и пропорций его экономического роста;
системность – в процессе обоснования, разработки и принятия плановых решений учитывается сложный характер функционирования и развития того или иного элемента национальной экономики как определенной социально-экономической системы;