Сущность и элементы стратегического планирования на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 19:14, курсовая работа

Краткое описание

Стратегия - это генеральная программа действий, выявляющая приоритеты проблем и ресурсы для достижения основной цели. Она формулирует главные цели и основные пути их достижения таким образом, что предприятие получает единое направление движения.
Стратегическое планирование - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Стратегическое планирование является основой для всех управленческих решений. Функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации. Из сказанного выше следует, что стратегическое планирование становится все более актуальным для российских предприятий, которые вступают в жестокую конкуренцию, как между собой, так и с иностранными корпорациями.

Оглавление

Введение 3
1 Сущность и элементы стратегического планирования на предприятии 5
2 Виды, методы и принципы стратегического планирования 10
3 Процесс и этапы стратегического планирования на предприятии 16
4 Организация процесса стратегического планирования на
предприятии 25
Заключение 33
Список использованных источников и литературы 35

Файлы: 1 файл

Стратегич_планирование_курс2.doc

— 211.50 Кб (Скачать)

Чистые активы ООО «МВМ-Мебель» по итогам 2013 г. намного (в 29,5 раза) превышают уставный капитал. Это положительно характеризует финансовое положение предприятия, полностью удовлетворяя требованиям нормативных актов к величине чистых активов организации.

Более того, необходимо отметить увеличение чистых активов на 11,3% за анализируемый период. Приняв во внимание одновременно и превышение чистых активов над уставным капиталом и их увеличение за период, можно говорить о хорошем финансовом положении организации по данному признаку.

В таблице 1 приведены основные финансовые результаты деятельности ООО «МВМ-Мебель» за 2 года.

 

Таблица 1 -Финансовые результаты деятельности ООО «МВМ-Мебель» за 2011-2012 гг.

Показатель

Значение показателя, тыс. руб.

Изменение показателя

2011 г.

2012 г.

тыс. руб.

±, %

1

2

3

4

5

Выручка от продажи продукции

15200

16680

+1480

+8,9

Расходы по обычным видам деятельности

14100+250+116=

14466

15110+189+92=

15391

+925

+6

Прибыль от продаж

734

1289

+555

+43,1

Прочие доходы

112

126

+14

+11,1

Прочие расходы

48+89=137

32+72=104

-33

+-31,7

Прибыль от прочих операций

112-137=-25

126-104=22

+47

+1,1 раза

Прибыль до уплаты налогов

709+48=757

1311+32=1343

+586

+43,6

Текущий налог на прибыль

170

315

-145

-46

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

539

996

+457

+45,9


 

За 2012 г. ООО «МВМ-Мебель» получило прибыль от продаж в размере 1289 тыс. руб., что составило 4,8% от выручки. По сравнению с 2011 г. прибыль увеличилась на 555 тыс. руб., или на 43,1%.

По сравнению с 2011 г. в 2012 г. увеличилась как выручка от продаж, так и расходы по обычным видам деятельности. Причем в процентном отношении изменение выручки (8,9%) опережает изменение расходов (6%), что является положительной тенденцией. Производство детской мебели ООО «МВМ-Мебель» осуществляется с помощью современного оборудования, способного выдержать все требования эргономики и эстетики, предъявляемые на сегодняшний день к детской мебели.

Характерной чертой производимой мебели является ее качество. ООО «МВМ-Мебель» использует современное оборудование по обработке древесины, которое обслуживает персонал широкого профиля.

В качестве сопутствующих услуг клиентам предлагается:

  • изготовление детской мебели на заказ с заданными параметрами габаритов, цветового решения и состава;
  • услуги дизайнера по оформлению детской комнаты с соблюдением эргономических, эстетических и возрастных требований к жилой комнате ребенка;
  • доставка и сборка приобретенной в ООО «МВМ-Мебель» детской мебели.

Для определения перспектив развития ООО «МВМ-Мебель» проведен SWOT-анализ предприятия.

На рис. 2. представлен SWOT-анализ, отражающий анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз развития ООО «МВМ-Мебель».

 

Сильные стороны ООО «МВМ-Мебель»:

  • удобное расположение в центре г.Липецка, близость к торговым центрам, хороший подъезд к базам и складам предприятия;
  • высококвалифицированный производственный персонал;
  • отлаженное производство.

Слабые стороны ООО «МВМ-Мебель»:

  • высокий уровень конкуренции со стороны воронежских предприятий, специализирующихся на производстве детской мебели;
  • отток трудовых ресурсов в г.Воронеж

и г.Москва;

  • низкая положительная динамика объемов продаж;
  • отсутствие разработанной оптимальной стратегии развития;
  • не эффективный маркетинг.

 

Возможности ООО «МВМ-Мебель»:

  • формирование положительного имиджа предприятия;
  • повышения объема продаж;
  • расширение клиентуры;
  • выход на новые сегменты потребителей;
  • увеличение объемов розничных и оптовых продаж;
  • захват новых сегментов рынка.

Угрозы ООО «МВМ-Мебель»:

  • уменьшение доли рынка;
  • снижение объемов продаж;
  • сокращение производства.

Рисунок 2 - SWOT-анализ развития ООО «МВМ-Мебель»

 

Согласно данным SWOT-анализа развития ООО «МВМ-Мебель» можно сделать вывод о широких возможностях предприятия при наличии выбора оптимальной стратегии его развития.

Согласно стратегическому плану развития ООО «МВМ-Мебель» на период до 2014 г., миссией предприятия признается удовлетворение спроса потребителей на рынке детской мебели на основе производства качественной и доступной продукции.

Стратегическими целями ООО «МВМ-Мебель» в этой связи являются:

  • обеспечение роста продаж;
  • изыскание новых сегментов сбыта продукции – поиск новых категорий потребителей;
  • увеличение доли рынка - захват доли конкурентов на рынке при минимальных затратах;
  • развитие сети оптовых продаж - развитие долгосрочных и взаимовыгодных партнерских отношений, привлечение на взаимовыгодных условиях новых оптовых покупателей продукции.

В таблице 3 представлена матрица стратегии развития ООО «МВМ-Мебель». Матрицей предусмотрена оценка существующего и желаемого стратегического развития ООО «МВМ-Мебель» по 10-ти балльной шкале. Величина разрыва между желаемым и будущим определяет приоритетные направления дальнейшей стратегии развития ООО «МВМ-Мебель».

С помощью матрицы стратегии развития ООО «МВМ-Мебель», составленной на основе личных суждений, представляется возможным оценить степень достижения поставленных целей на данном этапе развития предприятия. Согласно данным таблицы 2 приоритетными стратегическими целями развития ООО «МВМ-Мебель» должны стать:

- величина разрыва 7:

  • обеспечение роста продаж;
  • увеличение доли рынка;

величина разрыва 6:

  • изыскание новых сегментов сбыта продукции
  • развитие сети оптовых продаж.

Данные стратегические цели ориентированы на «внешний» фокус работы предприятия.

Следовательно, ООО «МВМ-Мебель» необходима разработка оптимальной стратегии, обеспечивающей достижение всех поставленных стратегических целей развития.

Таблица 2 - Матрица стратегии развития ООО «МВМ-Мебель»

Внешняя

Видение

Параметр

Оценка существующего и желаемого состояния

Величина разрыва

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Формирование

положительного

имиджа предприятия

   

     

 

 ∙

2

Обеспечение лояльности клиентов

             

 

2

Миссия

Удовлетворение потребностей клиентов

       

 ∙

   

 ∙

   

3

Расширение ассортимента предлагаемой продукции

           

   

3

Повышение качества продукции

         

   

 

3

Цели

Обеспечение роста продаж

   

           

7

Изыскание новых сегментов сбыта продукции

     

         

6

Увеличение доли рынка

   

           

 ∙

7

Развитие сети оптовых продаж

     

         

6

Внутренняя

Видение

Мотивация работников

       

   

   

3

Создание эталонов

 ценностей

     

   

     

3

Миссия

Мотивация работников к совершенствованию трудового процесса

       

   

   

3

Выравнивание вектора интересов работников в одном направлении

         

     

1

Удовлетворение потребностей работников

       

   

 ∙

   

3

Цели

Рост имиджа предприятия за счет его развития

         

     

4

Рост материального благополучия работников

       

     

 

4


где сплошная линия - оценка существующего состояния;

пунктирная лини – оценка желаемого состояния.

 

Оптимальная стратегия должна соответствовать существующей конкурентной позиции ООО «МВМ-Мебель» на рынке.

ООО «МВМ-Мебель» занимание агрессивную конкурентную позицию на рынке сбыта детской мебели, что влечет за собой потенциальную способность противостоять конкурентам.

Для агрессивной конкурентной позиции предприятия, к которой и относится, как показал анализ конкурентная позиция ООО «МВМ-Мебель», рекомендуются следующие Стратегии интенсивного роста:

  1. Стратегия расширения границ рынка, которая заключается в изыскании возможностей увеличения сбыта путем внедрения ныне существующих товаров на новые рынки и новые сегменты потребителей;
  2. Стратегия глубокого внедрения на рынок, которая заключается в изыскании путей увеличения сбыта своих существующих товаров на существующих рынках с помощью более эффективного маркетинга.

Выбор оптимальной, из вышеназванных стратегий, относящихся к стратегиям интенсивного роста, позволит менеджменту качественно и максимально эффективно осуществлять управление развитием предприятия.

Итак, из результатов анализа видно, что в наибольшей степени выбранным критериям - стратегическим целям развития ООО «МВМ-Мебель» соответствует Стратегия глубокого внедрения на рынок, которая и будет являться оптимальной. Данная стратегия реализуется посредством эффективного маркетинга предприятия.

Таким образом, в рамках данной стратегии должен быть разработан стратегический план ООО «МВМ-Мебель»

Важнейшими стратегическими целями ООО «МВМ-Мебель» в рамках выбранной стратегии являются: обеспечить растущий спрос на произведенную продукцию, сформировать клиентскую базу из оптовых покупателей, увеличить долю рынка.

Реализацию выбранной Стратегии глубокого внедрения на рынок предполагается осуществлять посредством эффективной программы маркетинга.

Согласно оптимальной стратегии развития ООО «МВМ-Мебель» необходимо осуществлять агрессивную рекламную политику, направленную на углубленное ознакомление клиентов с товаром, формирование положительного имиджа ООО «МВМ-Мебель» и его продукции.

Для увеличения продаж ООО «МВМ-Мебель» рекомендуется при стратегическом планировании внедрить систему стимулирования продаж и формирования лояльности клиентов, основанной на внедрении дисконтных карт для оптовых и постоянных клиентов предприятия.

Дисконтная, а также бонусная система, система гибких скидок относятся к системам лояльности, которые являются вариантами поощрения покупателей и привлечения новых. При дисконтной системе покупатель, совершивший достаточно крупную покупку, получает дисконтную карту и на каждую следующую покупку ему предоставляется скидка.

При внедрении системы лояльности предлагается воспользоваться следующими рекомендациями:

  • дисконтная карта должна быть многофункциональной, например, она может быть выполнена в виде брелка, календаря с эмблемой ООО «МВМ-Мебель», то есть предмета, который бы вызывал необходимость постоянно быть носимым с собой, с тем, чтобы всегда в поле зрения клиента присутствовала миниреклама предприятия;
  • в журнале выдачи карт желательно фиксировать координаты будущего постоянного покупателя, для того, чтобы, например, в конце года можно было разыграть с постоянными покупателями беспроигрышную лотерею.

Следовательно, стимулирование сбыта детской мебели в рамках реализуемого стратегического плана, позволит значительно повысить объем продаж и выручки в ООО «МВМ-Мебель».

 

Заключение

 

Стратегическое планирование задает перспективные направления развития предприятия, определяет основные виды его деятельности, позволяет увязать в единую систему маркетинговую, проектную, производственную и финансовую деятельность. Стратегический план обеспечивает адаптацию предприятия к внешней среде, к распределению ресурсов и внутреннюю координацию деятельности с целью выявления сильных и слабых сторон. Стратегический план на крупных предприятиях, как правило, долгосрочный. Но временной период стратегического плана для разных предприятий может быть различным и то, что является долгосрочным для одного предприятия, может быть краткосрочным для другого. Стратегическое планирование на предприятиях должно быть направлено на их долгосрочное развитие, достижение высоких темпов экономического роста. Развитие – это процесс, в котором увеличиваются возможности и желания предприятия удовлетворять свои желания и потребности потребителей.

Таким образом, стратегическое планирование призвано обеспечить необходимый экономический рост и желаемый уровень развития предприятия на предстоящий долгосрочный период.

Внедрение стратегий требует решения сложного комплекса задач. Подготовка к внедрению новых стратегий требует глубоких изменений в фирме, и успешность их внедрения зависит от многих факторов. В процессе внедрения новой стратегии в полной мере следует использовать возможности и потенциал компании.

Информация о работе Сущность и элементы стратегического планирования на предприятии