Процессный подход к управлению

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 13:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы ставится рассмотрение особенностей процессного подхода к управлению.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть особенности применения процессного подхода;
выделить эффективность процессного подхода;
проанализировать аспекты и этапы практической реализации процессного подхода.

Оглавление

Введение
1. Особенности применения процессного подхода
1.1 Концепция процессного подхода
1.2 Ресурсная база и декомпозиция Процесса
1.3 Понимание процессного подхода
2. Реализация процессного подхода к управлению
2.1 Эффективность процессного подхода
2.2 Уровни описания Процессов
2.3 Поэтапная реализация процессного подхода
2.3.1 Сбор данных
2.3.1.1 Выявление цепочек создания ценностей
2.3.1.2 Регистрация внутрифирменных процессов
2.3.1.3 Определение значимости процесса
2.3.1.4 Выявление проблем, связанных с процессами
2.3.1.5 Классификация процессов по их зрелости
2.3.2 Выбор процессов
2.3.3 Установление собственников процесса
2.3.4 Надзор и оптимизация
2.3.4.1 Постоянный анализ со стороны руководства
2.3.4.2 Оптимизации организационных структур и систем
2.3.5 Управление и улучшение процессов
2.3.5.1 Мониторинг функционирования процессов
2.3.5.2 Выявление потребностей в улучшении
2.3.5.3 Инициирование и управление улучшениями
2.4.5.4 Закрепление достиженийЗаключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТ1.doc

— 172.50 Кб (Скачать)

1) выявить (задать) полную систему процессов, требуемых  для менеджмента качества;

2) определить  последовательность, взаимосвязь и  взаимодействия в этой системе  процессов; 

3) с позиций  стратегических целей и планов  определить ключевые процессы;

4) найти сотрудника, готового взять на себя ответственность  за данный процесс и наделить его соответствующими полномочиями, сделать владельцем, собственником процесса;

5) определить  заказчика или потребителя процесса  и описать выход процесса, т.е.  требования к качеству результатов  его функционирования;

6) определить поставщиков процесса  и требования к элементам входа  процесса, т. е. к ресурсам;

7) определить критерии эффективного  менеджмента данного процесса  и выбрать для них метрологически  обеспеченные измерители;

8) спланировать процессы измерения  показателей качества и эффективности процесса;

9) описать сам процесс в виде  блок-схемы или схемы потоков  с учетом системы менеджмента  процесса;

10) определить входные и выходные  документы по стадиям процесса (например, регламент, должностные  инструкции, рабочий журнал и т.п.};

11) обеспечить информационные потоки, требуемые для эффективного менеджмента  и мониторинга процесса;

12) вести регулярную оценку, мониторинг  и анализ данных, относящихся  к процессу;

13) систематически проводить корректирующие  и предупреждающие действия, направленные на достижение целей процесса;

14) определить порядок внесения  в процесс изменений.

Мета-процесс обеспечивает систематический  подход к выявлению и описанию всех процессов, представляющих интерес  для качества, как, впрочем, и для управления вообще. Однако особый интерес представляют так называемые бизнес-процессы. Они характеризуются тем, что имеют конкретного потребителя, готового платить за результаты бизнес-процессов, которые и существуют до тех пор, пока есть потребитель. Их организация и систематизация осуществляются в соответствии не с удобствами производителя, а с принципом ориентации на потребителя. А это означает, что на смену традиционной организационной структуре, как правило, придет проектный подход и командная форма работы9.

Бизнес-процессы делят на внутренние и внешние. Примером внутреннего  процесса может служить разработка и внедрение на предприятии системы  качества. Внешние бизнес-процессы порождаются, как правило, клиентами. Во всех случаях бизнес-процессы в виде цепочки операций идут внутри организации. Для систем качества крайне важно рассматривать каждый элемент любого бизнес-процесса как процесс, имеющий своих потребителей и поставщиков, свои входы и выходы.

2.2 Уровни описания Процессов

Выделяют несколько уровней описания процессов. На самом верхнем уровне, условно называемым стратегическим, организация рассматривается как «черный ящик», взаимодействующий с заинтересованными сторонами. Поэтому основной критерий классификации процессов на этом уровне — клиент (заинтересованная сторона), ради которого процесс запускается. Для нас точные названия процессов не так важны, как сам принцип их выделения. Для удобства условимся называть процессы, порождаемые ради удовлетворения:

    • интересов менеджмента — процессами управления;
    • интересов сотрудников — социальными процессами;
    • любимого потребителя — бизнес-процессами.

При этом важно иметь в виду: бизнес-процессы принципиально отличаются от других процессов тем, что их результат  обменивается на денежные средства покупателей. Несомненно, это самые важные процессы, поскольку именно за их счет мы существуем.

Этот признак классификации  особенно существенен потому, что  позволяет не упустить из виду интересы заинтересованных сторон и настроить  на них процессы. Кроме того, это первый шаг к построению сбалансированной системы показателей10.

Второй классификационный критерий делит процессы на те, что направлены на создание ценности для заинтересованных сторон, и те, что обеспечивают процессы создания ценности.

Бизнес-процессы инициируются всегда извне и реализуются после решения руководства о целесообразности их осуществления. Конечно, не все инициируемые извне процессы обязательно оттуда и финансируются. Общение, скажем, с пожарной инспекцией может породить процесс, платить за который придется из собственных средств.

Процессы управления главным образом  связаны с выработкой стратегии  и координацией параллельно идущих бизнес-процессов, а вспомогательные  запускаются время от времени  при возникновении потребности  в них 

Второй иерархический уровень — тактический — предполагает развертывание процессов, связанных с этапами жизненного цикла продукции. Цикл, как известно, начинается с маркетинга. Поставщики этого процесса находятся вовне организации, с потребителями дело обстоит сложнее. К ним можно отнести и те структуры, которые перехватывают у маркетинга «эстафетную палочку» и несут ее дальше — в исследования и разработки, и высший менеджмент, которому маркетинговый процесс не может быть безразличен.

На следующем этапе возникает  процесс исследований и разработок. Его потребителями выступают технологические службы, занятые пуско-наладочными работами и технологической подготовкой производства. Они и перехватывают эстафету на следующем этапе, порождая соответствующие процессы. А их, а свою очередь, уже ждут с нетерпением производственники — главные исполнители собственно производственных процессов. Обычно именно на исполнителях сосредоточено основное внимание. Но такая точка зрения совершенно неоправданна. Да и производством дело не заканчивается. За ним следует распространение товара или услуги (продажа), а далее — процессы послепродажного обслуживания и, наконец, утилизации. После чего все начинается сначала11.

Третий уровень — оперативный  — выделяет процессы, которые могут  группироваться как в проекты, так и в действия отдельного сотрудника на рабочем месте. Именно свойство фрактальности позволяет строить такие процессы. Благодаря фрактальности процессы естественным образом вкладываются друг в друга наподобие «матрешки» — от рабочего места до кабинета директора. А это значит, что выделенные три уровня взаимосвязаны и образуют единую систему.

Переход на процессный способ описания деятельности предполагает наглядное  представление блок-схемы (или схемы  потоков) процесса. Графическое представление процессов создает простой и понятный язык описания, существенно облегчающий обмен информацией (или, как теперь принято говорить, коммуникацию) и по вертикали, и по горизонтали. Наглядность облегчает решение многих насущных задач, например, оценку числа людей, необходимого для обеспечения последовательности операций бизнес-процесса. Это достигается благодаря последовательному раскрыванию «матрешки» бизнес-процессов вплоть до уровня отдельного оператора (исполнителя). Таким образом, определяется «рабочая зона» каждого исполнителя и их взаимодействие во внутренней цепочке «поставщик — потребитель».

Отсюда вытекает возможность формулирования должностных инструкций и служебных  обязанностей каждого сотрудника. В  рамках процессного подхода, как, впрочем, и в рамках международных стандартов ИСО серии 9000:2000, меняется роль и структура таких документов, как, например, должностные инструкции. Дело в том, что теперь должностная инструкция становится практическим документом, используемым каждый день, а не пылящимся где-то в отделе кадров. В ней фиксируются все действия, выполнение которых возложено на данного сотрудника. И если в ходе непрерывного совершенствования процесса какие-то действия меняются, это надо немедленно отразить в инструкции. Сами действия надо описать не общими словами, а операциональными выражениями, допускающими эффективное обучение и, если надо, проверки.

Благодаря локализации точек контроля, процессный подход помогает организации  информационных потоков бизнес-процессов. Во-первых, становится понятным, где важно собирать информацию, с помощью каких средств измерения и какими статистическими методами стоит пользоваться при ее свертке и представлении. А во-вторых, проясняется организация механизмов обмена информации, ее накопления и хранения.

Процессный подход облегчает описание взаимодействий бизнес-процесса и вспомогательных процессов, прежде всего таких, как процессы обслуживания и ремонта. Упрощается, конечно, и взаимодействие с процессами управления.

Непрерывное улучшение процессов  — необходимая стратегия бизнес-деятельности на конкурентном рынке, поскольку:

    • степень приверженности потребителя зависит от величины той ценности, которую он приобретает у компании;
    • приобретенная ценность является результатом бизнес-процессов;
    • длительный успех в условиях конкуренции требует постоянного повышения ценности того, что поставляется на рынок; для непрерывного повышения способности создавать ценности компания должна постоянно улучшать свои процессы создания ценностей.

Значимость процессов уже при  создании не одинаковая. Поэтому даже кардинальные улучшения второстепенных процессов обычно не приводят к каким-либо значительным результатам в бизнесе, в то время как небольшие улучшения важных процессов могут дать существенный прирост бизнес-результатов12.

Представленная стратегия механизма улучшения процессов была создана, чтобы избежать ловушки парадокса процессов и стимулировать такие инвестиции в улучшение процессов которые принесут значительные результаты. Стратегия включает в себя четыре этапа.

На первом этапе (сбор данных) происходит сбор информации и данных, необходимых для отбора процессов. На втором (выбор процессов) на основе собранной информации и данных делается выбор. Действия на этих этапах осуществляют только один раз.

Этапы третий и четвертый включают в себя шаги, необходимые для создания системы управления и непрерывного улучшения процессов. Основное отличие состоит в том, что на третьем этапе речь идет об ответственности руководителей компании, а на четвертом — об ответственности собственника (владельца) процесса. Механизмы этих этапов действуют постоянно.

Стратегия построена на нескольких основных принципах. Принципы важности процессов и качества их функционирования используются для того, чтобы отбирать процессы. Принцип зрелости процессов  используется для обеспечения системности в подходе к выбору методов улучшений для выбранных процессов. Несмотря на то, что в методологии стратегии заложена необходимость измерений того как функционирует процесс, применяемый подход не требует изначально разработки всесторонней системы измерений. Все зависит от зрелости процесса: разработка, внедрение и применение тех или иных показателей деятельности должны определяться степенью готовности процесса к таким измерениям. Забота о внутрифирменных процессах должна быть главной ответственностью руководителей. Без эффективного надзора и руководства со стороны менеджеров шансы стать жертвой парадокса процессов значительно повышаются. Третий этап дает возможность этого избежать13.

Очевидно, что предложенная стратегия  — это подход, который требует времени. Дорога к благополучию и эффективным процессам требует определения и постоянной актуализации приоритетов. Для достижения заметных результатов стратегия должна применяться неуклонно с самого начала, и ее реализация требует, чтобы на всем пути она твердо опиралась на описанные принципы. Это самый быстрый и самый надежный путь к успеху.

2.3 Поэтапная реализация процессного  подхода

Рассмотрим каждый этап более подробно.

2.3.1 Сбор данных 

2.3.1.1 Выявление цепочек  создания ценностей

Выявление цепочек создания ценностей  — первый шаг в стратегии предприятия. Такая цепочка состоит из ключевых действий, необходимых для продвижений  продукции или услуги от первоначальной идеи до поступления к конечному  потребителю ценность может быть определена только конечным потребителем и имеет значение применительно к конкретной продукции или услуге. Информации о продукте или услуге может быть объединена с информацией о ценности, определенной потребителем, чтобы разработать предложение по создана о ценности. В этом документе описаны возможные выгоды для потребителей, совмещенные с такой ценовой политикой, которая, с одной стороны, будет привлекательна для потребителей, а с другой — обеспечит достижение финансовых целей предприятия. Подобный документ необходим для оценки вклада в создаваемые ценности соответствующих производственных процессов и выявления связи ценности с различными внутренними структурами, системами и характеристиками.

2.3.1.2 Регистрация внутрифирменных  процессов 

Следующий шаг — выделение бизнес-процессов процессов менеджмента и вспомогательных процессов, действующих на предприятии. Один из подходов к идентификации бизнес-процессов связан с изучением материальных и информационных потоков между предприятием и внешним миром. Содержащиеся в этих потоках материальные и информационные объекты- либо производятся, либо потребляются в результате процесса. Для каждого идентифицированного процесса полезно определить состояние соответствующих объектов в период прохождения их между предприятием и внешним миром. Например, заказ потребителя может находиться в состоянии «получен», «заказано», «выпущено», «отобрано», «упаковано», «отгружено», «оплачено». Каждое изменение состояния является результатам процесса14.

Когда идентификация процессов  завершена, их необходимо описать. В описание для начала могут быть включены следующие пункты:

1. Название. Для этого нужно использовать  конструкцию глаголов и объектов, например: «разработать изделие»  или «выполнить заказ».

2. Цель. Описывается основная (определяющая) цель процесса, начиная с первоначальной идеи и заканчивая изменениями, которые повышают ценность производимого продукта.

3. Границы. Нужно отделить процесс  от окружающей его среды. Лучше  всего это сделать с помощью  границ взаимодействия между  потребителем и поставщиком.

4. Взаимозависимости. Описываются  ключевые взаимозависимые отношения  между процессом и другими  процессами.

Информация о работе Процессный подход к управлению