Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 14:45, курсовая работа
Роль организации управления заключается в следующем она выступает как один из факторов трансформации экономики; через нее реализуется действие объективных законов функционирования рынка; она является организационным началом всей системы факторов радикальной реформы управления экономикой.
1. Введение______________________________________________________3
2.Структура системы управления ___________________________________ 3
2.1.Аппарат управления ______________________________________ 4
2.2.Механизм управления _____________________________________6
2.3.Закон управления_________________________________________7
2.4.Цели и задачи управления__________________________________10
2.5.Функции управления______________________________________12
3. Государственное управление в современных условиях________________15
3.1. Электронное правительство_______________________________16
3.2. Эффективное лидерство__________________________________17
3.3. Корпоративная культура госуправления____________________18
3.4. Экономическая политика государства_______________________19
4. Заключение_________________________________________________24
Примечания
Список литературы
Система целей деятельности предприятия должна удовлетворять следующим требованиям:
они должны быть функциональными, чтобы руководители различных уровней могли легко трансформировать цели, которые ставятся на более высоком уровне, в задачи для нижестоящих уровней;
должна быть установлена временная связь между долговременными и краткосрочными целями;
цели должны периодически пересматриваться, чтобы внутренние возможности соответствовали имеющимся условиям;
цели должны обеспечить необходимую концентрацию ресурсов и усилий;
необходимо всегда ставить систему целей, а не одну цель;
цели должны охватывать все сферы деятельности предприятия.
Данные требования можно реализовать, если на предприятии есть четкий механизм структуризации целей, в основе которого лежат следующие направления деятельности:
выделение линейных функциональных подразделений, отвечающих за организационное обеспечение целей определенного уровня;
проверка однородности целей каждого подразделения предприятия, недопущение разрыва связи между целями и задачами;
рациональное распределение
установление последовательност
оценка эффективности
разработка систем оценки и стимулирования труда исходя из конечных результатов работы подразделения.
Конечными целями деятельности предприятия могут быть следующие:
получение дохода (прибыли);
создание потенциала для будущего развития;
обеспечение безопасности жизнедеятельности и создание условий для всестороннего развития личности работников предприятия.
Успешная реализация этих конечных целей будет зависеть от того, как они будут разбиты на цели и задачи. В общем случае алгоритм структуризации целей включает их конкретизацию в технико-экономических показателях работы предприятия и формулирование основных проблем, требующих своего решения для достижения целей.
1.5. Функции управления
Исходя
из глобальной цели функционирования
предприятия, каждому подразделению
аппарата управления и должностному
лицу устанавливаются конкретные задачи,
решение которых
Под функциями управления понимаются обособившиеся виды управленческого труда, порождаемые разделением труда внутри процесса управления, то есть любая работа, любое действие, совершаемое в системе управления, направленное на изменение состояния объекта управления в соответствии с поставленной целью. Суть управленческой функции заключается в информационном воздействии на объект управления. Реализация функции управления - это процесс подготовки, передачи, обработки и отражения информации. Каждая функция характеризуется присущим технологическим процессом обработки информации. Субъектом осуществления функций управления должна быть только система управления, что ограничивает состав функций управления6.
Функции управления всегда направлены на достижение целей управления. Они объективны и являются формами реализации отношений управления, через которые, в свою очередь, реализуются требования экономических законов развития производства. Поэтому процесс управления выступает как объективно предопределенная система функций, включающая две группы функций: общие и конкретные.
Общие функции включают:
прогнозирование и планирование;
организацию, координацию и регулирование;
активизацию и стимулирование;
учет, контроль и анализ.
Их полный состав образует управленческий цикл.
Объектом управленческих воздействий может быть как непосредственное производство, так и система управления им. Соответственно выделяются и сферы реализации функций управления: система управления и управляемый объект. Например, планироваться может работа конвейера и техническая подготовка производства. Из этого следует, что состав и содержание функций управления зависят от особенностей процесса управления и от особенностей объекта управления.
Общие функции управления не зависят от специфики управляемого объекта. Конкретные функции, наоборот, определяются спецификой управляемых объектов. Обусловлено это тем, что функционирование всех участков производства требует осуществления основных или общих функций управления и лишь некоторых конкретных функций.
Основой разработки и принятия управленческих решений является функция планирования, представляющая собой управленческую деятельность, которая предусматривает выработку целей и задач управления производством, а также определение путей реализации планов для достижения поставленных целей. Прогнозирование в управленческом цикле предшествует планированию и ставит своей задачей научное предвидение развития производства, а также отыскание решений, которые обеспечивают развитие производства и его частей в оптимальном режиме. Поскольку прогнозирование всегда предшествует планированию, то его можно рассматривать как подфункцию планирования.
Организация как функция управления - это деятельность, направленная на создание или развитие структуры хозяйственной системы. В зависимости от объекта различают организацию производства, труда и управления. Организация управления включает регламентацию отдельных элементов процесса управления (стадий управленческого цикла, процедур и операций управления), установление времени выполнения работ, состава исполнителей. Прав, ответственности, технического и информационного обеспечения и т.п.
Координация заключается в обеспечении необходимой (предусмотренной проектом организации) согласованности действий работников. Цель координации - устранить параллелизм и дублирование в работе.
Функция регулирования состоит
в сохранении режима функционирования
хозяйственной системы. В силу различных
причин производство может отклоняться
от заданных параметров. В этих условиях
путем регулирования устраняютс
С помощью учета осуществляется сбор информации о состоянии хозяйственной системы. Он служит базой для анализа - комплексного изучения производственно-хозяйственной деятельности с целью контроля и повышения эффективности функционирования производства путем выявления и мобилизации имеющихся резервов. Роль контроля как функции управления обусловлена тем, что он служит средством осуществления обратных связей в системе управления. Посредством контроля проверяется выполнение принятых решений и оцениваются их последствия.
3. Государственное
управление в современных
Как писал П. А. Столыпин, «никогда ни одно правительство не совершит ни одной работы не только репрессивной, но и созидательной, если не будет иметь в своих руках совершенный управленческий аппарат ».
Одно из базовых условий развития России — формирование эффективной системы управления, которая была бы способна решать вопросы модернизации экономики и противодействия коррупции. Состояние системы и ее отдельных институтов является значимым элементом «организационного капитала» страны, который напрямую влияет на ее конкурентоспособность. Государственное управление эффективно, если обеспечивает стабильность и поступательное развитие общественной системы.
Опыт российских реформ последних
десятилетий показывает, что эти
институты самостоятельно не «настраиваются».
Для поддержания и развития «организационного
капитала» власти нужны постоянно
действующие механизмы управлен
3.1.Электронное правительство
Важным элементом системы
Для России электронное правительство должно стать необходимым компонентом эффективного управления. Внедрение технологий электронного правительства позволит:
повысить прозрачность подготовки и принятия решений, законодательных актов;
сократить бюрократический аппарат и затраты на его содержание;
значительно упростить процедуры для граждан и бизнеса при предоставлении государственных услуг, что значительно сократит возможность коррупционных действий;
повысить уровень
Кроме того, внедрение электронного
правительства может внести определенный
вклад в увеличение темпов роста
экономики. По оценкам специалистов,
повышение эффективности
Среди основных направлений функционирования электронного правительства можно выделить следующие:
«правительство — гражданам»;
«правительство — бизнесу»;
«правительство — чиновникам»;
«правительство —
Выстроив систему обратной связи с основными потребителями государственных услуг и переведя часть функций в сферу виртуальных коммуникаций, правительство сможет значительно повысить эффективность своей деятельности. Для обеспечения прав потребителей государственных услуг должен быть разработан и принят специальный закон (его условным названием может быть «Хартия гражданина»), основные положения которого ставили бы чиновника в зависимость от качества его работы, а граждане перестали бы быть заложниками чиновничьего произвола.
3.2. Эффективное лидерство
Функции государственного аппарата необходимо переориентировать на решение стратегических задач. В структурах государственной власти должна концентрироваться интеллектуальная элита нации, способная разработать и последовательно реализовывать концепцию и стратегию развития страны на длительную перспективу, придать экономике динамичный и устойчивый характер.
В политике подбора и расстановки кадров на высоком государственном уровне целесообразно придерживаться управленческого принципа меритократии, согласно которому руководящие посты должны занимать наиболее способные люди независимо от их социального и экономического происхождения. Хотелось бы обратить внимание еще на одно из высказываний П. А. Столыпина, которое по прошествии многих десятилетий не утратило своей актуальности: «В тех странах, где еще не выработано определенных правовых норм, центр тяжести, центр власти лежит не в установлениях, а в людях».
Следует подчеркнуть, что, хотя бюрократизация исторически и означала конец классической эры индивидуализма, одновременно она создавала возможность для исключительных личностей достичь реализации своих идей, находясь во главе организации, если только процесс социального отбора позволял им занять такое положение. С этой точки зрения никакая модернизация и никакое реформирование, в том числе и исполнительной власти, невозможны без эффективного лидерства, в том числе в высшем и среднем звеньях государственного управления. Лидеры, находящиеся в центре системы выработки и принятия решений, обязаны обеспечить основу для подготовки четко сформулированных национальных интересов как во внутренней, так и во внешней политике. Они должны обладать умением мыслить стратегически, четко определять основные проблемы и предлагать оптимальные пути их решения, лично влиять на ход событий, сосредоточив усилия на выполнении заданной функции. Мудрость чиновника не в том, чтобы командовать экономикой по телефону или через ведомственные инструкции, а в том, чтобы определять приоритетные направления экономического развития, формировать принципы инвестиционной политики, концепцию отраслевых балансов, создавать условия для поддержания конкурентной среды. Поэтому необходимо обеспечить возможности для независимого лидерства в экономической и политической сферах, которое в конечном счете способно подчинить власть чиновников эффективному контролю. Решить эту задачу может нацеленная на перспективу программа подготовки лидеров для различных уровней государственной службы.
3.3. Корпоративная культура госуправления
Помимо лидерства, важный аспект государственного управления — создание эффективно работающей команды (коллектива). Необходимо обратить особое внимание на методы, обеспечивающие сознательное и активное участие чиновника в реализации поставленных целей. Опыт показывает, что государственный служащий добивается более высоких результатов при наличии веры в руководство и правильно выстроенной системы приоритетов в работе, признания заслуг и вознаграждения за успехи в работе (не обязательно в денежной форме). Чиновники высоко ценят доверие руководства, возможность пройти переподготовку, получить новые навыки или повысить квалификацию.
Эффективность государственного управления
во многом зависит от профессионализма,
гибкости и ответственности
Наконец, для тех, кто придает наибольшее значение применению специальных знаний к решению государственных проблем, эффективность означает создание такой организационной структуры, в которой специалисты могут наилучшим образом использовать свои профессиональные качества. При этом необходимо разработать «систему оценки компетентности», при помощи которой можно определять качества, необходимые высшим государственным служащим. Применение такой системы дает объективные основания для развития человеческих ресурсов, найма, продвижения, поощрения чиновников. Эта система позволит определять критерии для проведения аттестации всех сотрудников высших ступеней государственной службы. В конечном счете чиновничество должно стать поистине привилегированным аристократическим классом, а профессия чиновника не только высокооплачиваемой, но и уважаемой в обществе.
3.4. Экономическая политика государства
Необходимость усиления государственного
регулирования и управления экономическими
процессами практически во всех сферах
экономики стала очевидной
Информация о работе Проблемы повышения качества управления в современных условиях