Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 13:29, курсовая работа
Целью данной работы ставится рассмотрение особенностей процессного подхода к управлению.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть особенности применения процессного подхода;
выделить эффективность процессного подхода;
проанализировать аспекты и этапы практической реализации процессного подхода.
Введение
1. Особенности применения процессного подхода
1.1 Концепция процессного подхода
1.2 Ресурсная база и декомпозиция Процесса
1.3 Понимание процессного подхода
2. Реализация процессного подхода к управлению
2.1 Эффективность процессного подхода
2.2 Уровни описания Процессов
2.3 Поэтапная реализация процессного подхода
2.3.1 Сбор данных
2.3.1.1 Выявление цепочек создания ценностей
2.3.1.2 Регистрация внутрифирменных процессов
2.3.1.3 Определение значимости процесса
2.3.1.4 Выявление проблем, связанных с процессами
2.3.1.5 Классификация процессов по их зрелости
2.3.2 Выбор процессов
2.3.3 Установление собственников процесса
2.3.4 Надзор и оптимизация
2.3.4.1 Постоянный анализ со стороны руководства
2.3.4.2 Оптимизации организационных структур и систем
2.3.5 Управление и улучшение процессов
2.3.5.1 Мониторинг функционирования процессов
2.3.5.2 Выявление потребностей в улучшении
2.3.5.3 Инициирование и управление улучшениями
2.4.5.4 Закрепление достиженийЗаключение
Список использованной литературы
Процессный подход к управлению
Содержание
Введение
1. Особенности применения
1.1 Концепция процессного подхода
1.2 Ресурсная база и декомпозиция процесса
1.3 Понимание процессного подхода
2. Реализация процессного
2.1 Эффективность процессного подхода
2.2 Уровни описания Процессов
2.3 Поэтапная реализация
Заключение
Список использованной литературы
Обоснование рациональности применения
процессного подхода в
В условиях недостаточной конкурентоспособ
Цель любой
Процессный подход является важнейшим признаком совершенного управления. Этот подход, используемый в качестве базового в международных стандартах ИСО серии 9000:2000, на самом деле не нов. Еще в конце 60-х годов была разработана методология структурного анализа и проецирования сложных систем SADT .
Совершенствование деятельности предприятия может осуществляться за счет применения процессного подхода к его управлению, что позволяет:
Определенные особенности
Целью данной работы ставится рассмотрение особенностей процессного подхода к управлению.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Теоретическую основу исследования составляют научные положения, содержащиеся в трудах ведущих отечественных учёных и специалистов в области менеджмента и теории управления.
Объектом исследования в данной
работе является процессный подход к
управлению, а предметом – особенности
и сложности процессного
В данной работе используется сравнительно – аналитический метод исследования.
Практическая значимость работы состоит в рассмотрении особенностей процессного подхода к управлению.
Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Процессный подход является важнейшим признаком совершенного управления. Этот подход, используемый в качестве базового в международных стандартах ИСО серии 9000:2000, на самом деле не нов. Еще в конце 60-х годов была разработана методология структурного анализа и проецирования сложных систем SADT .
На рынке методология SADT появилась в 1975 г. Позднее этот подход к описанию процессов был оформлен в виде Федерального стандарта США под названием IDEFO . Наибольший интерес к процессам появился после публикаций М. Хаммера, Д. Чампи и др. в середине 80-х. В 1988 г. процессный подход был включен в модель премии Малкольма Болдриджа, а в 1991 г. - в модель совершенного бизнеса Европейской премии по качеству.
Процессом называют совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, которая преобразует входы в выходы (ИСО 9000 2000). Выход процесса (продукт) обладает ценностью для потребителя. Когда говорят о процессном подходе, имеют в виду прежде всего то, что управление процессом и каждой из входящих в него работ (деятельностью, подпроцессом, процессом второго или последующих уровней или функцией) происходит с применением особых методических приемов, достаточно хорошо разработанных и позволяющих исключить многие ошибки.
Ниже представлены некоторые типичные ситуации в компании, когда процессный подход может быть использован как средство улучшения деятельности.
Вариант 1. У организации дела идут достаточно хорошо, но руководители или собственники, прогнозируя снижение темпов роста организации, усиление конкуренции на рынке, принимая во внимание другие факторы риска для существования организации, начинают искать способы повышения эффективности организации путем оптимизации бизнес-процессов.
Вариант 2. Рыночная конъюнктура складывается для организации очень удачно, но скорость роста размеров и бизнеса организации опережает скорость развития системы управления, и собственники, озабоченные потерей управляемости бизнеса, начинают искать новые способы удержания ситуации под контролем путем описания и автоматизации бизнес-процессов организации1.
Как правило, собственники и руководители ожидают от применения процессного подхода к управлению решения следующих основных проблем:
В некоторых случаях руководители создают у себя рабочие группы (проектные группы) из наиболее квалифицированных специалистов для решения своих проблем. В поисках правильного решения руководители и рабочая группа начинают производить перестановки в оргструктуре компании, переподчинять отделы и подразделения. Со стороны эта деятельность часто напоминает попытку добиться слаженной игры оркестра путем пересаживания музыкантов.
Большинству компаний не удается добиться
серьезных долгосрочных результатов
путем организационных перестан
Довольно часто руководители компаний пытаются построить правильную систему управления в одном, отдельно взятом пилотном процессе, описание и улучшение которого поручается внешнему консультанту.
Однако, опыт показывает, что такой поход заведомо обречен на провал, поскольку любая организация представляет собой сложную систему взаимодействий, и описание одного из сегментов деятельности не может устранить системных проблем в управлении всей организацией. При выстраивании системы управления и взаимодействия в одном процессе непременно придется захватить взаимодействие данного пилотного процесса с другими. При одностороннем описании взаимодействия возможны следующие ситуации:
Появление эффекта «перетягивания одеяла», когда руководитель пилотного процесса добивается регламентации и последующего выполнения совместных работ с точки зрения выгоды и преимуществ своего процесса, а не всей организации.
Отсутствие необходимого опыта в создании системы регламентации деятельности со стороны руководителей и владельца пилотного процесса приводит к тому, что созданную, согласованную и утвержденную документацию придется корректировать и исправлять каждый раз, когда будет создаваться документация следующего процесса, взаимодействующего с пилотным.
Создание системы процессного управления подразумевает создание системы планирования показателей процессов сверху вниз и системы управленческой отчетности снизу вверх. Построить эти системы можно только сверху вниз, начиная с планов высшего руководства организации.
Проблема информированности
В основу концепции процессного похода к управлению положены:
В основе процессного подхода к управлению организацией лежит выделение в организации бизнес-процессов и управление этими бизнес-процессами.
Для простоты изложения далее термин «бизнес-процесс» заменим на термин «процесс». Кроме того, основные принципы менеджмента не зависят от типа, профиля и области деятельности компании, поэтому в дальнейшем для обозначения компании, строящей систему процессного управления, будет применяться термин «организация». Этот термин в равной степени применим для промышленного предприятия, управляющей компании, консалтинговой или юридической конторы, коммерческой или государственной структуры.
Для всех типов организаций самой
актуальной задачей является построение
эффективной системы
Построить любую систему управления можно только на основе однозначно определенных объектов, из которых она будет состоять. Самыми главными объектами в любой системе управления являются «Объект управления» – то, чем управляют, и «Субъект управления» – тот, кто управляет. Соответственно, для системы процессного управления эти объекты определяются терминами «Процесс» и «Владелец процесса».
Процесс – это устойчивая, целенаправленная совокупность взаимосвязанных видов деятельности, которая по определенной технологии преобразует входы в выходы, представляющие ценность для потребителя.
Данное определение базируется на определении стандарта MS ISO 9000:2000 и является достаточно общим.
Выделяют три основных группы процессов:
Термин «подпроцесс» используется в тех случаях, когда требуется рассмотреть процесс более, подробно как совокупность составляющих его подпроцессов.
Поскольку процессы или подпроцессы по своей сути являются действиями, то для обозначения этих действий необходимо, чтобы названия процессов, подпроцессов (или функций) были выражены глаголом или отглагольным существительным, например, «Процесс производства», «Процесс продаж».
Для управления процессом необходимо назначить должностное лицо, ответственное за выполнение процесса и его результат. Чтобы должностное лицо могло управлять процессом, в его распоряжение должны быть выделены ресурсы, необходимые для проведения процесса, делегированы права и полномочия. Каждый процесс существует не сам по себе, а выполняет какие либо функции в организации и является подконтрольным высшему руководству организации. Поскольку в ряде случаев процессом может управлять не один сотрудник, а коллегиальный орган управления, то определеие владельца процесса будет следующим5.
Владелец процесса – это должностное лицо или коллегиальный орган управления, имеющий в своем распоряжении ресурсы, необходимые для выполнения процесса, и несущий ответственность за результат процесса.
Владелец процесса ведет управление процессом и является неотъемлемой составной частью процесса.