Социальная организация и её свойства

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 20:16, контрольная работа

Краткое описание

Целью контрольной работы является изучить возникновение социальных организаций, их деятельность и свойства.
Поставленная цель определила задачи исследования:
1. изучить понятие организации как социальной системы, проанализировать ее свойства, признаки и цели;
2. рассмотреть структуру организации;

Оглавление

Введение...................................................................................................................3
1.Организация как социальная система, свойства, признаки,цели...........................................................................................................................5
2. Структура организации.....................................................................................11
Заключение.............................................................................................................21
Библиографический список литературы...........................................................23

Файлы: 1 файл

теория организации.doc

— 122.00 Кб (Скачать)


Федеральное Агентство  по образованию

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По предмету: «Теория  организации»

Тема: «Социальная организация  и её свойства»

 

 

 

                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самара 2012 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение...................................................................................................................3

1.Организация как социальная система, свойства, признаки, цели...........................................................................................................................5

2. Структура организации.....................................................................................11

Заключение.............................................................................................................21

Библиографический список литературы...........................................................23

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Современная организация  – это сложный организм, построенный  на четкой координации усилий всех структурных единиц, осуществляемой со стороны управленческого органа.

Выбранная тема контрольной  работы является актуальной, потому что  функционирование организации основано на системе особых, организационных отношений, на четком определении и выполнении ролевых требований каждым членом организации. Исследование социальных организаций с точки зрения их системной универсальности и специфичности является крайне актуальным направлением научных исследований.

Современные исследования в области управления социальными  системами все в большей степени вскрывают значимость такой фундаментальной характеристики производственной организации как самоуправляемость. Понятно, что данная характеристика непосредственно связанна с объективными законами функционирования организации как системы, но в социальных организациях – и со специфическими особенностями людей, выступающими не только в роли персонала, но в первую очередь представляющих индивидуальность и многообразие  личностей.

Целью контрольной работы является изучить возникновение социальных организаций, их деятельность и свойства.

Объект исследования: управление социальной организацией.

Предмет исследования: особенности и общие закономерности функционирования и  развития социальных организаций.

Поставленная цель определила задачи исследования:

1. изучить понятие  организации как социальной системы,  проанализировать ее свойства, признаки  и цели;

2. рассмотреть структуру  организации;

 

Методологическую базу контрольной работы составили учебники и пособия по менеджменту, теории социальных организаций, социологии, управлению организациями, а также научные источники по проблеме исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Организация как социальная система, свойства, признаки, цели.

 

Организация обозначает некоторую деятельность по выработке новых норм, налаживанию устойчивых связей, координации усилий отдельных членов социальной группы. Такая деятельность лучше всего характеризуется словом "организовывание". Ее можно определить также как деятельность, направленную на достижение эффекта синэргии путем обеспечения условий для согласованных действий, кооперации и интеграции индивидов в группе.

Под организацией часто понимается как атрибут какого-либо объекта, его свойство иметь упорядоченную структуру. Это значит, что социальный объект имеет некоторое внутреннее строение и состоит из частей, связанных определенным образом. Обычно термин "организация" в этом смысле применяется для различия организованных и неорганизованных структур. В частности, говорят, что какая-либо группа организована, если в ней существуют устойчивые социальные роли (т.е. каждый выполняет свою часть общего дела), правила, регулирующие поведение людей, а также упорядоченные связи с окружающими группами.

Под организацией понимается искусственно созданная социальная группа институционального характера, выполняющая определенную общественную функцию1.   

Все значения понятия "организация" тесно связаны между собой. Всякая организованная группа формируется в ходе ее "организации", т.е. деятельности по созданию ее внутренней структуры, системы коммуникаций, культурных особенностей, условий деятельности, а также по распределению социальных ролей (например, роли руководителя, координатора, коммуникатора, исполнителя и т.д.). Очевидно, что когда такая организованная группа оформится, она будет обладать тем внутренним качеством, которое мы назвали организованностью.

С одной стороны, организации – это, прежде всего, социальные группы, ориентированные на достижение взаимосвязанных и специфических целей. Каждая организация целесообразна в том смысле, что действия ее членов определенным образом скоординированы для достижения общего для нее результата во вполне определенной области человеческой деятельности. Так, предприятие существует для обеспечения выпуска конкретной продукции, политическая партия – для реализации политической программы, больница – для лечения больных. С другой стороны этим группам свойственна высокая степень формализации их внутренней структуры в том смысле, что правила, регламентация, распорядок охватывают практически все сферы поведения ее членов. Эти правила ясно и точно сформулированы и охватывают все роли и ролевые связи, предписывают ролевые действия независимо от личностных качеств индивидов, занимающих те или иные позиции в структуре организации.

Организация – одна из наиболее развитых социальных систем. Ее важнейшим признаком является синергия. Синергия – организационный эффект.

Суть этого эффекта – прирост дополнительной энергии, превышающей сумму индивидуальных усилий. Источник эффекта – одновременность и однонаправленность действий, специализация и комбинирование труда, процессы и отношения разделения труда, кооперации и управления2.

Организацию как социальную систему отличает сложность, поскольку  ее главным элементом выступает  человек, обладающий собственной субъективностью и большим диапазоном выбора поведения. Это создает значительную неопределенность функционирования организации и пределы управляемости.

Термин организация  применительно к социальным объектам подразумевает3:

  • Некий инструментальный объект, искусственное объединение, занимающее определенное место в обществе и предназначенное для выполнения определенных функций.
  • Некую деятельность, управление, включая распределение функций, координацию и контроль, т.е. целенаправленное воздействие на объект.
  • Состояние упорядоченности или характеристику упорядоченности какого-то объекта.

С учетом всех этих аспектов организацию можно определить как  целевую, иерархичную, структурированную  и управляемую общность4.

Возникновение организаций  связано с достижением индивидуальных или коллективных целей. Коллективное достижение вызывает необходимость иерархии и управления.

 

Свойства

Признаки

Общественный инструмент

Человеческая общность

Безличная структура

Цель

цели-задания

(например, заказ на специалистов)

цели-ориентации (связаны с интересами участников коллектива)

системные цели, связанные с существованием и воспроизводством самой организации

Иерархия

централизация (связана с координацией и интеграцией усилий)

личная зависимость

власть = подчинение определенным формальными  правилам

Управление

целенаправленное воздействие  на объект (через приказ, задание, стимулирование)

Самоорганизация (спонтанное регулирование)

Организационный порядок


 

Иерархия – разноуровневое распределение частей в связи с их функциональными назначениями.

Формализация отношений связана с созданием стандартных образцов поведения для индивидов. Важнейший ее признак – договорное, документальное закрепление правил и норм в некой единой системе.

Формализация – важнейшее средство преодоления организационной сложности. Она связана с сужением диапазона выбора поведения и ограничением субъективной воли участников. Пределы формализации порождаются системой неформальных связей, которые возникают в ходе общения и взаимодействия сотрудников.

Развитие организаций  пронизано внутренними противоречиями. Они возникают в связи с возможными рассогласованиями целей, в связи с проблемами организованного строения, в связи с пределами управляемости организаций.

Как следует из определения  организаций, среди всех компонентов  ее внутренней структуры особое место занимают цели, так как ради их достижения и осуществляется вся деятельность организации. Организация, не имеющая цели, бессмысленна и не может существовать сколько-нибудь продолжительное время.

Можно привести множество  примеров, когда простое смещение целей или даже неопределенность в их формулировке приводят к таким серьезным негативным последствиям в организации, как неправильный выбор стратегических направлений (это приводит к серьезным материальным потерям), снижение эффекта синергии из-за отсутствия единой ориентации у членов организации, нарушение коммуникаций внутри организации, ослабление интеграции внутри организационных структур, появление сложностей в мотивации членов организации, и другим серьезным проблемам. Для того чтобы уяснить важность целей для организационной деятельности, необходимо определить понятие цели и ее функции.   

Начнем с того, что  цель – это желаемый, планируемый результат, которого пытаются достичь члены организации для удовлетворения коллективных потребностей. В условиях организации цель выступает как единство мотивов, средств и результатов. Цель образуется при встрече мотива со средствами (ресурсами, условиями, возможностями), т.е. при оценке способа удовлетворения соответствующей потребности или устремления. Выбор цели субъектом существенно предопределен и ограничен индивидуальными предпочтениями, влияниями окружающей среды, побочными целями и т.д. Поэтому целеполагание не есть лишь выражение свободы воли субъекта.   

Цели организации разнообразны по виду и содержанию. Совместная деятельность индивидов в организации предполагает наличие, по крайней мере, трех видов взаимосвязанных организационных целей5.   

1. Цели-задания – оформленные как программы общих действий поручения, которые задаются организацией более высокого уровня (например, для предприятия цели такого рода могут задаваться министерством) или диктуются рынком (совокупностью организаций, включая смежников и конкурентов). Эти задания определяют целевое существование организаций. Эти цели являются приоритетными и на их выполнение направлено внимание и основные усилия всех без исключения участников организационного процесса.

2. Цели-ориентации – совокупность целей участников, реализуемых через организацию. К ним относятся обобщенные цели коллектива, включая и личные цели каждого члена организации. Важным моментом совместной деятельности является совмещение целей-заданий и целей-ориентаций. Если они расходятся, утрачивается мотивация на выполнение целей-заданий и работа организации может стать неэффективной. Стремясь к достижению собственных (часто эгоистических) целей-ориентаций, члены организации отмахиваются от целей-заданий или выполняют их лишь формально.   

3. Цели системы обусловлены  стремлением сохранить организацию  как самостоятельное целое, т.е. сохранить равновесие, стабильность и целостность. Другими словами, цели системы выражают стремление организации к выживанию в условиях существующего внешнего окружения, к ее интеграции в ряду других.

Цели системы должны органично вписываться в цели-задания и цели-ориентации. В случаях организационной патологии цели системы могут заслонять другие цели. При этом на первый план выступает желание любой ценой сохранить организацию, невзирая на необходимость выполнения ею целей-заданий или удовлетворение коллективных и индивидуальных целей-ориентаций членов организации.

Такое явление нередко  наблюдается при крайних негативных проявлениях бюрократизма, когда  организация, утратив реальные цели, существует только для того, чтобы  выжить, сохранить свою самостоятельность.

Приведенное разделение целей является основным. Оно позволяет  понять значение целей организации  и показывает их разнообразие. Однако в организации существует большое  количество различных стратегических, тактических, промежуточных и вторичных целей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Структура организации.

 

Нормативная структура  включает в себя ценности – критерии привлекательности и разумного выбора целей, а также оценки социальных норм окружающей среды, нормы – управляющие поведением обобщенные правила (шаблоны поведения), которые изменяются и совершенствуются, приводя индивидов к достижению коллективных целей, целей организации, и ролевые ожидания. Роли определяют вклад члена организации в общую деятельность в зависимости от позиции, занимаемой им в организации, а также взаимные ожидания участников, взаимный контроль за их поведением. Ценности, нормы и роли организованы так, что составляют относительно стойкие системы взаимного доверия и предписаний, управляющих поведением членов организации.

Фактический порядок можно определить как поведенческую структуру. Он значительно отличается от нормативной структуры, прежде всего, тем, что здесь на первый план выступают личностные качества членов организации и их взаимные оценки этих качеств. Действия и взаимодействия членов организации во многом зависят от взаимной избирательности членов организации. В целом же поведенческая структура – это система отношений между людьми, находящаяся в рамках нормативной структуры, но в то же время отклоняющаяся от нее (в известных пределах) в результате проявления личностных чувств, предпочтений, симпатий и интересов.

Информация о работе Социальная организация и её свойства